Единый Государственный Экзамен по биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить Единый Государственный Экзамен как систему контроля в биологическом образовании.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть систему контроля в биологическом образовании, Единый Государственный Экзамен как вид контроля;
2) Проанализировать результаты сдачи Единого Государственного Экзамена за 2006-2012гг.
3) Провести анкетирование среди учащихся 11 класса на тему выяснения отношения и готовности к Единому Государственному Экзамену.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. ЕГЭ как форма контроля . 7
1.1. Контроль в системе образования 7
1.1.1 Предмет и функции педагогического контроля 7
1.1.2 Принципы контроля 11
1.1.3 Типы контроля 12
1.2. Тесты как средство контроля уровня подготовки учащихся. 14
Глава 2. Единый государственный экзамен как итоговая форма контроля знаний учащихся по биологии 18
2.1. Структурная модель экзамена по биологии в форме ЕГЭ 18
2.2. Система оценивания заданий ЕГЭ 23
2.3. Анализ результатов ЕГЭ по биологии за 2009-2012 года 24
2.4 Отношение и готовность учащихся к ЕГЭ 33
2.4.1. Готовность к ЕГЭ 33
2.4.2. Отношение учащихся и учителей к ЕГЭ 34
Заключение 36
Библиографический список 44

Файлы: 1 файл

kursovaya_po_metodike_егэ.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

- Спецификации контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по биологии;

-   Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов для единого государственного экзамена по биологии.

Ежегодно эти  документы обсуждаются педагогической общественностью во всех регионах России и дорабатываются по высказанным  замечаниям. Девятилетний опыт проведения ЕГЭ доказал состоятельность  разработанных подходов к определению  структуры и содержания экзаменационной работы, систему оценки качества биологической подготовки выпускников.

Экзаменационная модель ЕГЭ по биологии формировалась  в соответствии со спецификой и задачами курса, с учетом следующих требований:[10]

- полнота охвата заданиями обязательного минимума содержания курса, предусмотренного стандартом биологического образования 2004 г.;

- выявление уровня овладения предметными знаниями и умениями, важными для формирования научного мировоззрения, экологической, гигиенической и генетической грамотности выпускников, необходимой в жизни и практической деятельности;

- разнообразие деятельности экзаменуемых при выполнении заданий как показатель усвоения материала с необходимой глубиной понимания;

- ориентация на оценку предметной компетенции (природоохранной, здоровьесберегающей и др.);

- использование заданий, различных по форме предъявления и уровню сложности, позволяющих дифференцированно оценить достижения экзаменуемых;

- равноценность вариантов экзаменационной работы в целом и заданий каждой содержательной линии.

Экзаменационные задания делятся на три части (блока): A, B, C.

Блок 1(A) содержит тестовые задания и предназначен для проверки достижений выпускниками базового и повышенного уровня биологической подготовки. В каждом из заданий необходимо выбрать один вариант ответа из четырёх предложенных.[6]

  Часть 2(В) включает задания с кратким ответом повышенного уровня сложности: с выбором нескольких верных ответов, на установление соответствия и на определение последовательности объектов, процессов и явлений природы. Ответы на задания блоков A и B заносятся в специальный бланк и проверяются компьютером.

Часть 3(С) содержит задания с развернутым ответом  повышенного и высокого уровня сложности. Все задания третьей части  требуют письменного ответа, владения умением самостоятельно излагать свои мысли, решать биологические задачи, объяснять факты, использовать их для формулирования выводов и обобщений.

В разные годы изменялось соотношение заданий разного  уровня сложности в трех частях работы. Совершенствование КИМ шло по пути уменьшения общего числа заданий в экзаменационной работе, в частности, заданий с выбором ответа части 1(А), и увеличения числа заданий с кратким ответом повышенного уровня сложности и с развернутым ответом высокого уровня сложности. [10] В процессе эксперимента было определено оптимальное число заданий как в работе в целом (50 заданий вместо 60), так и в каждой ее части. Существенно изменились и типы заданий: задания, требующие ответа в виде  одного-двух слов или предложения, были исключены, введены задания с кратким ответом на определение соответствия и последовательности биологических объектов, явлений, процессов. Начиная с 2006 года в части 3(С) выделены отдельные линии, предусматривающие работу с текстом и рисунком, решение задач по экологии, эволюции, цитологии и генетике. Эти задания позволяют проверить умения выпускников применять биологические знания в практических ситуациях, анализировать биологическую информацию и находить в ней ошибки, распознавать биологические объекты на рисунках и раскрывать их особенности. Задания с развернутым ответом составляют только 1/10 часть от общего числа заданий в тесте, тогда как по числу первичных баллов соответствуют 25% от максимального балла. Эти задания хорошо дифференцируют выпускников по уровню подготовки, исключают угадывание правильного ответа, механическое выполнение работы. [10]

В части 3 (С) выделены отдельные  линии, предусматривающие проверку знаний из всех разделов биологии и  сформированности различных учебных  умений:

С1 – задания практико-ориентированного характера, требующие применения биологических знаний в практических ситуациях;

С2 – задания на работу с текстом или рисунком, требующие  демонстрации умений анализировать  и объяснять биологическую информацию, исправлять ошибочные суждения, определять по рисунку биологический объект и описывать его строение, объяснять биологические функции;

С3 – задания, проверяющие  биологические знания из основной школы  о многообразии организмов, организме  человека, строении и функциях его  органов и систем органов;

С4 – задания, направленные на проверку знаний по эволюции и экологии, умений объяснять то или иное эволюционное явление, анализировать и объяснять  многообразие взаимоотношений организмов в природе, их связь с окружающей средой, оценивать последствия деятельности человека в биосфере, прогнозировать результаты его воздействия на окружающую среду;

С5 – задания, предусматривающие  решение задач по цитологии и  проверяющие умения  применять  теоретические биологические знания на практике;

С6 – задания, проверяющие умения использовать законы наследственности на практике  при решении задач по генетике.

Следует отметить, что выделение таких линий на протяжении нескольких лет дало свои положительные результаты. Например, в первые годы трудными считались самые элементарные задачи по генетике на  моногибридное скрещивание. Их правильно решали не более 10% экзаменуемых. Систематическое использование генетических задач в ЕГЭ по биологии привело к тому, что их решению стали уделять больше внимания на уроках в школе. В результате резкого повышения процента успешного решения данных задач, они были переведены в часть А, а в части С стали предлагаться задачи на дигибридное скрещивание. Позже в содержание проверки были включены новые типы задач – на анализ родословной, на сцепленное наследование и наследование признаков, сцепленных с полом. Из года в год повышается число участников, которые справляются с этими задачами (в 2009 году их успешно выполнили 35% участников).[5]

Содержание  проверки на едином экзамене составляли знания и умения по всем разделам школьного курса биологии. Значительное место в работе отводилось контролю теоретических знаний, общебиологических закономерностей, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. К их числу следует отнести теории: клеточную, хромосомную, эволюционную, законы наследственности и изменчивости, экологические закономерности развития биосферы.

Экзаменационная работа содержит также задания практико-ориентированного характера: приёмы выращивания растений, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, географическое и экологическое видообразование; обоснование и соблюдение правил поведения в окружающей среде, меры профилактики вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов; вредные привычки, нарушения осанки, зрения и др.; оказание первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях; умение пользоваться современной биологической терминологией и символикой; решение задач разной сложности по цитологии и генетике; составление схем скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах и др.

Задания экзаменационной  работы предусматривают проверку усвоения выпускниками знаний и умений на разных уровнях: знать, понимать основные положения биологических теорий, закономерностей, воспроизводить знания об особенностях строения биологических систем, процессов и явлений; применять биологические знания и умения для объяснения сущности и особенностей биологических теорий, законов, объектов, процессов и явлений; анализировать биологические процессы и явления, объяснять результаты биологических экспериментов,  оценивать изменения в окружающей среде и их воздействия на биосферу. [10]

Данная модель ЕГЭ по биологии прошла тщательную проверку на протяжении многих лет  и себя оправдала.

2.2. Система  оценивания заданий ЕГЭ

Задания части 1(А) рассчитаны на группы с минимальным,  низким и удовлетворительным уровнем  подготовки. Группу с минимальным уровнем подготовки составляют выпускники, получившие на экзамене 35 баллов, с низким – 42 балла, с удовлетворительным – 51 балл.[6]

Задания частей 2(В) и 3(С) рассчитаны в основном на экзаменуемых с хорошим (63 балла) и отличным (73 балла) уровнем подготовки. Эти задания направлены на проверку сложных теоретических обобщений и умений сравнивать, сопоставлять, классифицировать биологические объекты и явления.

Ответы на задания  части 1(А) и части 2(В) автоматически  обрабатываются после сканирования бланков ответов №1. Ответы на задания части 3(С) проверяются экспертной комиссией, в состав которой входят методисты, опытные учителя биологии, преподаватели ссузов и вузов.

Задания первой части оцениваются от 0 до 1 балла, второй части – от 0 до 2 баллов. В третьей части задание С1 оценивается от 0 до 2 баллов, задания С2–С6 – от 0 до 3 баллов. Оценка заданий части 3(С) проводится путём сопоставления работы экзаменуемого с эталоном ответа.

Для оценки результатов ЕГЭ используется 100-балльная шкала. До экзамена специальной комиссией  определяется минимальная граница ЕГЭ.

 

2.3. Анализ  результатов ЕГЭ по биологии  за 2009-2012 года

Результаты  ЕГЭ по биологии за 2009-2012 года.[5] (приложение 2)

Большинство участников ЕГЭ набрали от 30 до 80 тестовых баллов. Для получения наиболее полного представления об уровне биологической подготовки экзаменуемых были проанализированы результаты выполнения заданий по каждой части проверочной работы.

Анализ результатов  выполнения заданий части 1 (А) показал:

1.     Участники экзамена с удовлетворительным, хорошим и отличным уровнем  подготовки овладели базовым  ядром содержания биологического  образования и показали сформированность  учебных умений, выполнив все  задания базового уровня в  интервале от 65% до 98%.

2.     На повышенном уровне сложности  освоены элементы содержания  и  сформированы учебные умения  только у экзаменуемых из групп  с хорошим и отличным уровнем  подготовки. Разница между результатами  выполнения заданий базового  и повышенного уровня сложности составляет в среднем 20%.

3.     Участники ЕГЭ из групп с  низкой и минимальной подготовкой  освоили основное содержание  курса биологии только на базовом  уровне, однако они не достигли  уровня выполнения заданий, предусмотренного  требованиями КИМ (65%). Их результаты распределились в интервале выполнения заданий от 25% до 60%.

Анализ результатов  выполнения заданий по отдельным  содержательным блокам показал, что  экзаменуемые всех групп продемонстрировали достаточно высокие результаты при  выполнении заданий, связанных с содержательным блоком «Биология – наука о живой природе», показали знание об уровнях организации живого, роли различных биологических наук в познании природы, признаках и свойствах живых организмов. При выполнении заданий по блоку «Клетка как биологическая система» на базовом уровне также получены высокие результаты, в среднем 64% выполнения. Средний результат  выполнения заданий этого блока на повышенном уровне составил 47%. Сложными оказались задания на сравнение разных типов клеток, определение роли химических соединений в клетке.

Задания базового уровня в блоке «Организм как  биологическая система» правильно  выполнили в среднем 69% участников ЕГЭ, а повышенного уровня – 44%. Особенно высокие результаты показали выпускники с отличной подготовкой, выполнив эти задания в интервале 91%-100%. Они продемонстрировали умения сравнивать организмы разных царств,  определять генотипы родителей, гаметы, решать простейшие генетические задачи. Позитивную роль в этом сыграло то, что генетические задачи из года в год включаются в варианты ЕГЭ, этим вопросам стали больше уделять внимания, как учителя, так и выпускники.

Наиболее слабо  усвоенными оказались следующие  элементы содержания: мейоз и поведение  хромосом в мейозе; определение хромосомного набора соматических и половых клеток растений и животных, классификация мутаций, определение генотипов родителей по потомству. Этим вопросам следует уделять больше внимания при изучении школьного курса биологии.

В целом по блоку  «Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность» участников ЕГЭ продемонстрировали знания и умения, предусмотренные в стандарте.  Учитывая, что учебный материал этого блока изучается только в основной школе, полученные результаты свидетельствуют о серьезной подготовке выпускников к экзамену, повторению ими материала за курс основной школы.

В то же время  отдельные задания с рисунком вызвали серьезные затруднения  у участников. Так, например, определить по рисункам органы и системы органов  беспозвоночных животных оказалось  сложнее, чем у позвоночных животных. Трудными оказались и задания, предусматривающие определение на рисунке полового и бесполого поколения растений.

Анализ результатов  ЕГЭ по блоку «Человек и его  здоровье» показал, что в среднем 66% выпускников правильно выполнили  задания базового уровня, продемонстрировав знания о строении и функциях органов человека. Однако к слабо усвоенным по-прежнему относится материал о строении центральной нервной системы, нейрогуморальной регуляции. Эти знания являются  фундаментальными и значимыми для человека, а этот материал подробно рассмотрен во всех школьных учебниках. Слабые ответы свидетельствуют не только о незнании базового учебного материала, но и о неумении анализировать функции и соотносить их со строением. Этим вопросам следует уделить особое внимание в учебном процессе,  сделать акцент не на механическое запоминание функций органов, а на формирование у выпускников умений анализировать и делать выводы.

Информация о работе Единый Государственный Экзамен по биологии