Память

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 12:51, реферат

Описание работы

Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Файлы: 1 файл

память.docx

— 109.21 Кб (Скачать файл)

 

Начало изучения памяти как  деятельности было положено работами французских исследователей, в частности  П.Жане. Он одним из первых начал  трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку  и хранение информации. Французской  школой в психологии была доказана социальная обусловленность всех процессов  памяти, ее зависимость от практической деятельности людей.

 

У нас в стране эта концепция  получила свое дальнейшее развитие в  культурно-исторической теории происхождения  высших психических функций человека, разработанной Л.С.Выготским и его ближайшими учениками А.Н.Леонтьевым и А.Р.Лурией.

 

Свой значительный вклад  в изучение памяти внесли также П.И.Зинченко и А.А.Смирнов. Они детально исследовали  зависимость непроизвольного и  произвольного запоминания от организации  практической деятельности и от других условий, в которых происходит запоминание  или воспризведение информации человеком.

 

Согласно деятельностной теории памяти образование связей-ассоциаций между различными представлениями, а также запоминание, сохранение и воспроизведение материала объясняются тем, что делает с запоминаемым материалом человек в процессе работы с ним, а также тем, какое место в целостной структуре деятельности занимают мнемические процессы.

 

Виды и процессы памяти.

 

 

Виды памяти (по характеру  участия воли в запоминании и  воспроизведении):

 

Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над  информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

 

Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с  помощью специальных приемов).

 

Эффективность произвольной памяти зависит:

 

От целей запоминания (насколько прочно, долго человек  хочет запомнить). Если цель -- выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель -- выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.

 

От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают: а) механическое дословное многократное повторение -- работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память -- это память, основанная на повторении материала без его осмысливания; б) логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами -- работает логическая память (смысловая) -- вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем у механической памяти (см. рис. 1); в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) -- работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная; г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

 

Моторно-двигательная память - это запоминание и сохранение, а при необходимости точное воспроизведение  разнообразных движений. Она участвует  в формировании двигательных умений и навыков человека.

 

Хорошей зрительной памятью  обладают люди с эйдетическим восприятием, т.е. те, которые способны в течение  длительного времени "видеть" отсутствующую в реальном зрительном поле картину или предмет. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением образов. Этот вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

 

Слуховая память - это  хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных  звуков, например речевых, музыкальных.

 

Эмоциональная память - это  память на бывшие когда-либо переживания. Она участвует в работе всех видов  памяти, но особенно проявлятся в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает сильные эмоциональные переживания, запоминается им прочнее и на более длительный срок.

 

Рис. 1. Этапы логического  запоминания

 

Выделяют также кратковременную  память, долговременную память, оперативную  память, промежуточную память.

 

Любая информация вначале  попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание  однократно предъявленной информации на короткое время (5-- 7 минут), после  чего информация может забыться полностью  либо перейти в долговременную память, но при условии 1--2 кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном  предъявлении в КП помещается в среднем 7±2 объектов. Это магическая формула  памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. Главное добиться, чтобы эти “куски” были более информационно насыщены за счет группировки, объединен я цифр, слов в единый целостный “кусок-образ”. Объем кратковременной памяти у каждого человека индивидуален, по объему кратковременной памяти можно прогнозировать успешность обучения по формуле:

 

(ОКП / 2) + 1 = балл учебный.

 

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: 1) ДП с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

 

Оперативная память -- вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения; определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

 

Промежуточная память --- обеспечивает сохранение информации в течение  нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного  сна отводится организмом для  очищения промежуточной памяти и  категоризации информации, накопленной  за прошедший день, переводя ее в  долговременную память. По окончании  сна промежуточная память опять  готова к приему новой информации. У человека, который спит менее  трех часов в </DIV><SPAN style="FONT-FAMILY: Arial; FONT-SIZE: 8pt; LAYOUT-GRID-MODE: line; mso-bidi-font-size: 10.0pt; mso-fareast-font-family: 'Times New Roman'; mso-bidi-font-family: 'Times New Roman'; mso-ansi-language: RU; mso-fareast-language: RU; mso-bidi-language: AR-SA"></SPAN><SPAN style="FONT-SIZE: 8pt; mso-bidi-font-size: 10.0pt">сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

 

Также выделяют мнгновенную память. Мгновенная память связана с инерционностью органов чувств. Эта память не поддается произвольному управлению. Образ в мгновенной памяти не обладает константностью - это образ ощущения, а не восприятия. Мгновенная память обеспечивает слитное восприятие мира.

 

Рассмотрим основные мнемические (связанные с памятью) процессы </SPAN>

 

Запечатление (запоминание) начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется  в долговременной памяти (где происходит анализ и идентификация информации).

 

Хранение - накопление материала  в памяти. Хранение по-разному осуществляется для эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической  памяти хранится информация о различных  событиях нашей жизни. Семантическая  память содержит правила, лежащие в  основе языка и различных мыслительных действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти.

 

Способы организации информации в памяти:

 

пространственная организация, лежащая в основе построения "когнитивных  карт" (позволяет установить связи  и "опорные точки" в физическом пространстве);

 

ассоциативная организация (группировка элементов с какими-либо общими признаками);

 

иерархическая организация (каждый элемент информации относится  к определенному уровню в зависимости  от того, какой категории - более  общей или более частной - он соответствует).

 

Воспроизведение (извлечение). Информация всегда воспроизводится  на основе той структуры, в составе  которой она запоминалась. Извлечение информации может осуществляться двумя  путями: узнаванием и воспоминанием.

 

Поскольку очень важную роль в извлечении информации из памяти играет контекст, человеку всегда легче  узнать какую-то информацию, чем вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем  фактического объема усвоенного материала.

 

Формы воспроизведения:

 

-- узнавание -- проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта; -- воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта; -- припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации; -- реминисценция -- отсроченное воспроизведение ранее </DIV><SPAN style="FONT-FAMILY: Arial; FONT-SIZE: 8pt; LAYOUT-GRID-MODE: line; mso-bidi-font-size: 10.0pt; mso-fareast-font-family: 'Times New Roman'; mso-bidi-font-family: 'Times New Roman'; mso-ansi-language: RU; mso-fareast-language: RU; mso-bidi-language: AR-SA"></SPAN>воспринятого, казавшегося забытым; -- эйдетизм -- зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

 

Забывание - процесс, необходимый  для эффективной работы памяти. С  помощью забывания человек поднимается  над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность  обобщения. Забыванием трудно управлять.

 

Факторы, влияющие на забывание:

 

возраст;

 

характер информации и  степень ее использования;

 

интерференция: проактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими до запоминания информации; ретроактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими после запоминания материала;

 

подавление (активное, по Фрейду, забывание, торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в  область бессознательного. Современные психологи предпочитают говорить о мотивированном забывании. С помощью него человек пытается "уйти" от неприятных сторон той или иной ситуации).

 

Кратковременная и долговременная память.

 

 

Рассмотрим подробнее  кратковременную и долговременную память.

 

Как уже было сказано выше, в кратковременной памяти сохранение материала ограничено определенным, небольшим периодом времени. Кратковременная  память человека связана с его  актуальным сознанием.

 

Долговременная память рассчитана на длительное хранение информации; она  не связана с актуальным сознанием  человека и предполагает его способность  в нужный момент вспомнить то, что  когда-то было им запомнено. В отличие  от КП, где припоминание не требуется (поскольку то, что было воспринято, еще находится в актуальном сознании), при ДП оно необходимо всегда, т.к. связанные с восприятием сведения уже не находятся в сфере актуального  сознания.

 

При пользовании ДП для  припоминания нередко требуются  определенные волевые усилия, поэтому  ее функционирование обычно связано  с волей.

 

Для поддержания информации в кратковременной памяти всегда требуется поддержание непрерывного внимания к запоминаемому материалу в течение всего времени его удержания в памяти; при долговременном запоминании в этом нет необходимости.

 

Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, т.е. отражение  запоминаемого в виде определенных, последовательно расположенных  символов в слуховой и зрительной системах человека. Часто, для того чтобы нечто действительно запомнилось, стараются по ассоциации с ним вызвать определенную эмоциональную реакцию. Такую реакцию можно рассматривать как особый психофизический механизм, способствующий активизации и интеграции процессов, служащих средством запоминания и воспроизведения.

 

Рассмотрим основные характеристики кратковременной памяти. Как уже  говорилось ее средний объем ограничен 7±2 единицами интегрированной информации. Этот объем индивидуален, он характеризут природную память человека и имеет тенденцию сохранятся в течение всей жизни. Им в первую очередь определяется объем механической памяти, которая функционирует без активного включения мышления в процесс запоминания.

 

С особенностями КП, обусловленными ограниченностью ее объема, связано  такое свойство, как замещение. Оно  проявляется в том, что при  переполнении индивидуального устойчивого  объема кратковременной памяти человека вновь поступающая в нее информация частично вытесняет уже храняющуюся там. Субъективно это может проявляться, например, в непроизвольном переключении внимания человека с запоминания на что-либо другое.

 

Кратковременная память играет в жизни человека большую роль. Благодаря ей перерабатывается самый  значительный объем информации, отсеивается  ненужная и в результате не происходит перегрузки долговременной памяти излишними сведениями. КП имеет большое значение для организации мышления; его материалом, как правило, являются факты, находящиеся в КП человека.

 

Этот вид памяти активно  работает и в процессе общения  человека с человеком. Установлено, что когда впервые встретившихся  людей просят рассказать о своих  впечатлениях о друг друге, описать те личностные особенности, которые они во время встречи друг и друга заметили, то в среднем называется, как правило, то количество черт, которое соответствует объему КП, т.е. 7±2.

 

Без КП невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться только то, что когда-то было в КП. Иначе говоря, КП выступает в роли своеобразного фильтра, который пропускает нужную информацию в ДП, одновременно осуществляя в ней строгий отбор.

Информация о работе Память