Память

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 12:51, реферат

Описание работы

Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Файлы: 1 файл

память.docx

— 109.21 Кб (Скачать файл)

 

3. Выпишите слова на  отдельный лист и подчеркните  опо-ры, выделенные красным цветом (выписываются подряд слова, под-черкнутые красным и синим цветом).

 

4. Составьте с ним рассказ  и воспроизведите слова на  дру-гом листке.

 

5. Сверьте с контрольным  листом, исправьте ошибки (в во-ображении).

 

6. Теперь вызывайте слово  за словом в воображении и  по ним воспроизводите текст.  После отработки таким образом 30-60 страниц текста процесс начинает выполняться непроизвольно, т.е. уже не нужно будет проделывать это письменно.

 

Запоминание иностранных  слов.

 

 

Общие правила.

 

Старайтесь связывать  слова, словосочетания, крупные бло-ки. Таким образом Вы сможете в несколько раз больше выучить за один раз. Память способна удержать на начальном этапе (крат-ковременная память) 7+(-)2 единицы блока запоминаемой инфор-мации. Это верно в том случае, если Вы не прошли предыдущий курс и не выполнили его требований. Начните запоминать 3-5 слов, постепенно перейдя к пяти блокам по 30-50 слов.

 

Прежде, чем твердо решить запоминать свыше пяти бло-ков, проэкспериментируйте. Сравните результаты, найдите опти-мальное количество слов в блоках. Следует учесть, что если Вы продолжите занятия по развитию образной памяти, сможете повы-сить емкость блока и их количество до девяти.

 

- На начальном этапе  рекомендуется подбирать наиболее  па-радоксальные, смешные картинки, вырезать их и наклеивать в от-дельную тетрадь, записывая рядом "связки" слов. Таким образом получится блок.

 

- Тренируясь и изучая  язык одновременно, через месяц-пол-тора Вы вдруг обнаружите, что связки образуются уже сами со-бой.

 

- Если Вы прошли предложенный  курс полностью, яркие пара-доксальные образы и картинки Вы сможете сами выстраивать в своем воображении.

 

- Непроизвольное запоминание  происходит, если в воображе-нии строятся образы так, что они главному персонажу либо помо-гают достичь цели, либо мешают.

 

- С большей долей непроизвольности  запоминание происходит, если мы  концентрируем внимание на значении  слова и его звучании, а не  на заучивании (обманываем зубрежку). Чтобы углу-бить понимание языка, рекомендуется глубже разобраться со значением слов, т.е. заглянуть в толковый словарь. Если есть возможность, то не в один. Также рекомендуется произнести сло-во, ставя ударение на разных слогах поочередно и с выражением различных эмоций (удивление, радость, гнев, разочарование, восхи-щение и т.д.).

 

- Если Вы убедили себя, что запоминаете не на неделю, а на всю жизнь, Вы сразу  ощутите разительный контраст  в качест-ве запоминания. Поэтому прежде чем запомнить, убедите себя в том, или ощутите, представьте, что Вы запоминаете на всю жизнь.

 

Техника запоминания.

 

1. Подобрать к иностранному  слову созвучное, сходное по  звучанию полностью или частично, русское слово и составить  связанную с русским переводом  образную связку.

 

2. Учтите, Ваша цель должна  быть не запоминание иностран-ного слова, а нахождение связки между словами, необычность связки, наличия в ней движения. Все обязательно должно подк-репляться запоминанием пятью органами чувств - это основное.

 

- Существительные. Соор (англ.) подбираем слово-купать-ся-Курятник (перевод) Представьте себя купающимися в реке. Вдруг на Вас налетают и усаживаются куры. Посмотрим на слово соор - Вы наверняка вспомните подобранное слово Купаться-сле-дом восседающих кур и следом-КУРЯТНИК (перевод).

 

- Сложные (трудные) слова  - преобразовать путем замены  одной-двух букв и затем построить  связки. Dig (копать) - бук-ву "i" меняем на "о". Получается - дог - собака. Она лапами, словно лопатами, роет яму. Причем собака очень худая - так запоминаем замену "i" на "о". Мы удивляемся, как такая тощая собака может устоять на ногах.

 

- Слово с предлогом  (аналогично словосочетанию). Тo table (ту - у, таблетка) - к столу (пер.) ту - у (гудок паровоза). К столу сьезжаются со всех сторон таблетки, которые и издают этот звук.

 

Эти приемы лучше использовать в сочетании с необычными рисунка-ми (например, из журнала "Крокодил"). Техника работы с рисунка-ми заключается в следующем: подобрав соответствующий рисунок, Вы переписываете названия предметов, понятий, изображенных на нем. Затем из русско-английского или другого словаря выписы-ваете переводы. После этого составляете связки к каждому от-дельному слову, смотря на рисунок и воображая необычный сюжет. Таким образом, за один подход можно запомнить от 20 до 50-70 слов.

 

Записи сохраняйте, они  Вам понадобятся для повторения. Позанимавшись в течении одного-двух месяцев по полтора-два часа в день, Вы обнаружите, что связки уже образуются произ-вольно. Для образования установки непроизвольного запоминания обычно необходимо полгода (твердой установки). Таким образом, запоминание будет происходить как бы само собой.

 

Повторение.

 

Наиболее оптимальное  время перерыва - 10 минут (необходи-мо для первоначального "проявления", т.е. запечатления ин-формации).

 

Ниже в таблице мы приводим наиболее оптимальное количест-во повторений слов с помощью образной памяти. Секрет пауз заключается в том, что во время перерыва мозг переводит ин-формацию в долговременную память. Этот процесс нарушается да-же в том случае, если Вы во время перерывов повторяете (происходит стирание).

 

ТАБЛИЦА ПОВТОРЕНИЙ:

 

1-раз -через 10-15 минут 

II раз - через

 

2-3 часа, по мере трениров-ки через 12 или 24 часа 

III раз - через

 

1-2 месяца 

IV раз через один год 

 

Воспроизвод-ство по пере-воду или слову 

Воспроизводство глядя на картин-ку 

1 день - вспо-минаем по своим записям;

 

II день - глядя на картинку;

 

Если удается восстановить перевод или ино-странное написа-ние (звучание), а связку не удает-ся, то восстанав-ливать связку не-обязательно, она свою функцию уже выполнила. 

На повторение одной тысячи слов должно уходить не более дня  с учетом пере-рывов. 

 

 

 

Заключение.

 

В работе были рассмотрены  общие вопросы функционированияя памяти и методика ее развития.

 

Память человека - одно из важнейших направлений исследований как психологии, так и биологии, физиологии, и, казалось бы, далеких от изучения человека различных технико-матемтических наук. Исследование памяти, понимание ее функционирования не является сугубо теоретической задачей. Оно имеет огромное практическое значение. В современных условиях память выступает как одно из важнейших свойств человека, позволяющее ему ориентироваться в окружающем мире, не потеряться в громадном потоке информации. Без развитой памяти сейчас практически труднодостижимо гармоническое развитие личности, овладение ею необходимыми в современном обществе знаниями и умениями, навыками.

 

С развитием кибернетики, других направлений, работающих над созданием искусственного интеллекта изучение памяти стало необходимостью и для технических наук. Без понимания механизма функционирования мыслительный процессов человека, в частности его памяти невозможно создание так нужных в современном обществе интеллектуальных и псевдоинтеллектуальных систем.

 

Не каждому человеку от природы дана совершенная память, способная освоить необходимую  ему информацию. Конечно можно использовать для хранения и выборки информации различные бумажные, аудио-, видео- и компьютерные носители, однако в условиях все более усложняющейся окружающей человека среды необходимо большое количество данных хранить в собственной памяти. И не просто хранить, а иметь возможность ее эффективно использовать. У представителей многих профессий - летчиков, космонавтов и т.д. - зачастую просто нет времени обращаться к другим источникам информации, кроме собственной памяти.

 

Поэтому так важна тренировка памяти, ее развитие, развитие способностей по анализу огромного потока поступающей  информации.

 

С развитием общества объем  информации, которой человеку необходимо держать в памяти все возрастает. Возникают опасения, что когда-нибудь человеческий мозг уже не сможет вместить все что ему нужно. Однако природа наделила нас громадными резервами памяти, многие из которых еще неизучены или даже неизвестны. Поэтому, как представляется в этом вопросе мы можем смотреть в будущее с оптимизмом, и наша память и в дальнейшем будет нам верным другом и помощником.

Биологическая память - это  фундаментальное свойство живой  материи приобретать, сохранять  и воспроизводить информацию.

 

Различают три вида биологической  памяти, появление которых связано  с разными этапами эволюционного  процесса: генетическую, иммунологическую и нейрологическую (нервную) память.

 

Чтобы жить, органическая система  должна постоянно себя воспроизводить, иначе говоря, помнить своё строение и функции

 

Память о структурно-функциональной организации живой системы как  представителя определённого биологического вида получила название генетической. Носителями генетической памяти являются нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК).

 

С генетической памятью тесно  связана иммунологическая. В эволюции она возникает позже генетической и проявляется в способности иммунной системы усиливать защитную реакцию организма на повторное проникновение в него генетически инородных тел (вирусов, бактерий и др.).

 

Неврологическая, или нервная  память появляется у животных, обладающих нервной системой Её можно определить как совокупность сложных процессов, обеспечивающих формирование адаптивного  поведения организма (субъекта) Неврологическая  память использует не только собственные  специфические механизмы, но и механизмы  более древней генетической памяти, способствующей выживанию биологического вида. По этому в неврологической памяти выделяют генотипическую, или врождённую, память. Именно она у высших животных обеспечивает становление безусловных рефлексов, импринтинга, различных форм врождённого поведения (инстинктов), играющих роль в приспособлении и выживаемости вида Фенотипическая память составляет основу адаптивного, индивидуального поведения, формируемого в результате научения. Её механизмы обеспечивают, хранение и извлечение информации приобретаемой в течение жизни в процессе индивидуального развития.

 

В своём реферате я буду писать о том, что было прочитано  мною о неврологической памяти.

 

Память имеет большое  значение. С. Л. Рубинштейн сказал: "Не обладая памятью, были бы существами на час. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее безвозвратно исчезло бы в прошлом. Человек  не смог бы пользоваться знаниями, умениями, навыками и опытом предшественников. Не существовало бы и психической  жизни, объединяющей в одно целое  сознание личности, и невозможно было бы осуществлять непрерывное обучение, продолжающееся на протяжении всей нашей  жизни и делающее из нас то, что  мы, в сущности, и представляем собой».

 

Не всегда люди знали, где  находится память. Более двух тысяч  лет назад великий философ  древности Аристотель высказал предположение, что чувства, мысли и память человека «заключены» в его сердце, а  мозг служит только для охлаждения крови. Но ещё до Аристотеля, в V веке до Н. Э. Гиппократ и Кротон указывали  на мозг, как на орган «разума», предоставляя сердцу роль органа «чувств». Древнеримский  врач Гален (II век) рассматривал мозговые желудочки (полости в мозге) как  хранилища впечатлений, получаемых человеком от внешнего мира. В середине XVI века Везалий (фламандский учёный) доказал, что мышление и память человека связаны не с работой сердца, а с деятельностью мозга. Признав мозг органом психики, наука продолжала попытки установить точную локализацию памяти в мозговых структурах, исследуя их строение и функции. Было выяснено, что память в своей совокупности деятельность всего мозга в целом. Однако данные науки о том, что именно представляет собой память, как она функционирует, каковы её закономерности и пр., ещё очень не полны.

 

Память - широкое поле для  толкований и исследований. Тысячи исследователей во всём мире стараются  разгадать феномен памяти, разные учёные с различных позиций исследуют  возможности памяти и функции  мозга.

 

Для исследования памяти применяют  методы клинической и экспериментальной  психофизиологии, физиологии поведения, морфологии и гистологии, электрофизиологии  мозга и отдельных нейронов, фармакологические  методы, а также аналитической  биохимии. В зависимости от задач, подлежащих решению, исследование механизмов памяти осуществляется на разных объектах - от человека до культуры нервных клеток.

 

Наиболее популярна концепция  временной организации памяти, принадлежащая  канадскому учёному Д. Хеббу. Основываясь на работах, проведённых до него, он опубликовал в 1949 г. гипотезу о двойственности следов памяти и выделил два хранилища памяти: кратковременное и долговременно. Его теоретические рассуждения послужили отправной точкой для дальнейших психологических и физиологических исследований.

 

Кратковременная память (КП) представляет первый этап формирования энграммы (следа памяти). КП характеризуется временем хранения информации от долей секунд до десятков минут и разрушается воздействиями, влияющими на согласованную работу нейронов (электрошок, наркоз, травма головы и др.).

 

Объём информации, одновременно сохраняемой в КП, ограничен, поэтому  более поздние следы вытесняют  более ранние.

 

В качестве механизма КП большинство учёных рассматривают  многократное циркулирование импульсов (реверберацию) по замкнутой цепочке нейронов. Вместе с тем многие физиологи и молекулярные биологи видят основу КП и в некоторых изменениях клеточной мембраны.

 

Долговременная память (ДП) -второй этап формирования следа памяти, который переводит его в устойчивое состояние. Процесс перехода из КП в ДП называют процессом консолидации памяти. Согласно концепции временной организации памяти след памяти, прошедший консолидацию и попавший на хранение в ДП, не подвергается разрушающему действию амнестических агентов, которые обычно стирают КП. Энграмма в ДП, в отличие от следа КП, устойчива. Время её хранения не ограничено, так же как и объём информации, сохраняемой в ДП.

 

В качестве механизма ДП рассматривают устойчивые изменения  нейронов на клеточном, молекулярном и  синаптических уровнях.

 

Сравнивая функции КП и  ДП, можно сказать, что в кратковременной  памяти мы “живём”, а в долговременной храним знания, придающие смысл, значение нашему существованию. Обращение к прошлому опыту, который необходим, чтобы понять настоящее - это функция долговременной памяти.

Информация о работе Память