Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 22:31, курсовая работа
Цель нашего исследования: определить общие правила комплексного использования средств наглядности, выделить основные виды наглядности и их место на уроках естествознания.
Гипотеза. Реализация комплексного использования средств наглядности на уроке будет эффективна при условии, если:
- наблюдается возрастающая трудность;
Введение ………………………………………………………………………..
Глава I. Современные подходы к изучению проблемы комплексного использования средств наглядности на уроках естествознания в начальной школе.
1.1. Принцип наглядности в трактовке отечественных и зарубежных педагогов и психологов………………………………………………………......
1.2. Средства наглядности: виды, использование в школе на уроках…….
1.3. Условия оптимального применения наглядных методов обучения…...
Глава II. Практическое обоснование проблемы комплексного использования средств наглядности на уроках естествознания…………………………
Заключение……………………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………………………..
Приложение……………………………………
- Они защищают глаза от неблагоприятных воздействий.
У. На границе верхнего века находятся брови. Для чего они служат?
Д. Для красоты.
У. Не только. Брови это кожные валики, густо покрытые волосами. Они защищают глаза от пота, который выделяется на лбу, и отводят его на другие участки лица - например, на виски, на щеки.
IV. Физкультминутка
У. Сейчас мы выполним несколько упражнений для глаз -они указаны в памятках, разложенных на ваших партах.
У вас на парте памятка для выполнения упражнений для глаз.
Упражнение 3 (стоя)
1. Смотреть прямо вдаль 2-3 сек.
2. Поставить палец по средней линии лица нарасстоянии25-30 см, направить взгляд на палец на 3-5 сек (действие лечебное).
Упражнение 4 (стоя)
1. Закрыть веки.
2. Массировать глаза круговыми движениями в течение 1 мин (расслабляет мышцы, улучшает кровообращение).
Упражнение 5 (стоя)
1. Палец правой руки на средней линии лица, на расстоянии 25-30 см от глаза.
2. Смотреть обоими глазами на палец 3-5 сек.
3. Левой ладонью закрыть левый глаз на 3-5 сек.
4. Убрать ладонь, двумя глазами смотреть на палец 3-5 сек.
5. Палец левой руки на средней линии лица.
6. Правой рукой закрыть правый глаз на 3-5 сек.
7. Двумя глазами смотреть на конец пальца 3-5 сек (проделывать 6-8 раз каждой рукой -укрепляет бинокулярное зрение).
Упражнение 6 (стоя)
1. Отвести руку вправо.
2. Медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево. Голова неподвижна, глаза следят за пальцами.
3. Обратное движение руки слева направо (повторять 10-12 раз - укрепляет горизонтальные мышцы глаз).
Упражнение 7 (сидя)
1. Тремя пальцами каждой
руки легко нажать на верхние
веки обоих глаз.
ПАМЯТКА
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Гимнастика для глаз может принести пользу только при условии ежедневного ее выполнения через каждые два часа зрительной работы.
Упражнение 1 (сидя)
1. Крепко закрыть глаза на 3-5 сек.
2. Открыть глаза на 3-5 сек (делать 6-8 раз).
Упражнение 2 (сидя) Быстрое моргание 1-2 мин.
Упражнение 3 (стоя)
1. Поднять правую полусогнутую руку вверх и медленно передвигать палец руки сверху вниз при неподвижной голове, следить глазами за пальцем.
2. Передвигать палец сверху вниз, следя за ним глазами.
Упражнение 4 (сидя)
1. Вытянуть полусогнутую руку вперед и вправо.
2. На расстоянии 40-50 см от глаз производить медленные круговые движения рукой по часовой стрелке и следить глазами за кончиками пальцев.
3. Сменить руку. Те же движения против часовой стрелки (делать 6 раз, укрепляет вестибулярный аппарат, развивает координацию сложных движений).
Упражнение 5
1. Поднять взгляд кверху.
2. Опустить взгляд вниз.
3. Отвести взгляд в правую сторону.
4. Отвести взгляд в левую сторону (делать 6-8 раз).
V. Выведение правил охраны зрения
У. А сейчас ведем мы речь,
Как глаза свои сберечь.
На доске несколько раз написана частица НЕ. Давайте рядом запишем то, что нельзя делать, чтобы не повредить глаза. Внимательно послушайте стихотворения и выделите из них правила, которые должен знать каждый. Эти правила мы припишем на доске к частицам НЕ. Ученик 9.
Хоть мальчуган был очень мал,
Он видел далеко.
Алеша вывески читал
Свободно и легко.
На задней сидя парте,
Все разбирал на карте.
Он много книжек прочитал
Про войны, приключенья,
При этом, видимо, не знал,
Что легка вредно чтенье.
В кровати любит он читать
И на большом диване.
А если вправду вам сказать –
Готов читать он в ванне!
А если в лес идет в поход,
С собою книжку он берет:
Лежит в траве мальчишка,
Читает лежа книжку.
Ученик 10. Алеша как-то раз идет.
Плывет к причалу пароход –
Осталось метров триста.
Вот пароход все ближе...
«Седов», - кричат вокруг. –
А я ещё не вижу,
-Сказал Алеша вдруг.
Все буквы у названья
Слились на расстоянье...
Жаль Алешу, плачь, не плачь,
Но очки пропишет врач.
Напрасно ты, Алеша,
Читал так много лежа!
У. Какое правило с частицей НЕ мы запишем на доске?
Д. НЕ читай лежа. Учитель записывает правило на доске.
Ученик 11.
Наша Галя подросла,
В первый класс она пошла.
Маленькая Галочка
Начала учиться
-Девочка хорошая
Не должна лениться.
Маленькая Галочка
От души старалась,
Над тетрадкой новенькой
Низко наклонялась.
Выводила палочки
Маленькая Галочка
-Наклонялась бочком,
Помогала язычком.
Изгибалась, как вопрос,
Словно пишет Галин нос!
Ученик 12. Мама Гале говорит:
- Кто же, Галя, так сидит?
Прямо сядь, ровней дыши,
Носом книгу не паши,
Не сгибайся, слышишь?
Голову повыше!
Галя с мамой не согласна:
- Я же вижу все прекрасно!
Если сесть иначе,
Не прочесть задачи.
Галя в пятый класс идет...
Пробежал за годом год.
Тут родные увидали:
Часто щурит глазки Галя.
И, на первой парте сидя,
Галя доску еле видит.
Что там пишут - не понять,
Слов никак не разобрать.
Ученик 13. Плохо видит Галя вдаль,
И врачи сказали: «Жаль,
В этом ты сама повинна.
Вот беды твоей причина:,
Ты держала книгу близко,
Ты к письму склонялась низко.
Над тетрадкой за столом
Нагибалась ты крюком-.
Вот и стала близорука
-Это и другим наука».
У Какой вывод сделаем мы?
Д. НЕ наклоняйся низко при чтении и письме.
- НЕ пиши при плохом освещении.
Учитель записывает правила на доске.
У. Правильно! Когда вы низко склоняетесь при письме, света мало, глаза утомляются.
Послушайте следующее стихотворение.
Ученик 14. Получила двойку Алла.
Слезы капали из глаз,
Рукавом их вытирала,
Помогал ей целый класс.
Ты запомни, Алла, сразу
-В глаз легко внести заразу.
Глаз не трогай рукавом
-Только чистеньким платком!
Ученик 15.
Мне соринка в глаз влетела,
Заболел, слезится глаз.
Я иду в больницу смело,
Там помогут мне сейчас.
Мне соринку удалили,
Глаз слезиться перестал,
И врачи предупредили,
Чтоб я глаз не засорял.
Нежен глаз и от соринки,
От песчинки и пылинки,
Если сразу не убрать,,
Может сильно пострадать.
У. А сейчас что напишем?
Д. НЕ три глаза руками. Учитель записывает правило на доске.
У. Послушайте рассказ о том, что бывает, когда не берегут глаза.
Ученик 16.
Две подружки рано встали,
Во дворе с песком играли.
Стали строить городок,
Стряпать вместе пирожок.
Надоело им играть
-Стали вверх песок бросать,
Но промчался ветерок
И занес в глаза песок.
Ученик 17. Терли девочки глаза,
Набегала в них слеза,
Веки вспухли, покраснели,
Открывались еле-еле.
Словом, очень страшный вид.
Врач сказал: «Конъюнктивит».
И назначил прижиганья,
Капли, мази, промыванья.
Осторожным надо быть,
Чтоб глаза не засорить!
У. Можно ли смотреть на солнце без защитных очков?
Д. Нет.
У. Послушайте стихотворение про солнце и глаза.
Ученик 18.
Все в газете прочитали:
Будет солнышка затменье.
На уроке объяснили,
Как проводят наблюденья.
Поспешили два подростка,
Побросав свои дела,
Посмотреть на солнце просто-
Без очков и без стекла.
- Нам стекло, - сказали дружно, -
Затемненное не нужно
-Без него на небе ясном
Видим солнце мы прекрасно.
Ученик 19.
Два подростка зря хвалились:
Их глаза потом слезились,
Сильно начали болеть.
Поздно поняли ребята,
Как на солнце без стекла-то
Затемненного смотреть.
У. Какое будет следующее правило?
Д. НЕ смотри на солнце без темного стекла.
Учитель записывает правило на доске.
У. А сейчас возьмите рисунок с изображением глаза. Напишите в кружочках названия предметов, которыми можно поранить глаз.
Дети выполняют задаще.
- Чем можно повредить глаз?
Д. Иглой, ножницами, шилом, стеклом.
Ученик 20.
Шилом узел на веревке
Развязать решился Вовка.
Сорвалась рука, и шило
Глаз у Вовки повредило.
Шило, ножницы, ножи
Ты в игрушках не держи -
Ведь поранить очень просто
Можно глаз предметом
острым.
У. Что запишем на этот раз?
Д. НЕ размахивай острыми предметами перед глазами.
Учитель записывает правило на доске.
У. Какие игры могут привести к травме глаз?
Д. Стрельба из рогатки, стрельба пульками из пистолета, из лука.
У. Послушайте, что случилось с ребятами, которые играли в эти игры.
Как-то летом мальчик Петя
Воробьев в саду пугал.
И, забыв про все на свете,
Из рогатки в них стрелял.
Раз! Другой! И третий раз! Вдруг попал он брату в глаз. Чуть не выбил глаз у брата! Не стреляйте из рогаток. А вот история другого мальчика, с которым случилась беда.
Ученик 21.
Случай был такой когда-то:
На снегу лежал патрон.
Камнем стукнули ребята,
И взорвался гулко он.
По улицам мчится Машина с Андреем
-Скорее в больницу! Скорее! Скорее!
Там, в больнице, тишина,
Койка мальчику длинна.
Плачет мальчик, очень бледный,
А в глазу - осколок медный.
И назавтра утром рано
Доктор сестрам так сказал:
-Привезите мальчугана
В операционный зал.
В зале этом чисто, просто,
Здесь лекарством пахнет остро.
Жутко здесь и необычно:
Лампы яркость непривычна,
И у всех на лицах маски,
Странно все - как будто в сказке.
Ученик 22.
Говорит сквозь маску врач:
- Будь мужчиной и не плачь!
Меди маленький кусочек,
Но для глаз он вреден очень.
Нужно нам его достать.
Начинаю! Не моргать!
Много дней в окно палаты
Бились ветви тополей...
Очень медленно, ребята,
Поправлялся наш Андрей.
У. Какое правило отсюда следует?
Д. НЕ играй со взрывоопасными предметами.
Учитель записывает правило на доске.
У. Большую нагрузку на глаза создают просмотр телевизора, игры на компьютере. Детям можно смотреть детские передачи
Карточка
Как я забочусь о своих глазах
1. Всегда читаю сидя.