Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 22:31, курсовая работа
Цель нашего исследования: определить общие правила комплексного использования средств наглядности, выделить основные виды наглядности и их место на уроках естествознания.
Гипотеза. Реализация комплексного использования средств наглядности на уроке будет эффективна при условии, если:
- наблюдается возрастающая трудность;
Введение ………………………………………………………………………..
Глава I. Современные подходы к изучению проблемы комплексного использования средств наглядности на уроках естествознания в начальной школе.
1.1. Принцип наглядности в трактовке отечественных и зарубежных педагогов и психологов………………………………………………………......
1.2. Средства наглядности: виды, использование в школе на уроках…….
1.3. Условия оптимального применения наглядных методов обучения…...
Глава II. Практическое обоснование проблемы комплексного использования средств наглядности на уроках естествознания…………………………
Заключение……………………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………………………..
Приложение……………………………………
Содержание
Введение ……………………………………………………………………….. Глава I. Современные подходы к изучению проблемы комплексного использования средств наглядности на уроках естествознания в начальной школе. 1.1. Принцип наглядности в трактовке отечественных и зарубежных педагогов и психологов…………………………………………………… 1.2. Средства наглядности: виды, использование в школе на уроках……. 1.3. Условия оптимального применения наглядных методов обучения…... Глава II. Практическое обоснование проблемы комплексного использования средств наглядности на уроках естествознания………………………… Заключение…………………………………………………… Список литературы…………………………………………………… Приложение……………………………………………………
| 2
5 10 19
23 51 53 55 |
Введение
Переход школы на новые учебные планы и программы, поиск эффективных методов обучения вызвал к жизни новые средства обучения, ибо в настоящее время учителя не могут ограничиваться теми приемами работы, которые рассчитаны на простое, чисто механическое запоминание.
Повышение теоретического уровня знаний, заложенного в действующих учебных программах, изменило функции наглядности, ее характер и использование в учебном процессе, что, в свою очередь, привело к попытке некоторых психологов и дидактов пересмотреть, подвергнуть критике один из принципов дидактики – наглядность.
Почему именно наглядность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос обратимся к идее Л. С. Выготского о том, что в каждом возрасте развитие опирается на разные функции. «В раннем возрасте ведущей функцией является восприятие, затем – память, мышление. Реально переход от одной функции к другой не проходит по ступеням возрастного развития. Каждый ребенок имеет свои особые доминанты в развитии функций. Так, в условиях школьного обучения, направленного изначально на развитие логического мышления, появляются дети, неготовые на развитие в умственном отношении предложенным путем».
Таким образом можно сказать, что у детей младшего школьного возраста доминирует конкретно-образное, наглядное мышление, они нуждаются для решения проблемных ситуаций (от учебных задач до ситуации обыденной жизни) в образных опорах. Поэтому, используя принцип наглядности, развиваем логическое (словесное) мышление.
Я. А Коменский, Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, А. Дистервег подчеркивали важную роль наглядности в обучении и даже в какой-то степени абсолютизировали наглядный метод.
Так, Я. А. Коменский следующим образом обосновывает свое «золотое правило» принципа наглядности: «все, что только можно, представлять для восприятия чувствами...Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».
У К.Д. Ушинского наглядность состоит в основном, в восприятии предметов и явлений или рассмотрении их изображений с целью использования возникших на их основе представлений.
При том многообразии наглядных средств обучения, которые созданы для изучения природоведения и естествознания, перед учителем стоит сложная задача – отобрать к уроку наиболее эффективные из них для данного учебного материала. При этом необходимо иметь в виду, что «… ни одно из средств обучения, взятое в отдельности, не может обеспечить успех обучения и только их правильное сочетание, отвечающее особенностям изучаемого вопроса, познавательной задаче и особенностям познавательной деятельности учащихся дает возможность достигнуть оптимальных результатов».
Итак, все выше изложенное позволило нам выбрать следующую тему настоящего исследования: «комплексное использование средств наглядности на уроках естествознания в начальной школе».
Проблема нашего исследования: каковы организационно-методические условия комплексного использования средств наглядности на уроках естествознания.
Объектом являются уроки естествознания.
Предметом – комплексное использование свойств наглядности на уроках естествознания.
Цель нашего исследования: определить общие правила комплексного использования средств наглядности, выделить основные виды наглядности и их место на уроках естествознания.
Гипотеза. Реализация комплексного использования средств наглядности на уроке будет эффективна при условии, если:
- наблюдается возрастающая трудность;
-сочетание разных видов наглядности отвечает целям и задачам урока;
-учитываются дидактические возможности наглядности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть комплексное использование средств наглядности как способ формирования целостной картины мира у младшего школьника на уроках естествознания.
2. Проанализировать особенности комплексного использования средств наглядности в курсе естествознания в начальной школе.
3. Выявить методические условия комплексного использования средств наглядности в школьной практике исходя из содержания программы.
4. Изучить литературу, посвященную вопросу: комплексного использования средств наглядности в начальной школе.
Методы исследования:
1) изучение опыта учителей, работающих над этой темой;
2) обработка и обобщение полученных фактов.
Глава I. Современные подходы к изучению проблемы комплексного использования средств наглядности на уроках естествознания в начальной школе.
1.1 . Принцип наглядности в трактовке отечественных и зарубежных педагогов и психологов.
Известно, что у детей младшего школьного возраста приобретает наглядно-образное мышление. Еще Я. А. Коменский разработал принцип наглядности обучения, что представляет особый интерес для преподавания естествознания. “Необходимо чтобы начало познания исходило из внешних чувств (ибо ничего нет в нашем сознании, чего прежде не было бы в нашем чувственном восприятии); следовательно, и начало обучения должно начинаться вместо перечисления предметов посредством слов с созерцания самих предметов”. И далее: “… если намереваются внедрить в учащихся истинное и верное познание вещи, то, безусловно необходимо, чтобы преподавалось посредством собственного наблюдения и чувственной наглядности”. Итак, познание любого предмета, любого явления должно начинаться с непосредственного его восприятия органами чувств. Однако не всегда учитель может организовать изучение самих предметов, самих явлений. В этом случае “можно употреблять замену их, то есть копии или картины, заготовленные для учебных целей”, которые должны быть понятны ученикам и без сомнения верными. Осуществляя наглядное обучение, учитель, по мнению Коменского, должен придерживаться следующих важных правил: необходимо сначала воспринимать предмет в целом, а затем каждую часть отдельно. Изучение частей предмета должно идти в определенной последовательности, от начала до конца, “чтобы глаз оставался на каждой части предмета столь долго, пока не будет верно схвачен весь предмет, в его различных подробностях”.
Принцип наглядности в обучении разработан Коменским не только в теоретическом плане. Еще в «Великой Дидактике» он писал, что нужно создать для детей книжку с картинками. Такая книжка была создана Коменским. Это – «Мир чувственных вещей в картинках», где нашли практическое воплощение основные идеи великого педагога.
Многие педагоги, высоко оценивающие образовательное и воспитательное значение изучения природы, не только включали в учебные планы своих школ естествознание, но и сделали очень многое для развития его методики. Одним из них был Константин Дмитриевич Ушинский. С материалистических позиций подошел Ушинский к пониманию процесса познания. Это позволило ему определить путь обучения от конкретного к абстрактному, от представления к понятиям. Он писал, что необходимым является «такое учение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком ». Отсюда вытекает, что при формировании знаний большое значение имеет наглядность. Обоснованию принципа наглядности посвящены многие работы Ушинского. «Главное достоинство её состоит именно в том, что она совершенно незаметно вводит детей в науку через окружающие их и уже знакомые образы действительности». И далее: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их на лету». Наглядность, по мнению Ушинского, формирует самостоятельность ученика в учении, самостоятельность его мысли. «Предмет, который стоит перед глазами ученика или яркими чертами врезался в его память, … сам задает вопросы ребенку, поправляет его ответы, приводит их в систему, и ребенок мыслит, говорит и пишет самостоятельно, а не ловит фразы из уст учителя или со страниц книги».
Другим видным педагогом был Александр Яковлевич Герд (1841 - 1888). Через все его труды проходит мысль, что изучать природу надо с широким применением наглядности и, в особенности натуральных объектов; проводить уроки, по возможности, в самой природе. «Преподавание естествознания должно, по возможности начаться в саду, в лесу, в поле, на болоте». Как и Ушинский Герд возводил наглядность в важнейший принцип преподавания естествознания, причем, главным образом, начального, когда у детей ещё недостаточно развито логическое мышление.
В современной дидактике понятие наглядности относиться к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и другим). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другими. Нередко возникает необходимость использовать в различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. В практике обучения применение наглядных средств со словом учителя. Знание учителем форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям обучения. Известно, что у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно – действенное мышление. Неслучайно Я.А. Коменский, основатель принципа наглядности обучения, называл его “золотым правилом”. К. Д. Ушинский, раскрывая преимущества наглядного обучения, отмечал, что ребенок “… мыслит формами, красками, звуками”.
При подготовки к уроку учитель должен позаботиться о том, чтобы не только рассказать учебный материал, но и показать его, потому что зрительный анализатор, как выяснили физиологи, в 800 раз мощнее слухового. Нужно научиться рационально использовать этот фактор. “В развитии языка цивилизации с некоторых пор произошел невидимый переворот: переход от цивилизации текста к цивилизации изображения”, - пишет В. Д. Паронджанов, руководитель лаборатории “Учебник XXI века”.
Информация, воспринимаемая человеком, в соответствии с концепцией Ж. Пиаже должна пройти четыре естественных этапа: сенсорно-моторный, символьный, логический, лингвистический. Следовательно, и предъявляться она должна с соблюдением иерархии кодов: предметного или рисуночного, знакового, символьного и словесного.
Обычно в учебно-методический комплекс входят учебник, тетрадь на печатной основе и методические указания для учителя. Но такая комплектация является недостаточной. Для объяснения нового материала учителю необходимы демонстрационные наглядные пособия, которые позволят организовать коллективную деятельность учащихся и дадут возможность наблюдать за эффективностью восприятия учебного материала по реакции детей (взгляд, мимика, желание подключиться к работе другое) и своевременно корректировать свои действия. “Каждая высшая психическая функция ребенка, - пишет Л. С. Выготский, - появляется дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка”. Для стимулирования второго необходимы индивидуальные наглядные пособия. Желательно использовать не только готовый раздаточный материал, но и самодельные пособия, дидактические игрушки-самоделки. В процессе их изготовления учащиеся имеют возможность проследить путь развития знания и сформировать понятие как итог этого пути.
В проекте “Федерального компонента государственного стандарта общего образования” подчеркивается необходимость “ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательной и созидательной способностей”. Этой цели прекрасно содействует учебное моделирование, в процессе которого в конкретной практической деятельности учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и учатся применять его в реальных жизненных ситуациях.
Разнообразие пособий и их функциональность создают условия для усвоения учебного материала учащимися с разными типами интеллекта. Комплекс наглядных средств обучения должен быть основан на пространственно-цветовом восприятии информации и приучает глаз и психику учащихся видеть и воспринимать все свойства объекта.