Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 02:13, дипломная работа
Целью данного дипломной работы является изложение модельной программы развития сельскохозяйственных отраслей КУП «Минская овощная фабрика» Минского района. Задачами работы является: изучение современного состояния сельского хозяйства в Республике Беларусь; проведение анализа финансового состояния сельскохозяйственной организации КУП «Минская овощная фабрика»; построение прогнозной программы развития отраслей КУП «Минская овощная фабрика» с помощью экономико-математических моделей; сравнение полученных результатов с фактическими данными.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА……………………………………………………8
1.1 Современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства в Республике Беларусь…………………………………………………………….8
1.2 Роль сельскохозяйственного производства в развитии страны…………..21
1.3 Моделирование и специализация отраслей сельского хозяйства в трудах ученых-экономистов……………………………………………………………..28
2 ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУП «МИНСКАЯ ОВОЩНАЯ ФАБРИКА»…………………………………………...31
2.1 История создания, местоположение, природные условия и характеристика землепользования КУП «Минская овощная фабрика»…………………………31
2.2 Организационная, производственная структура КУП «Минская овощная фабрика»……………………………………………………………………………35
2.3 Производственные и трудовые ресурсы, специализация предприятия КУП "Минская овощная фабрика"……………………………………………………...36
2.4 Характеристика отрасли растениеводства……………………………………43
2.5 Характеристика отрасли животноводства…………………………………….48
2.6 Производство товарной продукции, каналы реализации……………………52
2.7 Основные экономические показатели работы КУП «Минская овощная фабрика»…………………………………………………………………………….56
3 МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КУП «МИНСКАЯ ОВОЩНАЯ ФАБРИКА» МИНСКОГО РАЙОНА………………………………59
3.1 Постановка экономико-математической задачи……………………………...59
3.2 Структурная экономико-математическая модель……………………………60
3.3 Обоснование исходной информации………………………………………….63
3.4 Развернутая экономико-математическая модель…………………………….73
3.5 Анализ полученного решения…………………………………………………78
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………………………………………83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………85
Сегодня можно видеть тенденции
увеличения агропромышленного
Но нельзя сказать, реализуемые меры достаточны. Не обеспечивается приоритет развития АПК, как это определено Программой совершенствования АПК на 2005–2010 гг. и рядом прогнозных документов. Наоборот, с позиции воспроизводства ресурсного потенциала продолжается перераспределение капитала из сельского хозяйства в другие отрасли экономики. Это подтверждается неадекватностью реализационно-сбытовых цен затратам на производство, не паритетом цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные товары, существенным отставанием оплаты труда работников сельского хозяйства от других отраслей реальной экономики и др.
Изучение показывает, что в настоящее время необходимо строгое научное определение стратегии и политики развития агропродовольственного производства, тем более что сейчас, по поручению Президента Республики Беларусь, идет доработка Программы социально-экономического развития и возрождения села. Государственная аграрная политики должна базироваться на следующих основных принципах (таблица 1.1).
Таблица 1.1 - Основные принципы
государственной
Базисные принципы |
Содержание |
1. Целевой характер и
программность реализации |
Государственные приоритеты
АПК должны реализоваться через
научно-обоснованные целевые республиканские
и отраслевые программы развития.
Это позволяет заложить приоритеты
в целевые программы и |
2. Адресность государственной поддержки |
Государственная поддержка должна оказываться непосредственно сельхозтоваропроизводителям. Нельзя допускать получения бюджетных и централизованных средств коммерческими посредническими организациями |
3. Устойчивость механизмов государственного регулирования |
Основные обязательства
государства перед сельхоз
|
Продолжение таблицы 1.1
Базисные принципы |
Содержание |
4. Гарантированность мер государственной поддержки |
Преференции государства
сельским товаропроизводителям должны
быть гарантированными. Это означает,
что все целевые |
5. Разграничение обязательств
республиканских и местных |
Государственные целевые программы должны иметь 2 уровня республиканские и местные. Республиканские программы следует обеспечивать за счет республиканского бюджета и централизованных фондов, а местные – за счет местных источников. Нецелесообразно смешивать источники, это приводит к их размыванию. |
6. Ограничение размеров государственной поддержки и усиление самофинансирования |
Государственные республиканские,
централизованные и местные бюджетные
средства и фонды должны иметь
вспомогательный характер при ресурсном
обеспечении развития всей совокупности
сельскохозяйственных предприятий
и составлять меньшую часть в
общих объемах инвестиций и капиталовложений
в АПК. Основные средства для развития
и воспроизводства |
Окончание таблицы 1.1
Базисные принципы |
Содержание |
7. Равнодоступность и
конкурсность предоставления |
Все формы сельскохозяйственных
предприятий (включая малые) должны
иметь равные права на получение
государственных средств. Для этого
необходима конкурсность. Основными
получателями государственных средств
должны быть товаропроизводители, обеспечивающие
более эффективное |
8. Учет международных обязательств |
При осуществлении государственной
поддержки национального |
Достижение целей
Таблица 1.2 - Контролируемые показатели достижения целей государственной политики
1 |
2 |
1. Обеспечение продовольственной безопасности страны
|
Продовольственная безопасность Беларуси может быть обеспечена при условии удельного веса продукции собственного производства в общем объеме продуктооборота на внутреннем рынке не менее 80 %, а по таким продуктам как зерно и хлебопродукты, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты не менее 95 %. При этом экспортный потенциал должен составлять не менее 15–20 % общих объемов производства продовольствия
|
Окончание таблицы 1.2
1 |
2 |
2.Сбалансированность |
Сбалансированность |
3. Доступность основных
видов продовольствия всем |
Продовольствие является
доступным тогда, когда все слои
населения имеют возможность
приобретать необходимые |
4. Мотивация труда и рост качества жизни |
Мотивация и стимулирование
труда являются ключевыми факторами
эффективности производства. Для
стимулирования экономических интересов
товаропроизводителей важно использовать
не только рычаг роста оплаты труда,
но и механизм накопления собственности
посредством выплаты |
5. Предотвращение «ножниц цен» |
Индексы цен на сопоставляемые группы товаров сельскохозяйственного и промышленного производства можно назвать адекватными, если выравнивается доходность различных отраслей, в расчете, например, на 1000 руб. стоимости реализованной продукции (оказанных услуг) |
б, Доходность (рентабельность) отрасли |
Доходность отраслей агропромышленного
комплекса должна обеспечивать устойчивое
расширенное воспроизводство |
Крупной угрозой рыночному
развитию сельского хозяйства является
наличие преобладающей доли убыточных
и неплатежеспособных предприятий.
Число убыточных хозяйств достигает
60 %, а суммарная величина всех видов
кредиторской задолженности приблизилась
к 3 трлн. руб., что в расчете на
1 крупнотоварное хозяйство составляет
почти 1.5 млрд руб. В результате парализуется
вся нормальная хозяйственная деятельность,
предприятия не в состоянии вести
оперативное производство, произошло
неправомерное разделение производства
и капитала. Чем больше хозяйства
производят продукции, тем больше наращивают
убыточность и попадают в зависимость
от кредиторских и контрольных структур.
Это требует принятия неотложных
мер по реструктуризации долгов и
освобождению хозяйств от текущих долговых
обязательств. Иначе никакого прогресса
ждать не приходится. Большие надежды
здесь связываются с
Еще одной крупной и слабо решаемой проблемой, сдерживающей ускоренное развитие АПК, является несовершенство, отсталость, консерватизм и фрагментарность действующего законодательства. Оно не только не стимулирует рост эффективности производства и предпринимательскую активность сельских товаропроизводителей, но является сдерживающим развитие аграрной экономики и дискриминирующим рыночную хозяйственную деятельность. Надо сказать, что в рамках существующего законодательства нельзя открыто и прямо реформировать устаревшие формы традиционных предприятий (колхозы и совхозы), а необходимо изобретать сложные обходные пути, чреватые своего рода препятствиями и нарушениями, нельзя даже вести самостоятельную предпринимательскую деятельность.
На первый взгляд, может
показаться, что важнейшие законы
и законодательные нормативы
вроде бы есть, но они как показывает
углубленное изучение, втискивают разнообразную
и динамичную жизнь предприятий
в «прокрустово ложе» устаревших
и догматических норм, позаимствованных
в основном в законодательстве Российской
Федерации и слабо
Право и конкретные его
носители – законы должны быть стимулирующими
хозяйственную деятельность, прозрачными,
понятными, однозначными и гибкими.
Сельскохозяйственной практике необходимы
рыночноориентированные законодательные
акты о кооперации, о реформировании,
о государственном
Государству важно своевременно
выбирать оптимальные приоритеты воздействия
на агропродовольственный рынок
и создавать благоприятные
В свою очередь поддержка финансовых инструментов должна включать:
Поддержка производства должна
иметь строго программно-целевой
характер и охватывать такие программы,
как: «Зерно», «Картофель», «Лен», «Овощи»,
«Плоды», «Корма», «Мясо», «Молоко», «Птица»,
«Растительное масло», «Сахар», «Рыба»,
а также «Селекция и
Поддержка рынка должна включать:
Информация о работе Моделирование программы развития КУП «Минская овощная фабрика» Минского района