Единый Государственный Экзамен по биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить Единый Государственный Экзамен как систему контроля в биологическом образовании.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть систему контроля в биологическом образовании, Единый Государственный Экзамен как вид контроля;
2) Проанализировать результаты сдачи Единого Государственного Экзамена за 2006-2012гг.
3) Провести анкетирование среди учащихся 11 класса на тему выяснения отношения и готовности к Единому Государственному Экзамену.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. ЕГЭ как форма контроля . 7
1.1. Контроль в системе образования 7
1.1.1 Предмет и функции педагогического контроля 7
1.1.2 Принципы контроля 11
1.1.3 Типы контроля 12
1.2. Тесты как средство контроля уровня подготовки учащихся. 14
Глава 2. Единый государственный экзамен как итоговая форма контроля знаний учащихся по биологии 18
2.1. Структурная модель экзамена по биологии в форме ЕГЭ 18
2.2. Система оценивания заданий ЕГЭ 23
2.3. Анализ результатов ЕГЭ по биологии за 2009-2012 года 24
2.4 Отношение и готовность учащихся к ЕГЭ 33
2.4.1. Готовность к ЕГЭ 33
2.4.2. Отношение учащихся и учителей к ЕГЭ 34
Заключение 36
Библиографический список 44

Файлы: 1 файл

kursovaya_po_metodike_егэ.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)
 

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Северный (Арктический) федеральный университет»

имени М.В. Ломоносова

 

Институт естественных наук и биомедицины


 

Кафедра  зоологии и экологии

 

Курсовая работа

 

Единый Государственный Экзамен по биологии

 

Выполнила студентка

5 курса, 51 группы,

отделения биологии-химии 
института естественных наук и биомедицины

Глебова Марина Анатольевна

 

Научный руководитель, канд. пед. наук, доцент

Боровская Нина Николаевна

 

 

Архангельск – 2012

 

Содержание

 

 

 

 

 

Введение

В современных условиях качество образования становится важнейшей характеристикой, определяющей конкурентоспособность учреждений и национальных систем образования, а задачи его обеспечения и контроля занимают центральное место в образовательных реформах многих стран, в том числе и России. Кардинальное изменение подходов к контрольно-оценочной системе, связанное с введением новых форм и методов, в первую очередь, при аттестации выпускников, вызвало в нашей стране активные дискуссии о судьбах единого государственного экзамена (ЕГЭ), эффективности применения современных контрольных измерительных материалов и компьютерных технологий для оценки качества обучения студентов и школьников.

Этой проблемой  занимались многие общественные деятели, среди них:

Андрей Максимов, писатель, общественный деятель, писатель-сатирик, глава Рособрнадзора Любовь Глебова, Аванесов В.С., Заочников Б. И., Найденова Н. Н., Никифоров С. В., Челышкова М. Б. Хлебников В. А., Виктор Болотов, вице-президент Российской академии образования, Вадим Аванесов, доктор педагогических наук, профессор и др.

ЕГЭ представляет собой проверку знаний и умений учащихся в рамках единого образовательного пространства, однако следует отметить ряд важных проблем и трудностей, связанных с недостаточным развитием тестирования в отечественном образовании.[8]

Во-первых, производство качественного тестового продукта представляет собой длительный и  трудоемкий процесс, требующий обеспечения  валидности и надежности педагогических измерений. А главное, для создания теста необходим достаточно емкий банк калиброванных тестовых заданий с устойчивыми статистическими характеристиками. Получить его сложно, поскольку для этого требуется многолетняя практика разработки и применения стандартизованных тестов, их апробация на репрезентативных выборках и расчет параметров трудности заданий. Созданием таких педагогических измерителей должны заниматься центры, имеющие специалистов в области теории и практики конструирования и параметризации такой продукции. В свою очередь, стандартизованные тесты должны быть доступны общеобразовательным учреждениям, а квалификация учителей должна быть достаточной для того, чтобы оценить качество используемой продукции и ее возможности.

Во-вторых, внутренняя противоречивость тестов создает мнение о том, что задания с выбором правильного ответа из числа предложенных (альтернативные тестовые задания) обеспечивают проверку знаний только низшего уровня. Считается, что тестовая методика не дает возможности проверить понимание учащимися того или иного процесса, закономерности или явления, что тестировать можно лишь формализованные знания. Однако, как показывает опыт, многое зависит от качества и содержания тестов, структуры тестовых заданий, подбора дистракторов (правдоподобных ответов), учета их выбора при оценивании. В концептуальной модели современного контроля задания для теста конструируются так, чтобы обеспечить проверку различных уровней подготовленности испытуемых, выявить не только внешнее выражение умений, но и оценить латентные процессы мыслительной деятельности при подготовке конечного ответа на тестовые задания, выявить характер затруднений.

В-третьих, существует объективно обусловленная содержательная ограниченность теста, как и любого другого измерительного инструмента. Тест - это всегда ограниченная выборка заданий из общей совокупности дидактических единиц, требующих проверки усвоения.

В-четвертых, тестирование имеет свои границы применимости. При отсутствии тестовой культуры в  педагогической среде оно вместо положительного может дать и отрицательный  результат: натаскивание на механистическое запоминание ответов, вольное обращение с учебным материалом и ограничение изучаемого содержания,  подчинение его нуждам тестирования, замена части базового материала другой информацией. По-видимому, разработка и введение образовательных стандартов, подготовка емких банков тестовых заданий, варьирование структуры контрольных измерительных материалов и создание компьютерных технологий проведения тестирования могут в значительной степени снять эту проблему в ближайшем будущем.

В-пятых, существует возможность нарушения процедур тестирования с искажением и фальсификацией результатов эксперимента, как, впрочем, и при любом другом виде контроля знаний.

И, наконец, в-шестых, можно назвать чисто субъективные недостатки: сохранение у части педагогов неверия в возможности тестирования и его объективность из-за отсутствия необходимых знаний; отказ от использования новых технологий и боязнь личных проблем, возникающих при независимом контроле; консерватизм некоторых руководителей, не желающих менять устоявшуюся традиционную систему работы.[4]

Однако следует  отметить, что, обладая серьезными недостатками, тесты являются единственным способом педагогических измерений, исключающим  влияние субъективного фактора, позволяющим получать объективные оценки учебных достижений и обеспечивающим условия для целенаправленного воздействия на педагогический процесс и образовательные системы с целью создания положительных тенденций в образовании. Тестирование создает реальные возможности дифференциации уровней подготовленности обучающихся и способствует практической реализации идей личностно ориентированного образования.

Объектом  данного исследования является система контроля в биологическом образовании.

Предметом исследования – Единый Государственный Экзамен в системе контроля.

Цель исследования: изучить Единый Государственный Экзамен как систему контроля в биологическом образовании. 
Задачи исследования:

  1. Рассмотреть систему контроля в биологическом образовании, Единый Государственный Экзамен как вид контроля;
  2. Проанализировать результаты сдачи Единого Государственного Экзамена за 2006-2012гг.
  3. Провести анкетирование среди учащихся 11 класса на тему выяснения отношения и готовности к Единому Государственному Экзамену.

Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

  1. анализ научной, учебно-методической литературы;
  2. анализ результатов анкетирования учащихся.

Базой экспериментального исследования является г. Архангельск «СОШ № 25»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ЕГЭ как форма контроля .

1.1. Контроль в системе образования

1.1.1 Предмет и функции педагогического контроля

Педагогический  контроль - это система научно-обоснованной проверки результатов образования  и воспитания учащихся.

Являясь важной частью процесса обучения, контроль сам  по себе не отменяет и не заменяет каких-либо методов обучения и воспитания; он всего лишь помогает выявить достижения и недостатки. В более узком значении, контроль означает выявление, измерение, оценку знаний, умений и навыков; он представляет взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность преподавателя и обучаемого.

Предмет педагогического  контроля - это оценка результатов  организованного педагогического  процесса, то есть это процесс измерения  уровня знаний учащихся. Этот процесс  основан на принципах метрологии, что позволяет выделить в нем следующие этапы:

- построение модели объекта измерения (состояния знаний обучаемого);

- разработка методики измерения;

- создание средств измерения (тестов, контрольных заданий);

- построение измерительной шкалы и выбор плана контроля знаний.

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения.

Хорошо поставленный контроль позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.

В зависимости  от времени обучения педагогический контроль делится на текущий, тематический, рубежный, итоговый и заключительный.

Текущий контроль мотивирует обучение в результате осуществления дифференцированного подхода к успевающим и неуспевающим учащимся. Используются устный опрос, письменные контрольные работы, диктанты и т.д.

Цель тематического контроля - оценка результатов изучения определенного раздела или темы программы. Осуществление этапного контроля, устные опросы и зачеты по разделам программы, степень готовности самостоятельных проектов (рефератов) - задача рубежного контроля, в котором выявляются учебные достижения каждого ученика перед тем, как преподаватель переходит к изучению следующей части учебного материала. В текущем, тематическом и рубежном контроле целесообразно как можно шире использовать стандартные тестовые программы и технические средства, позволяющие каждому ученику самому выявить имеющиеся у него пробелы в знаниях и принять меры по их устранению.

Итоговый контроль осуществляется преподавателем после прохождения всего учебного курса. Данные итогового контроля позволяют оценить работу и педагогов, и учащихся. Здесь подводится итог изучения учебной дисциплины, выявляются индивидуальные достижения, способности отдельных учеников углубленно изучать данный предмет.

Заключительный контроль проводится обычно в составе комиссии, которая призвана коллегиально принять окончательное решение о результатах подготовки. Это относится к экзаменам при переводе учащихся из класса в класс, к выпускным экзаменам.

Основная цель контроля знаний и умений состоит  в обнаружении достижений, успехов  учащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы  создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность.

Если перечисленные  цели контроля знаний и умений учащихся реализовать, то можно говорить о  том, что контроль выполняет следующие  функции:

  1. Контролирующую
  2. Обучающую (образовательную)
  3. Диагностическую
  4. Прогностическую
  5. Развивающую
  6. Ориентирующую
  7. Воспитывающую

Контролирующая  функция состоит в выявлении  состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в  изучении степени усвоения приемов  познавательной деятельности, навыков  рационального учебного труда.

При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами, устанавливается эффективность используемых учителем методов, форм и средств обучения.

Обучающая функция  контроля заключается в совершенствовании  знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют  и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее  изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.

Проверка помогает школьникам выделить главное, основное в изучаемом материале, сделать  проверяемые знания и умения более  ясными и точными. Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний.

Сущность диагностической  функции контроля - в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

Прогностическая функция проверки служит получению  опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы).

Результаты  прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности.

Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего  планирования и осуществления учебного процесса.

Развивающая функция  контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными  возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются  речь, память, внимание, воображение, воля и мышление школьников. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.

Сущность ориентирующей  функции контроля - в получении  информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом - насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал.

Информация о работе Единый Государственный Экзамен по биологии