Развитие творческого мышления путем использования креативных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 05:35, курсовая работа

Описание работы

Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания.
Стремительные изменения в социально-экономической и научно-технической сферах современного общества выдвигают перед образованием принципиально новый социальный заказ: превратить процесс обучения в мощный фактор развития способностей к постановке творческих задач.

Содержание работы

Введение 3-4
Глава 1.Креативные технологии как способ развития творческого мышления
§1.Понятие творческого мышления и его особенности 5
§2. Способы развития творческого мышления 7-9
§3.Педагогические технологии и их классификация 10
§4.Понятие креативных технологий обучения 11
§4.1 Новейшие информационные технологии 12
§4.2 Использование проектов 13-14
§4.3 Осуществление межпредметных связей 15
§4.4 Нетрадиционные формы урока 16
Выводы по первой главе 17
Глава 2. Применение креативных технологий для развития творческого мышления
§1.Новейшие информационные технологии 19-21
§2.Метод проектов 22-23
§3.Осуществление межпредметных связей 24-25
§4.Нетрадиционные формы урока 26-27
Выводы по второй главе 28
Заключение 29-30
Список используемой литературы 31-32

Файлы: 1 файл

самая лучшая курсовая.docx

— 79.47 Кб (Скачать файл)


 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное Государственное Автономное Образовательное  Учреждение  Высшего Профессионального  Образования 

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова»

Институт  филологии и межкультурной коммуникации

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа по методике преподавания иностранных  языков

на тему:

«Развитие творческого мышления путем использования креативных технологий»

          

 

 

 

 

Выполнил: Студент 4 курса, английского отделения

Павловская  Юлия Александровна

 

 

                                         Проверил: преподаватель кафедры современных языков и методики преподавания иностранных языков

Шабалина  Светлана Владимировна

 

Оценка: ______________

 

 

 

Подпись:_____________

 

 

 

 

 

 

 

Архангельск 2012

 

 

Содержание:

 

 Введение                                                                                                       3-4

       Глава 1.Креативные технологии как способ развития творческого   мышления

§1.Понятие творческого  мышления и его особенности                              5

§2. Способы развития творческого мышления                                          7-9

§3.Педагогические технологии и их классификация                                 10

§4.Понятие креативных технологий обучения                                           11

  §4.1 Новейшие информационные технологии                                          12

  §4.2 Использование проектов                                                                                    13-14

  §4.3 Осуществление межпредметных связей                                            15

  §4.4 Нетрадиционные формы урока                                                           16

 Выводы по первой главе                                                                               17   

 Глава 2. Применение креативных технологий для развития творческого мышления    

 §1.Новейшие информационные технологии                                              19-21

 §2.Метод проектов                                                                                        22-23

 §3.Осуществление межпредметных связей                                                24-25

 §4.Нетрадиционные формы урока                                                               26-27

  Выводы по второй главе                                                                               28

Заключение                                                                                            29-30             

Список используемой литературы                                                       31-32

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания.

Стремительные изменения в социально-экономической и научно-технической сферах современного общества выдвигают перед образованием принципиально новый социальный заказ: превратить процесс обучения в мощный фактор развития способностей к постановке творческих задач.

         Актуальность.

Настоящему обществу необходимо формирование личности, способной ориентироваться в многообразии окружающего мира. 

Проблемой развития творческого мышления занимались еще античные философы (Гераклит, Демокрит, Платон). Исследования известных ученых В.В. Давыдова, Я.А. Пономарева, С.Ф. Жуйкова, В.Ю. Гребенщикова В.А. Крутецким, Т.В. Кудрявцевой, Л.М. Матюшкиным и американских ученых Дж.Гилфорда и Е.П. Торренса показали, что имеются значительные резервы и возможности творческого развития, проявлению которого способствует применение креативных технологий.

Объект исследования: процесс развития творческого мышления учащихся при изучении английского языка.

Предмет исследования: использование креативных технологий при изучении английского языка как средство формирования творческого мышления учающихся.

Цель исследования: определить организационно-педагогические условия и возможности использования креативных технологий  при изучении английского языка в начальной школе и установить его влияние на формирование творческого мышления обучающихся начальных классов.

Задачи настоящей работы: изучить понятие мышления, в т.ч. творческого. Назвать этапы мышления. Выявить признаки креативных технологий обучения, привести пример их типологии, изучить их особенности. Также является задачей выявление механизма работы данных технологий в контексте обучения иностранным языкам.

 Новизна данного исследования определяется малой изученностью возможности применения креативных технологий для развития творческого мышления. Несмотря на большое количество работ, посвященных этой теме, (работы Е.Б. Иванова, Г.Г. Слышкина, М.А. Ефремова), креативные технологии в контексте развития творческого мышления  не освещены должным образом.

В ходе исследования проанализировано 15 источника.

Работа состоит из введения, оглавления, Главы “ Креативные технологии как способ развития творческого   мышления ”, Главы “  Применение креативных технологий для развития творческого мышления ”, заключения и списка использованных источников и литературы.

В первой главе раскрывается понятие “мышление “, дается информация об его особенностях и типах. Более детально рассмотрено творческое мышление, его этапы, критерии, особенности. Раскрывается понятие педагогической технологии,в т.ч. креативной. В практической главе данные технологии рассматриваются на примере использования методов для обучения иностранному языку.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

Творческого мышление и пути его  развития.

1.Понятие творческого мышления и его особенности.

МЫШЛЕНИЕ  – психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно  нового знания, с расширением задач, с творческим преобразованием действительности. [ Блонский 1994: 262]

О творческом мышлении впервые заговорили древние греки. Древнегреческий философ Платон считал, что интеллект (нус) — это то, что отличает человеческую душу от животной. Нус – творческое начало, приобщающее человека к божественному миру. Аристотель противопоставил понятию нус понятие интеллекта, имеющего «земное» происхождение. Этот вид интеллекта имел нетворческий, рассудочный характер. В последствии в немецкой классической философии  оба типа интеллекта были воспроизведены сначала И. Кантом и затем В.Ф. Гегелем. Божественный по природе, творческий тип интеллекта стали называть разумом, а второй — рассудком.

Во второй половине XIX в., когда произошло  отделение психологической науки  от философии, объектом изучения психологов стал творческий интеллект. Была предпринята попытка выделения фактора, лежащего в основе мыслительной активности. Основатель психоанализа и приверженец энергетической теории человека З.Фрейд считал, что творческий продукт является результатом косвенного выражения сексуальной и агрессивной энергии, которой не дали выразить себя более прямым путем.

А. Адлер смещает акценты с  сексуальной сферы на социальную, а творчество трактовал как специфический  способ компенсации комплекса неполноценности.

К. Юнг рассматривал стремление к  творчеству как часть базовой энергии либидо. В самом феномене творчества он видел проявление архетипов коллективного бессознательного, пропущенных сквозь призму индивидуального опыта и восприятия творца.

          Творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление направлено на создание новых идей.

Способностью к творческому  мышлению в какой-то мере обладает, наверное, каждый. В детстве, когда  преобладает образное мышление, эта  способность часто проявляется  в рисунках, лепках, построениях  из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в  зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня (от повседневных до научно-технических  и так далее).

По мнению Р.С. Немова – это вид  мышления, связанный с созданием  или открытием чего-либо нового.[ Немов 1999: 688]

Это особенность необходимости  применения нетрадиционного способа  мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений.

         В  зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность». В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс называли креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта - как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового.

Критериями креативного мышления, по данным исследований              П. Торренса выступают [Torrance E.P. 1964: 62]:

беглость – способность продуцировать большое количество идей;

гибкость – способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;

оригинальность – способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;

разработанность – способность детально разрабатывать возникшие идеи;

сопротивление замыканию –  способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.

абстрактность названия – понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму [Коротаева 2003: 125].

Основная особенность творческого  мышления как интеллектуальной системы  – это умение анализировать любые  проблемы, устанавливать системные  связи, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий.

          Дж. Гилфорд считал, что "творческость" мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей [ Гилфорд 1965: 176].

1. Оригинальность, нетривиальность,  необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к  интеллектуальной новизне. Творческий  человек почти и всегда и  везде стремится найти свое  собственное, отличное от других  решение.

2. Семантическая гибкость, т.е. способность  видеть объект под новым углом  зрения, обнаружить его новое  использование, расширять функциональное  применение на практике.

3. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие  объекта таким образом, чтобы  видеть его новые, скрытые от  наблюдения стороны.

4. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать  разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в той, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Исследования позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное, эвристическое. [ Брушлинский 1983: 275]

Наглядно - действенное  мышление позволяет учащемуся понимать пространственные и временные отношения. Мышление рождается из действия. Очень важными для развития мышления являются задания на исследование образа-представления, на развитие фантазии. 

 Причинное  мышление  связано с выходом за пределы представляемого образа ситуации и рассмотрением ее в более широком теоретическом контексте. Исследовательская активность учащихся на этапе причинного мышления характеризуется двумя качествами: ростом самостоятельности мыслительной деятельности и ростом критичности мышления [Шардаков 1955: 126-139].Способность управлять своим мышлением, ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные факты с позиций выдвинутых гипотез являются основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления

Мышление, которое, опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации, называют эвристическим.

 

 

 

 

 

 

Пути  развития творческого мышления.

Информация о работе Развитие творческого мышления путем использования креативных технологий