Единый Государственный Экзамен по биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить Единый Государственный Экзамен как систему контроля в биологическом образовании.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть систему контроля в биологическом образовании, Единый Государственный Экзамен как вид контроля;
2) Проанализировать результаты сдачи Единого Государственного Экзамена за 2006-2012гг.
3) Провести анкетирование среди учащихся 11 класса на тему выяснения отношения и готовности к Единому Государственному Экзамену.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. ЕГЭ как форма контроля . 7
1.1. Контроль в системе образования 7
1.1.1 Предмет и функции педагогического контроля 7
1.1.2 Принципы контроля 11
1.1.3 Типы контроля 12
1.2. Тесты как средство контроля уровня подготовки учащихся. 14
Глава 2. Единый государственный экзамен как итоговая форма контроля знаний учащихся по биологии 18
2.1. Структурная модель экзамена по биологии в форме ЕГЭ 18
2.2. Система оценивания заданий ЕГЭ 23
2.3. Анализ результатов ЕГЭ по биологии за 2009-2012 года 24
2.4 Отношение и готовность учащихся к ЕГЭ 33
2.4.1. Готовность к ЕГЭ 33
2.4.2. Отношение учащихся и учителей к ЕГЭ 34
Заключение 36
Библиографический список 44

Файлы: 1 файл

kursovaya_po_metodike_егэ.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения  к учению, дисциплины, аккуратности, честности.

Выделение функции  контроля подчеркивает его роль и  значение в процессе обучения. В  учебном процессе сами функции проявляются  в разной степени и различных  сочетаниях. Реализация выделенных функций  на практике делает контроль более  эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.

1.1.2 Принципы контроля

Контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним регулярным и индивидуальным. Раскроем эти принципы контроля подробнее.

а) Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, методов и средств контроля. Цели контроля предполагают ответы на следующие вопросы: что должно проверяться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки, какой ожидается эффект от проведения проверки. При конкретизации целей контроля исходят из целей воспитания, развития и обучения учащихся, которые реализуются на данном этапе обучения.

б) Объективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение контроля. Объективность контроля зависит от многих факторов. Среди них выделяют следующие: четкое выделение общих и конкретных целей обучения, обоснованность выделения и отбора объектов и содержания контроля, обеспеченность методами обработки, анализа и оценивания результатов контроля, организованность проведения контроля. От решения этих вопросов во многом зависит объективность и качество контроля.

в) Под всесторонностью  контроля понимается охват большого по содержанию проверяемого материала. Этот принцип включает в себя усвоение основных идей данного курса, и усвоение учебного материала по определенным содержательным, стержневым линиям курса, и знание учащимися отдельных и существенных фактов, понятий, закономерностей, теорем, способов действий и способов деятельности. При таком обилии проверяемого материала усложняется методика составления заданий, т.е. предъявляются повышенные требования к методике выделения и сбора объектов проверки.

г) Под регулярностью  подразумевается систематический  контроль, который сочетается с самим  учебным процессом.

Индивидуальность  контроля требует оценки знаний, умений, навыков каждого ученика.

1.1.3 Типы контроля

В зависимости  от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля:

-    Внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика)

-     Взаимный (осуществляется учеником над деятельностью товарища)

- Самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью)

Внешний контроль. В процессе контроля учителем знаний и умений учащихся выделяют следующие компоненты:

- Уточнение целей изучения данного отрезка учебного материала и установление конкретного содержания контроля.

- Различные способы выражения результатов контроля: оценка и отметка.

- Выбор видов, форм, способов и средств контроля, соответствующих поставленным целям.

Взаимный  контроль. Роль взаимного контроля качества и эффективности учебной деятельности школьников трудно переоценить.

Он содействует  выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. Взаимный контроль помогает также учителю осуществлять проверку знаний учащихся. В массовой школе сравнительно часто используется взаимная проверка организационной готовности к уроку (констатирующей взаимоконтроль выполнения домашнего задания) и частичная, эпизодическая взаимопроверка знаний учащихся (рецензирование ответов на уроке, рецензирование письменных работ). Систематическая же взаимная проверка знаний, умений, навыков применяется весьма редко.

Взаимопроверка  знаний значительно активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к знаниям  и даже нравится им. В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности детей, их взаимоотношения с товарищами.

Самоконтроль. На хорошем уроке всегда есть своя сверхзадача, которая сводится к формированию этих навыков и меняется в зависимости от темы урока. В одном случае она состоит в обучении приемам анализа, умению видеть закономерности, ставить вопросы, делать выводы.

В другом - в  формировании критического отношения  учащихся к результатам своей  работы, требовательности к себе. Постоянного  внимания учителя требует и проблема воспитания у учащихся веры в свои способности. Известно, что многие ученики боятся приступать к решению задач, алгоритм решения которых им неизвестен. Иногда проявляется страх перед трудностями, неумение преодолевать их самостоятельно. Выход здесь только один - прививать учащимся умения и навыки самоконтроля. Это важно с воспитательной, психолого-педагогической точки зрения. Ведь при этом ученики фактически участвуют в управлении своей собственной учебной деятельностью. Это порождает у них удовлетворенность своими занятиями, своей работой, позволяет им поверить в себя, в свои познавательные способности, открывает простор для творческой инициативы и самостоятельности.

1.2. Тесты  как средство контроля уровня  подготовки учащихся.

Тест обученности  – это совокупность заданий, сориентированных на определение уровня усвоения определенных аспектов содержания обучения.

В пользу тестирования можно привести такие аргументы:

 • тестирование  позволяет свести к минимуму  субъективность учителя и объективно  оценить знания учащихся;

 • с помощью  тестового контроля возможно  быстро проверить наличие некоторого  объема зафиксированной информации  в памяти учащегося; 

 • предоставляет  возможность обучающимся работать  в своём темпе, на своём уровне  сложности; 

 • создаёт каждому обучающемуся ситуацию успеха;

 • позволяет  приобрести опыт работы с тестами; 

 • является  залогом успешной подготовки  к ЕГЭ; 

 • для  учителя применение тестовой  методики– это способ повышения  качества обучаемости по предмету;

 • средство  осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в обучении;

 • в ходе  работы с тестом учащимся реализуется  самоконтроль и самооценка своей  учебной деятельности;

 • тестирование  развивает наблюдательность и  догадку; 

 • тесты  выявляют “зону ошибок учащихся” с целью ее последующей ликвидации. [9]

 Исходя из  положительной оценки тестирования, утверждается целесообразность  его применения как метода  обучения и формы текущего  контроля знаний и умений учащихся. Работа с обучающимися строится  по-разному, в зависимости от уровня учебных возможностей группы и сложности учебного материала. Это может быть и повторение учебной темы перед самостоятельной работой, и коллективная работа с комментарием последовательности выполнения. Тесты позволяют наладить самоконтроль – самую гуманную форму контроля знаний, а также организовать рейтинг – эффективное средство повышения учебной мотивации. Контроль качества обучения по его результатам является обязательным компонентом учебного процесса. Контроль осуществляется выявлением уровня усвоения знаний учащимися, который на момент окончания обучения в средней школе должен соответствовать государственным стандартам различного назначения, что позволит получить достоверную и оперативную информацию об уровне усвоения знаний, достигнутом каждым учащимся.

 Тесты можно  классифицировать по различным признакам[2]:

- по целям — информационные, диагностические, обучающие, мотивационные, аттестационные;

- по процедуре создания — стандартизованные, не стандартизованные;

- по способу формирования заданий — детерминированные, стохастические, динамические;

- по технологии проведения — бумажные, в том числе бумажные с использованием оптического распознавания, натурные, с использованием специальной аппаратуры, компьютерные;

- по форме заданий — закрытого типа, открытого типа, установление соответствия, упорядочивание последовательности[2];

- по наличию обратной связи — традиционные и адаптивные.

Традиционный  тест содержит список вопросов и различные варианты ответов. Каждый вопрос оценивается в определенное количество баллов. Результат традиционного теста зависит от количества вопросов, на которые был дан правильный ответ. По мнению, Аванесова В. С., традиционный тест — система заданий, предъявляемая в порядке увеличения сложности в одно и тоже время, с одинаковой системой оценивания для всех тестируемых.[2]

Адаптивный  тест. Особый вид теста, в котором каждое последующее задание выбирается в зависимости от ответов на предыдущие задания. Последовательность заданий и их количество в таком виде теста определяется динамически. Самыми значимыми преимуществами компьютерного адаптивного тестирования перед традиционным являются:

возможность адаптации  под уровень знаний тестируемого (не придется отвечать на слишком сложные  или слишком простые вопросы);

экономия времени и сил за счет сокращения количества заданий (длина теста может быть уменьшена до 60%) без потери уровня достоверности.

Тестовое  задание — составная часть педагогического теста, отвечающая требованиям технологичности, формы, содержания и, кроме того, статистическим требованиям: известной трудности; достаточной вариации тестовых баллов; положительной корреляцией баллов задания с баллами по всему тесту.[3]

Типы заданий  в тесте

Закрытые:

- задания альтернативных ответов;

- задания множественного выбора;

- задания на восстановление соответствия;

- задания на установление правильной последовательности.

Открытые:

- задания свободного изложения;

- задания-дополнения.

Выбор типа зависит  от цели, характера материала, который  необходимо  запомнить, возрастными особенностями учащихся.[4]

Для облегчения выбора типа теста М.Б. Челышкова  разработала таблицу сопоставленного  анализа заданий. (приложение 1)

Тестирование  в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:[4]

Диагностическая функция заключается в выявлении  уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная и самая очевидная  функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные  формы педагогического контроля.

Обучающая функция  тестирования состоит в мотивировании  учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для  усиления обучающей функции тестирования могут быть использованы дополнительные меры стимулирования студентов, такие как: раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.

Воспитательная  функция проявляется в периодичности  и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Единый государственный экзамен как итоговая форма контроля знаний учащихся по биологии

    2.1.  Структурная модель экзамена по биологии в форме ЕГЭ

Единый государственный  экзамен по биологии позволяет установить уровень освоения участниками ЕГЭ  федерального компонента государственных  образовательных стандартов основного общего, среднего (полного) общего образования. ЕГЭ обеспечивает единство требований к качеству подготовки выпускников общеобразовательных учреждений  и создает равные возможности для получения высшего и среднего профессионального образования вне зависимости от особенностей региона и школы.

Основной целью  ЕГЭ по биологии является получение  объективной картины уровня биологической  подготовки выпускников, обеспечение  надежности и прозрачности оценки образовательных  достижений в условиях вариативного образования, создание  основы для сохранения единого образовательного пространства РФ. [10]

ЕГЭ проводится с использованием заданий стандартизированной  формы – контрольных измерительных  материалов (КИМ), которые разрабатываются  Федеральным институтом педагогических измерений.

Контрольные измерительные  материалы по биологии формируются  на основе следующих регламентирующих документов:[5]

-   Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена по биологии;

Информация о работе Единый Государственный Экзамен по биологии