Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 22:31, курсовая работа
Цель нашего исследования: определить общие правила комплексного использования средств наглядности, выделить основные виды наглядности и их место на уроках естествознания.
Гипотеза. Реализация комплексного использования средств наглядности на уроке будет эффективна при условии, если:
- наблюдается возрастающая трудность;
Введение ………………………………………………………………………..
Глава I. Современные подходы к изучению проблемы комплексного использования средств наглядности на уроках естествознания в начальной школе.
1.1. Принцип наглядности в трактовке отечественных и зарубежных педагогов и психологов………………………………………………………......
1.2. Средства наглядности: виды, использование в школе на уроках…….
1.3. Условия оптимального применения наглядных методов обучения…...
Глава II. Практическое обоснование проблемы комплексного использования средств наглядности на уроках естествознания…………………………
Заключение……………………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………………………..
Приложение……………………………………
Диапозитивы – цветные или черно – белые фотографии на пленке, реже на стекле. Изображения объектов на фото передается без искажений. Это дает возможность формировать правильные и полные представления об объектах природы. Диапозитивные кадры жестко не связаны, хотя их объединяет тема. Наличие серий диапозитивов позволяет использовать их при изучении любой темы.
Использовать диапозитивы можно на любом этапе урока – при изучении нового материала, при закреплении, при обобщении, проверке знаний.
Диапозитивный фильм, или диафильм – это тоже диапозитивы, но расположенные в определенной последовательности на кинопленке, объединенные общей темой. Информация в диафильмах передается двумя путями – с помощью изображения (зрительный ряд) и короткого текста (субтитров).
К курсу естествознания разработано много диафильмов разных жанров: диафильм – рассказ, сказка, очерк, иллюстрация, инструкция. Диафильмы могут использоваться на всех этапах урока. Он может содержать разное число кадров. Но следует иметь в виду, что дети активно работают при демонстрации 8 – 10 кадров. Поэтому показывать диафильм «залпом» нельзя.
Использование на уроке диапозитивов и диафильмов различается по способу организации, но с познавательной точки зрения различий здесь практически нет: и в том и в другом случае дети наблюдают изображение в кадре, анализируют его и на этой основе делают выводы.
Экранно-звуковые средства обучения отличаются динамичностью в подаче материала и звуковым оформлением. К ним относятся кинофильмы, кинофрагменты и видеофильмы.
Ценность учебных фильмов в том, что они позволяют познакомить школьников с такими явлениями и процессами, которые трудно или невозможно увидеть в природе: распускание почек, замерзание реки, морской прибой и так далее.
Учебные фильмы имеют некоторые особенности:
1. Динамичность изображения – наиболее значительная в дидактическом отношении особенность учебных фильмов. Она позволяет рассматривать явления в процессе развития, движения, то есть наиболее правдиво, жизненно.
2. Возможность рассматривания явления в целом и по частям, что способствует формированию полных и четких представлений.
3. Передача большего объема информации за короткое время.
4. Использование мультипликации, с помощью которой можно показать объекты и процессы, которые нельзя наблюдать (работа органов тела человека; жизнь внутри улья, муравейника), а также то, чего нет в действительности, но создано воображением человека (жизнь в отдаленные времена).
Особенности кинофильма накладывают свой отпечаток и на его восприятие детьми. Движение на экране, дикторский текст, музыкальное сопровождение, различные шумы – все это обостряет внимание, восприятие, память. Дети активно воспринимают информацию. Естественный спад внимания наступает у учащихся через 5 – 10 минут после начала просмотра. Это необходимо учитывать при организации работы с кинофильмами.
В настоящее время кинофильмы постепенно заменяются видеофильмами. У видеофильма есть свои характерные особенности:
1. Возможность остановить кадр и подробно проанализировать его содержание, сравнивать с наблюдениями детей или другими изобразительными средствами.
2. Вернуть запись для уточнения, конкретизации, сравнения.
3. Снять звук и вместо дикторского текста составить свой (составлять могут и учителя и дети).
4. Простота и удобство в обращении.
Перед показом проводится беседа, в ходе которой школьники вспоминают то, что они видели по этой теме на экскурсии, наблюдали в окружающей природе, а также то, что знают из книг, просмотра телепередач. Затем учитель ставит 2 – 3 узловых вопроса, на которые дети ответят после показа фильма.
После демонстрации делается небольшая пауза, а затем проводится беседа, цель которой – выявить, как усвоен материал, дополнить и углубить знания учащихся.
Кинофильм может использоваться в любой теме урока и на любом его этапе. Если кинофильм используется при знакомстве с новым материалом, то является источником информации. В этом случае он может заменять рассказ учителя или дополнять его. Но в любом случае целесообразно сочетать показ фильма с другими наглядными средствами – диапозитивами, таблицами. Это важно потому, что динамичность кадров фильма не позволяет учащимся детально рассмотреть те или иные объекты, определяющие изучаемые объекты.
На обобщающих уроках применение фильмов способствует восстановлению в памяти детей непосредственных наблюдений в природе, дополнению полученных представлений и понятий, логическому построению мысли ученика [приложение 1].
Компьютер имеет большие возможности для демонстрации многих процессов и явлений естествознания с помощью графических средств изображений. Компьютерные программы способствуют пониманию и усвоению учащимися главного, существенного в содержании материала, выявлению причинно-следственных связей, формированию знаний о закономерностях существующих в природе [приложение 2].
При том разнообразии наглядных средств обучения, которые созданы для изучения природоведения и естествознания, перед учителем стоит сложная задача – отобрать к уроку наиболее эффективные из них для данного учебного материала. При этом необходимо иметь в виду, что «…ни одно из средств обучения, взятое в отдельности, не может обеспечить успех обучения, и только их правильное сочетание, отвечающее особенностям изучаемого вопроса, познавательной задаче и особенностям познавательной деятельности учащихся дает возможность достигнуть оптимальных результатов».
Необходимость комплексного использования средств наглядности объясняется и тем, что полнота представлений зависит от того, сколько органов чувств участвует или участвовало в восприятии объектов, представление о которых формируется на уроке. Образные представления возникают и формируются, прежде всего, на основе той информации, которую ученик получает из иллюстрированных средств обучения.
Поэтому при отборе средств наглядности к уроку необходимо исходить из темы и целей обучения, а также учитывать подготовленность учеников к изучению данного материала.
1. 3. Условия оптимального применения наглядных методов обучения.
Дидактические исследования о применении средств наглядности, о сочетании средств наглядности, проведенные под руководством профессора Л. В. Занкова и в Научно-исследовательском институте школьного оборудования и ТСО под руководством С. Г. Болтянского и Л. П. Прессмана, позволили определить некоторые общие правила применения средств наглядности. Перечислим их:
1. Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место иго применения в зависимости от дидактических возможностей, заложенных в этом пособии. При подборе наглядных пособий на урок, необходимо опираться на цели и задачи данного урока, так как наглядные пособия четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученикам выделить и сгруппировать существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления и понятия.
2. При выборе наглядных методов иметь в виду, что они наиболее успешно решают следующие дидактические задачи:
способствуют развитию у учащихся наглядно – образного мышления;
выступают в роли средства активации внимания при усвоении любого учебного материала;
содействуют активации учебно-познавательной деятельности школьников;
позволяют конкретизировать изучаемые теоретические вопросы;
расширяют сферу показа практических применений изучаемых вопросов, которые непосредственно не могут стать предметом наблюдения учеников в ходе урока;
создают возможность для моделирования ряда непосредственно не наблюдаемых процессов и явлений;
наглядно систематизируют и классифицируют изученные явления на схемах, таблицах и прочее;
выступают в роли методов стимулирования интереса к учению, создания установки на эффективное учение;
позволяют в конкретизированной форме получать информацию о степени усвоения учебного материала.
3. Помимо основных, подбираются некоторые дополнительные наглядные методы, которые могут быть использованы при наличии свободного времени или в качестве средств, позволяющих лучше пояснить изучаемый вопрос при возникающих затруднениях. Необходимо помнить, что большое число демонстраций не только ведет к лишним затратам времени, но и отвлекает учеников от сути изучаемого.
4. При подборе наглядных методов учитываются особенности данного класса, преимущественный тип мышления большинства его учеников – словесно-логический или наглядно-образный. В первом случае наглядность применяется несколько меньше или в таких видах, которые более абстрагированы. Во втором случае удельный вес наглядных методов возрастает.
5. В процессе закрепления и повторения учебного материала целесообразно использовать новые наглядные пособия, установки, позволяющие переносить усвоенные знания на другие объекты и тем самым усваивать их глубже, осознаннее. Разумеется, что применяемые средства наглядности должны быть вполне доступными для учеников и не требовать лишних затрат времени на их изучение.
6. При демонстрации оптов, лабораторных установок и оборудования очень важно четко объяснить их устройство, обеспечить полную видимость для всего класса (способы обеспечения видимости будут раскрыты отдельно), расчленять сложные опыты на части, сопровождать пояснение рисунком на доске и в тетрадях, а иногда использовать и готовые рисунки в виде плакатов и схем, позволяющих усвоить устройство приборов, невидимое учащимися.
7. Принцип оптимизации требует кратковременности демонстраций, чтобы за минимально необходимое время достигать желаемого эффекта. Поэтому их надо хорошо готовить.
8. Повышению эффективности применения наглядных методов будет способствовать применение разнообразных средств обеспечения видимости иллюстраций и демонстраций всеми учениками. Показ мелких пособий, приборов. Схем приносит на уроках лишь вред, учитель тратит время и вызывает неудовольствие у значительной части школьников, которым ничего не видно. Пособия с мелким шрифтом лучше отнести на фронтальные опыты и наблюдения. Видимость повышается за счет оборудования специальных демонстрационных столов в кабинетах, применения подъемных столиков и других приспособлений или оборудования кабинета.
Таким образом, перечень типовых учебно-наглядных пособий для начальной школы включает в себя более 350 наименований. Поэтому необходимо помнить и соблюдать необходимые требования при выборе наглядных пособий, для того чтобы применение наглядных методов обучения соответствовало критериям оптимальности, а также содержанию учебных программ и учебников, методам и приемам обучения, возрастным особенностям учащихся и удовлетворяли научные, эстетические, санитарно-гигиенические, технологические и экономические требования.
Глава II. Практическое обоснование проблемы комплексного использования средств наглядности на уроках естествознания.
Тема. Организм человека.
Цели урока. Познакомить детей с организмом человека; учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать.
Оборудование. Плакат с изображением человека и его органов; портрет И. П. Павлова; плакат с пословицами о здоровье; карточки с названиями наук о человеческом организме: «анатомия»; «физиология»; «гигиена»; кроссворд «Организм» (плакат или вычерчен на доске).
Ход урока.
I.
II.
- Какие группы организмов составляют основные звенья круговорота жизни?
- Почему растения названы организмами-производителями, а жимотные – организмами потребителями?
- Какие организмы названы разрушителями?
- Какова их роль в круговороте жизни?
- какова роль почвы в круговороте жизни?
(Один или два ученика по схеме на доске рассказывают о круговороте жизни на Земле).
III.
Мы закончили изучать большой раздел «Эта удивительная природа». На прошедших уроках мы изучили окружающую природу, многое узнали о растениях и животных.
- Что такое природа?
- Какая бывает природа? (живая и неживая).
- Назовите царства живой природы?
Сегодня мы начнем изучать новый раздел «»Мы и наше здоровье»
Этот раздел посвящен изучению человека, особенностям строения его тела, работе органов, охране здоровья.
Вы хотите быть сильными, бодрыми и энергичными? Хотите, чтобы глаза были блестящими, ясными, кожа – чистой, голос – звонким, походка уверенной? Так и будет, если вы научитесь жить в ладу со своим организмом.
«А что такое организм человека?» - спросите вы. А это вы узнаете сегодня на уроке. Тема урока «Организм человека».
IV. Организм человека. Введение в тему.
По словарю Ожегова: «Организм – живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающей его от неживой материи».
Организм человека – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.
- Какие же органы есть в человеческом организме?
1. Нервная система;
2. Кровеносная система;