Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 22:31, курсовая работа
Цель нашего исследования: определить общие правила комплексного использования средств наглядности, выделить основные виды наглядности и их место на уроках естествознания.
Гипотеза. Реализация комплексного использования средств наглядности на уроке будет эффективна при условии, если:
- наблюдается возрастающая трудность;
Введение ………………………………………………………………………..
Глава I. Современные подходы к изучению проблемы комплексного использования средств наглядности на уроках естествознания в начальной школе.
1.1. Принцип наглядности в трактовке отечественных и зарубежных педагогов и психологов………………………………………………………......
1.2. Средства наглядности: виды, использование в школе на уроках…….
1.3. Условия оптимального применения наглядных методов обучения…...
Глава II. Практическое обоснование проблемы комплексного использования средств наглядности на уроках естествознания…………………………
Заключение……………………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………………………..
Приложение……………………………………
3. Пищеварительная система;
4. Дыхательная система;
5. Опорно-двигательная система.
Учитель вывешивает таблицу с изображением внутренних органов человека. Ученики рассматривают ее, находят отдельные органы, смотрят, где они расположены.
Строение тела человека изучает наука анатомия, а работу его органов – физиология человека.
Наука о сохранении и укреплении здоровья называется гигиеной.
(На доске появляются карточки: Физиология, Анатомия, Гигиена).
- Как вы думаете, всегда ли люди знали, как устроено тело человека, как работают органы? Почему люди болеют? (Ответы учеников).
Церковь запрещала анатомировать умерших. Некоторые ученые-медики тайно вырывали трупы умерших на кладбище и, прячась от свидетелей, вскрывали их в подвалах заброшенных домов. Постепенно накапливались знания. Основываясь на них, врачи стали оказывать помощь больным, производить операции.
(Один учеников рассказывает об ученом-физиологе И. П. Павлове)
Павлов Иван Петрович (1849 - 1939).
Ни один физиолог мира не был так знаменит, как русский академик Иван Петрович Павлов – создатель учения о высшей нервной деятельности животных и человека.
Павлов родился в старинном городе Рязани, в семье священника.
В Рязани Иван Павлович учился в духовной семинарии. Но его влекла физиология, и он ушел из семинарии, уехал в Петербург и поступил в университет. После его окончания он стал учиться в Медико-хирургической академии и работать в лаборатории физиологии. Еще будучи студентом университета за свои научные исследования Павлов получил золотую медаль. В академии его наградили второй золотой медалью.
В 1890 году Павлов стал профессором. Потом десятки лет работал в лабораториях и на кафедре академии. Вначале он занимался преимущественно изучением сердца и кровеносных сосудов.
Наряду с работой в области физиологии сердечно-сосудистой системы Павлов занимался изучением процессов пищеварения. Чтобы узнать, как это происходит, были проделаны многочисленные опыты.
В 1897 году он опубликовал знаменитый труд «Лекции о работе главных пищеварительных желез», ставший главным руководством физиологов всего мира. За него в 1904 году ему была присуждена Нобелевская премия.
Павлов был великим сыном своего народа. Любовь к России пронизывала все его мысли, чувства и действия. «Что ни сделано, - писал он, - постоянно думаю, что служу этим, сколько позволяют мне мои силы, прежде всего моему отечеству, нашей русской науке…»
(«Что такое, кто такой», том II, стр. 350).
V.
Цель работы. Определить, гармонично ли развивается организм и соответствует ли ваш вес вашему росту.
Ход работы:
1. Измерьте свой рост.
2. Встаньте на весы и посмотрите, сколько килограмм вы весите.
3. Разделите число килограмм веса на число дециметров роста.
Если результат получился больше 3 и меньше 4 – значит, ты весишь как раз столько, сколько нужно.
Если меньше трех – ты весишь маловато.
Если же результат окажется больше четырех – тоже не хорошо: у тебя стал накапливаться лишний, ненужный тебе вес. Надо побольше бегать, играть в подвижные игры, работать на воздухе.
- А какую температуру имеет тело человека? (Дети измеряют температуру тела).
- Как вы думаете, зависит ли температура тела от температуры окружающего воздуха в жаркий или морозный день?
С помощью нервной системы мозг постоянно регулирует температуру тела, она все время сохраняется равной + 36,6 градусов Цельсия. При такой температуре лучше всего работает весь организм человека.
VI. Человек и его здоровье.
- А может ли измениться температура тела?
- Когда это происходит? (Когда человек заболевает, температура тела повышается).
Организм человека имеет показатели, которые свидетельствуют о его состоянии. И их надо знать не только врачам, но и каждому человеку, чтобы сохранять своё здоровье.
Только здоровый человек по настоящему радуется жизни.
Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее – богатство или слава?». Он ответил: «Не то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».
А другой предупреждал: «Мы замечаем, что самое ценное для нас - здоровье, только когда его у нас уже нет».
Прислушайтесь к словам мудрецов и твёрдо запомните, что надёжнее всех о своём здоровье можешь позаботиться только ты сам.
- А теперь попробуй пять раз подряд быстро произнеси: «Здоровому и нездоровье здорово, а не здоровому и здоровье нездорово».
О здоровье и нездоровье сложено много пословиц. Вот некоторые из них:
- Дал Бог здоровье, а счастье – найдём.
- Здоров будешь – всё добудешь.
- Здоровье не купишь – его разум дарит.
- Здоровьем слаб, так и духом не герой.
- Не рад больной и золотой кровати.
- У кого болят кости, тот не думает в гости.
- Ребёнком хил, так и взрослым гнил.
- Быстрого и ловкого – болезнь не догонит.
VII. Итог урока.
- Что такое организм человека?
- Разгадайте кроссворд: (Учитель на плакате показывает органы, а дети их называют).
1. Желудок;
2. Сердце;
3. Лёгкие;
4. Глаз;
5. Печень;
6. Почки;
7. Зубы;
8. Мозг
Ключевое слово: организм.
VIII. Домашнее задание.
Придумай сказку или рассказ, который бы заканчивался одной из пословиц о здоровье.
Тема. «Береги свои глаза».
Класс 3.
Цели. Познакомить учеников со строением глаза; объяснить детям, отчего снижается острота зрения и что зрение необходимо беречь; научить детей заботиться о зрении; выполнять упражнения по снятию усталости глаз.
Оборудование. Плакат строения глаза; схема получения изображения предмета на сетчатке; правила гигиены органов зрения; зеркала; памятка с упражнениями для снятия усталости глаз.
I. Ход урока.
II. Организационный момент. Сообщение темы урока.
Учитель. Закройте глаза и медленно сосчитайте до 10. Что вы видели с закрытыми глазами?
Дети. Темноту.
У. Для чего нам нужны глаза?
Д. Глазами мы видим окружающий мир. Читаем книги. Смотрим телевизор.
У. Верно! Глазами мы видим разные предметы, различаем их по форме, величине, окраске. Закроем глаза, и все как будто исчезает. Одна чернота. Трудно жить человеку, потерявшему зрение. Людям каких профессий особенно необходимо хорошее зрение?
Д. Летчикам, капитанам, водителям.
Ученик 1. Женя хочет стать пилотом,
Чтобы править самолетом.
Капитаном станет Петя,
Он объездит все на свете.
Вася будет машинистом,
Коля в армии – танкистом.
Ученик 2. Но для этого, ребята,
Нужны знанье и уменье
И отличнейшее зренье:
Чтоб верна была рука
За работой у станка,
Чтобы мог вести в полет
Летчик быстрый самолет,
Чтобы зорко часовой
Охранял страны покой.
У. Сегодня мы с вами будем говорить о строении глаза и о том, как беречь зрение.
III. Знакомство с новым материалом.
У. Возьмите зеркало и посмотрите на свои глаза. Какие части глазного яблока вы видите?
Д.Белок, зрачок.
У. Посмотрите на плакат. По нему видно, что глазное яблоко имеет форму шара. Этот шар покрыт белой оболочкой. По своей окраске она напоминает белок вареного яйца. Спереди белочная оболочка переходит в бесцветную прозрачную роговицу. Через роговицу проникают лучи света. За роговицей находится радужная оболочка – радужка. В ней есть пигмент, который обуславливает цвет глаз (учитель сопровождает рассказ показом объектов на плакате). Посмотрите на глаза своего соседа. Какого цвета бывают глаза?
Д. Голубые, зеленые, карие.
У. В центре радужки – зрачок.
Ученик 3.Глаз – волшебный теремок,
Круглый маленький домок.
Этот дом со всех сторон
Стенкой тонкой окружен –
Стенкой гладкой, белой,
Назвали ее склерой.
У. Где находится склера? Зачем она нужна?
Д. Это оболочка глаза.
Ученик 4. Впереди кружочек тонкий –
Роговица, словно пленка,
Вся прозрачна, как стекло, -
В мир чудесное окно.
Через круглое оконце
В глаз проходит свет от солнца.
Глаз бывает синий, серый.
Впереди, пред белой склерой,
Яркой радужки кружок
Украшает глаз-домок.
У. Предложите товарищу закрыть на одну минуту глаза ладонью. Затем уберите его руку и наблюдайте за зрачком. Что вы заметили?
Д. В темноте зрачок расширился, а при ярком свете он уменьшился.
Ученик 5. В центре радужки – зрачок,
Черный маленький кружок.
Коль светло – зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.
Лишь стемнеет – наш зрачок
Станет сразу же широк.
А за радужкой лежит
Маленький хрусталик.
Он такой имеет вид,
Как стеклянный шарик.
Ученик 6. Изнутри весь этот дом
Выстлан, будто бы ковром,
Оболочкой гладкой –
Тоненькой сетчаткой.
А внутри лежит большое
Тело стекловидное,
Все прозрачное такое
И почти не видное.
(Класс разбивается на группы. У каждой группы рисунок строения глаза).
У. Укажите на рисунке глаза все его части. Отметьте их цифрами и подпишите на полях (Дети выполняют задание).А теперь начнем рассказ, как умеет видеть глаз.
Ученик 7.Отразится лучик света
От какого-то предмета,
Упадет на роговицу,
Миг – и дальше устремится
И сквозь дырочку-зрачок
Проберется в глаз-домок.
Сквозь хрусталик проникает,
На сетчатку попадает.
После этого тотчас
Все вокруг увидит глаз.
Ученик 8.
Очень хрупок этот дом!
Тонки, нежны стенки в нем.
Если тронешь роговицу,
Глаз сейчас же разболится.
Если ранится хрусталик,
Помутнеет чудный шарик.
Станет темным дом на век,
И ослепнет человек.
У. Какие органы окружают глазное яблоко?
Д. Веки, Ресницы.
У. Для чего нужны ресницы?
Д.Ресницы задерживают пыль и соринки.
У. Зачем нужны веки?
Д.Веки прикрывают глаза от света во время отдыха. Они защищают глаза от неблагоприятных воздействий.
У. На границе верхнего века находятся брови. Для чего они служат?
Д.Для красоты.
У.Не только. Брови – это кожные валики, густо покрытые волосами. Они защищают глаза от пота, который выделяется на лбу, и отводят его на другие участки лица – например, на виски, на щеки.
IV. Физкультминутка.
Проберется в глаз-домок.
Сквозь хрусталик проникает,
На сетчатку попадает.
После этого тотчас
Все вокруг увидит глаз.
Ученик8.
Очень хрупок этот дом!
Тонки, нежны стенки в нем.
Если тронешь роговицу,
Глаз сейчас же разболится.
Если ранится хрусталик,
Помутнеет чудный шарик,
Станет темным дом навек,
И ослепнет человек.
У. Какие органы окружают глазное яблоко?
Д. Веки, ресницы.
У. Для чего нужны ресницы?
Д. Ресницы задерживают пыль и соринки.
У. Зачем нужны веки!
Д. Веки прикрывают глаза от света во время отдыха.