Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:51, курсовая работа
Цель исследования: изучить Единый Государственный Экзамен как систему контроля в биологическом образовании.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть систему контроля в биологическом образовании, Единый Государственный Экзамен как вид контроля;
2) Проанализировать результаты сдачи Единого Государственного Экзамена за 2006-2012гг.
3) Провести анкетирование среди учащихся 11 класса на тему выяснения отношения и готовности к Единому Государственному Экзамену.
Введение 3
Глава 1. ЕГЭ как форма контроля . 7
1.1. Контроль в системе образования 7
1.1.1 Предмет и функции педагогического контроля 7
1.1.2 Принципы контроля 11
1.1.3 Типы контроля 12
1.2. Тесты как средство контроля уровня подготовки учащихся. 14
Глава 2. Единый государственный экзамен как итоговая форма контроля знаний учащихся по биологии 18
2.1. Структурная модель экзамена по биологии в форме ЕГЭ 18
2.2. Система оценивания заданий ЕГЭ 23
2.3. Анализ результатов ЕГЭ по биологии за 2009-2012 года 24
2.4 Отношение и готовность учащихся к ЕГЭ 33
2.4.1. Готовность к ЕГЭ 33
2.4.2. Отношение учащихся и учителей к ЕГЭ 34
Заключение 36
Библиографический список 44
Вопросы эволюции из года в год являются наиболее трудными для экзаменуемых. Это можно объяснить сложностью материала, который носит теоретический характер и требует умений применять знания о закономерностях эволюции органического мира для объяснения видообразования, многообразия организмов, результатов и доказательств эволюции. Лишь немногие выпускники раскрыли значение изоляции в отсутствии скрещивания особей разных популяций, в накоплении мутаций в популяции. Не лучше знания экзаменуемых об отличиях движущих сил эволюции человека от животных. Участники ЕГЭ допускали следующие ошибки: одни из них называли только биологические, другие только социальные факторы эволюции, ароморфозы, идиоадаптации также относили к движущим силам. При их обобщении в старшей школе необходимо уделять больше внимания использованию знаний об историческом развитии растительного и животного мира из основной школы для конкретизации теоретических понятий об эволюции органического мира.
Задания по экологии не вызывают особых затруднений у выпускников, поскольку эти знания междисциплинарные и с ними экзаменуемые знакомятся не только при изучении всего курса биологии, но и смежных предметов: географии, химии, физики, а также на уроках предметов гуманитарного цикла. Во всех группах, за исключением группы с минимальным уровнем подготовки, участники продемонстрировали освоение элементов содержания этой линии и сформированность учебных умений.
В части 2 (В) наиболее высокие результаты получены на задания с выбором нескольких верных ответов (средний процент выполнения 62%). Причем, лучше всего усвоен материал по разделу «Общая биология», который изучается на заключительном этапе обучения и лучше запоминается учащимися. Кроме того, на изучение этого раздела обращается наибольшее внимание и учениками, и учителями в школе.
Из трех типов заданий этой части наибольшие затруднения вызывают задания на установление соответствия и последовательности биологических объектов, процессов, явлений. Они требуют от экзаменуемых не только конкретных знаний, но и умений проводить определенные мыслительные операции (сопоставлять, анализировать, классифицировать).
Анализ результатов выполнения заданий части 2 показал, что освоены элементы содержания и сформированы учебные умения только у экзаменуемых из групп с хорошим и отличным уровнем подготовки. Частично достигли необходимого порога освоения учебного материала и участники ЕГЭ, показавшие удовлетворительный уровень подготовки. Вот почему при организации текущего и тематического контроля знаний учащихся следует использовать задания, проверяющие не только знания, но и интеллектуальные умения. С этой целью необходимо включать в контроль задания в тестовой форме разного типа и уровня сложности, аналогичные заданиям ЕГЭ: с выбором одного или нескольких верных ответов, на установление соответствия и последовательности процессов и явлений природы.
Для получения объективных результатов при проведении ЕГЭ большое значение имеют задания с развернутым ответом. Они дают возможность не только оценить знания выпускников, но и выявить логику их рассуждений, умения обобщать, обосновывать, делать выводы, четко и кратко по существу вопроса излагать ответ, применять полученные знания на практике. При выполнении этих заданий экзаменуемый имеет возможность достаточно полно, глубоко выразить свои мысли, продемонстрировать глубину знаний по биологии.
В отличие от заданий с выбором ответа, при выполнении заданий со свободным ответом подсказка или угадывание правильного ответа исключаются. Участники ЕГЭ должны самостоятельно сформулировать ответ на поставленный вопрос. Задания этого типа имеют большое значение для дифференциации экзаменуемых по уровню их подготовки и выявления типичных ошибок. Остановимся на характеристике тех заданий части 3, которые ежегодно вызывают затруднения у многих выпускников, участвующих в ЕГЭ.
Среди заданий линии С1 самым трудным оказалось задание, в котором требовалось охарактеризовать защитную роль лейкоцитов, при этом 1 балл получили 50% экзаменуемых, а 2 балла только 7%. Как правило, назывался только один элемент – выработка антител и участие в создании иммунитета, в то время как на фагоцитарные способности этих клеток указывали единицы. Низкие результаты свидетельствуют о слабой подготовке экзаменуемых по вопросу о функциях форменных элементов крови. Поэтому при подготовке к ЕГЭ этому вопросу следует уделить особое внимание.
Слабо выполнено задание и по общей биологии, в котором требовалось установить связь дыхания и фотосинтеза. Ответы, как правило, сводились только к объяснению, какие газы выделяются и поглощаются при дыхании и фотосинтезе. На синтез и распад органических веществ и аккумуляцию разных видов энергии указали только 10% экзаменуемых.
Задания линии
С2 с развернутым ответом высокого
уровня сложности контролировали умения
анализировать биологический
Трудными для выполнения в этой линии оказались задания с рисунками по разделу «Общая биология», в частности по цитологии, где требовалось определить органоиды клетки, их строение и функции, объяснить по рисунку процесс фагоцитоза, установить фазы гаметогенеза. Максимальный балл получили 3%-6% экзаменуемых. Задания с рисунками по цитологии из года в год оказываются самими сложными для выпускников, хотя во всех учебниках имеются рисунки органоидов клетки и дано подробное описание их строения и функций.
Низкие результаты в этой содержательной линии получены и в ответах на задания, требующие умения находить и исправлять ошибки в текстах по цитологии и эволюции. Максимальный балл за выполнение этих заданий получили около 4%-6% экзаменуемых. Поэтому в учебном процессе целесообразно сделать акцент на формирование у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами. Выполнение заданий с рисунками заставляет школьников более серьезно относиться к иллюстрациям учебника, использовать их не только для конкретизации учебного материала, но и в качестве дополнительного источника знаний. Работа с текстом обучает учащихся находить необходимую информацию и использовать ее для ответа на поставленный вопрос.
В содержательной линии С3 предусматривалась проверка умений выпускников обобщать и применять знания о человеке и многообразии организмов. К выполнению заданий данной линии приступили не менее 75% участников ЕГЭ. Однако из числа приступивших к выполнению задания этой линии не все показали положительные результаты. Трудности вызвали отдельные задания, требующие умений сравнивать организмы разных царств или отдельные группы организмов и находить их отличительные признаки (особенности бактерий, отличие грибов от растений, преимущества общественных насекомых по сравнению с одиночными и т.д.). При подготовке к ЕГЭ необходимо проводить повторение наиболее существенных знаний за основную школу в органической связи с изучением раздела общей биологии. К ним относятся знания организменного уровня организации жизни (строения и жизнедеятельности организмов: человека, растений, животных, грибов, бактерий), а также многообразия организмов разных царств, их классификации и усложнения в процессе эволюции.
С заданиями линии С4 справились в среднем 25,4% участников, максимальное число баллов получили 7,7% экзаменуемых. В то же время показатели по числу участников, набравших 1 и 2 балла, достаточно высокие (38% и 27%).
Особые затруднения вызвали у выпускников вопросы, связанные с выявлением причин приспособленности организмов к окружающей среде, обоснованием общности происхождения органического мира, родства объектов живой природы. В ответе об особенностях кроманьонцев, позволяющих отнести их к современным людям, выпускники указывали лишь на сходство во внешнем строении, не связывали развитие определенных зон мозга с развитием мышления, речи.
Серьезные ошибки
допускали экзаменуемые в ответе
об относительном характере
Задания линии С5 предусматривали решение биологических задач по цитологии и молекулярной биологии двух типов: расчетные задачи, задачи с применением знаний о генетическом коде и задачи, требующие рассуждений, обоснования и доказательств. Такие задания стали использоваться в ЕГЭ с 2004 года. В первые годы применения этих задач к их выполнению не приступали 60% выпускников. С каждым годом растет число выпускников, которые выполняют их. В 2009 г. расчетные задачи по цитологии и молекулярной биологии правильно выполнили около 30% экзаменуемых.
При решении этих задач проверялись не только знания экзаменуемых, но и умения выполнять определенные действия, анализировать и обосновывать полученные результаты. Установлено, что около трети приступивших к выполнению задания выпускников полностью с ними справились и получили максимальные баллы. Они правильно определяли число нуклеотидов в гене, кодонов на иРНК и молекул тРНК по количеству аминокислот во фрагменте полипептида. Достаточно высокие результаты получены в ответах на задание по определению количества всех типов нуклеотидов по процентному содержанию одного нуклеотида в молекуле ДНК.
О повышении
качества биологической подготовки,
сформированности умений применять
теоретические знания при решении
задач свидетельствует
Также не совсем удачно выполнялись и задания, требующие определения молекулярных масс белка и иРНК по заданному числу молекул тРНК, участвующих в биосинтезе белка. При выполнении такой задачи необходимо было учесть свойство генетического кода – триплетность, о чем выпускники часто забывали и расчеты оказывались неверными.
В заданиях линии С6 экзаменуемым предлагалось решить генетические задачи на применение знаний в новой ситуации: на дигибридное скрещивание, наследование признаков, сцепленных с полом, сцепленное наследование признаков, на анализ родословной.
Анализ результатов выполнения заданий части 3(С) в целом позволяет сделать следующие выводы:
- Основная масса выпускников, кроме выпускников с отличным уровнем подготовки, не достигла 50%-го уровня выполнения экзаменационной работы. Средний показатель выполнения заданий этой части составил 30%. Это можно объяснить тем, что для выполнения заданий с развернутым ответом требуется серьезная подготовка.
- Задания практико-ориентированного характера всеми группами экзаменуемых выполняются лучше, чем остальные задания части 3(С). Достаточно высокие результаты получены на задания С5 и С6, предусматривающие решение цитологических и генетических задач.
- Задания С2, предусматривающие работу с биологическим текстом или рисунком, оказались наиболее сложными для всех групп выпускников. Участники ЕГЭ затрудняются в установлении биологических объектов по рисунку, не умеют описать их строение и объяснить функции. У них слабо сформировано умение анализировать биологическую информацию, определять ошибочные суждения и исправлять их.
- Лучше всего выпускники усвоили знания по разделу «Общая биология», который изучается на заключительном этапе обучения и лучше запоминается. В то же время выявлена тенденция повышения уровня биологической подготовки выпускников по программам основной школе. Это свидетельствует о том, что ЕГЭ становится не только формой контроля знаний и умений выпускников, но и оказывает влияние на учебно-воспитательный процесс в целом.
Из анализа выполнения заданий с развернутым ответом можно сделать вывод, что этот тип заданий-измерителей вызвал у экзаменуемых большие затруднения. Поэтому при подготовке учащихся к экзамену необходимо уделять больше внимания работе с подобными заданиями, учить правильно письменно излагать свои мысли. Кроме того, при завершении изучения каждой темы целесообразно проводить зачеты с использованием теста, в который следует включать задания не только с выбором одного или нескольких верных ответов, но и со свободным ответом.
2.4 Отношение и готовность учащихся к ЕГЭ
С целью выявления отношения учеников к ЕГЭ и их готовности к предстоящему экзамену, было проведено анкетирование в 11 классе 25 гимназии г. Архангельска (Анкета «Отношение к ЕГЭ» (М.Ю.Чибисова), анкета готовности к ЕГЭ, а т.ж опрос учителей биологии.
2.4.1. Готовность к ЕГЭ
Данная анкета имеет ориентировочный характер и позволяет оценить готовность к ЕГЭ глазами самих выпускников. Она затрагивает такие составляющие, как способность к самоорганизации (познавательный компонент), уровень тревоги (личностный компонент) и знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент). [7] (приложение )
Анализ данных анкетирования показал: хорошее знакомство с процедурой проведения ЕГЭ (93%), присутствие тревожности у учащихся в связи с предстоящими экзаменами (29% высокий уровень, 18% средний уровень, 53%, низкий уровень), уровень самоконтроля у большинства учеников хороший (41%), средний у 35% учащихся и низкий у 23,5 % . (приложение 3 рис 1)
Информация о работе Единый Государственный Экзамен по биологии