ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
СОЦИАЛЬНО-ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ
Социальное
обслуживание инвалидов
и престарелых
граждан Российской Федерации
Курсовая работа
по дисциплины: «Технологии
социальной работы»
студентки 3 курса заочного
отделения группы 8700121252
Волковой Анастасии
Сергеевны
Научный руководитель:
старший преподаватель
И.К. Свищева
БЕЛГОРОД 2015
Оглавление
1. Теоретические
основы исследования социальной
реабилитации детей-инвалидов
1.1.Сущность социальной
реабилитации детей-инвалидов
1.2.Принципы социальной
реабилитации детей-инвалидов
2.Технологические
аспекты социальной реабилитации
детей-инвалидов
2.1.Этапы социальной
реабилитации детей-инвалидов
2.2.Формы и методы
социальной реабилитации детей-инвалидов
3.Специфика технологии
социальной реабилитации детей-инвалидов
в Белгородской области
3.1.Проблемы социальной
реабилитации детей-инвалидов Белгородской
области
3.2.Программа социальной
реабилитации детей-инвалидов в Красногвардейском
районе…
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
темы исследования.
По данным ООН, в мире
насчитывается примерно 450 миллионов
человек с нарушениями психического и
физического развития. Это составляет
1/10 часть жителей нашей планеты (из
них около 200 миллионов детей
с ограниченными возможностями).
Более
того, в нашей стране, как и
во всем мире, наблюдается тенденция
роста числа детей-инвалидов. В
России частота детской инвалидности
за последнее десятилетие увеличилась
в два раза.
В 2014
г. в органах социальной защиты
населения состояло на учете
свыше 580 тысяч детей-инвалидов,
получающих социальную пенсию.
Но фактически таких детей в два
раза больше: по расчетам
ВОЗ их должно насчитываться около
900 тыс. - 2-3% детской популяции.
Ежегодно
в стране рождается около
30 тысяч детей с врожденными
наследственными заболеваниями, среди
них 70-75% являются инвалидами.
Инвалидность
у детей означает существенное
ограничение жизнедеятельности, она
способствует социальной дезадаптации,
которая обусловлена нарушениями
в развитии, затруднениями в самообслуживании,
общении, обучении, овладении в будущем
профессиональными навыками.
Освоение детьми-инвалидами
социального опыта, включение их
в существующую систему общественных
отношений требует от общества определенных
дополнительных мер, средств и усилий
(это могут быть специальные программы,
специальные центры по реабилитации,
специальные учебные заведения и т.д.).
Но разработка этих мер должна основываться
на знании закономерностей, задач, сущности
процесса социальной реабилитации.
В
настоящее время процесс социальной
реабилитации является предметом
исследования специалистов многих
отраслей научного знания.
Психологи, философы,
социологи, педагоги, социальные психологи
и другие специалисты вскрывают
различные аспекты этого процесса,
исследуют механизмы, этапы и стадии,
факторы социальной реабилитации.
Таким образом, для
нашей страны проблема реабилитации детей
с ограниченными возможностями принадлежит
к числу наиболее важных и актуальных,
так как рост численности инвалидов выступает
в качестве устойчивой тенденции нашего
социального развития, и пока нет данных,
свидетельствующих о стабилизации положения
или об изменении этой тенденции.
Степень
разработанности темы.
Интерес к проблеме
социальной защиты детей с ограниченными
возможностями, к их социальным проблемам,
а также к трудностям, с которыми сталкивается
семья, воспитывающая такого ребенка,
постоянно растет, что подтверждается
увеличением числа исследований, монографий,
книг, статей, посвященных этим актуальным
проблемам во всем мире.
Проблемы распространенности
инвалидности среди детей, ее структуры,
организационные проблемы и региональные
особенности данного явления нашли частичное
отражение в работах М.Н. Никитиной, Р.К.
Игнатьевой, Э.И. Танюхиной и А.Л. Свинцова,
А.А. Баранова, Г.В. Тарасовой, А. Ахмедова
и других ученых.
Медико-социальные
особенности детской инвалидности в целом,
вопросы их реабилитации отражены в работах
В.С. Анисимова, В.Л. Мартынова, О.В. Грининой,
Д.И. Зелинской, И.П. Катковой, Г.С. Окуневой,
Н.И. Гурвич и И.А. Камаева. Отдельные аспекты
сравнительного анализа заболеваемости
детей-инвалидов, их медицинского обеспечения,
потребности в отдельных видах медико-социальной
помощи представлены в работах Т.М. Максимовой,
Г.С. Окуневой и других исследователей.
Разнообразные аспекты
развития процесса социальной защиты
детей-инвалидов получили отражение в
многочисленных периодических изданиях,
в том числе – различные нормативные документы,
касающиеся социальной, экономической,
юридической, духовной свободы ребенка-инвалида,
опыт деятельности различных учреждений,
специализирующихся на работе с детьми
с отклонениями в развитии и на работе
с детьми, оставшимися без попечения родителей,
отзывы родителей, обсуждение актуальных
проблем – все это постоянно публикуются
в таких изданиях, как альманах «Исцеление»,
журнал «Социальная защита», «Социальная
работа», «Журнал работников социальных
служб».
В целом, анализ литературы,
периодических изданий показывает, что
за последние 20 лет акцент в исследовании
проблем детей с ограниченными возможностями
сместился с углубленного изучения в большей
степени медицинских аспектов к анализу
проблемы развития ребенка-инвалида как
личности. Это характерно как для социологических,
так и для правовых, а также педагогических
работ по данной проблеме. Теперь на повестку
дня ставится вопрос социального подхода
к детям инвалидам и семьям, в которых
они воспитываются, анализируется деятельность
социальных работников, социологов, экономистов,
государственных деятелей, медиков, педагогов,
психологов, дефектологов – то есть носителей
социальной работы.
К сожалению, на сегодняшний
день в России не разработана целостная,
эффективная система включения детей
с ограниченными возможностями в социальную
жизнь и гарантирующая им полноценную
социальную защиту, возможности удовлетворения
основных потребностей, реализацию интересов.
Слабо разработана в научном смысле и
система совершенствования социальной
защиты детей-инвалидов с точки зрения
государственной политики.
Актуальность и недостаточная
исследованность вышеуказанных проблем
обусловили объект, предмет, цели и задачи
исследования.
Объект
исследования: дети с ограниченными
возможностями.
Предмет
исследования: социальная реабилитация
детей с ограниченными возможностями.
Цель исследования: раскрыть сущность
и специфику технологию социальной реабилитации
детей-инвалидов.
Задачи
исследования:
- Проанализировать
понятие детской инвалидности и рассмотреть
виды реабилитации детей-инвалидов
- Изучить причины и
структуру детской инвалидности
- Раскрыть сущность,
принципы, этапы, формы и методы,
специфику и проблемы социальной реабилитации
детей-инвалидов.
Структура работы.
Курсовая работа состоит из введения,
трёх глав, заключения, список литературы.
1. Теоретические основы исследования
социальной реабилитации детей-инвалидов
1.1.Сущность социальной
реабилитации детей-инвалидов
Социальная реабилитация
лиц с ограниченными возможностями
— одна из наиболее важных и трудных
задач современных систем социальной
помощи и социального обслуживания.
Неуклонный рост числа инвалидов, с одной
стороны, увеличение внимания к каждому
из них — независимо от
его физических, психических и
интеллектуальных способностей,
с другой стороны,
представление о повышении ценности
личности и необходимости защищать
ее права, характерное для демократического,
гражданского общества, с третьей
стороны, — все это предопределяет
важность социально- реабилитационной
деятельности.
Согласно
Декларации о правах инвалидов
(ООН, 1975 г.) инвалид - это
любое лицо, которое не может
самостоятельно обеспечить полностью
или частично потребности нормальной
личной и (или) социальной
жизни в силу недостатка, будь
то врожденного или нет, его
(или ее) физических или умственных
возможностей.
В Рекомендациях
1185 к реабилитационным программам
44-й сессии Парламентской Ассамблеи
Совета Европы от 5 мая
1992 г. инвалидность определяется
как ограничения в возможностях,
обусловленные физическими, психологическими,
сенсорными, социальными, культурными,
законодательными и иными барьерами,
которые не позволяют человеку, имеющему
инвалидность, быть интегрированным в
общество и принимать участие в жизни
семьи или общества на таких же
основаниях, как и другие
члены общества. Общество обязано
адаптировать свои стандарты к особым
нуждам людей, имеющих инвалидность,
для того чтобы они могли жить независимой
жизнью.
В 1989 г. ООН
приняла текст Конвенции о
правах ребенка, которая обладает
силой закона. В ней закреплено
право детей, имеющих отклонения
в развитии, вести полноценную и
достойную жизнь в условиях,
которые позволяют им сохранить
достоинство, чувство уверенности в себе
и облегчают их активное участие
в жизни общества (ст. 23); право неполноценного
ребенка на особую заботу и помощь,
которая должна предоставляться по возможности
бесплатно с учетом финансовых ресурсов
родителей или других лиц, обеспечивающих
заботу о ребенке, с целью обеспечения
неполноценному ребенку эффективного
доступа к услугам в области образования,
профессиональной подготовки, медицинского
обслуживания, восстановления здоровья,
подготовки к трудовой деятельности
и доступа к средствам отдыха, что должно
способствовать по возможности наиболее
полному вовлечению ребенка
в социальную жизнь и развитию его
личности, включая культурное и духовное
развитие.[1]
В 1971
г. Генеральная Ассамблея ООН
приняла Декларацию о правах
умственно отсталых лиц, в которой
утверждались необходимость максимальной
степени осуществимости прав
таких инвалидов, их права
на надлежащее медицинское обслуживание
и лечение, а также право на
образование, обучение, восстановление
трудоспособности и покровительство,
которое позволяет им развивать
свои способности и возможности.
Особо оговорено право продуктивно
трудиться или заниматься каким-либо
другим полезным делом в
полную меру своих возможностей, с
чем связано право на материальное
обеспечение и удовлетворительный
жизненный уровень.
Особое
значение для детей-инвалидов
имеет норма, утверждающая, что
при наличии возможностей умственно
отсталый человек должен жить
в своей семье или с приемными
родителями и участвовать в
жизни общества. Семьи таких
лиц должны получать помощь. В
случае необходимости помещения
такого человека в специальное
заведение необходимо предусмотреть,
чтобы новая среда и условия
жизни как можно меньше отличались
от условий обычной жизни.
В Международном
пакте об экономических, социальных
и культурных правах ООН (ст.
12) зафиксировано право каждого
инвалида (как взрослого, так
и несовершеннолетнего) на наивысший
достижимый уровень физического
и психического здоровья. Интегративным
документом, охватывающим все
стороны жизнедеятельности инвалидов,
являются принятые ООН Стандартные
правила обеспечения равных возможностей
для инвалидов.
В соответствии
с Законом СССР. "Об основных
началах социальной защищенности
инвалидов в СССР», принятым Верховным
Советом СССР 11 декабря1990 г.,
инвалидом является лицо, которое
в связи с ограничением
жизнедеятельности вследствие наличия
физических или умственных недостатков
нуждается в социальной помощи и защите.
Ограничение жизнедеятельности
лица выражается в полной или частичной
утрате им способности или
возможности осуществлять самообслуживание,
передвижение, ориентацию, общение,
контроль за своим поведением, а также
заниматься трудовой деятельностью.
Начиная с 90-х годов ХХ века в
России было принято более 300 нормативных
правовых актов, направленных на защиту
интересов детей-инвалидов. Права детей-инвалидов
зафиксированы в таких важнейших документах
как:
- Конституция Российской
Федерации, принятая всенародным
голосованием 12 декабря 1993 года (ст. 2,6,7,17,38-42,45,46.55,72);
- Основы законодательства
Российской Федерации об охране
здоровья граждан, принятые Верховным
Советом Российской Федерации 22
июля 1993 года;