- Указ Президента Российской
Федерации "О дополнительных мерах
государственной поддержки инвалидов";
- Указ Президента Российской
Федерации "О мерах по формированию
доступной для инвалидов среды
жизнедеятельности" от 2 октября 1992
года № 1156;
- Указ Президента Российской
Федерации "О мерах по профессиональной
реабилитации инвалидов и обеспечению
занятости инвалидов";
- Постановление Правительства
Российской Федерации от 5 апреля
1993 года "О научном и информационном
обеспечении проблем инвалидности
и инвалидов";
- Концепция социальной
защиты нетрудоспособных граждан,
семей с несовершеннолетними
детьми и других групп населения
РФ, нуждающихся в государственной
поддержке 1993 г. и др.
Законодательные основы системы
социального обслуживания инвалидов и
детей-инвалидов формируется на основе
федеральных законов:
- "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации"
от 24 ноября 1995 г.,
Инвалидность
детей значительно ограничивает
их жизнедеятельность, приводит
к социальной дезадаптации вследствие
нарушения их развития и роста,
потери контроля за своим
поведением, а также способностей
к самообслуживанию, передвижению,
ориентации, обучению, общению,
трудовой деятельности в будущем.
Инвалидность - важная социальная
проблема, решать которую приходится каждому
обществу. Масштаб инвалидности в каждой
стране зависит от множества факторов,
в том числе социально-экономических,
экологических, политических, которые
составляют основу для формирования социальной
политики государства. В России люди с
ограниченными возможностями составляют
около 7 % населения.
По Конституции РФ наша страна
является социальным государством, и приоритет
социальной политики - защита граждан,
в том числе детей-инвалидов. Политика
по отношению к инвалидам направлена на
то, чтобы дать им возможность участвовать
в экономической и общественной жизни.
Это вопрос основных прав человека, и законодательство
должно гарантировать каждому эти права
[1].
Для защиты прав и интересов
инвалидов в России существует общее и
специальное законодательство. Общее
законодательство направлено на представление
им равных с другими гражданами возможностей
в реализации гражданских, экономических,
политических и других прав и свобод, предусмотренных
Конституцией РФ. Так, в отличие от законодательства
некоторых стран, права инвалидов, как
политические, так и гражданские, не оговариваются
отдельно, а предоставляются им наряду
со всеми гражданами России, подчеркивая
тем самым их равноправие.
Специальное законодательство
направлено на решение вопросов, связанных
со специфическими потребностями инвалидов,
с принятием специальных мер в отношении
к ним в таких сферах, как образование,
занятость, реабилитация, здравоохранение,
физкультура и спорт, культура. В разработке
российского национального законодательства,
касающегося прав инвалидов, как на федеральном,
так и на региональном уровнях, принимают
участие общественные организации инвалидов.
Особое значение имеет Федеральный
закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации", определяющий государственную
политику, в том числе и в области социальной
защиты детей-инвалидов [7].
В этом законе отмечено, семья
является важнейшим институтом социализации
ребенка-инвалида. Именно в семье создается
та необходимая любому ребенку среда,
в которой он может овладеть человеческими
формами поведения, развить душевные качества,
интеллектуальные способности.
Федеральный закон "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации"
закрепил право детей-инвалидов на социальную
защиту, систему "гарантированных государством
экономических, правовых мер и мер социальной
поддержки, обеспечивающих инвалидам
условия для преодоления, замещения (компенсации)
ограничений жизнедеятельности...".
Постановлением Правительства
РФ от 16 января 1995г. № 59 утверждена Федеральная
комплексная программа "Социальная
поддержка инвалидов" [4], состоящая
из следующих федеральных целевых программ:
♦ медико-социальная
экспертиза и реабилитация инвалидов;
♦ научное обеспечение
и информатизация проблем инвалидности
и инвалидов;
♦ разработка и производство
технических средств реабилитации для
обеспечения инвалидов.
Проблемы
инвалидности не могут быть
поняты вне социокультурного
окружения человека —
семьи, дома-интерната и
т.д. Инвалидность, ограниченные
возможности человека не относятся к разряду
чисто медицинских явлений. Гораздо
большее значение для понимания этой проблемы
и преодоления ее последствий
имеют социально-медицинские, социальные,
экономические, психологические и
другие факторы. Именно поэтому
технологии помощи инвалидам —
взрослым или детям — основываются
на социально-экологической модели
социальной работы. Согласно
этой модели люди с ограниченными
возможностями испытывают функциональные
затруднения не только вследствие
заболевания, отклонений или недостатков
развития, но и неприспособленности
физического и социального окружения
к их специальным потребностям,
предрассудков общества, предосудительного
отношения к инвалидам.
ВОЗ следующим
образом анализирует данную проблему:
структурные нарушения, ярко выраженные
или распознаваемые медицинской
диагностической аппаратурой, могут
привести к утрате или несовершенству
навыков, необходимых для
некоторых видов деятельности, в
результате чего и формируются
«ограниченные возможности»; это
при соответствующих условиях
будет способствовать социальной
дезадаптации, неуспешной или замедленной
социализации. Например, ребенок, которому
поставлен диагноз «церебральный
паралич», при отсутствии специальных
приспособлений, упражнений и лечения
может испытывать серьезные затруднения
с передвижением. Такое положение,
усугубляемое неумением или нежеланием
других людей общаться с
таким ребенком, приведет
к его социальной депривации уже
в детском возрасте, затормозит выработку
навыков необходимых для общения
с окружающими, и, возможно,
формирования, интеллектуальной сферы.
Семья, как
известно, наиболее мягкий тип
социального окружения ребенка.
Однако по отношению к ребенку-инвалиду
члены семьи иногда проявляют
жесткость, необходимую для выполнения
ими своих функций. Более того,
вполне вероятно, что присутствие
ребенка с нарушениями развития
вкупе с другими факторами
может изменить самоопределение
семьи, сократить возможности
для заработка, отдыха, социальной
активности. Поэтому те задания
по оказанию помощи детям, которые
их родители получают от
специалистов, не должны препятствовать
нормальной жизнедеятельности семьи.
Структура
и функции каждой семьи видоизменяются
с течением времени, воздействуя
на способы семейных отношений.
Жизненный цикл семьи обычно
состоит из семи стадий развития,
в каждой из которых
стиль ее жизнедеятельности
относительно устойчив и каждый
член семьи выполняет определенные
задачи сообразно своему возрасту:
брак, рождение детей, их школьный
возраст, подростковый возраст,
«выпуск птенцов из гнезда»,
постродительский период, старение. Семьи
детей-инвалидов должны быть готовы
к тому, что их стадии развития могут быть
не свойственны обычным семьям.
Дети с ограниченными возможностями медленнее
достигают определенных этапов
жизненного цикла, а иногда
вовсе не достигают. Рассмотрим
периоды жизненного цикла семьи ребенка-инвалида:
I) рождение ребенка
— получение информации о наличии
у ребенка патологии, эмоциональное
привыкание, информирование других
членов семьи;
2.) школьный
возраст — принятие решения
о форме обучения ребенка,
организация его учебы и внешкольной
деятельности, переживание реакций
группы сверстников;
3) подростковый
возраст — привыкание к хронической
природе заболевания ребенка, возникновение
проблем, связанных с пробуждающейся
сексуальностью, изоляцией ребенка
от сверстников и его отвержением
(с их стороны), планирование
будущей занятости ребенка;
4) период «выпуска»
— признание и привыкание
к продолжающейся семейной ответственности,
принятие решения о
подходящем месте проживания
повзрослевшего ребенка, переживание
дефицита возможностей для социализации
члена семьи — инвалида;
5) постродительский
период — перестройка взаимоотношений
между супругами(например, если ребенок
был успешно «выпущен» из семьи) и взаимодействие
со специалистами по месту проживания
ребенка.
Конечно,
к некоторым семьям невозможно
применить теоретическую модель,
содержащую периоды развития, поскольку
одни и те же события,
вызывающие стрессы и трудности,
могут периодически возникать
на протяжении всей жизни
ребенка; к тому же наличие
и качество социальной поддержки
может усилить или смягчить воздействие
затруднительной ситуации.
Маленькие
дети, имеющие недостатки развития,
живут в семье, которая, являясь
для них первичным социальным
окружением, сама погружена
в более широкий социальный
контекст. Социально-экологическая
модель социальной работы
включает индивидуальные особенности
организма и особенности среды
вместе с социально-психологическими
характеристиками и интеракциями
в единую систему. Согласно этой
модели изменение в любой части
этой системы вызывает изменения
в остальных ее частях, создавая
тем самым потребность в системной
адаптации, достижении баланса.
Социально-экологическая
модель применима к анализу
проблем семьи инвалида и
ребенка-инвалида в современной
России, открывая возможность
рассмотрения уровней микро -, мезо
-, экзо- и макросистемы.
Значительная
социальная, психологическая и
практическая помощь может быть
оказана семьям детей-инвалидов
группами поддержки; такие группы
могут также защищать права
семей, оказывая влияние на
социальную политику, предлагая
инициативы органам принятия
решений. Ассоциации родителей детей
с ограниченными возможностями
не только поддерживают семьи
детей-инвалидов, но иногда инициируют
новые формы, виды и технологии
реабилитационной помощи своим
детям. Наличие сети услуг по
месту жительства может стать
бесценной поддержкой, но уровень
доступности и качество услуг
в различных регионах неодинаковы.
В экзосистему
входят институты, в которых семья
может не участвовать непосредственно,
но которые могут опосредованно
оказывать воздействие на семью:
• средства
массовой информации, которые
влияют на формирование
стереотипа положительного или
отрицательного отношения
к людям с ограниченными
возможностями: например, инвалиды могут
быть представлены как жалкие, несчастные,
недееспособные существа или
же как компетентные, уверенные
в себе личности с сильной волей;
• система
здравоохранения. Семьи, имеющие
детей со значительными нарушениями
физического здоровья и взрослых
инвалидов, в большой степени
нуждаются в помощи системы
здравоохранения;
• система
социального обеспечения. В современной
России для большинства семей,
имеющих ребенка-инвалида и взрослых
инвалидов, финансовая и иная
поддержка государства являются
весьма существенными;
• образование.
Содержание и качество образовательных
программ, принцип их организации
определяют характер взаимоотношений
родителей и школы, доступность
и форму образования, степень
оказываемой родителям помощи
и уровень независимости семьи
от ребенка с ограниченными
возможностями. Для детей-инвалидов
обучение посильной и доступной
профессии, пользующейся в обществе
большим спросом, является одним
из факторов, гарантирующих
возможности выживания.
Наконец,
макросистему образуют следующие
факторы:
• социокультурные
и социально-экономические. Члены
семьи воспринимают инвалидность своего
ребенка с позиций социокультурных
факторов, этнических и конфессиональных
ценностей, широкого социального
окружения. Эти же факторы определяют
семейный выбор по участию в системе
услуг. Социально- экономический статус
семьи может определять или отражать характер
и уровень ресурсов семьи;
• экономический
и политический. Состояние экономики
и политическая атмосфера региона
или страны в целом оказывают
большое воздействие на программы
для инвалидов и их семей. Инвалидность
следует понимать не только
как физическое состояние, но
и как ограничение возможностей,
поскольку нарушения телосложения,
функций организма или условий
окружающей среды снижают активность
человека и затрудняют его
социальную деятельность. Причиной
ограничения возможностей может
стать, скажем, недостаток или
несовершенство образовательных программ,
медицинских и социальных услуг,
необходимых конкретному
ребенку, подростку,
взрослому человеку, недостаточное
развитие протезно-ортопедической
промышленности, неприспособленность
среды обитания к специфическим
нуждам лиц с ограниченными
возможностями.