Комплексное использование средств наглядности на уроках естествознания в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования: определить общие правила комплексного использования средств наглядности, выделить основные виды наглядности и их место на уроках естествознания.
Гипотеза. Реализация комплексного использования средств наглядности на уроке будет эффективна при условии, если:
- наблюдается возрастающая трудность;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..
Глава I. Современные подходы к изучению проблемы комплексного использования средств наглядности на уроках естествознания в начальной школе.
1.1. Принцип наглядности в трактовке отечественных и зарубежных педагогов и психологов………………………………………………………......
1.2. Средства наглядности: виды, использование в школе на уроках…….
1.3. Условия оптимального применения наглядных методов обучения…...
Глава II. Практическое обоснование проблемы комплексного использования средств наглядности на уроках естествознания…………………………
Заключение……………………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………………………..
Приложение……………………………………

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

2. Делаю перерывы во время чтения.                             ДА     НЕТ

3. Слежу за посадкой при письме.                                   ДА     НЕТ

4. Делаю уроки при хорошем освещении.                        ДА     НЕТ

5. Делаю гимнастику для глаз.                                         ДА     НЕТ

6. Часто бываю на свежем воздухе.                                   ДА     НЕТ

7. Употребляю в пищу растительные продукты.             ДА     НЕТ

8. Смотрю только детские передачи по телевизору.        ДА     НЕТ

9. Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел.    ДА     НЕТ

10. Каждый год проверяю свое зрение у врача.                ДА     НЕТ

Посчитайте количество «НЕТ».

Чем их больше, тем хуже вы заботитесь о глазах 2-3 раза в неделю. Нельзя после просмотра телепередач сразу чи­тать, писать, рисовать, шить. Смотреть телевизор нужно хотя бы при небольшом освещении, так как яркий экран телевизора и темнота в комнате создают не­благоприятные условия для глаз. Возле компьютера следует нахо­диться не более 30 минут.

Запишем последние правила.

Д. НЕ смотри долго телевизор.

- НЕ играй долго в компью­терные игры.

V. Теперь давайте прочитаем все правила. Запишите их в тет­радях, чтобы запомнить, как нужно беречь глаза.

VI. Итог урока

У. Хорошо ли поступают те дети, которые дразнят ребят в очках?

Д. Нет! Очки нужны, чтобы хорошо видеть.

Ученик 23.

С плохим, ребята, зреньем

Жить без очков - мученье.

Ты по улице прямой.

Ходишь робко, как чужой.

На глазах - как пелена,

Как в тумане все дома.

Не поймешь — плакат?

Афиша?

Кто идет - Наташа? Гриша?

Трудно встречных узнавать,

Трудно даже в мяч играть.

Ученик 24.

Врач очки назначил Майе

И при этом ей сказал:

- Ты носи их не снимая,

Чтоб не портились глаза.

Стала Майя говорить:

- Я не буду их носить:

Дети в школе будут часто

Называть меня «очкастой».

Но когда очки надела,

Жалко стало их снимать.

Сквозь очки на белом свете

Можно много увидать!

Номер каждого трамвая

Издалека видит Майя,

И по улице идет -

Всех знакомых узнает.

У. Каждый год проверяйте зрение у врача. Он может опре­делить самые ранние признаки заболевания и вовремя начать лечение. Чем раньше начато ле­чение, тем оно успешнее. А если врач выписал вам очки, носите их, не стесняйтесь. Очки исправ­ляют зрение. Без них острота зре­ния снижается.

Давайте проведем самоана­лиз. Но отвечать на вопросы надо честно.

Учитель раздает карточки.

 

Тема: «Органы чувств. Нос - орган обоняния».

Цели: Дать представление об органе обоняния, рассмотреть строение носа и его. функции; научить оказывать первую помощь при кровотечении из носа; воспитывать бережное отношение к соб­ственному здоровью и здоровью окружающих.

Оборудование. Схематический рисунок «Органы чувств»; таблица «Нос - орган обоняния»; носовой платок, ватные тампоны, листы бумаги и карандаши для рисования.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Звонок пригласил нас на урок здоро­вья. Какие знания мы получаем на этом уроке? ,

Дети. Знания о себе, о своем организме, о том, как сохранить здоровье и всегда быть в хорошем настроении.

У. При каких условиях это возможно?

Д. Мы должны быть внимательными, активны­ми, старательными.

II. Сообщение темы урока

У. Наше Тело похоже на самостоятельную стра­ну. Кровеносные сосуды - это дороги, соединяю­щие города-органы. Города-органы сотрудничают между собой и создают систему, или область. Трил­лионы клеток - граждане этой страны, работаю­щие на заводах и фабриках внутри городов-органов и систем-областей. А мозг - это правитель­ство.

На доску вывешивается рисунок-схема «Органы чувств».

- Что изображено на рисунке? Какой областью управляет мозг-правительство?

Д. Областью восприятия.

У. Какие города-органы входят в эту область? Назовите органы чувств.

Д. Уши-орган слуха, глаза-орган зрения, кожа-орган осязания, язык - орган вкуса.

У. Есть еще один орган, который помогает нам воспринимать окружающий мир. Отгадайте загад­ку: между двух светил в середине я один.

Д. Это нос.

У. Сегодня мы исследуем этот орган и узнаем, для чего он нам нужен и что он умеет.

III. Знакомство с новым материалом

У. В нашем языке существует более 30 крыла­тых выражений со словом «нос». Какие вам изве­стны?

Д. «Водить за нос», «оставить с носом», «заруби себе на носу», «не видит дальше собственного носа».

У. Как вы их понимаете?

Выслушиваются ответы детей.

- Кроме того, по положению носа можно судить о настроении человека и даже о его характере. На­пример: задрал нос, повесил нос.

У классика русской литературы Николая Васи­льевича Гоголя есть произведение, которое он так и назвал - «Нос». В этой повести он описывает ски­тания человека, который в одно прекрасное утро не обнаружил на своем лице носа. Подумайте, обра­довался он или огорчился? Комфортно ли чувство­вал себя герой повести? Почему? Что могло бы про­изойти с людьми, если бы у них не было носа? Выслушиваются ответы детей.

 

- Итак, для чего нам нужен нос?

Д. Чтобы дышать, воспринимать запахи.

У. Способность носа воспринимать запахи на­зывается обонянием. Нос - орган обоняния.

Докажем, что нос способен воспринимать и раз­личать запахи. Проведем эксперимент.

Детям предлагается с закрытыми глаза­ми определить по запаху лук, чеснок, духи.

- Приятный ли запах у лука, чеснока? Д. Нет.

У. Я оставлю их на столе. Для чего, как вы ду­маете?

Д. Запахи лука и чеснока убивают вирусы грип­па, следовательно, сохраняют наше здоровье.

У. Правильно. Хотите ли вы узнать, где нахо­дится заводик, на котором трудятся обонятель­ные клетки? Для этого нам нужно попасть во вла­дения царицы страны Здоровья. Готовы? Тогда в путь!

Царица страны Здоровья утверждает, что в носу несколько «машин», и предлагает нам проверить это.

Вдохнем воздух и вместе с ним влетим в уди­вительный тоннель с двумя подъездами. Он такой же короткий, как само слово «нос», но устроен го­раздо интереснее самых длинных тоннелей.

Внимание! Влетаем в нос! Кто это рядом летит? Да это на каждой пылинке по сотне микробов! Подумайте, как можно обезопасить себя от пыли и микробов?

Д. Проветривать помещение.

У. Оказывается, наш чудо-нос сам себе помогает. В ноздрях есть реснички, на них и застревает пыль вместе с вредными пассажирами. Н часть из них все же вместе с воздухом веете дальше, в розовую пещеру. Стенки ее сверху донизу покрыты специальной липучкой. И все микробы-пираты, прилипая к ней, висят, как летучи мыши в настоящей пещере. Как вы думаете, куда потом деваются эти «летучие мыши»?

Д. Вылетают в носовой платок.

У. Верно, липучая жидкость смывает со стенок носа микробов. Это не слезы, хотя иногда нос пла­чет настоящими слезами. Когда, как вы думаете?

Дети работают в парах, выдвигают гипо­тезы.

- Нос плачет, когда по нему горячий, сухой воз­дух проносится. Из слезных озер по слезным реч­кам текут в нос настоящие слезные ручьи и ув­лажняют жаркий воздух.

А если холодный воздух ворвется? Вспомните, когда на улице холодно, мама напоминает нам: «Дыши носом, а не ртом!» Оказывается, холод­ный воздух в носу согревается горячим кровяным отоплением. В стенках пещеры проложено очень много тоненьких трубочек, по которым течет кровь и, как в котельной, нагревает воздух.

Итак, что же умеет наш нос? Работу каких «ма­шин» он выполняет?

Собирает пыль и микробов...

Д. Пылесос.

У. Охлаждает горячий воздух...

Д. Холодильник.

У. Увлажняет горячий воздух...

Д. Увлажнитель.

У. Согревает холодный воздух...

Д. Обогреватель.

У. .А еще нос улавливает различные запахи.

Учитель прикрепляет к доске таблицу «Нос -орган обоняния».

- Подумайте и скажите, когда нам необходимо различать запахи?

Д. Когда мы определяем, доброкачественная пища или нет.

-Когда мы должны почувствовать дым от по­жара, утечку газа.                                          

У. Носом мы воспринимаем запахи, окружаю­щие нас. В носу имеются чувствительные места, которые сразу определяют, с чем мы имеем дело, даже если мы ничего не видим, не слышим, не ося­заем. Орган обоняния - это небольшая часть сли­зистой оболочки полости рта площадью Примерно в один квадратный сантиметр. Здесь расположе­ны особые клетки с тонкими ворсинками на по­верхности. Именно эти клетки воспринимают за­пахи, содержащиеся в воздухе. При этом «корреспонденты»-нервы передают сигнал «главному ре­дактору» - мозгу.

Обоняние тесно связано со вкусом. На таблице видно, как проводочки-нервы, реагирующие на вкус и запах, передают сигнал в одну из зон головного мозга. Она так и называется - обонятельно-вкусовая.

IV.  Физкультминутка

V. Сегодня мы разучим несколько новых упражнений. Сначала познакомимся с тем, как выполня­ется дыхательная гимнастика.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Подняться на носки - вдох носом, опуститься - выдох ртом. Это упражнение использовали еще в Древнем Китае. Выполняя его, следует настраивать себя так: вдохнем все хоро­шее (радость, здоровье, хорошее настроение), вы­дохнем все плохое (злость, зависть, гнев и т.д.).

УПРАЖНЕНИЕ 2. На счет 1-4 - глубоко вдох­нуть носом (рука на диафрагме), на счет 5 - за­держать дыхание, на счет 510 *- плавно выдох­нуть через рот. Это упражнение помогает, когда мы чем-то расстроены, нам тревожно.

-Как и для чего выполняется точечный мас­саж носа?

У крыльев носа располагаются особые точки. Найдем их. (Учитель показывает.) Делая круго­вые движения указательными пальцами вправо и влево, чуть надавливая, мы улучшаем кровоснабжение слизистых оболочек носа. Дыхание стано­вится свободным, насморк проходит.

V. Практическая работа

У. У нас сегодня, ребята, гость. Это медвежо­нок Миша. Кто порадует его стихотворением?

Дети вспоминают одно из своих первых стихотворений.

Ученик. Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает и в карман кладет.

Вот шишка отскочила и прямо Мишке в ... нос!

У. Подумайте, что может случиться? Давайте поможем Мише. Для этого нам нужно научиться"

оказывать первую медицинскую помощь при кро­вотечении из носа.

Вызывается ученик, он играет роль постра­давшего.

- Некоторые несложные меры помогут быстро остановить кровь.

1. Пострадавший должен находиться в положе­нии сидя.

2. Голову надо слегка наклонить вперед, чтобы кровь не затекала в носоглотку.

3. Ноздрю, из которой идет кровь, нужно за­ткнуть ватным тампоном, а потом зажать нос.

4. После остановки кровотечения ватную проб­ку следует оставить в ноздре еще на некоторое время.

5. Если кровотечение не останавливается, по­страдавшего необходимо доставить в поликли­нику или травмпункт. Там введут в нос лекар­ство и плотно заткнут тампоном кровоточащую ноздрю.

Ученики демонстрируют у доски, как ока­зывать первую помощь при кровотечении из носа.                                 •

VI. Творческая работа

У. Вы уже знаете, ребята, что все, что нас ок­ружает, имеет определенный запах. Запахи бывают приятные и неприятные, иногда опасные. Пе­ред вами лист, разделенный пополам. Слева на­рисуйте то место, где1 нас окружают приятные запахи.

Дети изображают лес, цветущий луг, маму, пекущую пироги, и т.д.

- Справа - неприятные, а иногда и опасные - места.

Учащиеся могут нарисовать машину с ра­ботающим двигателем, пожар, пригоревшую пищу и т.д.

Рисунки обсуждаются.

VII.  Итог урока

У. Закончилось наше путешествие. Где мы с вами побывали? Что нового узнали о себе, о сво­ем организме? Какие полезные сведения получи­ли? Чему удивились, что было необычным?

Выслушиваются ответы детей.

- Сегодня мы поднялись ещё на одну ступень­ку по лестнице Самопознания. Надеюсь, что зна­ния и умения, приобретенные на уроке, помогут вам оставаться здоровыми и бодрыми.

 


Заключение.

По всему выше сказанному можно сделать вывод, что принцип наглядности является одним из важнейших дидактических принципов, имеющих огромное значение. Без комплексного использования средств наглядности не проходит ни один урок естествознания. В последние годы появились специальные научные исследования, посвященные перспективам более широкого применения наглядных средств на уроках естествознания. Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Напомним некоторые из них:

Информация о работе Комплексное использование средств наглядности на уроках естествознания в начальной школе