Память

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 12:51, реферат

Описание работы

Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Файлы: 1 файл

память.docx

— 109.21 Кб (Скачать файл)

Крымский  институт информационно-полиграфических  технологий

Украинской  академии печати

Отделение подготовки младших специалистов

 

по биологии

на тему:

«Память»

 

 

 

Выполнила: студентка 12 группы Христюкова Валерия

      

 

 

 

 

 

 

 

 

Симферополь 2011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

 

Существуют различные  типологии памяти:

  • по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;
  • по содержанию - образная память, моторная память, эмоциональная память;
  • по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;
  • по временным характеристикам — долговременная память, кратковременная память, ультракратковременная память;
  • по наличию цели - произвольная и непроизвольная;
  • по наличию средств - опосредованная и неопосредованная;
  • по уровню развития - моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

Свойства памяти

  • Точность
  • Объём
  • Скорость процессов запоминания
  • Скорость процессов забывания

 

 

 

Процессы памяти

    • Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.
    • Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.
    • Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

   Если в процессе  воспроизведения затруднения, то  идет процесс припоминания. Отбор  элементов нужных с точки зрения  требуемой задачи. Воспроизведенная  информация не является точной  копией того, что запечатлено  в памяти. Информация всегда преобразовывается,  перестраивается.

    • Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

 

 

 

 

Кратковременная память — вид памяти, характеризующийся относительно коротким временем хранения информации (до 30 с.), которая теряется в силу действия временного фактора или из-за поступления новой информации, и небольшим количеством воспроизводимых элементов.

 

Информация поступает  в кратковременную память из сенсорной  или долговременной памяти. Необходимым  условием перевода информации в кратковременную память является направленность на эту информацию внимания субъекта. Основная функция кратковременной память — первичная ориентировка в окружающей среде. Эта ориентировка дает материал для долговременной памяти.

 

Механизм кратковременной  памяти — реверберация нервных импульсов  в коре головного мозга. Субъективно этот процесс переживается как «отзвук» только что происшедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т. д. то, что уже непосредственно не воспринимаем («стоит перед глазами», «звучит в ушах» и т. д.) В то же время в самой кратковременной памяти могут производиться достаточно сложные преобразования входной информации, осуществляемые в свернутом виде.

 

Основной механизм удержания (сохранения) в кратковременной памяти — повторение.

 

Элементы, удерживаемые в  кратковременной памяти, либо вытесняются  вновь поступившими элементами, либо (если отсутствует повторение) разрушаются  с течением времени (забываются).

 

Кратковременная память позволяет  вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до минуты без повторения. Ее емкость весьма ограничена.

 

Долговременная  память

Хранение в сенсорной  и кратковременной памяти обычно имеет жестко ограниченную емкость  и длительность, то есть информация остается доступной некоторое время, но не неопределенно долго. Напротив, долговременная память может хранить  гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни). Например, некоторый 7-значный телефонный номер может  быть запомнен в кратковременной  памяти и забыт через несколько  секунд. С другой стороны, человек  может помнить за счет повторения телефонный номер долгие годы. В  долговременной памяти информация кодируется семантически: Бэддли (Baddeley, 1960) показал, что после 20-минутной паузы испытуемые имели значительные затруднения во вспоминании списка слов с похожим значением (например, большой, огромный, крупный, массивный).

 

Долговременная память поддерживается более стабильными и неизменными  изменениями в нейронных связях, широко распределенных по всему мозгу. Гиппокамп важен при консолидации информации из кратковременной в долговременную память, хотя, по-видимому, собственно в нем информация не хранится. Скорее гиппокамп вовлечен в изменение нейронных связей в период после 3 месяцев от начального обучения.

 

Одной из первичных функций  сна является консолидация информации. Возможно показать, что память зависит от достаточного периода сна между тренировкой и тестом. Причем гиппокамп воспроизводит активность текущего дня во время сна.

 

 

 

_________________________________________________________

Введение.

 

 

Память - самая долговечная  из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые  черты лица, имя, морской или горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем  или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Вся  наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем " настоящим ". Тем не менее настоящие - это продолжение прошлого, оно вырастает из прошлого и формируется им благодаря памяти. Именно память спасает прошлое от забвения, не дает ему стать таким же непостижимым, как будущее. Иными словами, память придает направленность ходу времени.

 

Для каждого из нас память уникальна. Память позволяет нам  осознавать и собственную индивидуальность, и личность других людей. Лишившись  памяти, человек утрачивает собственное " я ", перестает существовать. Вот почему так бесконечно интересны и пугающи клинические случаи потери памяти. с Следы памяти - это живые процессы, которые трансформируются и наполняются новым содержанием всякий раз, когда мы их оживляем.

 

В настоящей работе будут  рассмотрены вопросы, касающиеся общих  вопросов функционирования памяти, а  приведены практические рекомендации по тренировке и развитию памяти.

 

Память. Общие положения.

 

 

 

Память -- форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

 

Память -- основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

 

Теории памяти.

 

 

В последние несколько  десятилетий в связи с развитием  генетики и молекулярной физиологии, а также кибернетики привлекли  к себе внимание исследования биологических  основ и физиологических механизмов памяти. Часть этих исследований была проведена на нейронном уровне, т.е. на уровне исследование работы отдельных  нервных клеток и их ансамблей  в процессе запоминания. Было показано, что следы памяти обнаруживаются в изменениях, которые в процессе запоминания происходят в нервных  клетках отдельных структур головного  мозга. Это выражается, в частности, в повышении пластичности (откликаемости) нейронов гиппокампа, ретикулярной формации и двигательной коры на возбуждающие воздействия в процессе запоминания.

 

Существуют гипотезы о  роли глиальных элементов, молекул РНК и ДНК в процессах памяти. Некоторые ученые полагают, что глия - клетки в головном и спинном мозге, заполняющие пространство между нейронами и кровеносными сосудами, - связана с функционированием ДП. Предполагается также, что память связана с изменениями в структуре молекул РНК, а также с содержанием РНК в тех или иных образованиях мозга.

 

Однако вполне однозначных, убедительных ответов на вопросы  о роли различных клеток мозга  в процессах запоминания и  воспроизведения информации, а также  о значении для памяти изменений, происходящих на молекулярном уровне, пока что не получено. Поэтому высказанные  выше предположения можно рассматривать  лишь в качестве интересных гипотез. В этой связи более полезными  для понимания законов работы памяти и разработки способов управления ею представляются психологические  теории памяти.

 

Одной из первых теорий памяти, не потерявшей своего значения до настоящего времени, была ассоциативная теория, возникшая еще в XVII в. В основе этой теории лежит понятие об ассоциации - связи между отдельными психическими феноменами, а также между ними и явлениями (предметами) внешнего мира.

 

Память в русле этой теории понималась как сложная система  кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной  и пространственной близости, лежащих  в основе КП и ДП. Благодаря этой теории были открыты и описаны  многие закономерности функционирования и механизмы памяти (например, законы Г.Эббингауза). Но со временем эта теория столкнулась с рядом неразрешимых проблем, основной из которых явилась проблема объяснения избирательности человеческой памяти.

 

В конце XIX в. на смену ассоциативной теории памяти пришла гештальтпсихология. Для нее исходным понятием и одновременно главным принципом, на базе которого необходимо объяснять феномены памяти, выступила не ассоциация первичных элементов, а их целостная организация - гештальт. Именно законы формирования сохранения гештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память. В русле этой теории особое значение придавалось структурированию материала. Динамика запоминания и воспроизвдения в их многочисленных проявлениях виделась следующим образом. Потребностное состояние человека создает у него определенную установку на запоминание или воспроизведение; оно оживляет в сознании некоторые структуры, на базе которых в свою очередь запоминается или воспроизводится человеком определенный материал.

 

Найдя психологическое объяснение некоторым фактам избирательности  памяти, эта теория, однако, столкнулась  с проблемой формирования и развития памяти человека в фило- и онтогенезе.

 

На вопрос о генезисе памяти не был найден ответ и у представителей других направлений психологических  исследований - бихевиоризма и психоанализа.

 

Взгляды бихевиористов оказались близки взглядам сторонников ассоциативной теории. Единственное существенное различие: бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению того, как работает память в процессе научения.

 

Заслугой З.Фрейда и его  последователей можно считать выяснение  роли эмоций в мнемических процессах забывания и запоминания. Благодаря психоанализу были обнаружены и описаны многие интересные психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с мотивационной сферой человека.

 

С началом развития кибернетики, появлением вычислительной техники  и математического программирования в этих областях знаний начали моделироваться процессы памяти, механизмы запоминания, способы хранения и воспроизведения  информации с помощью ЭВМ. В психологии начала разрабатываться новая теория памяти, которую можно назвать  информационно-кибернетической. Это  направление является очень перспективным, т.к. мозг человека - это тоже своего рода сложнейшая ЭВМ. Понимание процессов, происходящих в памяти, а также  в целом процессов познания, мышления помогает созданию новых поколений  ЭВМ, работа которых основана на процессах, подобных нейронным.

 

В советской психологии преимущественное развитие получило то направление в  изучении памяти, которое связано  с общепсихологической теорией  деятельности. В контестве этой теории память выступает как особый вид психологической деятельности, как система теоретических и практических действий человека, направленных на запоминание, сохранение и воспроизведение разнообразной информации.

Информация о работе Память