Социальное обслуживание инвалидов и престарелых граждан Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 20:47, курсовая работа

Описание работы

Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.

Содержание работы

1. Теоретические основы исследования социальной реабилитации детей-инвалидов
1.1.Сущность социальной реабилитации детей-инвалидов
1.2.Принципы социальной реабилитации детей-инвалидов
2.Технологические аспекты социальной реабилитации детей-инвалидов
2.1.Этапы социальной реабилитации детей-инвалидов
2.2.Формы и методы социальной реабилитации детей-инвалидов
3.Специфика технологии социальной реабилитации детей-инвалидов в Белгородской области
3.1.Проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов Белгородской области
3.2.Программа социальной реабилитации детей-инвалидов в Красногвардейском районе…

Файлы: 1 файл

Vvedenie.docx

— 80.31 Кб (Скачать файл)

    Вся  сложность  и  многоаспектность  проблем  инвалидов  и  их  семей  в  значительной   степени   находит   отражение    в    социально-экономических  технологиях работы с инвалидами,  в  деятельности  системы  государственного  социального обеспечения. Остановимся  на социально-реабилитационной работе  с детьми-инвалидами,  обсудим  некоторые  принципы  и  направления  работы   с семьей, имеющей ребенка  с  ограниченными  возможностями.  За  рубежом,  где такая деятельность  имеет достаточно длительную  историю,  принято  различать понятия  абилитаиии  и  реабилитации.  Абилитация  —  это  комплекс   услуг, направленных  на  формирование  новых  и  мобилизацию,  усиление   имеющихся ресурсов  социального,  психического  и   физического   развития   человека. Реабилитацией  в  международной  практике  принято  называть  восстановление имевшихся в прошлом способностей, утраченных  по  причине  болезни,  травмы, изменении условий жизнедеятельности. В России  реабилитация  объединяет  оба эти понятия, причем  предполагается  не  узко-медицинский,  а  более  широкий аспект социально-реабилитационной работы.

   Главное, что  должен учитывать социальный  работник  -  это  то,  что  его деятельность  является  не  узкоспециализированной,  а  предоставляет  собой широкий спектр услуг, предоставляемых  детям, имеющим нарушения  развития,  и их семьям. Причем дети, развитие  которых существенно нарушено, обычно  сразу попадают в  поле  зрения  специалиста,  и  потребности  в  создании  системы профессиональной  помощи,  как  правило,  очевидны.  Напротив, распознание детей, которым лишь грозит риск нарушения развития, может  быть  затруднено, и  характер  и  формы  профессиональных  услуг  в  этом  случае   также   не представляются очевидными. Не только малый  вес  ребенка  при  рождении  или нездоровая обстановка в  его  семье  могут  стать  причиной  отставания  его развития, поэтому реабилитация предполагает мониторинг  развития  ребенка  с целью своевременного обеспечения семьи специальной помощью  сразу  же  после появления у него первых признаков нарушения развития.

    Основная  цель ранней  социально-реабилитационной  работы  —  обеспечение социального,  эмоционального,  интеллектуального  и   физического   развития  ребенка,  имеющего  нарушения,  и  попытка   максимального   раскрытия   его потенциала  для обучения.  Вторая  важная  цель  —  предупреждение  вторичных дефектов у детей с нарушениями развития, возникающих  либо  после  неудачной попытки   купировать   прогрессирующие   первичные   дефекты    с    помощью медицинского,  терапевтического   или   обучающего   воздействия,   либо   в результате искажения взаимоотношений между ребенком и семьей, вызванного,  в частности,  тем,  что  ожидания  родителей   (или   других   членов   семьи) относительно ребенка не оправдались.

     Проведение  ранней социально-реабилитационной  работы,  помогающей  членам семьи  достичь понимания с ребенком  и  приобрести  навыки,  более  эффективно адаптирующие  их  к  особенностям  ребенка,   нацелено   на   предотвращение  дополнительных внешних воздействий, способных усугубить  нарушения  детского развития.

    Третья  цель ранней  социально-реабилитационной  работы  —  абилитировать(приспособить)  семьи,  имеющие   детей   с   задержками   развития,   чтобы максимально  эффективно  удовлетворять   потребности   ребенка.   Социальный работник должен относится  к  родителям  как  к  партнерам,  изучать  способ функционирования конкретной семьи и вырабатывать  индивидуальную  программу, соответствующую потребностям и стилям жизни данной семьи.

     Система   реабилитации   предусматривает   значительный   набор   услуг, оказываемых не только детям, но и  их  родителям,  семье  в  целом  и  более широкому  окружению. Все услуги скоординированы  таким образом, чтобы  оказать  помощь индивидуальному и семейному  развитию и  защитить  права  всех  членов семьи. Помощь при  малейшей возможности  должна  оказываться  в  естественном  окружении, т.е. не в изолированном  учреждении,  а  по  месту  жительства,  в семье.

     Воспитывая  ребенка, родители общаются с  другими  детьми  и  родителями, специалистами, педагогами, вступают  в системы  отношений,  которые  помещены (как куклы-матрешки) в другие  взаимодействующие между  собой  системы.  Дети развиваются в  семье, а ведь семья —  это  тоже  система  отношений,  имеющая  собственные правила,  потребности  и  интересы,  если  же  ребенок  посещает лечебное или образовательное  учреждение, то подключается еще  одна система  с ее  собственными  правилами  и  законами.  Понимание социальной реабилитации также прошло свой достаточно содержательный путь развития.

    Под реабилитацией  детей-инвалидов понимается система  мероприятий,  цель которых —  быстрейшее и наиболее полное  восстановление  здоровья  больных  и инвалидов  и  возвращение  их  к  активной  жизни.

Реабилитация направлена на то, чтобы помочь инвалиду не только приспособиться к окружающей его среде, но и оказывать воздействие на его непосредственное окружение и на общество в целом, что облегчает его интеграцию в общество. Сами инвалиды, их семьи и местные органы должны участвовать в планировании и проведении мероприятий по реабилитации. С точки зрения Л. П. Храпылиной, данное определение неоправданно расширяет обязанности общества перед инвалидами, в то же время не фиксируя никаких обязанностей самих инвалидов «выполнять свои гражданские функции с определенными затратами и усилиями» . К сожалению, этот односторонний акцент сохраняется во всех последующих документах. В 1982г. Организацией Объединенных Наций была принята Всемирная программа действий в отношении инвалидов, которая предусматривала такие направления, как:

♦ раннее обнаружение, диагностика и вмешательство;

♦ консультирование и оказание помощи в социальной области;

♦ специальные услуги в области образования.

На данный момент итоговым является определение реабилитации, принятое в результате обсуждения в ООН процитированных выше Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов: Реабилитация означает процесс, имеющий целью предоставить инвалидам возможность достичь оптимального физического, интеллектуального, психического или социального уровня деятельности и поддерживать его, тем самым, предоставляя им средства, призванные изменить их жизнь и расширить рамки их независимости.

     Сущность  социальной реабилитации детей-инвалидов  заключается в том, что ребенок-инвалид  становится полноценным членом  общества, выступая не только  объектом,  но  и  субъектом  социальной реабилитации.  Как  субъект  он  усваивает  социальные   нормы,   культурные ценности  общества  в единстве с проявлением  своей активности,  саморазвития, самореализации в обществе,  то  есть  не  только  адаптируется  к  обществу, активно участвует  в процессе социализации, а влияет  на самого  себя  и  свои жизненные  обстоятельства.  Этот  подход  наиболее   соответствует современному  гуманистическому  мировоззрению.  Социализируясь,  человек  не только  обобщается  опытом,  но  реализует  себя  как  личность,  влияя   на жизненные обстоятельства  и на окружающих людей.

 

 

 

 

 

1.2.Принципы социальной  реабилитации детей-инвалидов

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет одну десятую часть жителей Земли. Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками) всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями.

Инвалид определяется как индивид, неспособный самостоятельно выполнить те или иные функции и действия, отвечающие определенным правилам и соответствующим нормам, установленным в окружающем его социуме, вследствие нарушения одного из факторов, определяющих полноценную жизнедеятельность человека, постоянно нуждающийся в посторонней помощи и специальных приспособлениях, неспособный обходиться без них.

Социальная реабилитация инвалидов - это комплекс мер, направленных на создание оптимальной среды их жизнедеятельности, обеспечение условий для интеграции в общество.

Основные принципы реабилитации:

1. Возможно, раннее  начало реабилитационных мероприятий, которые должны органически вливаться  в лечебные мероприятия и дополнять  их.

2. Непрерывность  реабилитации как основа ее  эффективности.

3. Комплексный характер  реабилитационных мероприятий. В  реабилитации инвалидов должны  участвовать не только медицинские  работники, но и другие специалисты: психолог, социолог, представители  органов социального обеспечения, юристы и т.п. Только совместная  работа этих специалистов позволит  вернуть человека в общество  и заставит поверить в собственные  силы.

4. Индивидуальность  системы реабилитационных мероприятий. Учитывается течение процесса  заболевания, характер людей в  различных условиях их деятельности  и жизни, что требует строго  индивидуального составления реабилитационных  программ для каждого пациента  или инвалида.

5. Осуществление  реабилитации в обществе пациентов (инвалидов). Это обусловлено тем, что цель реабилитации возвращение  пострадавшего в коллектив.

6. Возвращение инвалидов  к активному общественно-полезному  труду.

Эффективность реабилитации определяется не мерой соответствия заранее заложенным эталонам «нормы», как это принято в клинической практике, а становлением способности инвалида к дальнейшей самореализации, саморазвитию. Личность, умеющая проявлять независимость от болезни и обстоятельств, сделать при необходимости свой жизненный выбор, вполне соотносимый с ее собственными, а не заданными и диктуемыми извне намерениями, мотивами, установками. Следовательно, важен диалог и подлинное сотрудничество с инвалидом.

Реабилитация инвалидов - комплексный процесс, включающий различные направления и методы реабилитационной работы, рассмотренные во второй и третьей лекции.

Координация различных направлений социальной реабилитации инвалидов осуществляется специалистами социальной работы, которые поддерживают связь с органами здравоохранения, образования, занятости, правовыми службами; организует необходимые консультации; активизируют социальный потенциал семьи; содействуют финансовой и материальной помощи семье.

Применяя разнообразные меры социальной реабилитации, необходимо объективно оценивать результаты их реализации. Следует учитывать, что эффективность социальной реабилитации достигается всем комплексом реабилитационных мер (медицинских, психологических, социальных, профессиональных). Степень их эффективности определяется уровнем социализации клиента, его способностью адаптироваться в обществе.

Как считают специалисты, реабилитация инвалидов должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, осуществляться непрерывно до достижения в минимально возможные сроки максимального восстановления или компенсации нарушенных функций. В индивидуальных комплексных программах реабилитации инвалидов должны быть отражены не только основные аспекты реабилитации, но и реабилитационные меры, их объем, сроки проведения и контроля.

Реализация данных реабилитационных мероприятий осуществляется в реабилитационных центрах. Поскольку одним из ведущих принципов реабилитации является комплексность воздействий, реабилитационными могут называться лишь те учреждения, в которых проводится комплекс медико-социальных и профессионально-педагогических мероприятий. Хотя в последние годы в нашей стране и открываются все новые и новые центры реабилитации, однако их количество не достаточно.

В перспективе государству необходимо уделять больше внимания повышению роли не только общественных организаций, но и неправительственных организаций, социальной политике, направленной на оказание социальной помощи и поддержки людям с ограниченными возможностями, так как многие из них помогают инвалидам с помощью различных реабилитационных мероприятий перейти к формированию независимой жизни.

Объем и содержание социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями зависит в немалой степени от тех принципов, которыми руководствуются в своей деятельности субъекты реабилитации, общество в целом, государство, организующие и реализующие соответствующие социальные программы.

Социальная политика, адресованная инвалидам, была основана первоначально на принципах изоляции и компенсации. Он выражается в создании особых систем обеспечения жизнедеятельности инвалидов, сегрегированных от общих систем: специальных домов для постоянного, иногда пожизненного проживания, особых учебных заведений, специализированных предприятий и т.д. В такой системе реализуется уход за инвалидами и удовлетворение их особых нужд, однако, в первую очередь с точки зрения здоровых членов общества. Сами инвалиды, таким образом, исключаются из общества и превращаются только в объект его заботы и попечения.

Принцип компенсации реализуется в мероприятиях, нацеленных на возмещение тех ущербов, которые имеются у инвалидов, в денежной или иной компенсационной форме: выплата пенсий или пособий, предоставление льгот. Сами по себе подобные льготы необходимы, однако, будучи единственным механизмом помощи, они не способствовали интеграции инвалидов в общество и обеспечивали им крайне низкие стандарты существования. Кроме того, целый ряд потребностей инвалидов не может быть выражен в денежной форме, а восстановление социального статуса, полноценность интеграции в общество лишь опосредованно связана с материальным фактором.

Информация о работе Социальное обслуживание инвалидов и престарелых граждан Российской Федерации