Память

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 12:51, реферат

Описание работы

Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Файлы: 1 файл

память.docx

— 109.21 Кб (Скачать файл)

 

Приемы и упражения для развития памяти, облегчения процессов запоминания.

 

 

Рассмотрим некоторые  приемы и упражения для развития памяти, облегчения запоминания.

 

1. Образование смысловых  фраз из начальных букв запоминаемой  информации (“Каждый охотник желает  знать, где сидит фазан” -- о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т. д.).

 

2. Ритмизация -- перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.

 

3. Запоминание длинных  терминов с помощью созвучных  слов (например, для иностранных  терминов ищут похожие по звучанию  русские слова -- чтобы запомнить  медицинские термины, “супинациям  и “пронация”, используют созвучную  и шуточную фразу “суп несла  и пролила” ).

 

4. Нужно находить яркие,  необычные образы, картинки, которые  по “методу связки” соединяют  с информацией, которую надо  запомнить. Например, нам надо запомнить набор слов: карандаш, очки, люстра, стул, звезда, жук -- запомнить это будет легко, если вы вообразите их “персонажами” яркого, фантастического мультфильма, где стройный франт -- “карандаш” в “очках” подходит к полной даме “люстре”, на которую шаловливо влезает “стул”, на обивке которого сверкают “звезды”. Такой придуманный мультик забыть или перепутать трудно. Чтобы повысить эффективность запоминания по “методу связок”, полезно сильно искажать пропорции (огромный “жук”); представлять предметы, в активном действии (“карандаш” подходит); увеличивать количество предметов (сотни “звезд”); менять местами функции предметов (“стул” на даме “люстре”).

 

5. Метод Цицерона. Представьте,  что обходите свою комнату,  где вам все хорошо знакомо.  Информацию, которую вам надо  запомнить, расставьте мысленно  по ходу вашей прогулки по  комнате. Вспомнить информацию  вы сможете опять, представив  себе свою комнату, -- все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем “обходе”.

 

6. При запоминании цифр, чисел можно использовать приемы: <SPAN style="FONT-SIZE: 9pt; FONT-STYLE: normal; mso-bidi-font-size: 10.0pt"> </SPAN>

 

а) выявить 'арифметическую зависимость между группами цифр в числе, например, в номере телефона 358954 зависимость 89 = 35 + 54; б) выделить знакомые числа -- например, в числе 859314 выделить 85 -- год рождения брата, 314 -- первые цифры числа “пи” и т. д.; в) “метод зацепок” -- замена цифр образами. Например, 0 -- круг, 1 -- карандаш, 2 -- очки, 3 -- люстра, 4-- стул, 5 -- звезда,<SPAN lang=FR style="mso-ansi-language: FR"> 6</SPAN> -- жук, 7 -- неделя, 8-- паук и т. д. Можно заменять цифры, буквами и словами. Например, замена цифр 1, 2, 3, 8 последними согласными буквами в названии этих цифр: 1 -- один -- Н, 2 -- два, В. 3 -- три -- Р. А цифры 4, 5, 6, 7, 9 заменить начальными согласными в их названии: 4 -- 4,5 --<SPAN lang=EL style="mso-ansi-language: EL"> Р,</SPAN> 6 -- Щ, 7-- С, 9-Д.

 

Замена словами: 0 -- Л (иЛ), 1 -- Н (Ной), 2 -- В (Вой). 3 --<SPAN lang=EL style="mso-ansi-language: EL"> С</SPAN> (аРия), 4 Ч (оЧи), 5 --<SPAN lang=EL style="mso-ansi-language: EL"> Р (Рб),</SPAN> 6 -- Ш (уШи), 7 -- С (уСы). 8 --<SPAN lang=FR style="mso-ansi-language: FR"> M</SPAN> (яМа), 9 -- Д (яД). 10 -- НиЛ, 11 -- НеоН, 12 -- НиВа, 13 -- НоРа, 14 -- НоЧь, 15 -- аНаПа, 16 -- НиШа, 17 -- НоС, 18 -- НеМой, 19-- АНоД, 20 -- ВоЛ, 21 -- ВиНо, 22 ВиВа, 23 -- ВаР, .... <SPAN style="FONT-STYLE: normal">ЗА -- </SPAN>РеПа, ..., 44 -- ЧаЧа, ..„ 56 -- ПаШа, .... 67 -- иШиаС, .... 78 -- СоМ,<SPAN style="FONT-STYLE: normal"> .„, </SPAN>84 -- МяЧ, .... 93 -- ДаР.<SPAN style="FONT-STYLE: normal"> ..., </SPAN>99

 

-- ДуШа, 100 -- НаЛиЛ и т. д.

 

Например, Вам надо запомнить  телефон 9486138, то 94 -- ДаЧа, 86 -- МыШа, 13 -- НоРа, 8 -- яМа, -- легко запоминается образ “на даче мышь сделала нору и яму”

 

-- этот номер Вы. уже не перепутаете.

 

7. Метод тренировки зрительной  памяти -- метод Айвазовского. Посмотрите на предмет или пейзаж, или на человека в течение 3 секунд, стараясь запомнить детально, потом закройте глаза и представьте мысленно этот предмет в деталях, задавайте себе вопросы по подробностям этого образа, потом откройте глаза ни 1 секунду, дополните образ, закройте глаза и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета и так повторите несколько раз.

 

8. Запоминание слов связыванием  их в рассказ.

 

Исходные положения:

 

образы должны быть яркими, четкими, необычными. Вы должны видеть их в воображении;

 

они должны быть в движении;

 

связка между ними может  быть в виде накладывания друг на друга, перекатывания, на основе "похожести".

 

Пример запоминания логически  не связанных слов (дерево, стол, река, корзина, расческа, мыло, ежик, резинка, книга, трактор, дождь, солнце, часы, лампа, скрепка, дом, самолет, тет-радь, носки, воздух.):

 

Мы видим зеленое красивое ДЕРЕВО. Из него начинает расти в  сторону доска, из доски вниз опускается ножка, получается СТОЛ. Приближаем свой взгляд к столу и видим на нем  лужу, ко-торая стекает вниз, превращаясь в целую РЕKУ. Посередине реки образуется воронка, которая превращается в КОРЗИНУ, которая вылетает из реки на берег. Вы подходите и отламываете у нее один край - получается РАСЧЕСKА. Вы берете ее и начинаете расчесывать волосы до тех пор, пока из головы не начинает выделяться МЫЛО. Оно стекает и остается волос, торчащий ЕЖИKОМ. Вам очень неудобно и Вы берете РЕЗИHKУ и стягиваете ею волосы. Hо она не выдерживает и лопается. Kогда она падает вниз - разворачивается по прямой линии, а затем превращается в KHИГУ. Вы пытаетесь ее поднять - не получается. Тогда отк-рываете ее и из не прямо на Вас выезжает ТРАKТОР, который светит в глаза мощным лучом, словно СОЛHЦЕ. Становится очень жарко, и с Вас льется пот. Очень хочется, чтобы пошел ДОЖДЬ. И он начинает идти. Вы поднимаете голову и видите над собой ЧАСЫ, из которых льется вода. Вам становится холодно от дож-дя, хочется, чтобы он прекратился. Вы подпрыгиваете, хватае-тесь за стрелку часов и вырываете ее. Опустившись на землю, Вы рассматриваете ее и замечаете у основания стрелки прикреп-ленную огромную ЛАМПУ. Вы забираете стрелку в виде СКРЕПКИ и прикрепляете на нагрудный карман. Только прикрепили стрелку, как от лампы начали откалываться и падать на ноги, превраща-ясь в кирпичи, кусочки стекла. Вы отпрыгиваете от него в сто-рону, сбросив с себя лампу со скрепкой. Постепенно из кирпи-чей, которые падают из лампы, появляется целый ДОМ. Вы подходите к нему, касаясь рукой стрелки, но он вдруг взлетает на воздух, словно САМОЛЕТ. И у Вас в руках остается кирпич, который превращается в ТЕТРАДЬ. Вы вырываете из нее листы и делаете из них себе HОСKИ (помня, что они дефицит) и идете в них по земле, как по ВОЗДУХУ.

 

9. Связка слов через  сокращение образов (метод запоминания).

 

Представьте слона, муху. А  теперь слоно-муху, т.е. слона, у которого выросли крылышки мухи, и который пытается взле-теть, взмахивая большими крыльями. Порядок слов при запомина-нии определяется присутствием в образе большего обьема перво-го слова.

 

10. Оживление (метод запоминания).

 

Попробуйте представить  какого-либо зверя, животное. те-перь представьте, что он ожил и начал двигаться. Отпустите его, пусть живет своей жизнью в Вашем воображении. Поупраж-нявшись с живыми существами, переходите к оживленным предме-там по той-же схеме. Упражнение выполняется сначала с закрытыми глазами, а затем и с открытыми. Можно предс-тавлять, что Вы касаетесь предмета, и он оживает, дуете на него и т.д. Теперь попробуйте выполнять какие-либо операции с предметами или живыми существами по Вашей воле. Необходимо достигнуть состояния, когда Вы свободно манипулируете предме-тами.

 

11. Взаимодействие с образами (метод запоминания).

 

Возьмите художественную книгу, прочитайте один абзац (5-6 предложений), представляя себя на месте главного героя или участвующим в виде какого-либо предмета. Найдите какое-либо ключевое слово в абзаце, представьте  его. Подойдите мысленно к нему, войдите  в него, начните двигаться в  нем, жить. Предс-тавьте, что этот предмет - Вы, и начинайте составлять расс-каз, оживляя слова и сокращая их. Вы должны заранее подгото-вить 20-30 слов, из которых и составляйте рассказ. Представьте, что Вы на основании "похожести": цвета, ка-ких-либо общих черт, формы, тяжести материала и т.д. перетек-ли и превратились в другой образ. Доведите количество слов до 50-70 и переходите к следующему упражнению.

 

12. "Перетекание"

 

Представьте два предмета (лучше, если потренироваться на слайдах). На основании "похожести" какой-либо черты из одного предмета образуется другой. Что же это за похожесть? Одинако-вый цвет, форма, место расположения, запах, тактильные ощуще-ния, тяжесть. Запомните на основе перетекания пять слов. До-ведите до 30-50. На это должно уйти максимум 3-4 дня, если тренироваться по 1, 5-2 часа. Возвращаться, повторять слова во время их запоми-нания нельзя. Нужно держать в воображении предыдущее слово, а затем на основе "похожести" из одного предмета образовывать другой. Например, арбуз - книга. Представим огрызок арбуза, внутреннюю белую часть, как из нее начинают выпадать страни-цы, которые складываются и сшиваются в книгу. Причем страницы того-же цвета, что и внутренняя часть кожуры (похожесть).

 

12. Синхронизация тактильного  и зрительного восприятия.

 

Приготовьте 30 дощечек размером 100х200мм и следующие ма-териалы: клеенка, вата, мягкая материя, жесткая, пшено, го-рох, спички и т.д. Наклейте один-два слоя на каждую дощеч-ку, приготовьте десять слов или открыток. Закройте глаза, положите одну руку на дощечку (крупу и т.д.). Попросите, чтобы продиктовали слова с паузой в 30 секунд или смотрите на открытки, составляя рассказ. Во время запоминания каждого слова или открыток проводите пальцами по разложенным без Вашего участия дощечкам. Одно слово или открытка - одна дощечка. После запоминания попросите, чтобы дощечки поменяли местами.

 

Ваша задача - воспроизвести  слово, закрыть глаза и разло-жить дощечки по порядку, пользуясь тактильными ощущениями и словами, которые Вы будете воспроизводить в воображении.

 

Показателем того, что Вы достигли научного ре-зультата будет - называя слово, Вы неосознанно (на начальном этапе занятий нужно делать это осознанно) ощущаете прикосно-вение к телу дощечки, соответствующей этому слову. Вариации: выполняете ту же работу, только босыми ногами, щекой, приклады-вая дощечки на солнечное сплетение и т.д.

 

Необходимо проработать  все тело. В течение указанного вре-мени рекомендуется запоминать информацию с помощью доще-чек, вызывая тактильные ощущения и вызывая такие же ощущения мысленно, не пользуясь дощечками (запоминайте таким образом открытки, слова, слайды и т.д.). Когда Вы достигнете указанного результата возвращайтесь к первому разделу и, представляя в воображении (то есть стараясь ярко видеть и подключать однов-ременно тактильные ощущения, четко чувствовать всем телом од-новременно), проработайте все упражнения от начала до кон-ца, проецируя требования, предъявляемые к образам на тактильные ощущения.

 

13. Развитие слухового  воображения. 

 

а) Возьмите линейку и  ударьте о стол. Расслабьтесь, закройте глаза, добейтесь состояния "пустоты" в голове, постарайтесь "услышать" звук в воображении, подкрепляя слуховые ощущения зрительными (видеть линейку в момент удара о стол), и тактиль-ными (ощущать всем телом линейку, стол, удар).

 

б) Изменение слуховых ощущений. Представьте (аналогично тактильным ощущениям), что один вид звука входит в  зону другого звука и "перетекает" в него. Например, представьте, что  какой-либо музыкальный звук завладел одной из зон Вашего тела (почувствуйте вибрацию), мысленно распространите вибрацию на все тело. Затем представьте, что со-вершенно иной тональности звук завладел одной из зон те-ла. Распространите его по всему телу. По этой же схеме звук или неприятное ощущение "убирается" с тела.

 

в) Соощущения. Возьмите пять дощечек с наклеенными на них различными материалами. Попросите, чтобы Вам подобранными заранее предме-тами (металлическими, деревянными, стеклянными, пластмассовыми и т.д.) ударяли, допустим, о стол. В это время Вы должны, по-ложив правую руку поочередно на каждую из дощечек, восприни-мать и запоминать (один звук - одну дощечку). Например, о стол ударили стеклянным предметом, соответственно Вы услышали удар стекла о стол. В это же время Вы рукой воспринимаете клеен-ку, наклеенную на дощечку. Представьте, что Вы касаетесь с зак-рытыми глазами клеенки, которая при каждом прикосновении изда-ет "стеклянный" звук, т.е. Вы можете представить, скажем, рюмку, сделанную из клеенки, и таким образом запомнить ощущение. Затем, когда Вы будете воспроизводить этот образ, Вы сможете считать звук и материал. Цель упражнения - достигнуть состояния, когда Вы будете воспринимать звук в виде тактильных и слуховых ощущений, т.е. при восприятии определенного звука Вы должны ощутить прикос-новение соответствующего материала.

 

14. Развитие вкусового  воображения. 

 

Тренировка вкусовых ощущений. Сконцентрируйте внимание на кончике  языка в течение одной -двух минут, начнется слюноотделение. Возьмите кусочек сахара и положите его перед собой. Посмотрите на него, закройте гла-за, представьте (необходимо ярко увидеть, ощутить тактильно, услышать звук одновременно). Продолжайте держать внимание на кончике языка, стараясь вызвать вкус сахара. Обычно отдаленно вкусовые ощущения появляются уже через 20-30 секунд, затем они от упражнения к упражнению усиливаются. Если же у Вас очень плохо получается (5-7% от всех занимающихся), попробуй-те сахар на кончике языка и постарайтесь вызвать соответству-ющие вкусовые ощущения по предложенной схеме. Вы должны достигнуть следующего: представив пред-мет в воображении, ощутив его тактильно, услышав звук и од-новременно автоматически сконцентрировав внимание на кончике языка, Вы должны почувствовать вкус этого предмета, причем это должно происходить неосознанно.

Развитие обонятельного  воображения.

 

а) Сконцентрируйте внимание на кончике носа и постарайтесь представить  запах лимона, розы и т.д. На начальном  этапе уп-ражнение выполняется с закрытыми глазами. Глаза смотрят пря-мо, на нос не скашиваются. На носу концентрируется только внимание. Если не удается вызвать запах, возьмите воображаемый объ-ект в руку, поднесите его к носу, ощутите его запах и положи-те перед собой на расстоянии полуметра. Теперь, концентрируя внимание на кончике носа, старайтесь вызвать запах этого предмета. Если это удалось, откладывайте предмет все дальше и дальше, старайтесь вызвать запах, а затем и вовсе уберите его. Теперь Вы должны вызвать в воображении зрительный образ этого предмета, тактильные, слуховые и вкусовые ощущения, помогая тем самым вызвать запах этого предмета (соответственно в этот момент Вы должны концентрироваться на кончике носа).

 

б) Возьмите несколько предметов  с различными запахами и поп-робуйте их запомнить с закрытыми глазами, ощущая только их запах и соответственно вставляя их в рассказ. Например, лег-кий воздушный запах можно представить в виде пуха, а острый в виде чего-то стального. Т.е. нужно стараться добиться неосоз-нанного появления зрительных образов в ответ на обонятельное ощущение или представление.

 

16. Запоминание текстовой  информации посредством выделения  ключевых слов и установления  связей между ними.

 

1. Возьмите два карандаша  (красный и синий). Прочитывая  текст, подчеркните красным карандашом  ключевые слова, т.е. слова,  по которым можно воспроизвести  предложение.

 

2. Проверьте, связаны ли  логическим переходом эти сло-ва-опоры. Например: кран-стол. Мы понимаем, что идет описание кухни. Допустим: самолет-клубника. Ясно видно, что связи нет, поэтому выделите в таких местах дополнительные опоры синим карандашом.

Информация о работе Память