Статистико-экономический анализ реализации продукции сельского хозяйства по группе предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта – используя статистические и экономические методы, проанализировать эффективность реализации продукции сельского хозяйства в отдельно взятом регионе. В то же время необходимо найти закономерности, объяснить, почему одна группа предприятий лучше другой и выявить возможные резервы повышения уровня и эффективности реализации продукции сельского хозяйства.
Задачами курсового проекта являются:
1. получение показателей, характеризующих уровень эффективности производства продукции сельского хозяйства;
2. изучение различий в уровне этих показателей по совокупности путем расчета показателей вариации;
3. произвести типологическую группировку предприятий по уровню и эффективности производства продукции;
4. изучить по типическим группам:
• уровень результативных показателей по реализации продукции, используя прием разложения составного показателя на простые и индексный анализ суммы выручки по основным продуктам;
• структуру реализации продукции, различия в специализации производства;
• уровень интенсификации производства;
• размер и уровень концентрации производства;
• уровень экономической эффективности, путем проведения анализа массы прибыли по факторам между крайними типическими группами, анализа средней рентабельности реализации по группе основных продуктов;
• финансовое состояние предприятий;
5. оценить влияние на реализацию продукции сельского хозяйства отдельных факторов на основе комбинированной группировки и с помощью корреляционно-регрессионного анализа;
6. тенденцию изменения показателей уровня эффективности производства в динамике.

Содержание работы

Введение. 2
Глава 1. ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ. 4
Глава 2. ТИПИЧЕСКАЯ ГРУППИРОВКА. 7
Глава 3. Анализ типических групп. 14
3.1. Анализ размеров сельскохозяйственного производства 14
3.2 Специализация производства 16
3.5 Изучение связи выручки от реализации продукции сельского хозяйства в расчете на 100 га с.х. угодий с уровнем цен и объемами продаж методом индексного анализа 19
3.6. Анализ объемов производства и уровня товарности основных видов продукции 20
3.7 Интенсификация производства 22
3.8. Анализ экономической эффективности производства. 26
3.9Анализ прироста массы прибыли (убытка) от реализации продукции сельского хозяйства в расчете на 100 га с.х. угодий 27
3.10. Анализ средней рентабельности. 28
3.11. Анализ финансового состояния по группе предприятий 30
Глава 4. АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ФАКТОРНЫХ И РЕЗУЛЬТАТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ. 32
4.1. Оценка влияния на выручку от реализации продукции сельского хозяйства отдельных факторов на основе факторной комбинационной группировки 32
4.2. Изучение связи выручки от реализации продукции сельского хозяйства со среднегодовым числом работников и материальными затратами в животноводстве, ( в расчете на 100 га) 36
Глава 5. ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

Файлы: 1 файл

источники1.docx

— 401.61 Кб (Скачать файл)

Анализируя данную таблицу, замечаем, что предприятия по группам  специализируются на реализации продукции  животноводства. Непосредственно о  структуре реализации по отраслям.

Итак, низшая группа специализируется на реализации цельного молока 61,4%, специализация  средней - реализации свиней -52,6% от всей выручки, а высшая специализируется на реализации птицы 75,5% от всей выручки. Рассмотрим растениеводство. Доля выручки  продукции растениеводства в  общей выручке от продукции сельского  хозяйства очень мала и составляет не более 10%. Причем в высшей группе выручка от продажи продукции рассматриваемых культур отсутствует.

Рисунок 5. Структура выручки  продукции сельского хозяйства

Рисунок 6. Структура выручки  по разным видам продукции в 1 группе

Рисунок 7. Структура выручки  по разным видам продукции во 2

группе.

Рисунок 8. Структура выручки  по разным видам продукции в 3 группе

3.4 Выручка от  реализации продукции на 100 га  с.-х. угодий.

Рассмотрим сумму выручки  от реализации продукции сельского  хозяйства, в том числе продукции  растениеводства и животноводства, а также по основным видам продукции.

Таблица 11. Выручка от реализации продукции на 100 га с.-х. угодий.

Показатели

Типические группы

В среднем

III к I в %

I

II

III

Выручка от реализации продукции  с.х. всего, тыс. руб.

1017

8875,1

419575,6

9526,7

41256,2

в том числе животноводства

915,2

7416,7

392805,8

8571,6

42920,2

из него: от реализации крс

60,4

279,1

0

139,1

0,0

от реализации свиней

0,5

4664,4

0

1695,8

0,0

от реализации птицы

0

0

316760

4278,4

-

от реализации молока цельного

624,3

1702,2

0

1007,7

0,0

от реализации яиц

0

78

47359,2

668

-

в том числе растениеводства

101,7

1458,5

26769,8

955,1

26322,3

из него: от реализации зерновых и зернобобовых

11,9

15,6

0

13,1

0,0

от реализации картофеля

62,6

16,3

0

44,9

0,0

от реализации овощей открытого  грунта

23,7

63,1

0

37,7

0,0


Из таблицы 11 видно, что  выручка на 100 га с.-х. угодий на 1 предприятие  в 41,25 раз больше в 3 группе, чем в 1-ой. Большая часть выручки приходится на отрасль животноводство, в среднем  ¾ всей выручки.

3.5 Изучение связи  выручки от реализации продукции  сельского хозяйства в расчете  на 100 га с.х. угодий с уровнем  цен и объемами продаж методом  индексного анализа

Таблица 12. Выручка, объём  продаж и уровень цен на продукцию  животноводства в разных группах  хозяйств

Продукция

объём продаж ц; тыс. шт.

уровень цен, руб/ц; руб/тыс.шт.

выручка, тыс. руб.

I гр

II гр

III гр

I гр

II гр

III гр

I гр

II гр

III гр

усл

q1

q2

q3

p1

p2

p3

p1q1

p2q2

p3q3

p1q2

Крс

17,9

54,2

-

3370,1

5146,8

-

60,4

279,1

-

182,7

Свиньи

0,1

714,5

-

6137,9

6528,4

-

0,5

4664,4

-

4385,4

Птица

0,0

0,0

66101,1

-

-

4792,1

-

-

316760

-

Молоко цельное

515,7

1088,4

-

1210,5

1563,9

-

624,3

1702,2

-

1317,6

Яица

0,0

59,3

16468,6

-

2570,1

2875,7

-

152,5

47359,2

-

Итого

*

*

*

*

*

*

685,2

6798,2

364119,2

5885,7


Так как предприятия высшей группы не занимаются реализацией большинства  видов продукции, для изучения связи  уровня цен и объемов продаж с  выручкой рассмотрим предприятия средней  и низшей групп.

Изменение выручки от реализации продукции в расчете на 100 га с.х. угодий обуславливается изменением цен на продукцию, объёмов реализации в расчете на 100 га с.х. угодий и  структуры реализуемой продукции. Поскольку требуется определить изменение выручки не по одному отдельному продукту, а по всем вместе взятым, используется индексный анализ. Схема анализа  будет следующей:

I изменения выручки = I цены * I структуры и объёма продаж = 9,92

I цен = Σp2q2/Σp1q2 =1,16

I структуры и объема  продаж = Σp1q2/Σp1q1 = 8,59

Результаты расчётов представлены в таблице 13.

Таблица 13. Абсолютное и относительное  изменение выручки от реализации продукции животноводства в расчете  на 100 га с.х. угодий за счёт отдельных  факторов по группе продуктов.

Факторы

Индексы

Абсолютное изменение, тыс. руб

Изменение, %

Цены реализации

1,2

912,5

15,5

Объём реализации продукции

8,6

5200,5

759,0

Всего

9,9

6113,0

892,2


Следовательно, выручка в  третьей группе хозяйств выше по сравнению  с первой, на 6113,04тыс. руб. в расчете  на 100 га с.х. угодий или в 9,92раза. Основной причиной этого является больший  объем продаж и более эффективная  структура реализуемой продукции  в 8,59 раз, за счёт чего выручка больше на 5200,54 тыс. руб. в расчете на 100 га с.х. угодий. Из-за большей средней  цены реализации на 15,50% в высшей группе выручка от реализации в расчете  на 100 га с.х. угодий больше на 912,50 тыс. руб. в расчете на 100 га с.х. угодий.

3.6. Анализ объемов  производства и уровня товарности  основных видов продукции

Как выяснено, в наибольшей степени размер выручки предприятий  зависит от состава и структуры  реализованной продукции. Необходимо также рассмотреть изменение  объема товарной (реализованной) продукции. Объем товарной продукции зависит, во-первых, от объема производства продукции (валовая продукция); во-вторых, от уровня товарности производимой продукции.

Расчет индексов:

Таблица 14. Объемы производства и товарность основных видов сельскохозяйственной продукции

Продукция

Валовая продукция, руб.

Товарность, доля

Товарная продукция, руб.

низшая

cредняя

низшая

высшая

низшая

высшая

условная

q1

q2

d1

d2

q1d1

q2d2

q2d1

крс

69,6

213,1

86,8

130,9

60,4

279,1

185,0

свиньи

0,3

5023,8

138,1

92,8

0,5

4664,4

6937,7

птица

-

-

-

-

-

-

-

молоко цельное

709,8

1938,0

88,0

87,8

624,3

1702,2

1704,5

яица

-

-

-

-

-

-

-

Всего

779,8

7175,0

*

*

685,2

6645,7

8827,2


Результат расчета индексов:

Объем товарной продукции (основных видов продукции) в средней группе больше чем в низшей в 9,7 раз. Увеличение объемов товарной продукции происходит за счет увеличения валовой продукции  в 12,83 раза. Но за счет низкого уровня товарности валовой продукции (она  меньше чем в низшей на 25%) объем  товарной продукции достиг указанного уровня.

Проанализируем зависимость  выхода продукции от продуктивности и плотности поголовья.

Таблица 15. Объемы производства молока, плотность животных на 1 га сельскохозяйственных угодий и средняя продуктивность с 1 головы

Показатели

Группы

средняя к низшей, %

Низшая

Средняя

Выход молока, ц/га

586,3

1239,2

211,3

Средняя продуктивность 1 головы, ц..гол.

49,9

66,5

133,5

Среднегодовое поголовье  коров, гол.на 1 га

11,8

18,6

158,3


Уровень производства молока на 100 га сельскохозяйственных угодий в средней типической группе больше в 2,1 раз или на 652,9 ц в расчете  на 100 га с.х. угодий. Этому способствуют большая плотность среднегодового поголовья коров в высшей группе на 16,69 голов или в 1,3 раза. При  большей средней продуктивности в 1,6 раз. По результатам анализа, можно  сказать, что рост средней продуктивности в среднегодовой плотности поголовья  ведет к росту выхода продукции.

3.7 Интенсификация  производства

Таблица 16. Показатели интенсификации производства

Показатели

Группы хозяйств

В среднем по всей совокупности предприятий

низшая

средняя

высшая

Площадь с/х угодий, га

37869

22095

82100

142064

Среднегодовое число работников, на 100 га с.х. угодий

4,1

11,0

244,7

9,8

в том числе работники  занятые в с.х. производстве, чел

3,3

8,9

192,2

7,9

В расчете на 100 га с.-х. угодий:

       

сумма материальных затрат, тыс. руб.

1239,2

6667,5

290609,9

7120,8

сумма амортизации, тыс. руб.

125,3

575,5

13400,5

468,2

оплата труда, тыс. руб.

444,4

1372,6

58568,7

1566,9

Затраты на продукцию  растениводства

на 1га посева зерновых и  зернобобовых, тыс. руб.

10,8

16,7

*

12,6

на 1га посева картофеля,тыс. руб.

80,2

*

*

80,2

на 1га посева овощей открытого  грунта, тыс. руб.

216,7

60,8

*

101,9

Затраты на продукцию  животноводства

на 1 гол. коров молочного  стада, тыс. руб.

94,6

116,2

*

104,9

на 1 гол. крс молочного  направления, тыс. руб.

34,1

35,5

95,6

34,9

на 1 гол. продукции свиней , тыс. руб.

15,2

8,6

*

8,6

на 1гол. продукции птицеводства(взрослые куры) ,тыс. руб.

*

0,6

0,9

0,9

на 1 гол. продукции птицеводства(молодняк) ,тыс. руб.

*

*

0,5

0,5


Как видно из таблицы 16, наилучшая  обеспеченность ресурсами в 3 группе. Сумма материальных затрат в 3 группе в 23,5 раза выше, чем в 1 группе. Сумма  амортизации выше на 200,33% на основе чего можно сделать вывод о  лучшей обеспеченности основными средствами. Затраты на оплату труда работникам в 3 группе выше в 13,2 раза чем в 1 группе. Число работников на 100 га с.-х. угодий в 3 группе выше на 6036,86%. При анализе  затрат на 1 га посева зерновых, картофеля  и овощей мы не берем в рассмотрение высшую группу так как было выяснено ранее она не занимается выращиванием данных культур. Что касается низшей группы для нее наиболее затратен посев овощей открытого грунта и  картофеля. В средней группе затраты  не так велики как в низшей в  частности по овощам открытого грунта они меньше в 3,5 раза, но по зерновым затраты в средней группе больше на 1,5 %. При анализе затрат на продукцию  животноводства в расчете на 1 голову можно сделать вывод, что в  низшей группе предприятий более  низкие затраты на крс молочного  направления, а именно на реализации молока и специализируются предприятия  данной группы. Такую же связь можно  проследить между затратами на продукцию  свиней и специализацией на реализации продукции свиноводства в средней  группе предприятий. Так же и в  высшей группе специализация на продукции  птицеводства определена довольно небольшими затратами на продукцию данной отрасли.

Таким образом, можно сделать  следующие выводы о том:

  • что специализация определена наименее затратными видами продукции для каждой группы предприятий,
  • что хозяйства 3 группы ведут наиболее интенсивное производство, с этим связано то, что в них наибольшие объемы производства и реализации продукции.

Далее рассмотрим структуру  производственных затрат, которая поможет  выявить удельный вес каждой статьи затрат в общем объеме.

Таблица 17. Структура производственных затрат

Показатели

Типические группы

I

II

III

низшая

средняя

высшая

Затраты в растениводстве

25,7

25,3

9,6

из них :оплата труда

4,8

6,8

3,7

материальные затраты

14

10,9

4,1

в том числе: нефтепродукты

2,7

0,9

0,1

топливо

0,1

2,7

1,3

электроэнергия

0,4

1,6

0,9

запасные части и другие материалы для ремонта

2

1

0,1

оплата услуг и работ, выполненных сторонней организацией

0,3

1,5

0,9

семена и посадочный материал

3,6

1,2

0,1

минеральные удобрения

3

0,9

0,6

химические средства защиты растений

0,7

0,3

0,1

амортизация основных средств

2,5

2

0,8

Прочие затраты

3,3

4,1

0,3

Затраты в животноводстве

74,3

74,7

90,4

из них :оплата труда

15,5

7,1

11,3

материальные затраты

42,6

56,3

70,2

корма

29,1

46,2

50

топливо

0,3

0,8

1,8

электроэнергия

2,9

2

2,4

запасные части и другие материалы для ремонта

3,4

1,2

1,6

оплата услуг и работ, выполненных сторонней организацией

2,2

5,1

6,1

нефтепродукты

3,6

1

1,5

амортизация основных средств

3,2

3,8

2,6

Прочие затраты

10,2

6,2

4,3

Итого по сельскому хозяйству

100

100

100

Информация о работе Статистико-экономический анализ реализации продукции сельского хозяйства по группе предприятий