Память

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 12:51, реферат

Описание работы

Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Файлы: 1 файл

память.docx

— 109.21 Кб (Скачать файл)

 

Пища для ума

 

Уже доказано, что правильное питание способствует укреплению памяти. Определенные вещества способны ускорять и стимулировать биохимические  процессы, происходящие в клетках  головного мозга. Важно следить  за их постоянным поступлением в организм или с продуктами питания или  в составе специальных витаминно-минеральных  комплексов.

 

Альфа-липоевая кислота (липоевая, тиоктовая).

 

Не так давно открытая учеными пищевая добавка быстро получила статус лекарственного препарата, поскольку оказалась прекрасным средством лечения поражений  нервов при сахарном диабете. Уже  установлено, что она может улучшать память, даже в пожилом возрасте. В небольшом количестве эта кислота  образуется в организме, кроме того, она содержится в шпинате, мясе и  пивных дрожжах. Однако получить достаточное  для профилактического или лечебного  эффекта количество липоевой кислоты из пищи невозможно, поэтому рекомендуется принимать ее в виде добавок. Ее действие более эффективно, если она входит в состав комплекса антиоксидантов (витамина А и Е), эффективность которых она усиливает.

 

Биотин и пантотеновая кислота.

 

Эти два представителя  группы В обычно присутствуют в продуктах вместе. Они улучшают усвоение углеводов, белков и жиров, в том числе и в нервной ткани. Пантотеновая кислота необходима организму для обеспечения взаимосвязи между головным мозгом и остальными отделами нервной системы. Несмотря на то, что пантотеновая кислота присутствует во многих продуктах питания -- она разрушается при нагревании и консервировании. Чтобы получить суточную дозу пантотеновой кислоты, нужно ежедневно съедать 2,5 чашки свежих проростков пшеницы. Проще получать эти компоненты из витаминно-минеральных комплексов.

 

Тиамин (витамин В1).

 

Тяжелый недостаток этого  витамина приводит к тяжелому неврологическому заболеванию «бери-бери». При слабых формах нехватки тиамина отмечаются раздражительность, депрессия и  слабость. Исследования показали, что  этот витамин улучшает память у пациентов  с таким тяжелым заболеванием, как болезнь Альцгеймера и  устраняет спутанность сознания у пациентов после хирургических  операций под наркозом. Лучший источник этого витамина -- нежирная свинина, а так же злаки, фасоль, орехи и семена. Суточную дозу можно получить, если ежедневно съедать горсть орехов. Лечебную дозу можно получить только из витаминно-минеральных комплексов.

 

Витамин В2 (рибофлавин).

 

Действие этого витамина разнообразно. Он участвует в процессе синтеза гормонов щитовидной железы и в процессе формирования эритроцитов, переносящих кислород. Увеличивая доступ энергии к клеткам мозга, рибофлавин улучшает и работу памяти. Рибофлавин содержится в молоке, однако очень  быстро разрушается на свету. Чтобы  получить суточную дозу витамина нужно  каждый день выпивать не менее 3 стаканов молока, а с учетом разрушения витамина при хранении -- 6 стаканов. Удобно получать рибофлавин из витаминно-минеральных  комплексов, которые одновременно содержат железо, а так же витамин В6.

 

Витамин В3 (ниацин)

 

Одним и признаков дефицита этого витамина в организме является утомляемость и снижение памяти. Ниацина много в пище, богатой белками: курица, мясо, рыба, орехи. Организм может производить ниацин их аминокислоты триптофана. Иногда ниацином обогащают макаронные изделия, но содержание в них этого витамина невелико -- требуется 7 чашек вареных макарон для восполнения ежедневной потребности.

 

Витамин В12 (кобаламин).

 

Этот витамин нужно  обязательно принимать дополнительно  людям пожилого возраста и вегетарианцам. К числу возможных симптомов  дефицита этого витамина относятся  утомляемость, депрессия и снижение памяти. Основным источником этого  витамина является пища животного происхождения. Суточная доза содержится в 150 гр. хорошего Швейцарского сыра. Стоит помнить  о том, что даже легкий дефицит  этого витамина может оказывать  существенное влияние на организм.

 

Витамин С

 

Антиоксиданты, такие как  витамины С и Е, уничтожают свободные радикалы -- нестабильные молекулы кислорода, которые вызывают ухудшение памяти. Установлено, что увеличение концентрации витамина С в организме вызывает рост интеллектуальных возможностей в 4 раза. Конечно, из этого не следует, что поедая витамин С вы станете академиком, Превышать дозу не нужно. Во всем нужна мера. Проблема витамина С в том, что он очень быстро разрушается при хранении и нагревании. Кроме того курение разрушает витамин С, попавший в организм с пищей. Несмотря на то, что витамина С много в цитрусовых, в капусте брокколи, красном перце и темной листовой зелени, стоит задуматься о дополнительном приеме этого витамина, особенно в том случае, если вы живете в городе и курите.

 

Железо

 

Исследования показывают, что даже небольшой недостаток железа, не достигающий критического уровня, может вызывать у взрослых нарушения  внимания, а у подростков снижать  школьную успеваемость. Хороший источник железа -- говядина и баранина. Много его в сухофруктах, фасоли и зеленых овощах. Однако последние исследования показывают, что из-за истощения почв, занятых под выращивание сельскохозяйственных культур, содержание железа в растительных и животных продуктов снижается. Кроме того, железо хорошо усваивается только в сочетании с витамином С. Если вы принимаете препараты железа, то обязательно держите их в месте, недоступном для детей.

 

Йод

 

Организму требуется крайне малое количество йода, но даже небольшой  дефицит может вызывать серьезные  нарушения. По данным исследований население  России страдает от нехватки йода в  пище. Исследования, проведенные ЮНИСЕФ, доказали, что у людей с дефицитом  поступления йода в организм, коэффициент  интеллекта на 13% ниже, чем у людей  без дефицита. Восполнить дефицит  йода можно при помощи йодированной соли, однако избыточное употребление хлорида натрия может негативно влиять на здоровье.

 

Лецитин и холин

 

Эти соединения тоже представители  витаминов группы В. В их бесперебойном  поступлении в организм нуждается  нервная система. Лецитин, поступающий  в организм, становится источником холина. Последний является основой синтеза ацетилхолина -- белка, играющего основную роль в механизмах памяти и в контроле мышечной деятельности. Холин так важен для развития умственных способностей детей, что все детские добавки и витамины для беременных должны содержать это вещество.

 

Как сохранить и улучшить память

 

В подавляющем большинстве  случаев сохранить память и даже улучшить ее несложно. Существует множество  методик, среди которых можно  выбрать ту, которая подойдет вам  больше всего: рисование карт памяти, решение кроссвордов или заучивание стихов. Стимулируют развитие памяти физическая активность и путешествия (не обязательно далекие).

 

В любом случае здоровый образ жизни, включающий сбалансированное питание, отказ от вредных привычек и физическая активность является самым  естественным способом сохранения памяти на долгие годы.

 

Снижение памяти можно  предотвратить. Однако лучше всего -- не допускать возникновения проблем с памятью. К счастью -- сохранить память вполне по силам каждому человеку.

 

Наталья Розина

Где и как хранится память в мозге? Какой объём информации может вместить человеческий мозг? О материальных носителях памяти и о механизмах памяти и забвения доктор медицинских наук Константин Анохин и доктор биологических наук Павел Балабан.

 

Обзор темы

 

В кибернетике при изучении объекта с неизвестной внутренней структурой используют понятие «чёрный  ящик». По аналогии учёные назвали мозг «розовым ящиком», символически говоря тем самым, что работа мозга (розового по цвету) как носителя памяти продолжает в значительной степени оставаться загадкой.

 

Вопрос для дискуссии: Можно ли назвать памятью след от удара на камне? Любые изменения  в живой и неживой природе? Или все-таки это свойство живых  систем?

 

Под памятью понимают свойство живых систем, в частности ЦНС, воспринимать, фиксировать, хранить  и воспроизводить следы ранее  действующих раздражителей. Иными  словами: В результате жизнедеятельности, обучения организм (человек, животное) изменяется, иначе реагирует на те же раздражители, что является наличием следов обучения -- памяти. Объем памяти, длительность и надежность хранения информации, как и способность к восприятию сложных сигналов среды и выработке адекватных реакций возрастают в ходе эволюции по мере увеличения числа нервных клеток мозга -- нейронов и усложнения его структуры. Память характерна не только для ЦНС; существует генетическая память, иммунная память. Нервная память, осуществляемая ЦНС, характеризуется тем, что хранение информации о прошедших событиях внешнего мира и об ответных реакциях организма на эти события используется организмом для построения модели текущего или будущего поведения.

 

«Запись» информации, которая  хранится в ЦНС, получила название энграммы. Хотя слово «запись» здесь весьма условно, потому что поступление и записывание информации в мозге существенно отличается от аналогичных процессов в ЭВМ, когда процесс накопления информации продолжается до тех пор, пока не прекращается внешний «ввод» или не исчерпывается информационная емкость.. В памяти человека откладывается лишь незначительная часть тех восприятий, которые поступают в ЦНС через органы чувств. Мозг человека отбирает, сортирует и хранит лишь наиболее важную, общую информацию, т.е. память человека селективна, тогда как ЭВМ хранит без разбора всю введенную информацию. Свойство избирательности, равно как и свойство забывания, позволяют мозгу не быть «затопленным» потоком непрерывно поступающих сигналов, избегая своего рода «информационной катастрофы». Условно информационная емкость коры головного мозга у человека равна примерно 3х108 бит. Если считать, что в среднем информационный поток составляет 20 бит/сек, а для хранения 1 бита требуется 10 нейронов, то за 70 лет при длительности активного дня 16 часов, общее поступление информации составит 3 х 1010 бит. Это в 100 раз больше, чем информационная емкость мозга. Отсюда следует, что храниться в мозге может не более 1 % от общего потока информации.

 

За отбор информации отвечает реакция внимания -- один из механизмов устранения избыточности сенсорного потока и подавления многих сенсорных входов. Какую информацию мозг хорошо запоминает? Новую и значимую (интересную). При нейрофизиологическом исследовании основ памяти различают собственно механизмы памяти и регуляторные механизмы памяти, к которым относятся эмоции. Эксперименты подтверждают гипотезу, согласно которой существует исходное генетическое разнообразие нейронов различной специализации, проявляющееся лишь в том или ином поведении. Иными словами, специализация нейронов носит врожденный характер. Хотя поскольку память является интегральным целым (несмотря на многоуровневый характер: клеточный, молекулярный), аппарат эмоций может запускать в действие тот или иной уровень, включать деятельность тех или иных специализированных нейронов. При этом эмоциональная память включает память не только о самом состоянии эффекта, но и о системе запуска, то есть о ситуации, обусловившей его возникновение.

 

Физиологические исследования памяти обнаруживают два основных этапа  ее формирования, которым соответствуют  два вида памяти: кратковременная  и долговременная. Каждая из них  реализуется на основе различных  механизмов, характеризуется различной  емкостью и хранит особую форму информации. Кратковременная память имеет малую  емкость и обеспечивает хранение информации в пределах секунд до десятков минут и разрушается воздействиями, влияющими на согласованную работу нейронов (электрошок, наркоз, гипотермия и т.д.).Долговременная память -- обеспечивает хранение информации практически на протяжении всей жизни и устойчива к воздействиям, нарушающим кратковременную память.

 

Образование любого вида памяти характеризуется следующей последовательностью  событий:

 

1. -- сортировка и выделение  новой информации,2. -- формирование  энграммы,3. -- долговременное хранение  значимой для организма информации,4. -- извлечение и воспроизведение  хранимой информации.

 

Вопрос для дискуссии: Существует ли память без предварительного обучения в той или иной форме?

 

Природа энграммы неизвестна, о ней существуют лишь гипотезы, основанные на противоречивых данных. По всей видимости, появление информационного отпечатка происходит за счет изменения электрических свойств нейронов и проницаемости синаптических мембран с последующим включением ферментных систем и изменением интранейронального метаболизма.

 

Основные принципы усвоения и хранения информации едины для  всех биологических систем. Материальным носителем видовой памяти является генетический аппарат клеток -- ДНК. Что же касается механизмов образования индивидуальной памяти, в 60-х годах наиболее перспективной представлялась биохимическая теория, согласно которой в роли молекул памяти выступали РНК. Подтверждением этой гипотезы были экспериментально доказанные факты усиления биосинтеза белков и РНК: знаменитые опыты на белых червях-планариях по «переносу памяти». Но многочисленные проколы экспериментаторов привели к тому, что «биохимический энтузиазм» постепенно сошел на нет и за последние два десятилетия популярность этой теории памяти резко упала: работы, посвященные поискам магических молекул памяти, сегодня уже практически не ведутся. Хотя прямых доказательств, опровергающих биохимическую теорию тоже никому не удалось осуществить.

 

В настоящее время среди  нейробиологов наиболее популярен комплексный подход к объяснению механизмов памяти: она представляется свойством мозга как системы в целом, а не его отдельных молекулярных и клеточных компонентов.

 

При детальном анализе  временных характеристик памяти используют более дробное деление ее на сенсорную, или ультракороткую (длительность хранения менее одной секунды), первичную (несколько секунд), вторичную (от нескольких минут до нескольких лет) и третичную (информация хранится всю жизнь). Сенсорную и первичную память относят к кратковременной, вторичную и третичную -- к долговременной памяти. Переход памяти из кратковременной в долговременную осуществляется через преобразование и упорядочивание ее следов (энграмм), в результате чего фиксация памяти укрепляется, а вероятность забывания уменьшается.

 

Вопрос для дискуссии: Все ли происходящие события откладываются  в памяти? Концепция со времен Диогена  о памяти как о бочке, в которую  складываются глиняные таблички и извлекаются  по мере надобности и антипод -- охранительный механизм памяти, память как механизм запрещения.

Информация о работе Память