Комплексное использование средств наглядности на уроках естествознания в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования: определить общие правила комплексного использования средств наглядности, выделить основные виды наглядности и их место на уроках естествознания.
Гипотеза. Реализация комплексного использования средств наглядности на уроке будет эффективна при условии, если:
- наблюдается возрастающая трудность;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..
Глава I. Современные подходы к изучению проблемы комплексного использования средств наглядности на уроках естествознания в начальной школе.
1.1. Принцип наглядности в трактовке отечественных и зарубежных педагогов и психологов………………………………………………………......
1.2. Средства наглядности: виды, использование в школе на уроках…….
1.3. Условия оптимального применения наглядных методов обучения…...
Глава II. Практическое обоснование проблемы комплексного использования средств наглядности на уроках естествознания…………………………
Заключение……………………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………………………..
Приложение……………………………………

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

- Они защищают глаза от не­благоприятных воздействий.

У. На границе верхнего века находятся брови. Для чего они служат?

Д. Для красоты.

У. Не только. Брови это кожные валики, густо покрытые во­лосами. Они защищают глаза от пота, который выделяется на лбу, и отводят его на другие участки лица - например, на виски, на щеки.

IV.  Физкультминутка

У. Сейчас мы выполним не­сколько упражнений для глаз -они указаны в памятках, разло­женных на ваших партах.

У вас на парте памятка для выполнения упражнений для глаз.

Упражнение 3 (стоя)

1. Смотреть прямо вдаль 2-3 сек.

2. Поставить палец по средней линии лица нарасстоянии25-30 см, направить взгляд на палец на 3-5 сек (действие лечебное).

Упражнение 4 (стоя)

1. Закрыть веки.

2. Массировать глаза круго­выми движениями в течение 1 мин (расслабляет мышцы, улучшает кровообращение).

Упражнение 5 (стоя)

1. Палец правой руки на сред­ней линии лица, на расстоянии 25-30 см от глаза.

2. Смотреть обоими глазами на палец 3-5 сек.

3. Левой ладонью закрыть ле­вый глаз на 3-5 сек.

4. Убрать ладонь, двумя гла­зами смотреть на палец 3-5 сек.

5. Палец левой руки на сред­ней линии лица.

6. Правой рукой закрыть пра­вый глаз на 3-5 сек.

7. Двумя глазами смотреть на конец пальца 3-5 сек (проделы­вать 6-8 раз каждой рукой -укрепляет бинокулярное зрение).

Упражнение 6 (стоя)

1. Отвести руку вправо.

2. Медленно передвигать па­лец полусогнутой руки справа на­лево. Голова неподвижна, глаза следят за пальцами.

3. Обратное движение руки слева направо (повторять 10-12 раз - укрепляет горизонтальные мышцы глаз).

Упражнение 7 (сидя)

1. Тремя пальцами каждой

руки легко нажать на верхние

веки обоих глаз.

ПАМЯТКА

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Гимнастика для глаз может принести пользу только при ус­ловии ежедневного ее выполне­ния через каждые два часа зри­тельной работы.

Упражнение 1 (сидя)

1.  Крепко закрыть глаза на 3-5 сек.

2. Открыть глаза на 3-5 сек (делать 6-8 раз).

Упражнение 2 (сидя) Быстрое моргание 1-2 мин.

Упражнение 3 (стоя)

1. Поднять правую полусогну­тую руку вверх и медленно пе­редвигать палец руки сверху вниз при неподвижной голове, следить глазами за пальцем.

2. Передвигать палец сверху вниз, следя за ним глазами.

Упражнение 4 (сидя)

1. Вытянуть полусогнутую руку вперед и вправо.

2. На расстоянии 40-50 см от глаз производить медленные кру­говые движения рукой по часо­вой стрелке и следить глазами за кончиками пальцев.

3. Сменить руку. Те же дви­жения против часовой стрелки (делать 6 раз, укрепляет вести­булярный аппарат, развивает ко­ординацию сложных движений).

Упражнение 5

1. Поднять взгляд кверху.

2. Опустить взгляд вниз.

3.  Отвести взгляд в правую сторону.

4.  Отвести взгляд в левую сторону (делать 6-8 раз).

V. Выведение правил охраны зрения

У. А сейчас ведем мы речь,

Как глаза свои сберечь.

На доске несколько раз напи­сана частица НЕ. Давайте ря­дом запишем то, что нельзя де­лать, чтобы не повредить глаза. Внимательно послушайте сти­хотворения и выделите из них правила, которые должен знать каждый. Эти правила мы припи­шем на доске к частицам НЕ. Ученик 9.

Хоть мальчуган был очень мал,

Он видел далеко.

Алеша вывески читал

Свободно и легко.

На задней сидя парте,

Все разбирал на карте.

Он много книжек прочитал

Про войны, приключенья,

При этом, видимо, не знал,

Что легка вредно чтенье.

В кровати любит он читать

И на большом диване.

А если вправду вам сказать –

Готов читать он в ванне!

А если в лес идет в поход,

С собою книжку он берет:

Лежит в траве мальчишка,

Читает лежа книжку.

Ученик 10. Алеша как-то раз идет.

Плывет к причалу пароход –

Осталось метров триста.

Вот пароход все ближе...

«Седов», - кричат вокруг. –

А я ещё не вижу,

-Сказал Алеша вдруг.

Все буквы у названья

Слились на расстоянье...

Жаль Алешу, плачь, не плачь,

Но очки пропишет врач.

Напрасно ты, Алеша,

Читал так много лежа!

У. Какое правило с частицей НЕ мы запишем на доске?

Д. НЕ читай лежа. Учитель записывает прави­ло на доске.

Ученик 11.

Наша Галя подросла,

В первый класс она пошла.

Маленькая Галочка

Начала учиться

-Девочка хорошая

Не должна лениться.

Маленькая Галочка

От души старалась,

Над тетрадкой новенькой

Низко наклонялась.

Выводила палочки

Маленькая Галочка

-Наклонялась бочком,

Помогала язычком.

Изгибалась, как вопрос,

Словно пишет Галин нос!

Ученик 12. Мама Гале говорит:

- Кто же, Галя, так сидит?

Прямо сядь, ровней дыши,

Носом книгу не паши,

Не сгибайся, слышишь?

Голову повыше!

Галя с мамой не согласна:

- Я же вижу все прекрасно!

Если сесть иначе,

Не прочесть задачи.

Галя в пятый класс идет...

Пробежал за годом год.

Тут родные увидали:

Часто щурит глазки Галя.

И, на первой парте сидя,

Галя доску еле видит.

Что там пишут - не понять,

Слов никак не разобрать.

Ученик 13. Плохо видит Галя вдаль,

И врачи сказали: «Жаль,

В этом ты сама повинна.

Вот беды твоей причина:,

Ты держала книгу близко,

Ты к письму склонялась низко.

Над тетрадкой за столом

Нагибалась ты крюком-.

Вот и стала близорука

-Это и другим наука».

У Какой вывод сделаем мы?

Д. НЕ наклоняйся низко при чтении и письме.

- НЕ пиши при плохом осве­щении.

Учитель записывает прави­ла на доске.                             

У. Правильно! Когда вы низ­ко склоняетесь при письме, све­та мало, глаза утомляются.

Послушайте следующее сти­хотворение.

Ученик 14. Получила двойку Алла.

Слезы капали из глаз,

Рукавом их вытирала,

Помогал ей целый класс.

Ты запомни, Алла, сразу

-В глаз легко внести заразу.

Глаз не трогай рукавом

-Только чистеньким платком!

Ученик 15.

Мне соринка в глаз влетела,

Заболел, слезится глаз.

Я иду в больницу смело,

Там помогут мне сейчас.

Мне соринку удалили,

Глаз слезиться перестал,

И врачи предупредили,

Чтоб я глаз не засорял.

Нежен глаз и от соринки,

От песчинки и пылинки,

Если сразу не убрать,,

Может сильно пострадать.

У. А сейчас что напишем?

Д. НЕ три глаза руками. Учитель записывает прави­ло на доске.

У. Послушайте рассказ о том, что бывает, когда не берегут глаза.

Ученик 16.

Две подружки рано встали,

Во дворе с песком играли.

Стали строить городок,

Стряпать вместе пирожок.

Надоело им играть

-Стали вверх песок бросать,

Но промчался ветерок

И занес в глаза песок.

Ученик 17. Терли девочки глаза,

Набегала в них слеза,

Веки вспухли, покраснели,

Открывались еле-еле.

Словом, очень страшный вид.

Врач сказал: «Конъюнктивит».

И назначил прижиганья,

Капли, мази, промыванья.

Осторожным надо быть,

Чтоб глаза не засорить!

У. Можно ли смотреть на солнце без защитных очков?

Д. Нет.

У. Послушайте стихотворение про солнце и глаза.

Ученик 18.

Все в газете прочитали:

Будет солнышка затменье.

На уроке объяснили,

Как проводят наблюденья.

Поспешили два подростка,

Побросав свои дела,

Посмотреть на солнце просто-

Без очков и без стекла.

- Нам стекло, - сказали дружно, -

Затемненное не нужно

-Без него на небе ясном

Видим солнце мы прекрасно.

Ученик 19.

Два подростка зря хвалились:

Их глаза потом слезились,

Сильно начали болеть.

Поздно поняли ребята,

Как на солнце без стекла-то

Затемненного смотреть.

У. Какое будет следующее правило?

Д. НЕ смотри на солнце без темного стекла.

Учитель записывает прави­ло на доске.

У. А сейчас возьмите рисунок с изображением глаза. Напиши­те в кружочках названия предме­тов, которыми можно поранить глаз.

Дети выполняют задаще.

- Чем можно повредить глаз?

Д. Иглой, ножницами, шилом, стеклом.

Ученик 20.

Шилом узел на веревке

Развязать решился Вовка.

Сорвалась рука, и шило

Глаз у Вовки повредило.

Шило, ножницы, ножи

Ты в игрушках не держи -

Ведь поранить очень просто

Можно глаз предметом

острым.

У. Что запишем на этот раз?

Д. НЕ размахивай острыми предметами перед глазами.

Учитель записывает прави­ло на доске.

У. Какие игры могут привес­ти к травме глаз?

Д. Стрельба из рогатки, стрельба пульками из пистолета, из лука.

У. Послушайте, что случи­лось с ребятами, которые игра­ли в эти игры.

Как-то летом мальчик Петя

Воробьев в саду пугал.

И, забыв про все на свете,

Из рогатки в них стрелял.

Раз! Другой! И третий раз! Вдруг попал он брату в глаз. Чуть не выбил глаз у брата! Не стреляйте из рогаток. А вот история другого маль­чика, с которым случилась беда.

Ученик 21.

Случай был такой когда-то:

На снегу лежал патрон.

Камнем стукнули ребята,

И взорвался гулко он.

По улицам мчится Машина с Андреем

-Скорее в больницу! Скорее! Скорее!

Там, в больнице, тишина,

Койка мальчику длинна.

Плачет мальчик, очень бледный,

А в глазу - осколок медный.

И назавтра утром рано

Доктор сестрам так сказал:

-Привезите мальчугана

В операционный зал.

В зале этом чисто, просто,

Здесь лекарством пахнет остро.

Жутко здесь и необычно:

Лампы яркость непривычна,

И у всех на лицах маски,

Странно все - как будто в сказке.

Ученик 22.

Говорит сквозь маску врач:

- Будь мужчиной и не плачь!

Меди маленький кусочек,

Но для глаз он вреден очень.

Нужно нам его достать.

Начинаю! Не моргать!

Много дней в окно палаты

Бились ветви тополей...

Очень медленно, ребята,

Поправлялся наш Андрей.

У. Какое правило отсюда сле­дует?

Д. НЕ играй со взрывоопас­ными предметами.

Учитель записывает прави­ло на доске.

У. Большую нагрузку на глаза создают просмотр телевизора, игры на компьютере. Детям мож­но смотреть детские передачи

Карточка

Как я забочусь о своих глазах

1. Всегда читаю сидя.                                                        ДА     НЕТ

Информация о работе Комплексное использование средств наглядности на уроках естествознания в начальной школе