Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 18:59, методичка
Охрана труда согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
- на приобретение молока
и других равноценных
Производственная компания в зависимости от вида произведенных затрат может включить их в состав расходов на оплату труда, материальных расходов и прочих расходов. Рассмотрим порядок учета отдельных видов расходов подробнее.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ затраты на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной защиты относятся к материальным расходам.
Работодатель с учетом
своего финансово-экономического положения
может самостоятельно устанавливать
нормы бесплатной выдачи работникам
спецодежды, спецобуви и других средств
индивидуальной защиты. При этом необходимо
учитывать мнение выборного органа
первичной профсоюзной
Установленные нормы должны
улучшать защиту работников от имеющихся
на рабочих местах вредных и (или)
опасных факторов, а также особых
температурных условий или
Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты для строителей утверждены Приказом Минздравсоцразвития от 16 июля 2007 г. N 477.
Расходы, связанные с приобретением спецодежды, могут быть учтены в налоговом учете в составе материальных расходов в полной сумме по мере передачи ее в пользование работникам в соответствии с нормами бесплатной выдачи спецодежды, установленными в организации (Письмо Минфина России от 23 апреля 2007 г. N 03-04-06-01/128).
Статьями 163, 212 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки, обеспечить безопасные условия и охрану труда. В то же время Налоговым кодексом РФ не установлен перечень затрат, которые относятся к обеспечению нормальных условий труда. К примеру, можно ли к таким затратам отнести расходы на приобретение питьевой воды для своих сотрудников?
По данному вопросу существует несколько мнений. В Письме от 2 декабря 2005 г. N 03-03-04/1/408 на частный вопрос налогоплательщика Минфин России указал, что расходы на приобретение питьевой воды и аренду кулера могут приниматься в уменьшение суммы доходов при налогообложении прибыли только в случае, если по заключению санитарно-эпидемиологической службы вода в водопроводе непригодна для питья. Аналогичная позиция изложена в Письме ФНС России от 10 марта 2005 г. N 02-1-08/46@.
Кроме того, в Письме от 26 января 2007 г. N 03-11-04/2/19 специалисты Минфина России отметили, что расходы, связанные с приобретением питьевой воды и приобретением обогревателей для административного здания, ст. 346.16 Налогового кодекса РФ не предусмотрены. Поэтому они не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Отметим, что положения гл. 25 Налогового кодекса РФ не предусматривают наличия заключения санитарно-эпидемиологической службы при учете затрат на приобретение питьевой воды. Кроме того, на работодателя возложена обязанность обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей (ст. 22 Трудового кодекса РФ). Поэтому судьи при рассмотрении данного вопроса встают на сторону налогоплательщика. В частности, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 8 июня 2007 г. N А66-10574/2006 указано, что обеспечение работников организации бутилированной водой предусмотрено правилами внутреннего трудового распорядка организации. Следовательно, такие затраты являются экономически оправданными. Аналогичный вывод сделан и в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 29 октября 2007 г. N А29-1926/2007.
Некоторые виды работ связаны
с применением вредных
Выдача данных продуктов
по письменным заявлениям работников
может быть заменена компенсационной
выплатой в размере, эквивалентном
стоимости молока или других равноценных
пищевых продуктов. Правда, при условии,
что это предусмотрено
Замена выдачи молока денежной компенсацией по желанию работника стала возможна после внесения изменений Федеральным законом от 1 октября 2007 г. N 224-ФЗ в ст. 222 Трудового кодекса РФ.
Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, установлены Постановлением Минтрудсоцразвития России от 31 марта 2003 г. N 13.
В целях налогообложения
прибыли затраты в виде суммы
выданной компенсации могут быть
учтены при соблюдении двух условий.
Во-первых, если эта сумма определена
исходя из норм количества молока. Во-вторых,
если она соответствует рыночной
цене, действовавшей в период выплаты
денежной компенсации. Указанные затраты
должны соответствовать требованиям ст
Все начисления компенсирующего характера, связанные с работой в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, относятся к расходам на оплату труда (п. 3 ст. 255 НК РФ).
При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы работника, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды. При этом, согласно п. 3 ст. 217 НК РФ, не подлежат налогообложению все виды законодательно установленных компенсационных выплат (в пределах норм). Следовательно, выплаты денежной компенсации взамен молока в пользу работников, занятых на работах с вредными условиями труда, не подлежат обложению НДФЛ.
Расходы на оплату услуг, связанных с охраной труда, в бухгалтерском учете являются расходами по обычным видам деятельности. Они признаются на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг (п. п. 5, 7, 16 ПБУ 10/99). Данные расходы отражают по дебету счета 25 (26) в корреспонденции с кредитом счета 60. Предъявленная сумма НДС отражается по дебету счета 19 в корреспонденции с кредитом счета 60. Данную сумму НДС организация имеет право зачесть после принятия на учет оказанных ей услуг при наличии счета-фактуры контрагента (ст. ст. 171, 172 НК РФ).
Ответственность за формирование
системы охраны труда и ее функционирование
несет работодатель. Сотрудники же
подразделения по охране труда несут
ответственность только в рамках
выполнения своих должностных
На основании ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение законодательства о труде и об охране труда на виновное должностное лицо (руководителя организации) может быть наложен штраф от 1000 до 5000 руб. Организации же грозит штраф от 30 000 до 50 000 руб. либо приостановление ее работы на срок до 90 суток (по решению суда).
Кроме того, за нарушение
законодательства о труде и об
охране труда к должностному лицу,
ранее подвергнутому
За нарушение правил охраны труда предусмотрена и уголовная ответственность. Так, согласно ст. 143 Уголовного кодекса РФ нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на которое возложена обязанность по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается:
- штрафом в сумме до 200 000 руб. или в размере заработной платы осужденного за период до 18 месяцев;
- исправительными работами на срок до двух лет;
- лишением свободы на срок до года.
ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА
Общий порядок разработки
государственных нормативных
Проект нормативного правового
акта, содержащего государственные
нормативные требования охраны труда
(далее - акт), представляется для согласования
в Минтруд России, как правило
с сопроводительным письмом, подписанным
руководителем федерального органа
исполнительной власти или его заместителем.
Предварительно рекомендуется согласовать
его с заинтересованными
Разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти акты до представления в Минтруд России предварительно направляются для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы.
Представляемый на согласование
в Минтруд России проект акта при
необходимости направляется руководителем
Департамента условий и охраны труда
Минтруда России для проведения экспертизы
в соответствующие
Согласование представленного
в Минтруд России проекта акта
оформляется соответствующим
Акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, принимаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока. Решение о продлении срока действия или отмене актов принимается не позднее 9 месяцев до окончания срока действия федеральным органом исполнительной власти, их принявшим.
При внесении изменений
в законодательство Российской Федерации
об охране труда и акты межотраслевого
значения (межотраслевые правила
и межотраслевые типовые
Акты, изданные совместно или по согласованию с Минтрудом России, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу совместно либо по согласованию с Минтрудом России.
В целях формирования федерального
банка данных и единой компьютерной
информационной системы федеральные
органы исполнительной власти, осуществляющие
разработку и принятие актов, содержащих
государственные нормативные
Федеральные органы исполнительной
власти также организуют издание
актов, содержащих государственные
нормативные требования охраны труда,
и обеспечение ими в
В целях достижения организационно-методического
единства при разработке межотраслевых
и отраслевых правил по охране труда
рекомендуется следующий
- составление перспективного
плана разработки новых,
- утверждение технического задания на разработку правил;
- разработка проекта
первой редакции правил и
- составление сводки
отзывов от заинтересованных
организаций и справки о
- подготовка проекта окончательной редакции правил.
Техническое задание на
разработку межотраслевых и отраслевых
правил по охране труда является составной
частью государственного контракта
на проведение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и
Разработка проекта первой редакции межотраслевых и отраслевых правил по охране труда, рассылка его на отзыв заинтересованным организациям, составление сводки отзывов и справки о разногласиях (при необходимости), подготовка окончательной редакции правил (с учетом полученных замечаний) осуществляются организацией - разработчиком правил. Справка о разногласиях подписывается руководителем соответствующего структурного подразделения федерального органа исполнительной власти - заказчика межотраслевых или отраслевых правил по охране труда. Им же принимается решение о направлении документа на утверждение при наличии разногласий.
Оформление межотраслевых и отраслевых правил по охране труда производится в соответствии с требованиями, предусмотренными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".