Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 14:25, дипломная работа
Цель работы – разработка прогнозов развития сельского хозяйства с учетом правил мирового рынка ВТО.
Методы исследования:
- методы финансового анализа
- методы эконометрического анализа
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ПО ПРАВИЛАМ ВТО 9
1.1 Экономические основы законодательства ВТО 9
1.2 Опыт стран Ближнего зарубежья по развитию сельского хозяйства
в условиях правил ВТО 14
1.3 Экономико-математические модели оценки и прогнозирования
развития сельского хозяйства 18
2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ПРОГНОЗОВ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 23
2.1 Оценка экономической эффективности сельского хозяйства 23
2.2 Анализ финансового положения сельского хозяйства 29
2.3 Диагностика прогнозов развития сельского хозяйства России 37
3 ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОГНОЗОВ
РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА 46
3.1 Прогнозный сценарий динамического развития
сельского хозяйства Пензенской области 46
3.2 Прогнозный сценарий ресурсного обеспечения развития
сельского хозяйства Пензенской области в условиях ВТО 55
3.3 Прогнозный сценарий развития сельского хозяйства
Пензенской области в условиях действия правил ВТО 63
4 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГНОЗОВ
РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
РЕФЕРАТ
Пояснительная записка содержит 118 листов, 13 рисунков, 8 приложений, 35 источников использованной литературы.
Ключевые слова: сельское хозяйство, ВТО, планирование, прогнозирование, субсидии.
Объектом исследования дипломного проекта является сельское хозяйство Пензенской области.
Цель работы – разработка прогнозов развития сельского хозяйства с учетом правил мирового рынка ВТО.
Методы исследования:
- методы финансового анализа
- методы эконометрического анализа
Полученные результаты – для оценки точности и достоверности прогнозов развития сельского хозяйства, отраженных в государственной программе, был проведен эконометрический анализ взаимоувязки и адекватного сочетания между собой результативных показателей и показателей ресурсного обеспечения их достижения, на основании полученных прогнозов показателей доходов и расходов по обычным и прочим видам деятельности рассчитаны показатели прибыли и рентабельности, на основе данных, с помощью построения диаграмм, была выявлена наиболее адекватная модель по каждому виду продукции, оценены показатели адекватности наилучших моделей и значимость их параметров, разработаны соответствующие модели, которые позволяют принимать наиболее адекватные решения для формирования грамотной агропродовольственной политики области.
Средства работы: расчеты проводились в MS Excel, SPSS.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Разработка прогнозов развития сельского хозяйства в России сегодня является актуальной проблемой. Это связано с тем, что отрасль была признана приоритетом национальной экономики.
Прогнозы разрабатываются на нормативно-правовом уровне. К настоящему времени система прогнозирования развития нашего государства находится на стадии становления. Важными документами в ее формировании должны стать Федеральный закон «О государственном стратегическом планировании», Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Доктрина национальной безопасности России.
Сегодня в аграрном и продовольственном секторе следует выделить Приоритетный национальный проект «Развитие АПК», Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, Концепции развития сельских территорий на период до 2020 года, Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, а также ее проект на 2013-2020 гг.
Прогнозирование достаточно актуально и в связи со вступлением России в ВТО. Планирование и прогнозирование целевых индикаторов госпрограммы осуществляется на основе анализа прогнозной динамики фактических значений за предшествующие периоды. При этом обоснование потребностей в средствах федерального и консолидированных бюджетов на реализацию госпрограмм развития сельского хозяйства субъектов Федерации происходит с учетом бюджетной обеспеченности регионов.
Поэтому целью работы является разработка прогнозов развития сельского хозяйства с учетом правил мирового рынка ВТО.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить требования ВТО в отношении аграрного сектора;
- оценить экономическую
- построить прогноз развития
сельского хозяйства в
Объект исследования – сельское хозяйство Пензенской области.
Предмет исследования – экономические показатели развития отрасли.
Методы исследования – методы финансового анализа, методы эконометрического анализа.
Средства реализации – MS Excel, ППП SPSS.
Правительственные решения в сфере аграрной политики должны учитывать фактор происходящих переговоров относительно вступления страны в ВТО, поскольку эта организация налагает определенные обязательства на своих членов.
Соглашение по сельскому хозяйству Уругвайского раунда ГАТТ, являющееся основным документом ВТО, регламентирующим обязательства членов этой организации по внутренней поддержке АПК, устанавливает классификацию направлений государственной политики (таблица 1).
Меры «желтого ящика»
включают бюджетные трансферты,
которые стимулируют
Меры «зеленого ящика»
осуществляются посредством
Не подлежат ограничению прямы
Таблица 1 – Государственная поддержка сельского хозяйства:
классификация Всемирной торговой организации
Формы |
Содержание поддержки |
Меры «желтого ящика» |
1. Ценовая поддержка; 2. Сбытовые кредиты; 3. Выплаты из расчета площади сельскохозяйственных угодий; 4. Выплаты из расчета численности сельскохозяйственных животных; 5. Субсидии в отношении средств производства; 6. Отдельные программы субсидируемых кредитов. |
Меры |
1. Общие услуги (научные
исследования; ветеринарные и фитосанитарные
мероприятия; подготовка и |
Меры |
1. Выплаты, основанные на фиксированных площадях и урожаях; 2. Выплаты, осуществляемые в отношении не более, чем 85 % от базового уровня производства; 3. Животноводческие выплаты, осуществляемые на фиксированное поголовье скота. |
Меры |
1. Поддержка, ориентированная
на конкретный продукт, в |
При вступлении в ВТО страны не обязаны также сокращать внутреннюю поддержку сельского хозяйства, если она соответствует «de minimis».
Существует много
дискуссионных вопросов
В Соглашении по сельскому хозяйству предполагается, что меры «зеленого ящика» не оказывают или оказывают минимальное искажающее воздействие на торговлю и производство. Однако понятие «минимальное воздействие» так и не определено. При описании мер «зеленого ящика» в Соглашении основное внимание уделяется конкретным направлениям политики, но не накладывается ограничений на объем выплат. Кроме того, отсутствуют какие-либо требования, относительно того, что эта поддержка не должна быть ориентирована на конкретный продукт.
Организация экономического
сотрудничества и развития
В соответствии с Соглашением по сельскому хозяйству, сумма выплат для осуществления не связанной с производством поддержки в отношении дохода, которая относится к мерам «зеленого ящика», не связана с видом или объемом производства, с факторами производства, внутренними или мировыми ценами. Соответствие, необходимое для таких выплат определяется на основании дохода и статуса производителя, использования факторов производства или уровнем производства. Тем не менее, возникают сомнения, что использование таких мер в области сельскохозяйственной поддержки действительно не будет влиять на производство. В некоторых случаях выплаты такого рода могут привести к росту фермерских доходов, что потенциально может отразиться на производственных решениях через рост инвестиций, привлечение дополнительных средств производства и введение новых технологий.
Подобные проблемы
могут возникать и при
Программы “зеленого ящика”, направленные на содействие в структурной перестройке, могут осуществляться путем схем раннего выхода производителей на пенсию, путем отказа от использования ресурсов и путем инвестиционной помощи. Последнее получило наибольшее распространение, поскольку инвестирование капитала в производственные ресурсы стимулирует будущее производство.
Выплаты в рамках
программ регионального
Для получения выплат
в рамках программ по
В случае использования
мер «голубого ящика»
Меры, соответствующие «критерию минимума», включают себя поддержку, как ориентированную, так и не ориентированную на конкретный продукт, в частности субсидии на средства производства, которые хотя и исключены из обязательств по сокращению, могут опосредованным образом влиять на производство.
Таким образом, несмотря на то, что основной характеристикой для мер, освобожденных от ограничения, является их не связанность с производством, на практике этот критерий не выполняется. Поэтому многие страны-члены ВТО активно применяют эти меры, с одной стороны, не нарушая обязательств перед ВТО, и, с другой стороны, не в ущерб своему сельскому хозяйству.
Сегодня Россия является членом Всемирной торговой организации. Украина уже почти 5 лет является членом ВТО и за этот период произошли значительные изменения в экономике страны, в частности и в сельскохозяйственной отрасли.
После вступления в ВТО
сельское хозяйство Украины
Нанесен ущерб развитию
сельских поселений. В большинстве
случаев поглощенные
Негативная ситуация сложилась и в развитии материально-технической базы отрасли. В настоящее время проблема производства и обеспечения украинских сельхозпроизводителей специализированной техникой продолжает оставаться одной из самых сложных и ключевых проблем развития всего агропромышленного комплекса страны.
При этом большинство украинских фермеров продолжает расширять парк в основном за счет уже бывших в использовании машин импортного производства. Таких комбайнов импортируется вдвое больше, чем новых машин.
В связи со значительным
уменьшением численности
Информация о работе Прогнозирование развития сельского хозяйства с учетом ограничений ВТО