* апелляцию к
его личности ;
* разносторонность
усилий, направленных на различные
сферы жизнедеятельности ребенка-инвалида
и на изменение его отношения
к себе и своему недугу;
* единство воздействий
биологических (медикаментозное лечение,
физиотерапия и т.д.) и психосоциальных
(психотерапия, трудовая терапия
и др.) факторов;
* определенную последовательность
- переход от одних воздействий и мероприятий
к другим.
Целью реабилитации
должна быть не только ликвидация болезненных
проявлений, но и выработка у них качеств,
помогающих более оптимально приспособиться
к окружающей среде.
При проведении реабилитационных
мероприятий необходимо учитывать психосоциальные
факторы, приводящие в ряде случаев к эмоциональному
стрессу, росту нервно-психической патологии
и возникновению так называемых психосоматических
заболеваний, а зачастую - проявлению девиантного
поведения. Биологические, социальные
и психологические факторы, взаимно переплетаются
на различных этапах адаптации ребенка
к условиям жизнеобеспечения.
При разработке реабилитационных
мероприятий необходимо учитывать как
медицинский диагноз, так и особенности
личности в социальной среде. Этим, в частности,
объясняется необходимость привлечения
к работе с детьми-инвалидами социальных
работников и психологов в самой системе
здравоохранения, ибо граница между профилактикой,
лечением и реабилитацией весьма условна
и существует для удобства разработки
мероприятий. Тем не менее, реабилитация
отличается от обычного лечения тем, что
предусматривает выработку совместными
усилиями социального работника, медицинского
психолога и врача, с одной стороны и ребенка
и его окружения (в первую очередь семейного)
- с другой стороны, качеств, помогающих
оптимальному приспособлению ребенка
к социальной среде. Лечение в данной ситуации
- это процесс, больше воздействующий на
организм, на настоящее, а реабилитация
больше адресуется личности и как бы устремлена
в будущее.
Задачи реабилитации,
а также ее формы и методы меняются в зависимости
от этапа. Если задача первого этана - восстановительного
- профилактика дефекта, госпитализация,
установление инвалидности, то задача
последующих этапов - приспособление индивидуума
к жизни и труду, его бытовое и последующее
трудовое устройство, создание благоприятной
психологической и социальной микросреды.
Формы воздействия при этом разнообразны
от активного первоначального биологического
лечения до «лечения средой», психотерапии,
лечения занятостью, роль которых возрастает
на последующих этапах. Формы и методы
реабилитации зависят от тяжести заболевания
или травмы, особенности клинической симптоматики
особенностей личности больного и социальных
условий.
Таким образом, необходимо
учитывать, что реабилитация - это не просто
оптимизация лечения, а комплекс мероприятий,
направленных не только на самого ребенка,
но и на его окружение в первую очередь
на его семью. В этой связи важное значение
для реабилитационной программы имеют
групповая (психо)терапия, семейная терапия,
трудовая терапия и терапия средой. Терапия
как определенная форма вмешательства
(интервенции) в интересах ребенка может
быть рассмотрена как метод лечения, влияющий
на психические и соматические функции
организма; как метод влияния, связанный
с обучением и профессиональной ориентацией;
как инструмент социального контроля;
как средство коммуникации.
В процессе реабилитации
происходит изменение ориентации - от
медицинской модели (установка на болезнь)
к антропоцентрической (установка на связь
индивида с социальной средой). В соответствии
с этими моделями и решается, кем и какими
средствами, а также в рамках каких государственных
учреждений и общественных структур должна
осуществляться терапия.
3. Специфика технологии
социальной реабилитации детей-инвалидов
в условиях Белгородской области.
3.1. Проблемы социальной
реабилитации детей-инвалидов Белгородской
области.
«Инвалидность (от лат. Invlidus − слабый, немощный)
− нарушение здоровья
человека со стойким расстройством функций
организма, обусловленное заболеваниями,
последствиями травм или дефектами, приводящее
к ограничению жизнедеятельности и вызывающее
необходимость его социальной защиты.
В соответствии с Законом РФ « О социальной
защите инвалидов Российской Федерации»
в зависимости от степени расстройства
функций организма и ограничения жизнедеятельности
лицам, признанным инвалидами, устанавливается
группа инвалидности, а лицам в возрасте
до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид»[3].
«Инвалидность у детей
– это значительное ограничение жизнедеятельности,
приводящее к социальной
дезадаптации вследствие нарушения
развития и роста ребенка, способностей
к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением,
обучению, общению, трудовой деятельности
в будущем. Инвалидность – это не только
медицинская, но и социальная проблема,
проблема неравных возможностей, возникших
в связи с ограничениями в результате
травмы или заболевания.
В структуре детской
инвалидности преобладают психоневрологические
заболевания (более 60 %), заболевания внутренних
органов (до 20 %), заболевания опорно-двигательного
аппарата (9-10 %), нарушения зрения (13 %) и
слуха (4 %).
Среди причин, способствующих
возникновению инвалидности у детей, основными
являются ухудшение экологической обстановки,
неблагоприятные условия труда женщин,
высокий уровень заболеваемости родителей,
особенно матерей, рост травматизма, отсутствие
условий и культуры здорового образа жизни.
Освоение детьми-инвалидами
социального опыта, включение их в существующую
систему общественных отношений требует
от общества определенных дополнительных
мер, средств и усилий (это могут быть специальные
программы, специальные центры по реабилитации,
специальные учебные заведения и т.д.).
Но разработка этих мер должна основываться
на знании закономерностей, задач, сущности
процесса социальной реабилитации»[4].
В настоящее время
проблема социальной
реабилитации детей инвалидов, в виду ее актуальности,
широко разрабатывается.
«Традиционный подход
не исчерпывает всю полноту проблем той
категории детей, о которой идет речь.
В нем ярко отражен дефицит видения социальной
сущности ребенка. Проблема инвалидности
не ограничивается медицинским аспектом,
она в гораздо большей степени является
социальной проблемой неравных возможностей.
Такая мысль в корне
меняет подход к триаде "ребенок - общество
- государство". Суть этого изменения
состоит в следующем:
главная проблема ребенка
с ограниченными возможностями заключается
в нарушении его связи с миром, в ограниченной
мобильности, бедности контактов со сверстниками
и взрослыми, в ограниченном общении с
природой, недоступности ряда культурных
ценностей, а иногда и элементарного образования.
Эта проблема является следствием не только
субъективного фактора, каковым является
состояние физического и психического
здоровья ребенка, но и результатом социальной
политики и сложившегося общественного
сознания, которые санкционируют существование
недоступной для инвалида архитектурной
среды, общественного транспорта, социальных
служб.
- ребенок, имеющий инвалидность,
может быть так же способен и талантлив,
как и его сверстник, не имеющий проблем
со здоровьем, но обнаружить свои дарования,
развить их, приносить с их помощью пользу
обществу ему мешает неравенство возможностей;
- ребенок - не пассивный
объект социальной помощи, а развивающийся
человек, который имеет право на удовлетворение
разносторонних социальных потребностей
в познании, общении, творчестве;
- государство призвано
не просто предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих снивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.
Социальные проблемы
иного порядка связаны с региональными
условиями с наличием или отсутствием
спецшкол, специальных реабилитационных
центров, специалистов-дефектологов в
местах проживания семей, где есть ребенок- инвалид.
Поскольку специальные
образовательные учреждения распределены
по стране крайне неравномерно, то дети-инвалиды
часто вынуждены получать образование
и воспитание в специальных школах интернатах.
Попадая в такую школу дети инвалиды оказываются изолированными от семьи, от нормально развивающихся сверстников от общества в целом. Аномальные дети как бы замыкаются в особом социуме, вовремя не приобретают подлежащий социальный опыт. Закрытость специальных образовательных учреждений не может не сказаться на развитии личности ребенка на его готовности к самостоятельной жизни.
Медицинские и сопутствующие
им мероприятия - лишь основа для проведения
дальнейшей долговременной работы по
социальной реабилитации ребенка в целях
его адаптации к жизни общества и социальной
среде.
Как известно, под реабилитацией
в широком смысле слова понимают итог
всех затрат и действий, которые способствуют
обеспечению людям, неполноценным вследствие
врожденных пороков, болезней, или несчастных
случаев, возможности вести нормальный
образ жизни, обретать свое место в обществе,
в полной мере проявлять свои способности.
Реабилитационная
деятельность включает:
· Развитие духовных
и физических способностей ребенка
· Содействие в получении
соответствующей школы образования, включая
подготовку к нему.
· Обеспечение условий
для участия в жизни общества детей, чьи
возможности окончательно признаны, как
допускающие обучение лишь практическим
навыкам.
- Содействие в выполнении
соответствующей деятельности, при невозможности
получения прогрессивного образования
(при выполнении неквалифицированной
работы).
- Установление реального
и более комфортного контакта с внешним
миром.
- Поддержка, повышение
и постоянное восстановление физических
и моральных сил, а также душевного равновесия.
- Облегчение бытовых
и жилищных условий, организация и проведение
свободного времени, полноценное участие
в общественной и культурной жизни.
- Необходимость включения
в процесс реабилитации и адаптации не
только детей, как пациентов, но и членов
его ближайшего окружения.
- Заинтересованное
осмысление не только своих собственных
задач, но и мотивационно окрашенное моделирование
себя в предстоящем, прогнозируемом восстановлении
личности ребенка, способствующего восстановлению
общего с ним смыслового поля»[5].
«Социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных
на восстановление разрушенных или утраченных
индивидом общественных связей и отношений
вследствие нарушения здоровья со стойким
расстройством функций организма (инвалидность),
изменения социального статуса (пожилые
граждане, беженцы и вынужденные переселенцы,
безработные), девиантного поведения личности (несовершеннолетние, лица, страдающие алкаголизмом, наркоманией и токсикоманией, освободившиеся из мест заключения и т.п.).
Целью социальной реабилитации
является восстановление социального
статуса личности, обеспечение социальной
адаптации в обществе, достижение материальной
независимости. Объекты процесса социальной
реабилитации – группы людей, отдельные
категории населения, нуждающиеся в социальной
помощи, в том числе семьи, оказавшиеся
в кризисной ситуации; несовершеннолетние
граждане; дети-инвалиды и их родители;
дети-сироты; взрослые инвалиды; люди пожилого
возраста; подростки с девиантным поведением; лица, страдающие хроническим алкоголизмом, употребляющие наркотические и одурманивающие вещества; несовершеннолетние мамы; женщины и дети, подвергающиеся насилию; безработные; бездомные; безработные; беженцы; мигранты и т.д.
3.2.Программа социальной
реабилитации детей-инвалидов в Красногвардейском
районе
По состоянию на 1 августа
2014 года в Красногвардейском районе проживают
8514 инвалидов, из них: инвалидов 1 группы
- 435 человек, инвалидов 2 группы - 6061 человек,
инвалидов 3 группы - 1925 человек, детей-инвалидов
- 93 человека. При этом более 100 - инвалиды-колясочники,
200 человек - слепые и слабовидящие, 5 человек
- глухие и слабослышащие. В 2013 году из
числа взрослого населения впервые признаны
инвалидами 224 человека.
В целях формирования
доступной среды для инвалидов и других
маломобильных групп населения, повышения
доступности реабилитационных услуг и
улучшения качества жизни инвалидов принято
распоряжение администрации Красногвардейского
района от 30.12.2011 N 1492 «Об утверждении плана
мероприятий «Доступная среда на 2011 - 2015
годы».
В ходе реализации
программных мероприятий проводилась
работа по предоставлению инвалидам дополнительных
мер социальной поддержки, направленных
на улучшение их социального положения,
повышение качества жизни, оказывались
услуги социальной и культурной реабилитации,
принимались меры по обеспечению беспрепятственного
доступа инвалидов к информации и объектам
социальной инфраструктуры, обучению
и образованию, проведению физкультурно-оздоровительных
мероприятий.
Отделом архитектуры
и градостроительства администрации Красногвардейского
района проводится работа по контролю
за соблюдением требований по обеспечению
доступности для инвалидов объектов инфраструктуры.
Во всех вновь вводимых объектах предусмотрены
пандусы и специальные приспособления
для обеспечения передвижения инвалидов.
Оснащены соответствующими
знаками и разметкой автомобильные стоянки
у ОГБУЗ «Красногвардейская центральная
больница», у зданий администраций городского
и сельских поселений и здания отделения
Пенсионного фонда.
Для доставки детей-инвалидов
с нарушением опорно-двигательного аппарата
и инвалидов приобретен специализированный
микроавтобус.
Дети-инвалиды с двигательными
нарушениями неврологического и травматолого-ортопедического
профиля получают лечение в Центре медико-социальной
реабилитации детей и подростков с ограниченными
возможностями, который расположен в с.
Веселая Лопань Белгородской области.
В целях содействия
развитию процесса реабилитации и социальной
адаптации инвалидов средствами любительского
самодеятельного художественного творчества,
обеспечения равных возможностей для
занятий различными видами творчества
инвалидов, вовлечения их в творческий
процесс Управление совместно с управлением
культуры и кинофикации ежегодно проводят
территориальные фестивали самодеятельного
творчества инвалидов. В целях выявления
талантливых детей-инвалидов в возрасте
до 18 лет, развития их творческих способностей
проводился конкурс творческих работ
детей с ограниченными возможностями
в возрасте до 18 лет под девизом «Я – Автор».
В учреждениях культуры Красногвардейского
района функционирует 15 клубов для людей
с ограниченными возможностями, в которых
занимаются 276 инвалидов. В библиотеках
постоянно проводятся мероприятия для
инвалидов (вечера эмоционально-психологической
разгрузки, поэтические вечера). Надомное
обслуживание - часть большой работы библиотекарей,
проводимой в отношении людей с ограниченными
возможностями.
На территории Красногвардейского
района начата работа по проведению обследования
и паспортизации объектов и услуг в приоритетных
сферах жизнедеятельности инвалидов и
других маломобильных групп населения.
Целью проведения паспортизации объектов
является объективная оценка состояния
их доступности для указанных категорий
граждан, а также создание на основании
достоверной и полной информации об указанных
объектах реестра объектов социальной
инфраструктуры, доступных для инвалидов
и других маломобильных групп населения,
а также объектов социальной инфраструктуры,
подлежащих адаптации, и разработка необходимых
мер, обеспечивающих их доступность. Результаты
паспортизации вносятся в Паспорт доступности
для последующего наполнения информацией
«Интерактивной карты доступности объектов»
в информационно-телекоммуникационной
сети Интернет.
В то же время анализ
проводимой работы по решению социальных
проблем инвалидов показывает, что вопросы
совершенствования комплексной реабилитации
инвалидов, обеспечения доступной среды
для инвалидов и других маломобильных
групп населения, повышения их уровня
социально-экономического положения,
обеспечения условий для полноценной
жизни в обществе по-прежнему остаются
весьма актуальными и сложными. Все еще
существуют препятствия, которые не позволяют
инвалидам в полной мере осуществлять
свои права и свободы и осложняют их всестороннее
участие в общественной жизни. Остается
нерешенной важнейшая социальная задача
- создание равных возможностей для инвалидов
во всех сферах жизни общества - это здравоохранение,
социальная защита и социальное обслуживание,
транспорт, связь, образование, физкультура
и спорт, культурная жизнь и т.д.
В связи с неприспособленностью
зданий и сооружений, пешеходных переходов,
пригородного транспорта для маломобильных
групп населения становится затруднительным
или невозможным получение ими многих
медицинских, социальных, образовательных,
бытовых, социокультурных услуг. Необходимо
продолжить работу по устройству пандусов,
оборудованию санитарно-гигиенических
помещений, установке световой и звуковой
информирующей сигнализации в зданиях,
созданию специальных парковок.
Требуется дальнейшая
финансовая поддержка общественных организаций
инвалидов, а также продолжение процесса
вовлечения инвалидов в систематические
занятия физической культурой и спортом,
проведение социокультурной реабилитации.
Реализация мероприятий
подпрограммы 4 позволит продолжить работу
по формированию доступной среды для инвалидов
и других маломобильных групп населения,
интеграции в общество и создание для
них равных возможностей во всех сферах
жизни.