Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 22:31, курсовая работа
Цель нашего исследования: определить общие правила комплексного использования средств наглядности, выделить основные виды наглядности и их место на уроках естествознания.
Гипотеза. Реализация комплексного использования средств наглядности на уроке будет эффективна при условии, если:
- наблюдается возрастающая трудность;
Введение ………………………………………………………………………..
Глава I. Современные подходы к изучению проблемы комплексного использования средств наглядности на уроках естествознания в начальной школе.
1.1. Принцип наглядности в трактовке отечественных и зарубежных педагогов и психологов………………………………………………………......
1.2. Средства наглядности: виды, использование в школе на уроках…….
1.3. Условия оптимального применения наглядных методов обучения…...
Глава II. Практическое обоснование проблемы комплексного использования средств наглядности на уроках естествознания…………………………
Заключение……………………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………………………..
Приложение……………………………………
2. Делаю перерывы во время чтения. ДА НЕТ
3. Слежу за посадкой при письме. ДА НЕТ
4. Делаю уроки при хорошем освещении. ДА НЕТ
5. Делаю гимнастику для глаз.
6. Часто бываю на свежем воздухе. ДА НЕТ
7. Употребляю в пищу растительные продукты. ДА НЕТ
8. Смотрю только детские передачи по телевизору. ДА НЕТ
9. Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел. ДА НЕТ
10. Каждый год проверяю свое зрение у врача. ДА НЕТ
Посчитайте количество «НЕТ».
Чем их больше, тем хуже вы заботитесь о глазах 2-3 раза в неделю. Нельзя после просмотра телепередач сразу читать, писать, рисовать, шить. Смотреть телевизор нужно хотя бы при небольшом освещении, так как яркий экран телевизора и темнота в комнате создают неблагоприятные условия для глаз. Возле компьютера следует находиться не более 30 минут.
Запишем последние правила.
Д. НЕ смотри долго телевизор.
- НЕ играй долго в компьютерные игры.
V. Теперь давайте прочитаем все правила. Запишите их в тетрадях, чтобы запомнить, как нужно беречь глаза.
VI. Итог урока
У. Хорошо ли поступают те дети, которые дразнят ребят в очках?
Д. Нет! Очки нужны, чтобы хорошо видеть.
Ученик 23.
С плохим, ребята, зреньем
Жить без очков - мученье.
Ты по улице прямой.
Ходишь робко, как чужой.
На глазах - как пелена,
Как в тумане все дома.
Не поймешь — плакат?
Афиша?
Кто идет - Наташа? Гриша?
Трудно встречных узнавать,
Трудно даже в мяч играть.
Ученик 24.
Врач очки назначил Майе
И при этом ей сказал:
- Ты носи их не снимая,
Чтоб не портились глаза.
Стала Майя говорить:
- Я не буду их носить:
Дети в школе будут часто
Называть меня «очкастой».
Но когда очки надела,
Жалко стало их снимать.
Сквозь очки на белом свете
Можно много увидать!
Номер каждого трамвая
Издалека видит Майя,
И по улице идет -
Всех знакомых узнает.
У. Каждый год проверяйте зрение у врача. Он может определить самые ранние признаки заболевания и вовремя начать лечение. Чем раньше начато лечение, тем оно успешнее. А если врач выписал вам очки, носите их, не стесняйтесь. Очки исправляют зрение. Без них острота зрения снижается.
Давайте проведем самоанализ. Но отвечать на вопросы надо честно.
Учитель раздает карточки.
Тема: «Органы чувств. Нос - орган обоняния».
Цели: Дать представление об органе обоняния, рассмотреть строение носа и его. функции; научить оказывать первую помощь при кровотечении из носа; воспитывать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Оборудование. Схематический рисунок «Органы чувств»; таблица «Нос - орган обоняния»; носовой платок, ватные тампоны, листы бумаги и карандаши для рисования.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель. Звонок пригласил нас на урок здоровья. Какие знания мы получаем на этом уроке? ,
Дети. Знания о себе, о своем организме, о том, как сохранить здоровье и всегда быть в хорошем настроении.
У. При каких условиях это возможно?
Д. Мы должны быть внимательными, активными, старательными.
II. Сообщение темы урока
У. Наше Тело похоже на самостоятельную страну. Кровеносные сосуды - это дороги, соединяющие города-органы. Города-органы сотрудничают между собой и создают систему, или область. Триллионы клеток - граждане этой страны, работающие на заводах и фабриках внутри городов-органов и систем-областей. А мозг - это правительство.
На доску вывешивается рисунок-схема «Органы чувств».
- Что изображено на рисунке? Какой областью управляет мозг-правительство?
Д. Областью восприятия.
У. Какие города-органы входят в эту область? Назовите органы чувств.
Д. Уши-орган слуха, глаза-орган зрения, кожа-орган осязания, язык - орган вкуса.
У. Есть еще один орган, который помогает нам воспринимать окружающий мир. Отгадайте загадку: между двух светил в середине я один.
Д. Это нос.
У. Сегодня мы исследуем этот орган и узнаем, для чего он нам нужен и что он умеет.
III. Знакомство с новым материалом
У. В нашем языке существует более 30 крылатых выражений со словом «нос». Какие вам известны?
Д. «Водить за нос», «оставить с носом», «заруби себе на носу», «не видит дальше собственного носа».
У. Как вы их понимаете?
Выслушиваются ответы детей.
- Кроме того, по положению носа можно судить о настроении человека и даже о его характере. Например: задрал нос, повесил нос.
У классика русской литературы Николая Васильевича Гоголя есть произведение, которое он так и назвал - «Нос». В этой повести он описывает скитания человека, который в одно прекрасное утро не обнаружил на своем лице носа. Подумайте, обрадовался он или огорчился? Комфортно ли чувствовал себя герой повести? Почему? Что могло бы произойти с людьми, если бы у них не было носа? Выслушиваются ответы детей.
- Итак, для чего нам нужен нос?
Д. Чтобы дышать, воспринимать запахи.
У. Способность носа воспринимать запахи называется обонянием. Нос - орган обоняния.
Докажем, что нос способен воспринимать и различать запахи. Проведем эксперимент.
Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху лук, чеснок, духи.
- Приятный ли запах у лука, чеснока? Д. Нет.
У. Я оставлю их на столе. Для чего, как вы думаете?
Д. Запахи лука и чеснока убивают вирусы гриппа, следовательно, сохраняют наше здоровье.
У. Правильно. Хотите ли вы узнать, где находится заводик, на котором трудятся обонятельные клетки? Для этого нам нужно попасть во владения царицы страны Здоровья. Готовы? Тогда в путь!
Царица страны Здоровья утверждает, что в носу несколько «машин», и предлагает нам проверить это.
Вдохнем воздух и вместе с ним влетим в удивительный тоннель с двумя подъездами. Он такой же короткий, как само слово «нос», но устроен гораздо интереснее самых длинных тоннелей.
Внимание! Влетаем в нос! Кто это рядом летит? Да это на каждой пылинке по сотне микробов! Подумайте, как можно обезопасить себя от пыли и микробов?
Д. Проветривать помещение.
У. Оказывается, наш чудо-нос сам себе помогает. В ноздрях есть реснички, на них и застревает пыль вместе с вредными пассажирами. Н часть из них все же вместе с воздухом веете дальше, в розовую пещеру. Стенки ее сверху донизу покрыты специальной липучкой. И все микробы-пираты, прилипая к ней, висят, как летучи мыши в настоящей пещере. Как вы думаете, куда потом деваются эти «летучие мыши»?
Д. Вылетают в носовой платок.
У. Верно, липучая жидкость смывает со стенок носа микробов. Это не слезы, хотя иногда нос плачет настоящими слезами. Когда, как вы думаете?
Дети работают в парах, выдвигают гипотезы.
- Нос плачет, когда по нему горячий, сухой воздух проносится. Из слезных озер по слезным речкам текут в нос настоящие слезные ручьи и увлажняют жаркий воздух.
А если холодный воздух ворвется? Вспомните, когда на улице холодно, мама напоминает нам: «Дыши носом, а не ртом!» Оказывается, холодный воздух в носу согревается горячим кровяным отоплением. В стенках пещеры проложено очень много тоненьких трубочек, по которым течет кровь и, как в котельной, нагревает воздух.
Итак, что же умеет наш нос? Работу каких «машин» он выполняет?
Собирает пыль и микробов...
Д. Пылесос.
У. Охлаждает горячий воздух...
Д. Холодильник.
У. Увлажняет горячий воздух...
Д. Увлажнитель.
У. Согревает холодный воздух...
Д. Обогреватель.
У. .А еще нос улавливает различные запахи.
Учитель прикрепляет к доске таблицу «Нос -орган обоняния».
- Подумайте и скажите, когда нам необходимо различать запахи?
Д. Когда мы определяем, доброкачественная пища или нет.
-Когда мы должны почувствовать дым от пожара, утечку газа.
У. Носом мы воспринимаем запахи, окружающие нас. В носу имеются чувствительные места, которые сразу определяют, с чем мы имеем дело, даже если мы ничего не видим, не слышим, не осязаем. Орган обоняния - это небольшая часть слизистой оболочки полости рта площадью Примерно в один квадратный сантиметр. Здесь расположены особые клетки с тонкими ворсинками на поверхности. Именно эти клетки воспринимают запахи, содержащиеся в воздухе. При этом «корреспонденты»-нервы передают сигнал «главному редактору» - мозгу.
Обоняние тесно связано со вкусом. На таблице видно, как проводочки-нервы, реагирующие на вкус и запах, передают сигнал в одну из зон головного мозга. Она так и называется - обонятельно-вкусовая.
IV. Физкультминутка
V. Сегодня мы разучим несколько новых упражнений. Сначала познакомимся с тем, как выполняется дыхательная гимнастика.
УПРАЖНЕНИЕ 1. Подняться на носки - вдох носом, опуститься - выдох ртом. Это упражнение использовали еще в Древнем Китае. Выполняя его, следует настраивать себя так: вдохнем все хорошее (радость, здоровье, хорошее настроение), выдохнем все плохое (злость, зависть, гнев и т.д.).
УПРАЖНЕНИЕ 2. На счет 1-4 - глубоко вдохнуть носом (рука на диафрагме), на счет 5 - задержать дыхание, на счет 510 *- плавно выдохнуть через рот. Это упражнение помогает, когда мы чем-то расстроены, нам тревожно.
-Как и для чего выполняется точечный массаж носа?
У крыльев носа располагаются особые точки. Найдем их. (Учитель показывает.) Делая круговые движения указательными пальцами вправо и влево, чуть надавливая, мы улучшаем кровоснабжение слизистых оболочек носа. Дыхание становится свободным, насморк проходит.
V. Практическая работа
У. У нас сегодня, ребята, гость. Это медвежонок Миша. Кто порадует его стихотворением?
Дети вспоминают одно из своих первых стихотворений.
Ученик. Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает и в карман кладет.
Вот шишка отскочила и прямо Мишке в ... нос!
У. Подумайте, что может случиться? Давайте поможем Мише. Для этого нам нужно научиться"
оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении из носа.
Вызывается ученик, он играет роль пострадавшего.
- Некоторые несложные меры помогут быстро остановить кровь.
1. Пострадавший должен находиться в положении сидя.
2. Голову надо слегка наклонить вперед, чтобы кровь не затекала в носоглотку.
3. Ноздрю, из которой идет кровь, нужно заткнуть ватным тампоном, а потом зажать нос.
4. После остановки кровотечения ватную пробку следует оставить в ноздре еще на некоторое время.
5. Если кровотечение не останавливается, пострадавшего необходимо доставить в поликлинику или травмпункт. Там введут в нос лекарство и плотно заткнут тампоном кровоточащую ноздрю.
Ученики демонстрируют у доски, как оказывать первую помощь при кровотечении из носа.
VI. Творческая работа
У. Вы уже знаете, ребята, что все, что нас окружает, имеет определенный запах. Запахи бывают приятные и неприятные, иногда опасные. Перед вами лист, разделенный пополам. Слева нарисуйте то место, где1 нас окружают приятные запахи.
Дети изображают лес, цветущий луг, маму, пекущую пироги, и т.д.
- Справа - неприятные, а иногда и опасные - места.
Учащиеся могут нарисовать машину с работающим двигателем, пожар, пригоревшую пищу и т.д.
Рисунки обсуждаются.
VII. Итог урока
У. Закончилось наше путешествие. Где мы с вами побывали? Что нового узнали о себе, о своем организме? Какие полезные сведения получили? Чему удивились, что было необычным?
Выслушиваются ответы детей.
- Сегодня мы поднялись ещё на одну ступеньку по лестнице Самопознания. Надеюсь, что знания и умения, приобретенные на уроке, помогут вам оставаться здоровыми и бодрыми.
Заключение.
По всему выше сказанному можно сделать вывод, что принцип наглядности является одним из важнейших дидактических принципов, имеющих огромное значение. Без комплексного использования средств наглядности не проходит ни один урок естествознания. В последние годы появились специальные научные исследования, посвященные перспективам более широкого применения наглядных средств на уроках естествознания. Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Напомним некоторые из них: