Единый Государственный Экзамен по биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить Единый Государственный Экзамен как систему контроля в биологическом образовании.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть систему контроля в биологическом образовании, Единый Государственный Экзамен как вид контроля;
2) Проанализировать результаты сдачи Единого Государственного Экзамена за 2006-2012гг.
3) Провести анкетирование среди учащихся 11 класса на тему выяснения отношения и готовности к Единому Государственному Экзамену.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. ЕГЭ как форма контроля . 7
1.1. Контроль в системе образования 7
1.1.1 Предмет и функции педагогического контроля 7
1.1.2 Принципы контроля 11
1.1.3 Типы контроля 12
1.2. Тесты как средство контроля уровня подготовки учащихся. 14
Глава 2. Единый государственный экзамен как итоговая форма контроля знаний учащихся по биологии 18
2.1. Структурная модель экзамена по биологии в форме ЕГЭ 18
2.2. Система оценивания заданий ЕГЭ 23
2.3. Анализ результатов ЕГЭ по биологии за 2009-2012 года 24
2.4 Отношение и готовность учащихся к ЕГЭ 33
2.4.1. Готовность к ЕГЭ 33
2.4.2. Отношение учащихся и учителей к ЕГЭ 34
Заключение 36
Библиографический список 44

Файлы: 1 файл

kursovaya_po_metodike_егэ.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

Из них 2 ученика  сдающие ЕГЭ по биологии имеют  низкий уровень тревоги, высокий  уровень самоконтроля и хорошо ознакомлены  с процедурой проведения экзамена.

2.4.2. Отношение учащихся и учителей к ЕГЭ

С целью изучения отношения к ЕГЭ учащимся предлагалось ответить на вопросы анкеты «Отношение к ЕГЭ» (М.Ю.Чибисова). ( приложение 4 )

Анализ ответов  учеников показал, что 65 %  опрошенных против сдачи экзамена в форме ЕГЭ. Предлагались такие варианты, как: билеты, защита проекта с использованием презентации, собеседование. Аргументация выбора состояла в том, что главным развивающим фактором в условиях устного экзамена является общение с преподавателем, возможность через обратную связь лучше разобраться в проблеме. В условиях устного экзамена приходится не только вспоминать и воспроизводить информацию, но и демонстрировать её понимание, а также личную позицию в решении научных вопросов. В случае тестирования необходимо выбирать из имеющихся вариантов, а значит, требуется дать однозначный ответ. При этом сохраняется вероятность простого угадывания ответа без подготовки и обдумывания. В условиях ЕГЭ, как отмечают учащиеся, присутствует страх неправильно заполнить бланк, испытываешь сильное волнение в связи с другой обстановкой, другими учителями. При этом наличие вариантов ответов при тестировании существенно облегчает решение заданий, снижая уровень интеллектуальной и эмоциональной нагрузки.

 Кроме того они считают, что форма ЕГЭ не упрощает поступление в ВУЗы. Все опрошенные (100%) нуждаются в помощи при подготовке к экзамену и пользуются услугами репетитора. ( приложение 4 рис 2)

Учителя также  заявили  о том, что, по их мнению, далеко не все школьные предметы должны сдаваться методом ЕГЭ. В частности, по их мнению, это недопустимо для поступления во многие гуманитарные вузы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Ключевая цель введения ЕГЭ — попытка дать равные условия при сдаче выпускных  экзаменов в школе и поступлении в ВУЗы. При проведении данного вида экзаменов по всей территории страны предлагаются задачи одинаковой сложности и единая градация оценки. Считается, что эти меры дадут возможность сравнивать выпускников школ по их уровню знаний.

Экзаменационная работа позволяет получить объективные данные об уровне биологической подготовки выпускников, овладении ими различными видами учебной деятельности, умениями применять знания на практике, в том числе в новых, нестандартных ситуациях. Кроме того, задания ЕГЭ проверяют уровень культурного кругозора, экологической, гигиенической, генетической грамотности выпускников, умения работать с биологической информацией, что предусмотрено в стандартах второго поколения.

Предлагаемая  модель ЕГЭ по биологии зарекомендовала себя как эффективная, способная адекватно оценить образовательные достижения учащихся, дифференцировать участников с разным уровнем подготовки, выявить тех, кто в дальнейшем продолжит обучение в вузах биологического профиля. Однако она не может быть полностью применима для всех школьных предметов. В частности, по мнению учителей, это недопустимо для поступления во многие гуманитарные вузы.

Важным направлением в долгосрочной перспективе совершенствования  ЕГЭ по биологии следует рассматривать  включение заданий, контролирующих практическую значимость, ценность биологических знаний, проверяющих исследовательские навыки выпускников, овладение ими методами научного познания, умения делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

 

 

Приложение

Приложение 1

Минимальный балл ЕГЭ 2009

2009

2010

2011

2012

Минимальный балл ЕГЭ 2010

35

36

36

36

Средний балл 2010

 

56,38

54,29

 

Количество  сдававших

 

171257

14404

 

Не сдали  ЕГЭ 2010, %

 

6,1

7,8

8,2

Количество  стобалльников

 

133

53

51

% сдававших,  не приступивших к части С

 

8,51

   

Время проведения экзамена, мин.

180


 

Приложение 2

Характеристики 

Зад. Закрытой формы

Зад. На дополнение

Установл. Соответст.

Установл. Последов.

Проверка знаний фактов

годны

годны

годны

годны

Применение  знаний в нестанд. ситуации

годны

годны

годны

годны

Простота конструирования

нет

да

нет

да

Угадывание  ответа

есть

есть

нет

нет

Объектив. оценки

да

нет

да

да

Исключение  описок

нет

да

нет

нет

Возможность оригин. ответа

нет

да

да/нет

нет


Приложение 3

Анкета "Готовность к ЕГЭ"

Анкета имеет  ориентировочный характер и позволяет  оценить готовность к ЕГЭ глазами  самих выпускников. Она затрагивает  такие составляющие, как способность  к самоорганизации (познавательный компонент), уровень тревоги (личностный компонент) и знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент).

 Просим вас  оценить свое согласие или  несогласие с приведенными ниже утверждениями по 10-бальной шкале от 1 — «полностью не согласен» до 10 — «абсолютно согласен».

 Пожалуйста, обведите цифру, отражающую ваше мнение.

1. Я хорошо  представляю, как проходит ЕГЭ 

Полностью не согласен     123456789 10 Абсолютно согласен

2. Полагаю, что  смогу правильно распределить  время и силы во время ЕГЭ 

Полностью не согласен      123456789 10 Абсолютно согласен

3. Я знаю, как  выбрать наилучший для меня  способ выполнения заданий 

Полностью не согласен      1 23456789 10  Абсолютно согласен

4. Считаю, что  результаты ЕГЭ важны для моего  будущего 

Полностью не согласен      1 2345 67 89 10  Абсолютно согласен

5. Я волнуюсь, когда думаю о предстоящем  экзамене 

Полностью не согласен      1 23 45 67 89 10  Абсолютно согласен

6. Я знаю, какие  задания необходимо выполнить,  чтобы получить желаемую оценку 

Полностью не  согласен   123456789 10 Абсолютно  согласен

7. Думаю, что  у ЕГЭ есть свои преимущества 

Полностью не согласен     123456789 10 Абсолютно согласен

8. Считаю, что  могу сдать ЕГЭ на высокую  оценку 

Полеюстью не согласен    123456789 10 Абсолютно  согласен

9. Я знаю, как  можно успокоиться в трудной  ситуации 

Полностью не согласен    123456789 10 Абсолютно согласен

10. Я понимаю, какие мои качества могут мне помочь при сдаче ЕГЭ 

Полностью не согласен   123456789 10 Абсолютно согласен

11. Думаю, что смогу справиться с тревогой на экзамене 

Полностью не согласен    123456789 10 Абсолютно согласен

12. Я достаточно  много знаю про ЕГЭ 

Полностью не согласен    1234 5 6789 10 Абсолютно согласен

13. Чувствую, что  сдать этот экзамен мне по  силам 

Полностью не согласен    1 23456789 10 Абсолютно согласен

Анализ данных

Низкими показателями считаются 4 и меньше, высокими — 8 и  больше.

Знакомство с процедурой: низкие показатели по вопросам 1,4, 6, 7, 12 указывают на низкий уровень знакомства с процедурой.

Уровень тревоги: высокий показатель по вопросу 5, низкие показатели по вопросам 8, 11, 13 указывают  на высокий уровень тревоги.

Владение навыками самоконтроля, самоорганизации: низкие показатели по вопросам 2,3,9 указывают на недостаточное владение навыками самоконтроля.

Источник: Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к  ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. — М.: Генезис, 2009. — 184 с. — (Психолог в школе).

 

 

 

 

.

Рис.1 Готовность учащихся к ЕГЭ.

 

Приложение 4

Анкета «  отношение учащихся к ЕГЭ ».                                

 

№ п/п

Содержание вопроса

1

Владеете ли вы информацией о едином государственном экзамене?

 да

 нет

 Затрудняюсь  ответить

2

Оценивались ли когда-либо ваши знания через тестовую методику?

   да

   нет

   затрудняюсь  ответить

3

Какая форма  экзамена наиболее эффективна на ваш  взгляд?

 традиционная (билеты)

 защита реферата

 презентация  проекта

 собеседование

 ЕГЭ

4

Кто может повлиять на ваш выбор формы итоговой аттестации?

 администрация  школы

 учитель-предметник   

 классный  руководитель

  родители

 друзья

 склоняюсь  к собственному мнению

5

Нуждаетесь ли вы в подготовке к ЕГЭ?

 да

 нет

   частично

6.

Ведется ли в  вашей школе систематическая  подготовка к ЕГЭ?

да

нет

частично

7

Занимаетесь ли вы с репетитором?

да

нет

8

По каким  предметам занимаетесь с репетитором?

 математика

 русский  язык

 история

 биология

 иностранный  язык

  география

 химия

 физика

другие предметы

9

Упрощает ли, по вашему мнению, форма ЕГЭ поступление  в высшие учебные заведения?

 да

 нет

 затрудняюсь  ответить

10

Что для вас  является главным результатом обучения в школе?

 элементарные  знания, умения и навыки

 полный объем  знаний в пределах школьной  программы

  дополнительные  знания, выходящие за рамки школьной  программы


                              

 

  

Рис. 2 отношение  учащихся к ЕГЭ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический  список

  1. Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля в школе. М.: 2009.
  2. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. — М., Центр тестирования, 2002.
  3. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования. М: Интеллект-Центр, 2002.
  4. Заочников Б. И., Найденова Н. Н., Никифоров С. В., Челышкова М. Б. Шкалирование и выравнивание результатов педагогических измерений. М., 2009.
  5. Портал информационной поддержки ЕГЭ http://ege.edu.ru/ru/

main/satistics-ege/

  1. Сайт Федерального института педагогических измерений — разработчика заданий ЕГЭ
  2. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.
  3. Аванесов В.С. Приём в вузы: болевая общественная проблема. Независимая газета. 18.08.98 г. С.3
  4. Высшее образование должно быть доступным… http://www.radiomayak.ru/archive/text?stream=society&item=2720 23.03.06.
  5. Болотов В.А. Единый государственный экзамен в общероссийской системе оценки качества образования. с.11-12. В сб.: «Оценка образовательных достижений в рамках национальных экзаменов». Материалы и тезисы докладов Международной конференции. 13-15 декабря 2004г. – М.: Изд-во «Уникум-центр», 2005. – 279с.
  6. Фёдоров И.Б. Проблема развития высшего образования // Москва на пути модернизации и кадровый потенциал как решающий фактор её эффективного развития. Материалы научно-практической конференции М.: 31 октября 2002г. С.26-27

 

 


 



Информация о работе Единый Государственный Экзамен по биологии