Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:58, дипломная работа
К настоящему времени рынок молочной продукции в Нижегородской области уже достаточно освоен и насыщен, так как определённое место занимает импорт. В этих условиях конкуренция между производителями молочной продукции в Нижегородской области не только весьма интенсивна, но и с каждым годом обостряется. Предприятие должно постоянно сравнивать свои товары, цены, мероприятия по продвижению и рекламные компании с продукцией и маркетинговой политикой конкурентов и определять свои конкурентные преимущества и недостатки. Конкуренция между производителями молочной продукции достаточно жесткая, и чтобы сохранить свою долю на рынке, предприятиям просто необходимо удерживать качество.
Введение 5
Обзор литературы 7
Раздел 2. Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Радуга» 19
Раздел 3. Оптимизация ассортимента выпускаемой продукции ЗАО «Радуга» 35
3. 1. Постановка задачи, подготовка исходной информации 35
3. 2. Анализ изменения структуры ассортимента предприятия ЗАО «Радуга» в условиях изменения его внешней среды 40
Выводы и предложения 46
Список литературы 49
Приложения 51
Основные оптовые потребители крупные фирмы, выигравшие тендер для поставок продуктов питания Муниципальным организациям.
Рисунок 9 Внутренняя и внешняя среда ЗАО «Радуга»
В связи с применением программ правительства России по развитию сельского хозяйства были введены запреты по вывозу молока-сырья за пределы Нижегородской области. Увеличились закупочные цены на сырье. Следственно выросла себестоимость выпускаемой продукции, в некоторой степени уменьшились объемы реализации, но, несмотря на это ЗАО «Радуга» за последние 5 лет, как показано в таблице 2.8, преодолело зону убытков.
Таблица 2.8
Финансовый результат ЗАО «Радуга» в динамике
Показатели |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Изменение, +,- |
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. |
15423,92 |
17218,91 |
33453,84 |
47811,29 |
52451,71 |
37027,79 |
Затраты на производство продукции, тыс. руб. |
26594,43 |
25417,21 |
28211,76 |
35825,93 |
46409,80 |
19815,37 |
Прибыль (убыток), тыс. руб. |
-11170,51 |
-8198,30 |
5242,08 |
11985,36 |
6041,91 |
17212,42 |
Рентабельность, % |
- |
- |
14,12 |
25,43 |
9,89 |
Х |
Результаты в любой сфере
бизнеса зависят от наличия и
эффективности использования
Раздел 3. Оптимизация ассортимента выпускаемой продукции ЗАО «Радуга»
3.1 Постановка задачи, подготовка исходной информации
Сформировать оптимальный ассортимент выпускаемой продукции на ЗАО «Радуга» г. Чкаловска Нижегородской области с возможным использованием дополнительных денежных средств, применив метод нелинейной оптимизации отбора наиболее эффективных в отношении рентабельности видов продукции, так, чтобы добиться безубыточного состояния производства, а также запланировать программу производства, оптимальную с точки зрения использования ресурсов и максимизации прибыли.
В качестве критерия оптимальности взят максимум денежной выручки от реализации, данной продукции.
В результате решения задачи определяются:
Основными переменными в данной задаче являются количество каждого вида продукции, которое может быть произведено.
В данной задаче денежно-материальные затраты, затраты труда на единицу продукции по каждому виду берутся фактические данные предприятия. Показатели расхода сырья на переработку отдельного вида продукции - нормативные данные.
В таблице 3.1.1 представлена математическая модель по оптимизации продаж выпускаемого ассортимента продукции.
П/п |
Величина |
Тип |
Един. измер |
Обозначение |
Определение, задание формул |
1 |
Кол-во товара, ассортимент |
int |
- |
k |
Задается |
2 |
Число вар. переменных |
int |
- |
n |
n = 2k |
3 |
Цены затрат (оптов. цены) |
float |
руб. |
cz[k] |
задаются априори |
4 |
Текущ.объем продаж |
int,fl |
натур |
vpr[k] |
переменные оптимизации: a[i] < vpr[i] < b[i] |
5 |
Ценовые надбавки |
float |
% |
nd[k] |
переменные оптимизации: an[i] < nd[i] < nb[i] |
6 |
Цены реализации данного ассортимента |
float |
руб. |
cr[k] |
cr[i]=(1 + nd[i])* cz[i] |
7 |
Минимальная выручка (по себестоимости) |
float |
руб. |
BRmin |
|
8 |
Максимальная выручка ( верхняя гран. надбавки) |
float |
руб. |
BRmax |
|
9 |
Текущие затраты на сырье (молоко) |
float |
руб. |
Zat |
|
10 |
Текущая выручка от продаж ассортимента |
float |
руб. |
BR |
|
11 |
Текущая прибыль |
float |
руб. |
PP |
PP = BR - Zat |
12 |
Рентабельность производства |
float |
% |
Ren |
Ren = 100 * PP/Zat |
13 |
Рентабельность продаж |
float |
% |
RenPr |
RenPr = 100 * PP/BR |
14 |
Минимальный спрос |
float |
руб. |
Cprmin |
Cpr_min = 200000, задается |
15 |
Максимальный спрос |
float |
руб. |
Cprmax |
Cpr_max = 310000, задается |
16 |
Ограничение по затратам |
float |
% |
fogr[0] |
fogr[0]= Zat-BRmin < 0 |
17 |
Ограничение по спросу |
float |
% |
fpgr[1] |
fogr[1]= Cprmax - BR < 0 |
18 |
Целевой функционал |
float |
- |
Fx |
Fx = 1 / PP , РР -> max |
Основными переменными являются объемы производства и цены продаж (надбавки к ним), производимой и реализуемой продукции ЗАО «Радуга». Единицей измерения этих переменных является тонны и рубли. В таблице 3.1.2, 3.1.3 и на рисунке 10 видно настоящее положение ценовой стратегии предприятия.
Исходные данные
Объём сырья, т | |||||
Показатели |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Сырьё, т |
4412,55 |
3989,82 |
4218,14 |
4850,55 |
4914,73 |
Объём производства, т | |||||
Показатели |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Молоко МДЖ 3,2%, фас. 1 кг |
121,98 |
264,00 |
266,50 |
487,50 |
546,30 |
Молоко МДЖ 2,5%, фас. 1кг |
849,61 |
811,40 |
601,70 |
646,40 |
540,50 |
Кефир МДЖ 2,5%, фас. 0,5 кг |
163,62 |
167,62 |
135,20 |
194,00 |
234,40 |
Сметана МДЖ 20%, фас. 0,2 кг |
205,85 |
195,85 |
156,50 |
183,50 |
117,00 |
Творог МДЖ 9%, фас. 0,25 кг |
7,60 |
2,96 |
44,80 |
44,40 |
149,96 |
Сливки МДЖ 10%, фас. 0,5 кг |
18,80 |
16,60 |
43,00 |
42,20 |
22,10 |
Молоко топл. МДЖ 4%, фас.0,5 кг |
122,40 |
125,20 |
120,20 |
183,40 |
159,20 |
Итого |
1489,86 |
1583,63 |
1367,90 |
1781,40 |
1769,46 |
Себестоимость, тыс. руб. за 1 т продукции | |||||
Показатели |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Молоко МДЖ 3,2%, фас. 1 кг |
12,00 |
11,20 |
12,70 | ||
Молоко МДЖ 2,5%, фас. 1кг |
10,90 |
8,20 |
11,50 | ||
Кефир МДЖ 2,5%, фас. 0,5 кг |
5,56 |
5,15 |
6,24 | ||
Сметана МДЖ 20%, фас. 0,2 кг |
9,90 |
9,90 |
10,50 | ||
Творог МДЖ 9%, фас. 0,25 кг |
15,31 |
13,99 |
16,82 | ||
Сливки МДЖ 10%, фас. 0,5 кг |
10,37 |
9,97 |
11,42 | ||
Молоко топл. МДЖ 4%, фас.0,5 кг |
7,10 |
7,00 |
8,00 | ||
Торговые наценки, % | |||||
Показатели |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Молоко МДЖ 3,2%, фас. 1 кг |
1,64 |
20,00 |
31,35 | ||
Молоко МДЖ 2,5%, фас. 1кг |
2,68 |
39,26 |
30,30 | ||
Кефир МДЖ 2,5%, фас. 0,5 кг |
10,32 |
26,43 |
26,59 | ||
Сметана МДЖ 20%, фас. 0,2 кг |
22,66 |
38,13 |
41,67 | ||
Творог МДЖ 0%, фас. 0,25 кг |
3,10 |
26,37 |
25,24 | ||
Сливки МДЖ 10%, фас. 0,5 кг |
12,12 |
33,53 |
34,74 | ||
Молоко топл. МДЖ 4%, фас.0,5 кг |
5,33 |
28,57 |
30,43 | ||
Средний процент наценки |
8,26 |
30,33 |
31,48 | ||
Выручка, тыс. руб. | |||||
Показатели |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Молоко МДЖ 3,2%, фас. 1 кг |
841,66 |
2032,80 |
3251,30 |
6825,00 |
14589,45 |
Молоко МДЖ 2,5%, фас. 1кг |
4672,85 |
5598,66 |
6739,04 |
8726,40 |
12874,06 |
Кефир МДЖ 2,5%, фас. 0,5 кг |
490,86 |
754,29 |
838,24 |
1358,00 |
2876,16 |
Сметана МДЖ 20%, фас. 0,2 кг |
1338,03 |
1449,29 |
2003,20 |
2936,00 |
3040,14 |
Творог МДЖ 9%, фас. 0,25 кг |
57,00 |
29,89 |
707,84 |
843,60 |
4870,73 |
Сливки МДЖ 10%, фас. 0,5 кг |
125,96 |
117,86 |
507,40 |
633,00 |
558,30 |
Молоко топл. МДЖ 4%, фас.0,5 кг |
465,12 |
626,00 |
901,50 |
1797,32 |
2642,88 |
Итого |
7991,48 |
10608,79 |
14948,52 |
23119,32 |
41451,71 |
Фактические экономико-технологические показатели продаж ЗАО «Радуга» в 2007г
Показатели |
Себестоимость 1 т, |
Оптовая |
Цена реализации |
Объём |
тыс. руб. |
наценка, % |
1т, тыс. руб. |
продаж, т | |
Молоко МДЖ 3,2%, фас. 1 кг |
12,70 |
31,35 |
18,50 |
546,30 |
Молоко МДЖ 2,5%, фас. 1кг |
11,50 |
30,30 |
16,50 |
540,50 |
Кефир МДЖ 2,5%, фас. 0,5 кг |
6,24 |
26,59 |
8,50 |
234,40 |
Сметана МДЖ 20%, фас. 0,2 кг |
10,50 |
41,67 |
18,00 |
117,00 |
Творог МДЖ 9%, фас. 0,25 кг |
16,82 |
25,24 |
22,50 |
149,96 |
Сливки МДЖ 10%, фас. 0,5 кг |
11,42 |
34,74 |
17,50 |
22,10 |
Молоко топл. МДЖ 4%, фас.0,5 кг |
8,00 |
30,43 |
11,50 |
159,20 |
Всего себестоимость ассортимента = |
71,14 |
Объём продаж = |
1769,46 |
Основные ограничения необходимые для записи условий по ресурсам, которые находятся в распоряжении предприятия. Технико-экономические коэффициенты в этих ограничениях обозначают расход того или иного ресурса на производство 1 тонны той или иной продукции. Константы в правой части ограничений показывают количество каждого ресурса, которое имеется в распоряжении предприятия.
С помощью дополнительных ограничений записывают условия по производству того или иного продукта, задавая при этом максимально и минимально допустимые границы.
3.2 Анализ изменения
структуры ассортимента
Для успешной коммерческой деятельности предприятия в рыночных условиях необходимо установит закономерности спроса и предложения, а также определить в каком количестве производить c учетом сложившихся затрат и по каким ценам продавать с учетом изменения денежного объема спроса на своем сегменте рынка.
Один из наиболее распространенных методов ценообразования, который применяется на перерабатывающих предприятиях АПК – это метод “издержки плюс”. Данный метод предполагает расчет цены продажи посредством прибавления к себестоимости оптовой наценки. Оптовая наценка в условиях рыночной экономики – важнейший экономический параметр рыночной среды деятельности предприятия, с которым оно вынуждено считаться и по возможности на него влиять. В условиях конкурентного рынка оптовая наценка формируется преимущественно под воздействием факторов, объективно складывающихся от предприятия, и являются в большинстве случаев для него заданной. Главная трудность использования данного подхода – сложность определения уровня оптовой наценки, поскольку нет точного способа или формы ее расчета. Все меняется в зависимости от степени покупательского спроса, сезона, состояния конкурентной борьбы. Уровень добавленной суммы к себестоимости товара, устраивающий продавца, может быть не принят покупателем. Поэтому необходимо взимать за продукцию такую цену, которая как минимум покрывала бы полную себестоимость производства продукции.
Представленный в работе комплексный анализ оптовых наценок на продукцию базируется на исчислении возможного потенциального денежного дохода, рассчитываемого с помощью нелинейных оптимизационных методов, которые позволяют решать сложные многопараметрические и многокритериальные нелинейные задачи. Используемое для решения данной задачи математическое обеспечение нелинейной оптимизации оформлено в виде программы, которая имеет такие входные и выходные формы, которые позволяют продуктивно работать заинтересованному лицу, не владеющему вычислительной техникой.
На первом этапе решалась нелинейная экстремальная задача синтеза, на базе достигнутых к текущему моменту производственно-экономических показателей перерабатывающего предприятия.
В качестве объекта
исследования было взято
Таблица 3.2.1 | ||||
Экономико-технологические | ||||
Виды продукции |
Себестоимость 1т., тыс. руб. |
Оптовая наценка, % |
Цена реализации 1т, тыс.руб. |
Объем продаж, т. |
Молоко 1 |
12,70 |
0,21 |
15,38 |
398,44 |
Молоко 2 |
11,50 |
0,27 |
14,56 |
468,75 |
Кефир |
12,48 |
0,37 |
17,05 |
248,44 |
Сметана |
52,50 |
0,31 |
68,84 |
78,75 |
Творог |
67,28 |
0,29 |
87,04 |
173,44 |
Сливки |
22,84 |
0,27 |
29,07 |
1,64 |
Молоко топлёное |
16,00 |
0,02 |
16,35 |
198,44 |
Затраты на производство ассортимента = |
41905,20 |
Рентабельность продаж = -2,2 %
|
Объем продаж = 41000 |