Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 05:35, курсовая работа
Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания.
Стремительные изменения в социально-экономической и научно-технической сферах современного общества выдвигают перед образованием принципиально новый социальный заказ: превратить процесс обучения в мощный фактор развития способностей к постановке творческих задач.
Введение 3-4
Глава 1.Креативные технологии как способ развития творческого мышления
§1.Понятие творческого мышления и его особенности 5
§2. Способы развития творческого мышления 7-9
§3.Педагогические технологии и их классификация 10
§4.Понятие креативных технологий обучения 11
§4.1 Новейшие информационные технологии 12
§4.2 Использование проектов 13-14
§4.3 Осуществление межпредметных связей 15
§4.4 Нетрадиционные формы урока 16
Выводы по первой главе 17
Глава 2. Применение креативных технологий для развития творческого мышления
§1.Новейшие информационные технологии 19-21
§2.Метод проектов 22-23
§3.Осуществление межпредметных связей 24-25
§4.Нетрадиционные формы урока 26-27
Выводы по второй главе 28
Заключение 29-30
Список используемой литературы 31-32
Ориентация
современной школы на разностороннее
развитие личности предполагает необходимость
гармоничного сочетания учебной
деятельности, в рамках которой формируются
знания, умения, навыки, с деятельностью
творческой, связанной с развитием
индивидуальных задатков учащихся, их
мыслительной активности.
Достичь этого возможно при использовании
современных способов обучения, которые
предполагают не только репродуктивность,
но способствуют развитию активного и
интерактивного освоения знаний.
^ Мозговой штурм. Учитель формулирует учебную проблему,
определяет правила и условия коллективной
работы. Образует группы по 3 – 5 человек
и экспертную группу (хорошо подготовленные
учащиеся, которые умеют аргументировать
своё мнение). Затем учитель ставит вопросы,
подводящие учащихся к проблеме, которую
надо быстро решить. Штурм поставленной
проблемы во всех группах одновременно
– 10–15 минут. Эксперты фиксируют идеи,
оценивают работу каждого ученика, соблюдение
правил. Затем эксперты обсуждают, отбирают
и оценивают лучшие идеи, сообщают о результатах
работы, публично защищают наилучшие идеи.
Технология использования проектов в образовании – это дидактическое средство
активизации познавательной деятельности
учащихся, развития креативности (творчества)
и одновременно формирования определённых
личностных качеств. Три кита, на которых
держится данная технология: самостоятельность,
деятельность, результативность [11, с.3].
Результативность работы над проектом
определяется по формированию практических
учебных умений, а также личностных качеств:
умению работать в группе, считаться с
чужим мнением. Учебно–познавательный
проект – это поиск решения проблемы учащимися.
^ Модульная технология. При обучении учащихся в 10-11 классах учитель
призван не только насыщать учащихся исторической
информацией, но и учить учащихся самостоятельно
добывать знания. Самообразование является
условием развития интеллектуальной личности.
Методика модульной технологии основана
на том, что всякий урок должен способствовать
как усвоению новой информации, так и формированию
умений и навыков обработки этой информации.
Использование интерактивных форм обучения. В отличие от
традиционных методик, где учитель привык
давать и востребовать определённые знания,
при использовании интерактивных форм
обучения ученик сам открывает путь к
познанию, усвоение знаний в этом случае
– следствие, продукт опыта переживаний.
Ученик становится главной действующей
фигурой. Учитель становится в этой ситуации
активным помощником, его главная функция
– организация и стимулирование учебного
процесса. Усвоение исторических реалий
путем погружение в мир прошлого – вот
что дают интерактивные формы обучения.
Но главное – развить способности ученика,
подготовить обществу личность, способную
самостоятельно мыслить и принимать решения
[11, с.6-8]
Среди огромного разнообразия путей развития творческих способностей учащихся выделяют следующие: нетрадиционный урок, проектная деятельность, игра на уроке, в том числе ролевая, художественный перевод стихотворений, сочинение на иностранном языке, использование на уроке технологии критического мышления, создание мультимедийных презентаций, и множество других. (слайд 7)
Урок – это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего, педагогической единицей процесса обучения и воспитания (слайд 8)
Методически высокоэффективными,
реализующими нетрадиционные формы
обучения, развития и воспитания учащихся
являются урок-спектакль, урок-праздник,
видео-урок, урок-экскурсия, урок-интервью
и другие формы занятий. Можно
сказать, что нетрадиционный урок –
органичное сочетание образования,
развития и воспитания. Нетрадиционные
уроки нравятся детям, т.к они
творческие и необычные, а самое
главное – эффективные. Но не следует
слишком часто проводить
Проектная деятельность школьников – форма их учебно-познавательной активности, заключающаяся в достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта, обеспечивающая единство и преемственность процесса обучения и являющаяся средством развития личности ребенка. (Полат Е.С., Матяш Н.В., Симоненко В.Д.)Проектная деятельность (слайд 9) позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания практике, генерируя при этом новые идеи. Многое тут зависит от постановки проблемы. Можно легко найти информацию об англоязычной стране или даже небольшом городке Великобритании на английском языке. Но где взять текст о родном городке? Конечно, создать самому. И это окажется гораздо интересней, ведь в процессе поиска ты и сам узнаешь много нового о местах, где ты родился.
В своей работе я использую проектное обучение, включающее в себя огромные возможности для развития интеллектуально-творческих способностей обучающихся. Проект – это цепочка следующих действий: проблема – проектирование – поиск информации – продукт – презентация.
Работа над каждым из пунктов требует от учащихся интеллектуально-творческих затрат. Работа над проектом помогает детям проявить себя совершенно неожиданно. У них появляется возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты. Процесс работы над проектом стимулирует школьников быть деятельными, развивает интерес к языку, воображение, творческое мышление, самостоятельность.
Известно, что игра всегда являлась и является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных приемов обучения. Она призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию учения.
Игры способствуют выполнению следующих методических задач: (слайд 10)
Следует помнить, что при
всей привлекательности и
М.Ф. Стронин, автор ряда книг, посвященных обучающим играм, подразделяет игры на следующие категории: (слайд 11)
Представляется эффективным
Использование игр на уроках иностранного языка помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.
В процессе изучения курса информатики и ИКТ учащиеся начинают осваивать создание мультимедийных презентаций в Power Point. Эти знания помогают им готовить
презентации к урокам английского языка. Очень часто именно мультимедийная презентация используется учащимися на уроке защиты проекта.
При наличии соответствующего
оборудования мультимедийные программы
обладают почти неограниченными
графическими и цветовыми возможностями,
что позволяет представить
Художественный перевод
В рамках личностно-ориентированного
подхода художественный перевод
будет способствовать развитию креативности
учащихся. Перевод развивает чувство
ритма, улучшает фонетические навыки и
устную речь, расширяет словарный
запас, тренирует память и повышает
интерес к содержанию. Кроме того,
у учеников возникают зрительные
образы, свое представление и восприятие
поэтического текста. В каждом переводе
стихотворений видна
Итогом урока с использованием технологии критического мышления может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме. Это могут быть такие приемы, как написание эссе или написание синквейна3.
В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Вот один из образцов написания синквейна: (слайд 13)
The history of Belgorod
Is glorious and fine
We work, defend, admire it
That’s why we can survive
Homeland…
Практика работы говорит о том, что эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.
Заключение
Развитие творческих способностей – важнейшая задача образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Творчески относиться к делу – значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество – это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности.
Необходимо при обучении иностранному языку – увлечь, научить, всячески развивать творческие способности учащихся.
В свою очередь, развитие изобретательских
и творческих способностей учащихся
многократно увеличивает
§3.Педагогические технологии и их классификация.
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса [Лихачев 1998: 17].
Педагогическая технология - это
содержательная техника
В педагогической литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий - В. Г. Гульчевской, В. Т. Фоменко, Т. И. Шамовой и Т. М. Давыденко>. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г. К. Селевко.
По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометолические (предметные) и локальные (модульные) технологии. [Селевко 1998: 312]
По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения, и другие разновидности.
Информация о работе Развитие творческого мышления путем использования креативных технологий