Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 14:25, дипломная работа
Цель работы – разработка прогнозов развития сельского хозяйства с учетом правил мирового рынка ВТО.
Методы исследования:
- методы финансового анализа
- методы эконометрического анализа
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ПО ПРАВИЛАМ ВТО 9
1.1 Экономические основы законодательства ВТО 9
1.2 Опыт стран Ближнего зарубежья по развитию сельского хозяйства
в условиях правил ВТО 14
1.3 Экономико-математические модели оценки и прогнозирования
развития сельского хозяйства 18
2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ПРОГНОЗОВ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 23
2.1 Оценка экономической эффективности сельского хозяйства 23
2.2 Анализ финансового положения сельского хозяйства 29
2.3 Диагностика прогнозов развития сельского хозяйства России 37
3 ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОГНОЗОВ
РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА 46
3.1 Прогнозный сценарий динамического развития
сельского хозяйства Пензенской области 46
3.2 Прогнозный сценарий ресурсного обеспечения развития
сельского хозяйства Пензенской области в условиях ВТО 55
3.3 Прогнозный сценарий развития сельского хозяйства
Пензенской области в условиях действия правил ВТО 63
4 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГНОЗОВ
РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
К настоящему времени система
В связи с формированием
и развитием системы
По названной программе индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в процентах к предыдущему году должен составить 101,9 % в 2020 г. против 104,1 % в 2012 г. и 103,8 % в 2008 г.
По уровню рентабельности сельскохозяйственных организаций можно наблюдать рост ее прогнозных значений с 5,4 % в 2008 г., до 10,2 % в 2012 г. и до 29,0 % в 2020 г.
За период реализации госпрограммы предполагается стабилизация финансового положения в сельском хозяйстве. Средняя рентабельность будет находиться на уровне 10 %, а доля убыточных хозяйств не должна превысить 30 %.
Важным нюансом программы
Таким образом, госпрограмма развития сельскохозяйственного сектора АПК и ее проект кроме прогнозных показателей экономического роста отрасли содержит информацию о том, за счет чего будут достигнуты указанные значения, т.е. прогнозные значения финансовых и денежно-кредитных ресурсов.
В ходе реализации Государственной программы проявились и её недостатки. Заложенные в программу механизмы регулирования и господдержки недостаточно дифференцированы по отраслям, территориям, по социальным секторам и группам хозяйств с разным уровнем финансового состояния. Эти недостатки частично удается преодолеть с помощью отраслевых целевых программ. Однако увязка отраслевых целевых программ с Государственной программой не всегда прослеживается.
В тоже время планирование и прогнозирование
целевых индикаторов программы осуществляется
на основе анализа прогнозной динамики
фактических значений за предшествующие
периоды. При этом обоснование потребностей
в средствах федерального и консолидированных
бюджетов на реализацию госпрограмм развития
сельского хозяйства субъектов Федера-
ции происходит с учетом бюджетной обеспеченности регионов.
При этом не всегда достигается взаимоувязка между результативными и ресурсными прогнозными показателями. На сегодняшний день имеется огромное количество методик как по планированию и прогнозированию показателей развития отраслей народного хозяйства, так и по обоснованию размеров их бюджетного обеспечения для ведения простого или расширенного воспроизводства. По мнению ведущих ученых и специалистов-аграрников, которого придерживаются и авторы статьи, Минсельхоз РФ не в достаточной мере пользуется имеющимися методическими подходами по названной тематике.
Оценка выполнения и достижения прогнозных значений показала их значительное расхождение с фактическими показателями.
Так фактические значения
индекса производства продукции
сельского хозяйства в
Аналогичная картина может прослеживаться и по другим запланированным целевым индикаторам. Например, запланированный 10 процентный уровень рентабельности не достигался в 2009, 2010 и 2011 годах, когда его фактическое значение составило с учетом субсидий 9,2, 8,3, 11,8 % соответственно. Без субсидий сельское хозяйство по всем годам было убыточным.
В 2011 г. объем импорта
Экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства был также наибольшим за все годы рыночных преобразований и четыре года реализации Государственной программы, достигнув 12,0 млрд. долларов.
Рисунок 8 – Экспорт и импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства в Российской Федерации,
млрд. долл. США
Сальдо экспорта и импорта на
агропродовольственном рынке
В Пензенской области оценивая достижение прогнозных значений достижения финансовой устойчивости в сельском хозяйстве, видно, что удельный вес убыточных хозяйств за период 2009 – 2011 гг. увеличился с 22,6% до 25,7% при росте показателя на 3,1 процентных пункта, при этом чистая прибыль на рубль затрат по производству и реализации продукции (уровень рентабельности) составила всего лишь 6,4 коп. в 2010 г. и 9,98 коп. в 2011 г. против 22,7 коп. в 2007 г. (год принятия госпрограммы к реализации).
Достижение прогнозных значений на конец исследуемого периода не было обеспечено по удельному весу убыточных хозяйств на 3,7, а по уровню рентабельности на 0,02 процентных пункта.
Таблица 10 – Оценка выполнения прогноза
по достижению
финансовой устойчивости отрасли Пензенской
области
Показатели |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Прогноз |
Отклонение 2011г. (+,-) от | ||
2009 г. |
2010 г. |
прогноза | |||||||||
Удельный вес убыточных сельскохозяйственных организаций |
40 |
1,7 |
20,8 |
22,1 |
22,6 |
33,4 |
25,7 |
22,0 |
11,3 |
10,8 |
11,4 |
Уровень рентабельности организаций |
9,1 |
14,3 |
22,7 |
15,7 |
14,7 |
6,4 |
9,98 |
12,0 |
-9,3 |
-8,3 |
5,6 |
* Рассчитано по данным Пензастата
Для оценки точности и
достоверности прогнозов
В качестве результативных показателей, которые целесообразно исследовать во взаимосвязи с бюджетной поддержкой, можно предложить индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, индекс производства продукции растениеводства, индекс производства продукции животноводства и рентабельность сельскохозяйственных организаций.
Таблица 11 – Аналитика функциональной зависимости
целевых
индикаторов и ресурсного обеспечения
государственной программы
Целевые индикаторы прогнозов |
Коэффициент детерминации в моделях (R2) |
Наиболее адекватная модель |
Фактор | ||||
линейная |
логарифмическая |
экспоненциальная |
степенная |
полиномиальная | |||
Индекс производства продукции сельского хозяйства (Y1) |
0,18 |
0,10 |
0,18 |
0,10 |
0,67 |
X1 – объем ресурсного обеспечения госпрограммы из федерального и консолидированных бюджетов субъектов РФ |
Продолжение таблицы11
Индекс производства продукции растениеводства (Y2) |
0,41 |
0,38 |
0,41 |
0,41 |
0,47 |
X2 - объем ресурсного обеспечения госпрограммы в растениеводстве | |
Индекс производства продукции животноводства (Y3) |
0,56 |
0,52 |
0,56 |
0,52 |
0,66 |
X3 - объем ресурсного обеспечения госпрограммы в животноводстве | |
Рентабельность сельскохозяйств |
0,81 |
0,69 |
0,87 |
0,78 |
0,92 |
X4 - объем ресурсного обеспечения госпрограммы из федерального и консолидированных бюджетов субъектов РФ |
Изучение влияния бюджетных инвестиций на индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий показывает, что между данными показателями не существует линейной зависимости (коэффициент корреляции 0,4), при этом значение названного индекса только на 18% зависит от ресурсного обеспечения из бюджетов всех уровней.
Отсутствие зависимости
Наиболее сильная связь между названными показателями обнаружена в виде функциональной полиномиальной зависимости (коэффициент корреляции 0,84).
Значимость данной модели (критерий Фишера) меньше 0,05, что говорит об адекватности тренда и значимости ее параметров.
Влияние бюджетных ресурсов на индекс производства продукции растениеводства определяется по линейной и полиномиальной модели, хотя корреляция факторов в данных случаях не достаточно ярко выражена, коэффициенты корреляции по названным функциям составляют соответственно 0,6 и 0,7.
При изучении прогноза индекса производства продукции животноводства следует отметить, что его взаимосвязь с соответствующим ресурсным обеспечением из федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ отмечается по всем изученным трендам как средняя. Наибольшая степень зависимости (66%) проявляется по полиномиальной функции.
Рентабельность хозяйственной деятельности определяется среди прогнозных показателей госпрограммы как один из ключевых целевых индикаторов. Его корреляция с бюджетными субсидиями достаточно тесная по всем анализируемым моделям. Зависимость показателя от средств бюджета колеблется от 70% по логарифмической модели до 92% по полиномиальной функции.
При оценке указанных выше функциональных зависимостей связь целевых индикаторов с прогнозами ресурсного обеспечения в большей степени реализована параболической регрессией и меньше всего проявляется в виде линейного тренда.
В тоже время, учитывая прямой характер выделяемых бюджетных средств по степени влияния на показатели хозяйственной деятельности, зависимость между конечным эффектом и вложениями, очевидно, имеет линейную функциональность. Это целесообразно также с позиции эффективности и прозрачности использования бюджетных ресурсов.
Проведенное исследование показало не достаточную линейную связь индексов производства продукции сельского хозяйства (18%), в том числе растениеводства (41%) и животноводства (56%).
Рентабельность
При увеличении инвестиций в виде бюджетной поддержки сельского хозяйства на 1 млрд. рублей, индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий увеличится на 0,001, индекс производства продукции животноводства на 0,015, индекс производства продукции растениеводства на 0,008 процентных пункта, а рентабельность сель скохозяйственных организаций вырастет на 0,043 %.
Рисунок 9 – Зависимость целевых индикаторов прогнозов развития
сельского хозяйства от ресурсного обеспечения госпрограммы
Все полученные линейные уравнения отвечают условиям адекватности (значимость критерия Фишера меньше 0,05), а их параметры требованиям значимости (значимость критерия Стьюдента меньше 0,05). В тоже время прогнозы развития необходимо формировать таким образом, чтобы взаимосвязь результативных показателей и необходимых для их достижения ресурсов была максимальной. Важными условиями являются приближенность коэффициента корреляции к единице, высокая степень адекватности трендов и значимости их параметров.
Для того чтобы все прогнозные показатели
госпрограммы были взаимосвязаны
между собой необходимо система планирования
и прогнозирования. Для становления системы
планирования сельскохозяйственного
сектора необходимо соответствующее методологическое
обеспечение. Методология разработки
планов на всех уровнях должна строиться
на единой основе. При этом следует использовать
и советский опыт. Методы прогнозирования
и планирования большинства плановых
показателей применимы в современ-
ных экономических условиях. Вместе
с тем, потребуются и новые
подходы к организации
3 ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ ПРОГНОЗОВ РАЗВИТИЯ
Информация о работе Прогнозирование развития сельского хозяйства с учетом ограничений ВТО