Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 20:50, курсовая работа
Задание на курсовое проектирование: Тип судна: траулер Длина: L = 87,7 м Ширина: B = 15.3 м Осадка по ЛГВЛ: d = 5.65 м Высота борта по ВП: D = 8.7 м Коэффициент общей полноты: Cb = 0.58 Категория ледовых усилений: Ice3 Скорость хода, уз: 13.4 Район плавания – неограниченный Осадка в балласте: db = 0.75d = 4.23 м Высота надстроек: hs = 2.5 м Высота твиндека: htw = 2.7 м Размер грузового люка: 5.5x4.5 м Величина седловатости ВП на носовом перпендикуляре: t = 0.016L = 1.4 м Бимсовая погибь ВП: tb = 0.012L = 1.05 м Бимсовая погибь НП: tb = 0.006L = 0.53 м Бимсовая погибь платформ: отсутствует.
Основные условные обозначения
БВЛ – балластная ватерлиния;
ВК – вертикальный киль;
ВП – верхняя палуба;
ГД – главный двигатель;
ГК – горизонтальный киль;
ДП – диаметральная плоскость;
К.П. – кормовой перпендикуляр;
ЛБ – левый борт;
ЛГВЛ – летняя грузовая ватерлиния;
МО – машинное отделение;
НО – наружная обшивка;
НП – нижняя палуба;
Н.П. – носовой перпендикуляр;
ОП – основная плоскость;
ПБ – палуба бака;
Пр.Б – правый борт;
ПЮ – палуба юта;
Р.ж. – ребро жесткости;
РМО –рефрижераторное машинное отделение;
ТР – транспортный рефрижератор;
шп – практический шпангоут;
а – практическая шпация (расстояние между балками основного набора);
В – ширина судна;
Сb – коэффициент общей полноты;
Cm – коэффициент полноты мидельшпангоута;
D – высота борта по ВП, м;
d – осадка по ЛГВЛ, м;
db – осадка по БВЛ, м;
f – площадь сечения, см2;
hs – высота надстроек, м;
htw- высота твиндека, м;
I – момент инерции, см4;
L – расчетная длина судна, м;
l – расчетная длина пролета балки набора, м;
Msw – изгибающий момент на тихой воде, кНм;
Mw – волновой изгибающий момент, кНм;
N – суммарная мощность ГД, кВт;
Nsw – перерезывающая сила на тихой воде, кН;
Nw – волновая перерезывающая сила, кН;
p – давление, кПа;
pг – давление груза, кПа;
pst – статическое давление, кПа;
pw – давление, обусловленное перемещением корпуса судна относительно профиля волны, кПа;
ReH – верхний предел текучести, МПа;
s – толщина, мм;
t – седловатость на носовом перпендикуляре, м;
tb – бимсовая погибь, м;
v0 – специальная скорость судна, уз;
W – момент сопротивления сечения, см3;
Δ – водоизмещение, т;
Δs – поправка на износ, мм;
ρ – плотность, кг/м3.
Задание на курсовое проектирование
Вариант: 27
Тип судна: траулер
Длина: L = 87,7 м
Ширина: B = 15.3 м
Осадка по ЛГВЛ: d = 5.65 м
Высота борта по ВП: D = 8.7 м
Коэффициент общей полноты: Cb = 0.58
Категория ледовых усилений: Ice3
Скорость хода, уз: 13.4
Район плавания – неограниченный
Осадка в балласте: db = 0.75d = 4.23 м
Высота надстроек: hs = 2.5 м
Высота твиндека: htw = 2.7 м
Размер грузового люка: 5.5x4.5 м
Величина седловатости ВП на носовом перпендикуляре: t = 0.016L = 1.4 м
Бимсовая погибь ВП: tb = 0.012L = 1.05 м
Бимсовая погибь НП: tb = 0.006L = 0.53 м
Бимсовая погибь платформ: отсутствует.
1. Определение шпации, уточнение мест установки переборок и схемы общего расположения судна.
Величина практической шпации a выбирается на основе нормальной шпации a0, определяемой по п. 1.1.3 Правил, из ряда стандартных значений, мм.
п. 1.1.3
a0 = 0.002L + 0.48
a0 = 0.655 (мм).
Принимаю a = 700 мм.
Принимаю шпацию в форпике и ахтерпике a = 600 мм.
Определение фактических длин отсеков и уточнение мест установки переборок.
Расстояние кормовой переборки отсека от НП:
Li = NтшiΔL
где ΔL = L/10 – теоретическая шпация, м;
Nтшi – номер теоретического шпангоута на котором установлена переборка.
ΔL = 87.7/10 = 8.77 (м)
L1 = 0.6*8.77 = 5.262 (м)
L2 = 2.25*8.77 = 19.73 (м)
L3 = 4*8.77 = 35.08 (м)
L4 = 5.75*8.77 = 50,43 (м)
L5 = 7.75*8.77 = 68.02 (м)
L6 = 9*8.77 = 78.93 (м)
Длина отсека:
Loi = Li–Li-1
для форпика Li-1 = 0
Lo1 = L1 = 5.262 (м)
Lo2 = L2–L1 = 19.73–5.262 = 14.468 (м)
Lo3 = L3–L2 = 35.08 –19.73= 15.35 (м)
Lo4 = L4–L3 = 50,43 –35.08 = 15.35 (м)
Lo5 = L5–L4 = 68.02 –50,43 = 17.59 (м)
Lo6 = L6–L5 = 78.93 –68.02 = 10.91 (м)
Количество практических шпаций по длине отсека:
ni = Loi/ai
где [ni]- округленное до ближайшего целого числа значение ni
n1 = Lo1 /0.6 = 5.262 /0.6 = 8.77 [n1] = 9
n2 = Lo2/0.7 = 19.73 /0.7 = 20.67 [n2] = 21
n3 = Lo3/0.7 = 35.08 /0.7 = 21.93 [n3] = 22
n4 = Lo4/0.7 = 50,43 /0.7 = 21.93 [n4] = 22
n5 = Lo5/0.7 = 68.02 /0.7 = 25.13 [n5] = 26
n6 = Lo6/0.7 = 78.93 /0.7 = 15.6 [n6] = 16
Номер практического шпангоута кормовой переборки отсека:
Nпшi = Nпшi-1+[ni]
для форпика Nпшi-1 = 0
Nпш1= 0+[n1] = 9
Nпш2 = Nпш1+[n2] = 9+21 = 30
Nпш3 = Nпш2+[n3] = 30+22 = 52
Nпш4 = Nпш3+[n4] = 52+22 = 74
Nпш5 = Nпш4+[n5] = 74+26 = 100
Nпш6 = Nпш5+[n6] = 100+16 = 116
Уточненная длина отсека:
Lyoi = [ni]ai
Lyo1 = [n1] *0.6 = 9*0.6 = 5.4 (м)
Lyo2 = [n2]*0.7 = 21*0.7 = 14.7 (м)
Lyo3 = [n3]*0.7 = 22*0.7 = 15.4 (м)
Lyo4 = [n4]*0.7 = 22*0.7 = 15.4 (м)
Lyo5 = [n5]*0.7 = 26*0.7 = 18.2 (м)
Lyo6 = [n6]*0.7 = 16*0.7 = 11.2 (м)
Проверка возможности установки платформы в МО.
Платформа может быть установлена, если расстояние между двойным дном и НП будет не менее 5.8 м:
Dx–hΙΙ дна–htw ≥ 5.8 (м),
где Dx – высота борта до ВП в рассматриваемом сечении, с учетом седловатости палубы.
D = Dx = 8.7 (м) – МО расположено в средней части судна;
hΙΙ дна – высота двойного дна, определяется по п. 2.4.4.1. части II Правил.
п. 2.4.4.1
h ΙΙ дна = (L-40)/570+0.04B+3.5d/L ≥ 0.65 м
h
ΙΙ дна = (87.7-40)/570+0.04*15.3+3.5*5.
Принимаю hΙΙ дна = 1 (м).
8.7-2.7-1 = 5.08 <5.8 (м).
На основании выполненных проработок составляется откорректированная схема общего расположения судна (см. рис. 1).
2. Определение минимальных толщин и выбор стали для корпуса судна.
Минимальные толщины обшивок и настилов определяются по п.п. 2.2.4.8, 2.4.4.4.2., 2.6.4.1.5, 2.7.4.1-1 Правил.
п. 2.2.4.8
Во всех случаях толщина наружной обшивки s, мм, должна быть не менее:
smin = (5.5+0.04L)√η
где η – коэффициент использования механических свойств стали, согласно п. 1.1.4.3.
Принимаю предел текучести стали равным ReH = 235 МПа.
Тогда η = 1.
smin = (5.5+0.04*87.7)√1 = 9.008 (мм)
Принимаю smin = 9 мм.
п. 2.4.4.4.2
Толщина настила двойного дна smin, мм должна быть не менее
smin = (5+0.035L)√η
smin = (5+0.035*87,7)√1 = 8.0695 (мм)
Принимаю smin = 8 (мм).
п. 2.6.4.1.5
Толщина настила палуб и платформ smin, мм, должна быть не менее:
- для ВП между бортом и линией больших вырезов в средней части судна:
smin = (4+0.05L)√η
smin = (4+0.05*87.7)√1 = 8.385 (мм)
Принимаю smin = 8,5 (мм).
- для ВП в оконечностях
судна и внутри больших
smin = (4+0.04L)√η
smin = (4+0.04*87.7)√1 = 7.5 (мм)
Принимаю smin = 7,5 (мм).
- для третьей и других ниже лежащих палуб и платформ:
smin = (5+0.01L)√η
smin = (5+0.01*87.7)√1 = 5.877 (мм)
Принимаю smin = 6 (мм).
п. 2.7.4.1-1
Толщина обшивки водонепроницаемых переборок и переборок масляных цистерн smin, мм, должна быть не менее:
smin = 4+0.02L
smin = 4+0.02*87,7 = 5.754 (мм)
Принимаю smin = 6 (мм).
Для переборок цистерн (за исключением масляных), толщина обшивки поясков и стенок балок набора smin, мм, должна быть не менее:
smin = 5+0.015L
smin = 5+0.015*87,7 = 6.315 (мм)
Принимаю smin = 6,5 (мм).
Выбор стали
для корпуса судна
п. 1.2.3.4
Определение расчетной температуры конструкции.
Открытая часть палубы, бортовая обшивка выше ЛГВЛ:
Тр = Та = -10 0С
Бак и конструкции над ним:
Тр = -10 0С
Наружные конструкции надстроек:
Тр = 0.5Та = -5 0С
Часть бортовой обшивки в районах переменных ВЛ:
Тр = 0,40Та = -4 0С
Наружная конструкции подводной части:
Тр = 0 0С.
Таблица 1. Выбор стали для корпуса судна.
№ п/п |
Связи корпуса |
Группа связей |
Расчетная температура, 0С |
Толщина связей, мм |
Принятая категория стали | ||||
в средней части судна |
вне средней части судна |
в средней части судна |
вне средней части судна |
в средней части судна |
вне средней части судна |
в средней части судна |
вне средней части судна | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. |
Ширстрек, палубный стрингер расчетной палубы |
III |
II |
-10 |
-10 |
11 |
11 |
B |
А |
2 |
Скуловой пояс |
III |
II |
0 |
0 |
13.5 |
13.5 |
А |
А |
3 |
Переходные участки окончания продольных стенок надстроек |
III |
II |
-7 |
-7 |
13 |
13 |
B |
А |
4 |
Прочие поясья расчетной палубы, за исключением поясьев между поперечными кромками вырезов люков |
II |
I |
-10 |
-10 |
13 |
13 |
А |
А |
5 |
Продольные балки расчетной палубы верхних поясьев продольных переборок, ширстрека, продольных стенок бортовых палубных цистерн |
II |
I |
-10 |
-10 |
9 |
9 |
А |
А |
6 |
Поясья обшивки днища, в т.ч. горизонтальный киль, настил двойного дна |
II |
I |
0 |
0 |
13 |
13 |
А |
А |
7 |
Продольные комингсы грузовых люков длиной менее 0,15L |
II |
I |
-10 |
-10 |
13 |
13 |
A |
A |
8 |
Наружные продольные связи, обшивка и набор днищевых надстроек и обшивка продольных стенок коротких надстроек и рубок (первый ярус) |
II |
I |
-7 |
-7 |
13 |
13 |
А |
А |
9 |
Обшивка и набор (сварные балки) в районе I ледовых усилений 4 сварные листовые штевни |
I |
I |
-5.5 |
-5.5 |
13.5 |
13.5 |
А |
А |
10 |
Набор из катонного профиля |
I |
I |
0 |
0 |
13.5 |
13.5 |
А |
А |
3. Определение изгибающих моментов перерезывающих сил, требуемых моментов сопротивления и инерции поперечного сечения корпуса судна.
Изгибающие моменты при общем продольном изгибе, кНм:
M = Msw+Mw
Msw – изгибающий момент на тихой воде, кНм:
Msw = g∆L/K
g = 9.82 м/с2
∆ - водоизмещение, т
∆ = ρLBdCb
К – коэффициент, принимаемый К = 70
ρ – плотность морской воды, т/м3
Msw = (9.82*1.025*4397*87.7)/70 = 55449 (кНм).
п. 1.4.4.1
Волновой изгибающий момент, Mw, кНм:
-перегиб судна:
Mw = 190CwBL2Cbα10-3
п. 1.3.1.4
Волновой коэффициент, Cw:
Cw = 0.0856*L = 0.0856 * 87.7 = 7.507
α = 1
Mw = 190*7.507*15.3*87.7²*0.58*1*10
-прогиб судна:
Mw = -110CwBL2(Cb+0.7)α10-3
Mw = -110*7.507*15.3*87.72*(0.58+0.
Изгибающий момент М, кНм:
-прогиб:
M = 55449+(-124382.61) = -68933.61 (кНм).
-перегиб:
M = 55449+97350 = 152764 (кНм).
Перерезывающая сила, кН:
N = Nsw+Nw
Nsw – перерезывающая сила на тихой воде, кН:
-для сечений в корму от миделя:
Nsw = Msw/0.4L
Nsw = 55449/0.35*87.7 = 1580.64 (кН)
-для сечений в нос от миделя:
Nsw = -Msw/0.35L
Nsw = -55449/0.35*87.7 = -1806.45 (кН).
п. 1.4.4.2.
Волновая перерезывающая сила, Nw, кН:
-положительная:
Nw = 30CwBL(Cb+0.7)f110-2
f1 = 0.7
Nw = 30*7.507*15.3*87.7*(0.58+0.7)*
-отрицательная:
Nw = -30CwBL(Cb+0.7)f210-2
f2 = 0.8
Nw = =-30*7.507*15.3*87.7*(0.58+0.
Перегиб:
-для сечений в корму от миделя
Nw = 2883.5 (кН)
-для сечений в нос от миделя
Nw = -3134.9 (кН).
Прогиб:
-для сечений в корму от миделя
Nw = -2883.5 (кН)
-для сечений в нос от миделя
Nw = 3134.9 (кН).