Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:01, курсовая работа
Цель курсового проекта – используя статистические и экономические методы, проанализировать эффективность реализации продукции сельского хозяйства в отдельно взятом регионе. В то же время необходимо найти закономерности, объяснить, почему одна группа предприятий лучше другой и выявить возможные резервы повышения уровня и эффективности реализации продукции сельского хозяйства.
Задачами курсового проекта являются:
1. получение показателей, характеризующих уровень эффективности производства продукции сельского хозяйства;
2. изучение различий в уровне этих показателей по совокупности путем расчета показателей вариации;
3. произвести типологическую группировку предприятий по уровню и эффективности производства продукции;
4. изучить по типическим группам:
• уровень результативных показателей по реализации продукции, используя прием разложения составного показателя на простые и индексный анализ суммы выручки по основным продуктам;
• структуру реализации продукции, различия в специализации производства;
• уровень интенсификации производства;
• размер и уровень концентрации производства;
• уровень экономической эффективности, путем проведения анализа массы прибыли по факторам между крайними типическими группами, анализа средней рентабельности реализации по группе основных продуктов;
• финансовое состояние предприятий;
5. оценить влияние на реализацию продукции сельского хозяйства отдельных факторов на основе комбинированной группировки и с помощью корреляционно-регрессионного анализа;
6. тенденцию изменения показателей уровня эффективности производства в динамике.
Введение. 2
Глава 1. ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ. 4
Глава 2. ТИПИЧЕСКАЯ ГРУППИРОВКА. 7
Глава 3. Анализ типических групп. 14
3.1. Анализ размеров сельскохозяйственного производства 14
3.2 Специализация производства 16
3.5 Изучение связи выручки от реализации продукции сельского хозяйства в расчете на 100 га с.х. угодий с уровнем цен и объемами продаж методом индексного анализа 19
3.6. Анализ объемов производства и уровня товарности основных видов продукции 20
3.7 Интенсификация производства 22
3.8. Анализ экономической эффективности производства. 26
3.9Анализ прироста массы прибыли (убытка) от реализации продукции сельского хозяйства в расчете на 100 га с.х. угодий 27
3.10. Анализ средней рентабельности. 28
3.11. Анализ финансового состояния по группе предприятий 30
Глава 4. АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ФАКТОРНЫХ И РЕЗУЛЬТАТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ. 32
4.1. Оценка влияния на выручку от реализации продукции сельского хозяйства отдельных факторов на основе факторной комбинационной группировки 32
4.2. Изучение связи выручки от реализации продукции сельского хозяйства со среднегодовым числом работников и материальными затратами в животноводстве, ( в расчете на 100 га) 36
Глава 5. ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
Рисунок 9. Структура производственных затрат.
Как видно из таблицы и диаграммы, наибольшую долю производственных затрат составляют затраты животноводства, при чем с тенденцией к увеличению от низшей группы к высшей. Во всех трех группах наибольший удельный вес составляют материальные затраты в животноводстве а так же затраты на корма. Это объясняется тем, что у всех 3 предприятий специализацией является животноводство. Необходимо отметить так же что по сравнению со 2 и 3 группами в 1 большая доля затрат на оплату труда в животноводстве а так же заметно больше прочие затраты в животноводстве и материальные затраты в растениеводстве.
3.8. Анализ экономической эффективности производства.
Основными показателями, характеризующими эффективность производства продукции, являются выручка и рентабельность производства. Эти показатели по типическим группам представлены в таблице.
Таблица 18. Показатели эффективности производства.
Показатели |
Группы |
В среднем |
3 к 1 группе, % | ||
1 |
2 |
3 | |||
Выручка от реализованной продукции, тыс. руб. на: |
|||||
100 га сельскохозяйственных угодий |
1017 |
8875,1 |
419575,6 |
9526,7 |
41257,7 |
1 работника |
246,2 |
807 |
1714,6 |
964,6 |
696,3 |
Масса прибыли ,тыс руб |
|||||
100 га сельскохозяйственных угодий |
-607,5 |
765,6 |
81536,5 |
1001,1 |
82144,1 |
1 работника |
-147,1 |
69,6 |
333,2 |
101,4 |
480,3 |
Рентабельность, % : |
|||||
без учета компенсаций и дотаций |
-37,4 |
9,4 |
24,1 |
11,7 |
61,5 |
Анализ показателей говорит о том, что хозяйства высшей типической группы имеют гораздо большую эффективность производства. Так по выручке на 100 га и на 1 работника они опережают хозяйства низшей группы в 412,6 раз и в 7 раз соответственно.
Рентабельность реализации продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, кроме низшей, положительная. И если в 1 группе этот показатель составляет -37,4%, то в хозяйствах 3 группы он равен 24,1%.
Для более полного анализа эффективности необходимо рассмотреть массу прибыли (убытка) в расчете на 100 га с.х. угодий.
3.9Анализ прироста массы прибыли (убытка) от реализации продукции сельского хозяйства в расчете на 100 га с.х. угодий
Для анализа массы прибыли изучаются сведения об объёмах реализованной продукции, затратах на неё и сумме выручки от реализации – по низшей и средней типическим группам хозяйств. (Так как предприятия высшей группы не занимаются реализацией большинства видов продуктов из представленного перечня.)
Таблица 19. Исходные данные по типическим группам.
Перечень продуктов |
Показатели | ||||||||
Цена реализации тыс. руб./ц; тыс. руб./тыс.шт |
Объем реализации, ц/га |
Полная себестоимость, тыс. руб/ц | |||||||
Р1 |
Р2 |
Р3 |
Q1 |
Q2 |
Q3 |
Z1 |
Z2 |
Z3 | |
Зерновые |
0,4 |
0,5 |
0,0 |
27,1 |
30,1 |
0,0 |
0,7 |
0,7 |
0,0 |
Картофель |
0,6 |
0,8 |
0,0 |
97,7 |
20,4 |
0,0 |
0,9 |
0,9 |
0,0 |
Овощи |
0,5 |
0,5 |
0,0 |
47,8 |
121,3 |
0,0 |
0,9 |
0,5 |
0,0 |
Молоко |
1,2 |
1,6 |
0,0 |
515,7 |
1088,4 |
0,0 |
1,8 |
1,8 |
0,0 |
Привес КРС |
3,4 |
5,1 |
0,0 |
17,9 |
54,2 |
0,0 |
10 |
11,8 |
0,0 |
Привес свиней |
6,1 |
6,5 |
0,0 |
0,1 |
714,5 |
0,0 |
9,2 |
4,9 |
0,0 |
Привес птицеводства |
0,0 |
0,0 |
4,8 |
0,0 |
0,0 |
66101,1 |
0 |
0 |
3,6 |
Яйцо |
0,0 |
2,6 |
2,9 |
0,0 |
30,3 |
16468,6 |
0 |
2,6 |
2,1 |
В таблице используется неполный перечень реализуемых продуктов, поэтому данные по массе прибыли отличаются от данных в таблице 8,18.
Прирост массы прибыли (М) в расчете на 100 га с.х. угодий по каждой группе рассчитывается как разность между выручкой и затратами:
M1 = Σp1q1 – Σz1q1 = -495,4 тыс. руб. в расчете на 100 га с.х. угодий;
M2 = Σp2q2 – Σz2q2 = 491,7тыс. руб. в расчете на 100 га с.х. угодий.
Рост массы прибыли в расчете на 100 га с.х. угодий составит в абсолютном выражении 987,1 тысяча рублей в расчете на 100 га с.х. угодий.
При разложении прироста по факторам используются следующие формулы:
ΔMp = Σp2q2 – Σp1q2 = 846,4тыс. руб. в расчете на 100 га с.х. угодий
ΔMz = Σz1q2 – Σz2q2= 2945,9 тыс. руб. в расчете на 100 га с.х. угодий
ΔMq = (Σp1q2 – Σp1q1) – (Σz1q2 – Σz1q1) = -2805,1 тыс. руб. в расчете на 100 га с.х. угодий
Изменение каждого из факторов оцениваем при помощи индексов
Ip = Σp2q2 / Σp1q2 = 1,1
Iz = Σz2q2 / Σz1q2 = 0,7
Iq = Σp1q2 / Σp1q1 = 7,6
Таблица 20. Прирост массы прибыли от реализации продукции с.х по факторам
Факторы прироста |
Прирост массы прибыли |
Относительный прирост массы прибыли за счет факторов, % |
Индекс изменения факторов | |
тыс.руб. |
к итогу, % | |||
Цена реализации продукции |
846,37 |
85,74 |
-170,84 |
1,14 |
Себестоимость реализованной продукции |
2945,86 |
298,42 |
-594,63 |
0,68 |
Объем реализации продукции |
-2805,08 |
-284,16 |
566,22 |
7,62 |
Итого |
987,1 |
100,0 |
-199,3 |
* |
При анализе полученных показателей следует отметить, что в первой группе предприятий наблюдался убыток - 495,4 тыс. руб. в расчете на 100 га с.х. угодий, поэтому прирост за счет повышения цен в 1,14 раз или на 846,37 тыс.руб., позволил уменьшить убыток в 1,71 раз или на 170,84%. Повышение прибыли за счет снижения себестоимости продукции (Iz = 0,7) на 2945,86 тыс. руб. за счет объема реализации прибыль сократилась на 2805,08тыс. руб., индекс Iq = 7,6 указывает на увеличение физического объема реализованной продукции. Рост массы прибыли от 2группы к 1составит в абсолютном выражении 987,1 тысячу рублей в расчете на 100 га с.х. угодий.
3.10. Анализ средней рентабельности.
Проведем анализ средней рентабельности реализации основных продуктов по I и III типическим группам.
Рентабельность реализации
продукции – относительный
По данным таблицы рассчитаем среднюю рентабельность реализации основной продукции сельского хозяйства.
Таблица 21.Рентабельность и
себестоимость реализованной
Перечень продуктов |
Рентабельность, % |
Полная себестоимость, тыс. руб |
Структура полной себестоимости, доли | ||||||
r1 |
r2 |
r3 |
z1q1 |
z2q2 |
z3q3 |
d1 |
d2 |
d3 | |
Зерновые |
-32,7 |
-24,5 |
* |
17,7 |
20,6 |
0,0 |
0,01 |
0,00 |
0,00 |
Зернобобовые(соя) |
* |
* |
* |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Картофель |
-28,8 |
-10,8 |
* |
87,9 |
18,2 |
0,0 |
0,07 |
0,00 |
0,00 |
Овощи |
-46,3 |
-3,9 |
* |
44,1 |
65,6 |
0,0 |
0,03 |
0,01 |
0,00 |
Молоко |
-34,3 |
-15,0 |
* |
949,6 |
2001,5 |
0,0 |
0,74 |
0,32 |
0,00 |
Привес КРС |
-66,2 |
-56,4 |
* |
178,7 |
639,5 |
0,0 |
0,14 |
0,10 |
0,00 |
Привес свиней |
-33,3 |
33,1 |
* |
0,7 |
3503,8 |
0,0 |
0,00 |
0,55 |
0,00 |
Привес птицеводства |
* |
* |
32,2 |
0,0 |
0,0 |
239581,1 |
0,00 |
0,00 |
0,87 |
Яйцо |
* |
0,5 |
36,0 |
0,0 |
77,6 |
34826,7 |
0,00 |
0,01 |
0,13 |
Итого по сх |
-38,7 |
7,8 |
32,7 |
1278,8 |
6326,8 |
274407,8 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
По данным таблицы рассчитаем среднюю рентабельность реализации продукции сельского хозяйства (R).
R1 (M1*100/z1q1) =-38,74 %;
R2 (M2*100/z2q2) =7,77 %; R усл.=-36,66 %
Уровень рентабельности в целом повысился на:
R2 – R1 =46,51 %
За счёт повышения рентабельности отдельных продуктов:
R2 - R усл. =44,43 %
За счёт структурных сдвигов:
R усл. – R1 =2,08 %
Рентабельность реализации
продукции сельского хозяйства
во 2 группе возросла главным образом
за счет повышения рентабельности отдельных
продуктов на R2 - R усл. =44,43 %. Ее уровень
увеличился по всем продуктам, в том
числе по зерну на 8,7%, по картофелю-
18%, по овощам на 42,4%, по молоку -19,3%, по крс-9,8%,
но главным образом за счет привеса
свиней -66,4%. Во второй группе предприятий
в общем объеме реализации сократилась
доля – зерновых, картофеля , овощей,
молока , крс – то есть всех убыточных
продуктов и возросла доля высокорентабельного
птицеводства, что свидетельствует
об улучшении структуры
3.11. Анализ финансового
состояния по группе
Финансовое состояние
предприятий характеризуется
Таблица 22 Показатели финансового состояния по группам предприятий
Показатели |
Типические группы |
В среднем |
III к I, % | ||
I |
II |
III | |||
Число предприятий |
14 |
13 |
5 |
||
на 100 га с.-х. угодий |
|||||
Краткосрочные кредиты , тыс. руб. |
184,7 |
265,9 |
111815,2 |
1722,0 |
60525,0 |
Долгосрочные кредиты , тыс. руб. |
261,4 |
1335,1 |
112189,8 |
3111,8 |
42912,1 |
Краткосрочная кредиторская задолженность, тыс. руб. |
2205,6 |
8494,0 |
171802,4 |
6782,1 |
7789,2 |
Краткосрочная дебиторская задолженность, тыс. руб |
449,8 |
3653,5 |
164651,3 |
3832,1 |
36606,5 |
Размер выручки по отношению к: |
|||||
Краткосрочные кредиты, тыс. руб. |
0,18 |
0,03 |
0,27 |
0,2 |
146,7 |
Долгосрочные кредиты, тыс. руб. |
0,41 |
0,41 |
0,27 |
0,3 |
64,8 |
Краткосрочная дебиторская задолженность, тыс. руб |
0,44 |
0,41 |
0,39 |
0,4 |
88,7 |
Краткосрочная кредиторская задолженность, тыс. руб. |
2,17 |
0,96 |
0,41 |
0,7 |
18,9 |
Итого задолженности за вычетом дебитотской |
2,32 |
0,99 |
0,55 |
0,817 |
23,7 |