Память

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 12:51, реферат

Описание работы

Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Файлы: 1 файл

память.docx

— 109.21 Кб (Скачать файл)

 

Одно из главных свойств  КП состоит в том, что этот вид  памяти при определенном условии  тоже не имеет временных границ. Это условие состоит в возможности  непрерывно повторять ряд только что прослушанных слов, цифр и т.п. Для поддержания информации в  КП необходимо поддержание активности, направленной на запоминание, без отвлечения внимания на другой вид деятельности, сложной умственной работы.

 

Клинические исследования, связанные с нарушениями памяти, показывают, что два вида памяти - КП и ДП - действительно существуют как относительно независимые. К примеру, при таком нарушении, которое именуется ретроградная амнезия, страдает в основном память на недавно происшедшие события, но сохраняются воспоминания тех событий, которые имели место в далеком прошлом. При другом виде заболевания - антероградной амнезии - сохраненной остается и КП, и ДП. Однако при этом страдает способность ввода новой информации в ДП.

 

Вместе с тем оба  вида памяти взаимосвязаны и работают как единая система. Одна из концепций, показывающая их совместную работу, разработана  американскими учеными Р.Аткинсоном и Р.Шифрином. Она схематически представлена на рис.2

 

Повторение

 

Рис. 2. Взаимосвязанная работа КП и ДП.

 

В соответствии с этой теорией  ДП представляет практически неограниченный по объему, но ограниченный по возможност произвольного припоминания хранящихся в ней сведений. Кроме того, для того, чтобы информация попала в хранилище ДП необходимо, чтобы над ней была произведена определенная работа еще в то время, когда на находится в КП.

 

Во многих жизненных ситуациях  процессы КП и ДП работают практически  параллельно. Например, когда человек  ставит перед собой задачу запомнить  что-либо такое, что заведомо превосходит  возможности его КП, он часто сознательно  или бессознательно прибегает к  приему смысловой группировки материала, которое облегчает ему запоминание. Такая группировка в свою очередь  предполагает использование ДП, обращение к прошлому опыту, извлечение из него необходимых для обобщения знаний и понятий, способов группирования запоминаемого материала, сведения его к числу смысловых единиц, не превышающих объема КП.

 

Перевод информации из КП в  ДП обычно вызывает затруднения, т.к., для  того чтобы это сделать, нужно  осмыслить и определенным образом  структурировать, связать в воображении  новые сведения с теми, которые  уже хранятся в ДП. Но есть уникальные случаи, когда это делается человеком  сравнительно легко. Один из таких случаев  был описан А.Р.Лурией в его работе "Маленькая книжка о большой памяти". Были обследованы особенности памяти некоего Ш., и было выяснено, что "ему было безразлично, предъявлялись ли ему осмысленные слова, бессмысленные слоги, числа или звуки, давались ли они в устной или в письменной форме; ему нужно было лишь, чтобы один элемент прелагаемого ряда был отделен от другого паузой в 2-3 секунды"

 

Как было выяснено впоследствии, механизм памяти Ш. был основан на эйдетическом зрении, которое у него было особенно развито. После предъявления матерала Ш. продолжал его видеть в отсутствие самого материала и был способен восстановить в деталях соответствующий зрительный образ спустя много времени (некоторые опыты повторялись через 15-16 лет). Для обычного человека как раз этот пункт припоминания обычно составляет проблему.

 

Рассмотрим теперь особенности  и механизмы работы ДП. Она обычно включается в дело не сразу после  того, как был воспринят материал, а спустя, по крайней мере, несколько минут. При переводе информации из КП в ДП она обычно еще раз перекодируется и включается в смысловые структуры и связи, уже имеющиеся в ДП. В отличие от КП в долговременной этот процесс является ни слуховым, ни зрительным. Он, скорее, основан на мышлении, на сознательном придании запоминаемому определенного, известного запоминающему смыслового значения. Т.о., ДП имеет смысловую организацию.

 

Существенную роль в ДП играет речь. То, что можно выразить словами, обычно запоминается легче  и лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или  на слух. При этом если слова выступают  не просто как вербальная замена запоминаемого  материала, а выступают результатом  его осмысления, то такое является наиболее продуктивным.

 

Сохранение и припоминание как мнемические процессы имеют свои особенности. Плохая память человека может быть связана с трудностями припоминания, а не запоминания как такового. Трудности, возникающие при припоминании, связаны зачастую с тем, что в нужный момент времени под рукой не оказалось необходимого стимула-средства для припоминания. Чем богаче стимулы-средства, которыми человек располагает для запоминания, тем более они доступны для него в нужный момент времени, тем лучше произвольное припоминание. Два фактора при этом повышают вероятность успешного припоминания: правильная организация запоминаемой информации и воссоздание условий, идентичных условиям, при которых происходило запоминание материала.

 

Один из эффективных способов структурирования запоминания - это  придание запоминаемому материалу  структуры типа "дерево". В такой  структуре на самой вершине находится  ключевое слово, передающее самый общий  смысл текста. Ниже расположены ключевые слова, передающие смысл отдельных частей текста. Затем ключевые слова, передающие смысл отдельных предложений. В самом низу структуры располагается собственно запоминаемый текст. Для припоминания текста достаточно вначале придумать "верхнее" ключевое слово, и двигаясь затем на более низкие уровни структуры вспомнить весь текст целиком.

 

Эффективность припоминания иногда снижает интерференция, т.е. смешение одних материалов с другими, одних схем припоминания с иными, связанными совсем с другими материалами. Чаще всего интерференция возникает  тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в памяти с одинаковыми  событиями и их появление в  сознании порождает одновременное  припоминание конкурирующих (интерферирующих) событий.

 

На воспоминание материала  влияют и связанные с ним эмоции, причем в зависимости от специфики  ассоциированных с памятью эмоциональных  переживаний это влияние может  проявляться по разному. Чем ярче эмоции, связанные с событием, тем проще припоминание. Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют. Экспериментально доказано, что искусственное воссоздание при припоминании эмоциональных состояний, сопутствующих моменту запоминания, улучшает память.

 

Для долговременной памяти с сознательным доступом свойственна  закономерность забывания: забывается все ненужное, второстепенное, а  также определенный процент и  нужной информации.

 

Для уменьшения забывания  необходимо: 1) понимание, осмысление информации (механически выученная, но непонятая  до конца информация забывается быстро и почти полностью -- кривая 1 на графике); 2) повторение информации (первое повторение нужно через 40 минут после заучивания, т. к. через час в памяти остается только 50% механически заученной информации). Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, т. к. в эти дни максимальны потери от забывания, лучше так: в первый день -- 2--3 повторения, во второй день -- 1--2 повторения, в третий -- седьмой день по 1 повторению, затем 1 повторение с интервалом в 7--10 дней. 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки <SPAN style="FONT-SIZE: 8pt; mso-bidi-font-size: 10.0pt">учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии.</SPAN>

 

% запоминания информации

 

<SPAN style="FONT-SIZE: 10pt">

 

100

 

в

 

50 б

 

а

 

1 2 3 5 10 15 30 60 90 дни

 

Рис. 3. Кривая забывания Эббингауза: а) бессмысленный материал; б) логическая обработка; в) при повторении

 

Забывание в значительной степени зависит от характера  деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после  нее. Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проактивного торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивное торможение, оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий.

 

II. Развитие памяти. Мнемоника.

 

 

Объем как общих знаний в мире, так и по отдельным направлениям, специльностям возрос за последнее столетие в несколько, а то и десятки раз. При этом этот объем постоянно увеличивается, пополняясь все большим количеством новой информации. Поэтому развитие памяти, совершенствование процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации является одной из необходимых задач для человека в современном обществе. Без совершенствования собственной памяти современный человек рискует отстать от все более динамичного развития общества, потеряться в огромном потоке информации.

 

Рассмотрим практические рекомендации по развитию памяти и  мнемонических процессов.

 

Образная память.

 

В основе подавляющего числа  современных методик по развитию памяти лежит образная память человека. Что же представляет собой образная память?

 

Миллионы лет человек  жил в условиях дикой природы. От сос-тояния его сигнальной системы: зрения, слуха, осязания, вку-са, обоняния зависела сама жизнь. Ощущение постоянной готовности к опасной ситуации организовало по-своему мышле-ние, реакцию, внимание, память Ведь это кладовая опыта, пережито-го человеком и чем-то ему ценного. Ненужное забывалось быстро и без следа. Каким же образом выработалась самая лучшая форма запоминания? Достаточно просто и привычно, и потому наиболее экономно: память на звуки, запахи, цвета и т.д. Причем, память яркая, четкая - человек жил этим. Таким образом, в процессе ес-тественного отбора у человека развилась образная память. Те-перь такая память сохранилась лишь у дошкольников.

 

Пользуясь образной памятью, человек воспроизводит воспринимаемое им не словами, а образами, т.е. продолжает их видеть и уже работает с ними как хочет: то ли списывает, то ли считывает.

 

Механизм образной памяти следующий. Сна-чала человек воспринимает безразлично что (события, цифры, бук-вы, слова) путем упомянутого ранее озарения, переводимого не в малый круг знаний, выраженный ограниченным запасом слов, а в тот безграничный запас образов, которые щедро поставляет нам окружающий мир. Абстрактное (словесное) мышление это схема. И образы вставляются в нее, как страницы в книгу. Они сохраняют-ся столько, сколько необходимо. Когда нужно, они встают перед мысленным взором. А раз так, то наше абстрактное мышление сво-бодно и может делать с перелистываемыми образами что угод-но: использовать при сдаче экзаменов, вносить поправки в схему, додумывать любые недостающие детали. Запоминаемые образы пе-ред глазами, а перевести их можно в любой язык: русский, анг-лийский, немецкий, формулы, символы и т.д.

 

Почему же так? Немного  теории. Мозг человека состоит из двух полушарий. Правое - образное полушарие, левое - словесное. Правое - это эмоции, левое - разум. Мозг привык запоминать все таким, как есть - в многообразии цветов, звуков, запахов, других качеств. Восприняв что-то, он в правом полушарии  составляет об-раз - модель, в левом - соответствующие ему слова. Воспринятое таким образом не стирается. Оно порождает гениальные сти-хи, книги, картины, открытия. Это для него органично и естест-венно.

 

Но наша цивилизация вторглась  и сюда. Девяносто процентов информации подается в усеченном виде - голос  диктора, текст книги, обрывочные картинки телевизора и т.д. В одном полушарии  оно впечатывается. B другом - бесформенное пятно. Отсюда не-контролируемое забывание. Дефекты внимания, пробелы памя-ти. Именно из-за усеченной информации распадается детское восприятие.

 

Образная память искусственно вызывает недостающие ощуще-ния, дополняя усеченную информацию до полноценного образа, его вызвавшего. Включение всех каналов восприятия отменяет прин-цип "Повторение - мать учения". Повторение разрушает то, что человек запомнил. Природа во второй раз не повторяет. А что такое мгновенное запоминание? Это адекватная реакция. Никаких стрессов, уверенность в себе, умственная работа становится творческой. От здоровой психики зависит и хорошее здоровье.

 

Не тратишь время на зубрежку - оно освобождается для  более продуктивной деятельности. Сумел  вообразить - значит помнишь. Обучение теперь сводится к пониманию. Понял - представил. Представил - уже знаешь. Но на этом не исчерпываются полезные свойства образной памяти. Способность  воспроизводить через любой промежуток времени, забывать по заказу, заниматься нес-колькими делами сразу без потери качества, восстанавливать любую картинку после беглого взгляда и т.д.

 

То есть образная память возвращает целостное детское восприятие мира, восстанавливает естественную память, учит творческому мышлению. Это более стойкая форма памяти, разру-шить которую почти невозможно, так как она исходит из интере-сов и профессиональных знаний самого человека и уже неотдели-ма от его личности. Все, что он будет делать, после приобретения, точнее возвращения, своей естественной гениаль-ности, будет делать ее методами, неуклонно совершенствуя и систему и себя своей жизнью.

 

Растет скорость самой  работы. Кроме того, что снят стресс учебы, освобождено от зубрежки время  и улучшилось здоровье, растет емкость  оперативной памяти. Если словесная - это 7+(-)2 бит/сек на один образ, то образная - 60+(-)5 бит/сек. Бит информации - это  однозначный вопрос с ответом "да" или "нет". Если мозг словесной  памятью задает пять-девять таких  вопросов в секунду, то образной 55-65.

 

В чем же принцип, суть предлагаемой методики развтия памяти? Напомним, что существует следующая асимметрия полушарий головного мозга: правое полу-шарие является эмоциональным, образным, левое - логическим.

 

Наша задача научить работать оба полушария одновременно и  научиться воспринимать мир всеми  органами чувств одновременно так, как  это делали наши предки и еще способны делать наши де-ти.

Информация о работе Память