Комплексное использование средств наглядности на уроках естествознания в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования: определить общие правила комплексного использования средств наглядности, выделить основные виды наглядности и их место на уроках естествознания.
Гипотеза. Реализация комплексного использования средств наглядности на уроке будет эффективна при условии, если:
- наблюдается возрастающая трудность;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..
Глава I. Современные подходы к изучению проблемы комплексного использования средств наглядности на уроках естествознания в начальной школе.
1.1. Принцип наглядности в трактовке отечественных и зарубежных педагогов и психологов………………………………………………………......
1.2. Средства наглядности: виды, использование в школе на уроках…….
1.3. Условия оптимального применения наглядных методов обучения…...
Глава II. Практическое обоснование проблемы комплексного использования средств наглядности на уроках естествознания…………………………
Заключение……………………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………………………..
Приложение……………………………………

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

5. Никогда не ограничивайтесь наглядностью – наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления учащихся.

6. Используйте различные виды наглядности, но не увлекайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное.

7. Старайтесь сами изготовить вместе с учащимися наглядные пособия: лучше всего то пособие, которое изготовлено самими учащимися.

8. Применяйте современные средства наглядности: учебное телевидение, видеозапись, слайды и другие; в совершенстве владейте ТСО, методикой их использования.

9. Используйте наглядность как одно из средств связи с жизнью.

Проделав данную работу, подведем итоги: поставленные задачи мы достигли, то есть рассмотрели комплексное использование средств наглядности как способ формирования целостной картины мира у младшего школьника; проанализировали особенности комплексного использования средств наглядности и обосновали условия их применения на уроках естествознания.

Можем сказать, что гипотеза тоже подтвердилась.  Реализация комплексного использования средств наглядности на уроках естествознания будет эффективна при условии, если:

-наблюдалась возрастающая трудность;

-происходило сочетание разных видов наглядности, отвечающих целям и задачам урока;

- учитывались дидактические возможности наглядности.

Таким образом, комплексное применение средств наглядности на уроках естествознания оказывает неоценимую помощь учителю в повышении речевой активности школьников, в развитии интереса к урокам. Задача учителя состоит в том, чтобы творчески подходить к использованию всех видов наглядности.

 

 


Литература.

1. Аствацатуров Г. Технология конструирования мультимедийного урока // Учитель. – 2004. - №2 – с. 2 – 5.

2. Баженова Л. М. Медиаобразование младших школьников//Искусство и образование. – 2001. - №4. – с. 65 – 67.

3. Барышева Ю. А. Наблюдения как метод познания окружающего мира младшими школьниками. // Начальная школа: плюс – минус. – 1999. - №7. – с. 36 – 40.

4. Блинова Г. Почему воду нужно беречь?: урок по курсу «Мир вокруг нас» // Начальная школа. Газета издательского дома «Первое сентября». – 2004. №16. – с. 6 – 8.

5. Богданец Т. П. Опыты на уроках природоведения.// Начальная школа: плюс – минус. – 1999. - №3. – СС. 65 – 76.

6. Бордовский Г. А. и другие. Развивающие возможности аудиовизуальных средств обучения // Педагогика. – 1996. - №4. – с. 40 – 43.

7. Бровкина Е. Т. И др. Ознакомление с окружающим миром. Природоведение: Методика преподавания в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. Т. Бровкина, Т. А. Козлова, В. А. Герасимов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 224с.

8. Зиновкина М., Гареев Р. , Кошкина Л. К знаниям через творчество (новое в образовании)// Учитель – 1999 - №5 – с. 10 – 13.

9. Кокаева И. Ю.  Научно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках природоведения // Начальная школа: плюс до и после. – 2003. - №7. – с. 3 – 7.

10. Коровин В. А.  Экспертиза учебной литературы // Естествознание в школе. – 2004. - №1. – с. 16 – 19.

11. Орел Т. В. , Соколова Л. В. К урокам природоведения. // Начальная школа. – 1998. - № 1. – с. 73 – 76.

12. Педагогическая энциклопедия. Гл. Ред.: И. А. Каиров, Ф. Н. Петров [и др.], т. 3, М., «Советская энциклопедия», 1966.

13. Петкевич Н. В. Наглядные пособия – в помощь учителю//Начальная школа издательского дома «Первое сентября». – 2004. - №8. – с. 9 – 10.

14. Плешаков А.А. Программа «Мир вокруг нас»//Н. Ш. – 2001. - №8. – с. 18.

15. Полякова С.  Творчество – это исследование // Учитель. – 2002. - №2. – с. 32 – 36.

16. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. – 2002. - №5. – с. 19 – 21.

17. Селеменев В.  Развивающая наглядность // Образование в современной школе. – 2003 - №12. – с. 27 – 36.

18.Селеменев С. Новая наглядность: [создание опорных конспектов]//Народное образование. – 2002. - №2. – с. 158 – 162.

19. Степанов П. Возрастные особенности младших школьников в контексте воспитания // Воспитательная работа в школе. – 2003. - №5. – с. 113 – 118.

20. Соколова Т. Е.  Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами информационных технологий // Нач. школа. – 2004. - №3. – с. 21 – 23.

21. Целоусова Т. Ю., Максимова Т. В. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 3класс. М.: «ВАКО», 2004, 320с.

22. Черниевская Л. Самый главный металл// Начальная школа. Газета издательского дома «Первое сентября». – 2004. - №24. – с. 17 - 21

23. Шулындина С.С. На уроках ознакомления с окружающим миром. // Начальная школа. – 200. - №7. – с. 94 – 98.

24. Шумская Т. Классическая начальная школа или хорошая основа – залог успеха в будущем.// Учительская газета. – 2003. – 11 февраля. – с. 17.

 

 


Приложение.

1.Тема. Прогулки по звездному небу.

Класс 4.

Цели. Дать представления о созвездиях, развивать воображение, фантазию и познавательные способности учащихся, умение работать с научной литературой.

Оборудование. Видеофильм по астрономии с сюжетом о созвездиях, спокойная музыка для фона («Спейс»), паззлы с рисунками созвездий, звезды на магнитах, костюмы для инсценировки, звездочки разного цвета и размера.

Ход занятия.

(Звучит музыка «Аве - Мария». В классе выключен свет. Высвечиваются звезды на импровизированном небе).

Ученик. Человек, как звезда, рождается

Средь неясной

Туманной млечности,

В бесконечности начинается

И кончается в вечности…

Поколениями созидается

Век за веком

Земля нетленная.

Человек, как звезда, рождается

Чтоб светлее стала Вселенная.

Учитель. Так как же рождается звезда? Давайте сегодня поговорим о звездах, попутешествуем по стране тысячи солнц, совершим прогулку по звездному небу, прочтем книгу звездных сказок.

Ученик 2. Звезды – это раскаленные (газовые) шары, похожие на солнце. Они находятся очень далеко от Земли, потому не греют и кажутся такими маленькими. Звезды бывают белые, желтые, красноватые.

Учитель. Почему звезды бывают разного цвета?

Ученик 3. Потому, что они имеют различную температуру. Белые звезды (например, Сириус) – очень-очень горячие. Они горячее Солнца (температура достигает 100000 градусов Цельсия). Желтые звезды (Капелла) они холоднее белых. Они примерно как наше Солнце (температура 6000 градусов Цельсия). Звезды красноватого цвета (например, Альдебаран) холоднее Солнца (температура 3000 градусов Цельсия).

Учитель. Звезды горячие, но почему же они так плохо греют?

Ученик 4. От каждой звезды мчатся к нам лучики, которые и рассказывают, какие из звезд горячее. Например, от Сириуса лучик летит больше 8 лет! Лучик от Альдебарана летит к нам почти 70 лет. Сегодня прилетел тот лучик, который отправился в путь, когда нас еще на свете не было! Звезд так много, что в них ни за что не разберешься! Вот потому, чтобы разобраться в звездах, люди объединили группы отдельных звезд в созвездия. Самым ярким давали имена.

Учитель. Давай те же посмотрим и послушаем рассказы о звездах и созвездиях (показывает фрагмент видеофильма по астрономии). Как же люди не запутались в этих звездах?

Ученик 5. Если очень внимательно рассмотреть звездное небо можно увидеть на нем не мало различных рисунков из звезд, которые придумали люди, когда о звездном небе никто ничего не знал. Это и есть созвездия. На небе есть созвездия Льва, Дракона, Лебедя, Орла, Кита.

Учитель. О таких рисунках из звезд складывались легенды. Некоторые из них вы сейчас услышите. (Заранее подготовленные ученики пересказывают легенды о созвездиях, рассказы сопровождаются музыкой).

Учитель. Сегодня мы совершили путешествие по звездному небу. Давайте проверим, как же вы запомнили созвездия. Вам предлагается игра.

Игра 1. «Паззлы».

На столах лежат карточки с нарисованными и разрезанными созвездиями. Задача детей – собрать карточки, чтобы получилось созвездие, и назвать  его. Команда, быстрее всех выполнившая задание, поднимает руки.

Игра 2. «Собери созвездие».

Команды разыгрывают названия созвездий. По очереди команды выходят к доске  и составляют созвездия из звезд, которые лежали у них на столе до жеребьевки. (Звезды прикреплены к магнитным карточкам). Задача остальных команд – следить за ходом выполнения и правильностью составления. Если команда собрала неправильно созвездие, то другая поправляет.

Учитель. Молодцы! А теперь отгадайте несколько загадок о звездах и звездном небе.

1.                   Синяя шубенка покрыла весь мир (темное небо).

2.                   Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

Собаки лают, а достать не могут. (Луна)

3.                   Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогатый (небо, звезды, месяц).

Учитель. Мы начинали наше занятие с того, что сказали, что человек рождается как звезда. Как вы считаете, почему можно провести параллель между звездой и человеком? (Дети размышляют, выслушиваются их ответы).

Все вы знаете Маленького принца – из сказки Антуана де Сент-Экзюпери. Вспомните, какая была 7 планета, которую посетил маленький принц?

Дети. Это была Земля.

Учитель. Самое главное открытие Маленький принц совершил именно на вашей планете, и помог в этом ему добрый Лис. Давайте вспомним, как они встретились. (Инсценировка отрывка из сказки «Маленький принц»).

Учитель. Какое же открытие совершил принц?

Дети. Нужно быть добрым, отзывчивым, любить людей и тогда у тебя будет много друзей.

Учитель. Лис не учил умению жить среди людей, потому что самое главное открытие каждый человек должен сделать сам. «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения», - писал Антуан де Сент-Экзюпери. Если есть в человеке доброта, человечность, способность всему удивляться – значит, человек состоялся. И тогда в XXI веке появится много новых ярких звезд. (Звучит музыка).

Ученик 5. Если звезды зажигаются

                  Значит, это кому-нибудь нужно,

                  Чтобы каждый вечер на небе

                   Зажигалась хоть одна звезда.

Ученик 6.  Лучами земля опоясана,

                   Цветами земля опоясана.

                    Ходите дорогами ясными,

                    Летайте высокими трассами!

                    Орбитой любви и привета

                     Пусть мчится вся наша планета.

                     Стремитесь открыть хоть однажды

                      Звезду человечности в каждом.

(Продолжает звучать музыка).

 

2.Тема. Использование ПК при повторении темы: «Климат и животные природных зон».

Цель. Программа расширит знания детей об окружающем мире, разовьет внимание, память, логическое мышление.

Оборудование. ПК, развивающая компьютерная игра «Климат».

Общая задача. Совершить кругосветное путешествие.

Первый вариант. Обратите внимание, карта земного шара разбита на климатические зоны. Каждой Территории соответствует знак, символизирующий погодные условия, например, красное солнце говорит нам об очень жаркой погоде и так далее. Знак вопроса высвечивается именно на этих символах. Как только путешественник попадает на место остановки, на экране появляется набор возможных ответов – квадратики с изображением животных. Один из квадратиков в яркой рамке – указателе. Задача: по знакам, символизирующим погодные условия, определить животных, обитающих на этой территории (в климатической зоне).

Второй вариант. На карте изображены животные. В наборе ответов предлагаются знаки, символизирующие погодные условия той или иной территории.

Задача. По обитателям территории определить знаки, символизирующие погодные условия этой климатической зоны.

 



Информация о работе Комплексное использование средств наглядности на уроках естествознания в начальной школе