Социальное обслуживание инвалидов и престарелых граждан Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 20:47, курсовая работа

Описание работы

Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.

Содержание работы

1. Теоретические основы исследования социальной реабилитации детей-инвалидов
1.1.Сущность социальной реабилитации детей-инвалидов
1.2.Принципы социальной реабилитации детей-инвалидов
2.Технологические аспекты социальной реабилитации детей-инвалидов
2.1.Этапы социальной реабилитации детей-инвалидов
2.2.Формы и методы социальной реабилитации детей-инвалидов
3.Специфика технологии социальной реабилитации детей-инвалидов в Белгородской области
3.1.Проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов Белгородской области
3.2.Программа социальной реабилитации детей-инвалидов в Красногвардейском районе…

Файлы: 1 файл

Vvedenie.docx

— 80.31 Кб (Скачать файл)

* апелляцию к  его личности ;

* разносторонность  усилий, направленных на различные  сферы жизнедеятельности ребенка-инвалида  и на изменение его отношения  к себе и своему недугу;

* единство воздействий  биологических (медикаментозное лечение, физиотерапия и т.д.) и психосоциальных (психотерапия, трудовая терапия  и др.) факторов;

* определенную последовательность - переход от одних воздействий и мероприятий к другим.

Целью реабилитации должна быть не только ликвидация болезненных проявлений, но и выработка у них качеств, помогающих более оптимально приспособиться к окружающей среде.

При проведении реабилитационных мероприятий необходимо учитывать психосоциальные факторы, приводящие в ряде случаев к эмоциональному стрессу, росту нервно-психической патологии и возникновению так называемых психосоматических заболеваний, а зачастую - проявлению девиантного поведения. Биологические, социальные и психологические факторы, взаимно переплетаются на различных этапах адаптации ребенка к условиям жизнеобеспечения.

При разработке реабилитационных мероприятий необходимо учитывать как медицинский диагноз, так и особенности личности в социальной среде. Этим, в частности, объясняется необходимость привлечения к работе с детьми-инвалидами социальных работников и психологов в самой системе здравоохранения, ибо граница между профилактикой, лечением и реабилитацией весьма условна и существует для удобства разработки мероприятий. Тем не менее, реабилитация отличается от обычного лечения тем, что предусматривает выработку совместными усилиями социального работника, медицинского психолога и врача, с одной стороны и ребенка и его окружения (в первую очередь семейного) - с другой стороны, качеств, помогающих оптимальному приспособлению ребенка к социальной среде. Лечение в данной ситуации - это процесс, больше воздействующий на организм, на настоящее, а реабилитация больше адресуется личности и как бы устремлена в будущее.

Задачи реабилитации, а также ее формы и методы меняются в зависимости от этапа. Если задача первого этана - восстановительного - профилактика дефекта, госпитализация, установление инвалидности, то задача последующих этапов - приспособление индивидуума к жизни и труду, его бытовое и последующее трудовое устройство, создание благоприятной психологической и социальной микросреды. Формы воздействия при этом разнообразны от активного первоначального биологического лечения до «лечения средой», психотерапии, лечения занятостью, роль которых возрастает на последующих этапах. Формы и методы реабилитации зависят от тяжести заболевания или травмы, особенности клинической симптоматики особенностей личности больного и социальных условий.

Таким образом, необходимо учитывать, что реабилитация - это не просто оптимизация лечения, а комплекс мероприятий, направленных не только на самого ребенка, но и на его окружение в первую очередь на его семью. В этой связи важное значение для реабилитационной программы имеют групповая (психо)терапия, семейная терапия, трудовая терапия и терапия средой. Терапия как определенная форма вмешательства (интервенции) в интересах ребенка может быть рассмотрена как метод лечения, влияющий на психические и соматические функции организма; как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией; как инструмент социального контроля; как средство коммуникации.

В процессе реабилитации происходит изменение ориентации - от медицинской модели (установка на болезнь) к антропоцентрической (установка на связь индивида с социальной средой). В соответствии с этими моделями и решается, кем и какими средствами, а также в рамках каких государственных учреждений и общественных структур должна осуществляться терапия.

 

3. Специфика технологии социальной реабилитации детей-инвалидов в условиях Белгородской области.

3.1. Проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов Белгородской области.

«Инвалидность  (от лат. Invlidus − слабый, немощный) −  нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В соответствии с Законом РФ « О социальной защите инвалидов Российской Федерации» в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид»[3]. 
«Инвалидность у детей – это значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Инвалидность – это не только медицинская, но и социальная проблема, проблема неравных возможностей, возникших в связи с ограничениями в результате травмы или заболевания. 
В структуре детской инвалидности преобладают психоневрологические заболевания (более 60 %), заболевания внутренних органов (до 20 %), заболевания опорно-двигательного аппарата (9-10 %), нарушения зрения (13 %) и слуха (4 %). 
Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, рост травматизма, отсутствие условий и культуры здорового образа жизни. 
Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации»[4]. 
В настоящее время проблема социальной реабилитации детей инвалидов, в виду ее актуальности, широко разрабатывается. 
«Традиционный подход не исчерпывает всю полноту проблем той категории детей, о которой идет речь. В нем ярко отражен дефицит видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей. 
Такая мысль в корне меняет подход к триаде "ребенок - общество - государство". Суть этого изменения состоит в следующем: 
 

  главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб. 

  • ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей; 
  • ребенок - не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве; 
          
  • государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих снивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития. 
    Социальные проблемы иного порядка связаны с региональными условиями с наличием или отсутствием спецшкол, специальных реабилитационных центров, специалистов-дефектологов в местах проживания семей, где есть ребенок- инвалид. 
    Поскольку специальные образовательные учреждения распределены по стране крайне неравномерно, то дети-инвалиды часто вынуждены получать образование и воспитание в специальных школах интернатах. Попадая в такую школу дети инвалиды оказываются изолированными от семьи, от нормально развивающихся сверстников от общества в целом. Аномальные дети как бы замыкаются в особом социуме, вовремя не приобретают подлежащий социальный опыт. Закрытость специальных образовательных учреждений не может не сказаться на развитии личности ребенка на его готовности к самостоятельной жизни. 
    Медицинские и сопутствующие им мероприятия - лишь основа для проведения дальнейшей долговременной работы по социальной реабилитации ребенка в целях его адаптации к жизни общества и социальной среде. 
    Как известно, под реабилитацией в широком смысле слова понимают итог всех затрат и действий, которые способствуют обеспечению людям, неполноценным вследствие врожденных пороков, болезней, или несчастных случаев, возможности вести нормальный образ жизни, обретать свое место в обществе, в полной мере проявлять свои способности. 
     
    Реабилитационная деятельность включает: 
     
    ·       Развитие духовных и физических способностей ребенка 
     
    ·       Содействие в получении соответствующей школы образования, включая подготовку к нему. 
     
    ·       Обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны, как допускающие обучение лишь практическим навыкам. 
     
      
  • Содействие в выполнении соответствующей деятельности, при невозможности получения прогрессивного образования (при выполнении неквалифицированной работы). 
  • Установление реального и более комфортного контакта с внешним миром. 
  • Поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия.  
  • Облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни.
  • Необходимость включения в процесс реабилитации и адаптации не только детей, как пациентов, но и членов его ближайшего окружения.
  • Заинтересованное осмысление не только своих собственных задач, но и мотивационно окрашенное моделирование себя в предстоящем, прогнозируемом восстановлении личности ребенка, способствующего восстановлению общего с ним смыслового поля»[5]. 
    «Социальная реабилитация -  это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменения социального статуса (пожилые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные), девиантного поведения личности (несовершеннолетние, лица, страдающие алкаголизмом, наркоманией и токсикоманией, освободившиеся из мест заключения и т.п.). 
    Целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости. Объекты процесса социальной реабилитации – группы людей, отдельные категории населения, нуждающиеся в социальной помощи, в том числе семьи, оказавшиеся в кризисной ситуации; несовершеннолетние граждане; дети-инвалиды и их родители; дети-сироты; взрослые инвалиды; люди пожилого возраста; подростки с девиантным поведением; лица, страдающие хроническим алкоголизмом, употребляющие наркотические и одурманивающие вещества; несовершеннолетние мамы; женщины и дети, подвергающиеся насилию; безработные; бездомные; безработные; беженцы; мигранты и т.д. 

 

 

3.2.Программа социальной реабилитации детей-инвалидов в Красногвардейском районе

По состоянию на 1 августа 2014 года в Красногвардейском районе проживают 8514 инвалидов, из них: инвалидов 1 группы - 435 человек, инвалидов 2 группы - 6061 человек, инвалидов 3 группы - 1925 человек, детей-инвалидов - 93 человека. При этом более 100 - инвалиды-колясочники, 200 человек - слепые и слабовидящие, 5 человек - глухие и слабослышащие. В 2013 году из числа взрослого населения впервые признаны инвалидами 224 человека.

В целях формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, повышения доступности реабилитационных услуг и улучшения качества жизни инвалидов принято распоряжение администрации Красногвардейского района от 30.12.2011 N 1492 «Об утверждении плана мероприятий «Доступная среда на 2011 - 2015 годы».

В ходе реализации программных мероприятий проводилась работа по предоставлению инвалидам дополнительных мер социальной поддержки, направленных на улучшение их социального положения, повышение качества жизни, оказывались услуги социальной и культурной реабилитации, принимались меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, обучению и образованию, проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Отделом архитектуры и градостроительства администрации Красногвардейского района проводится работа по контролю за соблюдением требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов инфраструктуры. Во всех вновь вводимых объектах предусмотрены пандусы и специальные приспособления для обеспечения передвижения инвалидов.

Оснащены соответствующими знаками и разметкой автомобильные стоянки у ОГБУЗ «Красногвардейская центральная больница», у зданий администраций городского и сельских поселений и здания отделения Пенсионного фонда.

Для доставки детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов приобретен специализированный микроавтобус.

Дети-инвалиды с двигательными нарушениями неврологического и травматолого-ортопедического профиля получают лечение в Центре медико-социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, который расположен в с. Веселая Лопань Белгородской области.

В целях содействия развитию процесса реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами любительского самодеятельного художественного творчества, обеспечения равных возможностей для занятий различными видами творчества инвалидов, вовлечения их в творческий процесс Управление совместно с управлением культуры и кинофикации ежегодно проводят территориальные фестивали самодеятельного творчества инвалидов. В целях выявления талантливых детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, развития их творческих способностей проводился конкурс творческих работ детей с ограниченными возможностями в возрасте до 18 лет под девизом «Я – Автор». В учреждениях культуры Красногвардейского района функционирует 15 клубов для людей с ограниченными возможностями, в которых занимаются 276 инвалидов. В библиотеках постоянно проводятся мероприятия для инвалидов (вечера эмоционально-психологической разгрузки, поэтические вечера). Надомное обслуживание - часть большой работы библиотекарей, проводимой в отношении людей с ограниченными возможностями.

На территории Красногвардейского района начата работа по проведению обследования и паспортизации объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Целью проведения паспортизации объектов является объективная оценка состояния их доступности для указанных категорий граждан, а также создание на основании достоверной и полной информации об указанных объектах реестра объектов социальной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также объектов социальной инфраструктуры, подлежащих адаптации, и разработка необходимых мер, обеспечивающих их доступность. Результаты паспортизации вносятся в Паспорт доступности для последующего наполнения информацией «Интерактивной карты доступности объектов» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В то же время анализ проводимой работы по решению социальных проблем инвалидов показывает, что вопросы совершенствования комплексной реабилитации инвалидов, обеспечения доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, повышения их уровня социально-экономического положения, обеспечения условий для полноценной жизни в обществе по-прежнему остаются весьма актуальными и сложными. Все еще существуют препятствия, которые не позволяют инвалидам в полной мере осуществлять свои права и свободы и осложняют их всестороннее участие в общественной жизни. Остается нерешенной важнейшая социальная задача - создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества - это здравоохранение, социальная защита и социальное обслуживание, транспорт, связь, образование, физкультура и спорт, культурная жизнь и т.д.

В связи с неприспособленностью зданий и сооружений, пешеходных переходов, пригородного транспорта для маломобильных групп населения становится затруднительным или невозможным получение ими многих медицинских, социальных, образовательных, бытовых, социокультурных услуг. Необходимо продолжить работу по устройству пандусов, оборудованию санитарно-гигиенических помещений, установке световой и звуковой информирующей сигнализации в зданиях, созданию специальных парковок.

Требуется дальнейшая финансовая поддержка общественных организаций инвалидов, а также продолжение процесса вовлечения инвалидов в систематические занятия физической культурой и спортом, проведение социокультурной реабилитации.

Реализация мероприятий подпрограммы 4 позволит продолжить работу по формированию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, интеграции в общество и создание для них равных возможностей во всех сферах жизни.

 

 

Информация о работе Социальное обслуживание инвалидов и престарелых граждан Российской Федерации