Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 05:35, курсовая работа
Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания.
Стремительные изменения в социально-экономической и научно-технической сферах современного общества выдвигают перед образованием принципиально новый социальный заказ: превратить процесс обучения в мощный фактор развития способностей к постановке творческих задач.
Введение 3-4
Глава 1.Креативные технологии как способ развития творческого мышления
§1.Понятие творческого мышления и его особенности 5
§2. Способы развития творческого мышления 7-9
§3.Педагогические технологии и их классификация 10
§4.Понятие креативных технологий обучения 11
§4.1 Новейшие информационные технологии 12
§4.2 Использование проектов 13-14
§4.3 Осуществление межпредметных связей 15
§4.4 Нетрадиционные формы урока 16
Выводы по первой главе 17
Глава 2. Применение креативных технологий для развития творческого мышления
§1.Новейшие информационные технологии 19-21
§2.Метод проектов 22-23
§3.Осуществление межпредметных связей 24-25
§4.Нетрадиционные формы урока 26-27
Выводы по второй главе 28
Заключение 29-30
Список используемой литературы 31-32
По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные идеалистские технологии.
В принципе не существует таких монотехнологий , которые использовали бы только какой-либо один-единственный фактор, метод, принцип -- педагогическая технология всегда комплексна. Однако благодаря своему акценту на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает свое название. [ Ильин 2010: 448]
§4.Понятие креативных технологий обучения.
Творческая деятельность едва ли поддается измерению, но способность к творчеству может проявляться в определенных действиях обучаемого. Согласно Дж. Брунеру [Bruner 1951: 121—147], этапы творческого мышления выражены не так четко, как этапы аналитического, и результат достигается порой без осознания процесса, ведущего к нему. Тезис, что каждый обладает определенным творческим потенциалом, позволяет строить креативные технологии образования на основе системы непрерывного формирования творческого мышления [Bruner 1955: 21—28.]. К основным принципам такой системы относятся наглядность как использование знаково-символических средств, развивающее и проблемное обучение, - эвристические и деловые игры; взаимодействие личности и коллектива группы, мотивация деятельности, интеллектуальная активность; формирование творческой системы, мышления на основе системного, личностного, проблемно-алгоритмического и деятельностного подходов, целостность и преемственность, непрерывность поисково-познавательной деятельности, методология творчества, включающая интегративные спецкурсы, компьютерную поддержку , учет профессиональных интересов.
Креативные технологии обучения ориентированы на создание учениками личного образовательного продукта. Познание при этом происходит «по ходу» собственно творческой деятельности. Главным результатом является получение нового продукта.
Применение технологий креативного обучения позволяет формировать
высокие теоретические профессиональные знания, умения и навыки.
Существует несколько креативных технологий, способных эффективно развить творческое мышление при обучении иностранному языку.
§4.1Использование информационных технологий
Наиболее часто используемыми элементами ИКТ в учебном процессе являются:
Изучение английского языка с использованием ИКТ дает детям возможность принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать любую информацию по проблеме, над которой они работают, а именно: лингвострановедческий материал, новости из жизни известных людей, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее.
§4.2Метод проектов
Метод проектов широко использовался в России в 30-е годы и был незаслуженно забыт, т.к. не дал положительных результатов. Причин было несколько: теоретическая проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы. Идея, навязанная сверху, не воспринималась учительством как нечто необходимое, разумное, важное для образования учащихся. В результате идея проектной методики не получила своего развития и прекратились исследования в этом направлении [Косинова 2008: 30].
Проект – специально организованный
учителем и самостоятельно выполняемый
учащимися комплекс действий по решению
значимой для учащегося проблемы,
завершающихся созданием
Метод проектов был разработан американским педагогом Х.В. Килпатриком в 20-е годы XX века как практическая реализация концепции инструментализма Дж. Дьюи [Игнатьев 1994: 24]. Основная цель метода проектов – предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации.
Карл Фрей выделяет 17 отличительных черт проектного метода, среди которых наиболее значимые следующие:
Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:
Особо следует упомянуть
§4.3.Осуществление межпредметных связей
Особенностью иностранного языка как учебного предмета является то, что он как бы "беспредметен" [Зимняя 1991: 9-15] : он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Поэтому иностранный язык , как никакой другой предмет, открыт для использования из различных областей знания,содержания других предметов.
Но, несмотря на это, вопросы межпредметных связей недостаточно разработаны в методике обучения этому предмету, но эти связи почти не реализуются в практике обучения массовой школы.
Рассматривались
межпредметные связи касающиеся
использования отдельных
Такие понятия из русского языка, как синонимы, антонимы, диалог, монолог, описание, повествование, рассуждение, композиционная структура высказывания и т.д.; из литературы - цитирование текста, идея, главная мысль, стихи, пословицы, изречения и прочее; из изобразительного искусства - портретная живопись, пейзаж, предметная композиция, являются фундаментом для учителя английского языка.
§44.Нетрадиционные формы уроков
Нетрадиционные форма урока используются, в первую очередь, для повышения эффективности образовательного процесса за счет активизации деятельности учеников на уроке.
Нетрадиционные формы урока дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую мышление, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.
Использование тематических уроков ,например урока-праздника, урока –эссе или урока-мюзикла позволяет использовать творческие способности учащихся не только для развития их мышления, но также и для успешного обучения иностранному языку. Активное вовлечение в деятельность помогает повысить активность и получить высокие результаты.
Выводы по первой главе.
В ходе работы мы исследовали понятие мышления, изучив определения различных ученых. Мышление является высшим познавательным процессом. Отличительной особенностью мышления является обязательное присутствие задачи и поиска ее решения. Мы изучили 3 типа мышления конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и абстрактное и рассказали о каждом из них.
Также мы исследовали понятие
Также в главе содержится исследование понятия педагогической технологии, приведены несколько классификаций, основанных на различных принципах.
Более подробно рассказано о креативных технологиях и о конкретных их типах. Многие креативные технологии способны эффективно развить творческое сознание, а именно: применение новейших информационных технологий, метод проектов, осуществление межпредметных связей и нетрадиционные формы уроков. Данные технологии существенно улучшают успехи обучающихся английскому языку и значительно развивают творческое мышление.
Глава 2 .Применение креативных технологий для развития творческого мышления.
В современном мире очень важны креативные и неординарные способы решения проблем, востребованность людей, умеющих мыслить нестандартно, творчески. Чтобы быть успешным в дальнейшей жизни очень важно развивать неординарность мышления как можно раньше, и тогда будет больше возможностей достичь большего в жизни. Часто утверждается, что творческому мышлению научить невозможно. Конечно, врожденные способности человека очень важны. Но обычно по-настоящему творческое мышление свойственно именно взрослым людям, способность к которому не является только врожденной, а приобретается с воспитанием и опытом.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Креативные технологии являются одним из наиболее действенных способов развития творческого мышления.
§1.Новейшие информационные технологии.
Использование информационно-компьютерных технологий открывает новые возможности в преподавании предмета, т.к. используя ИТК на уроках английского языка, появляются новые формы и методы преподавания, подходы и стили процесса обучения.
Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке английского языка:
Особенно действенны компьютерные обучающие программы по английскому языку, например мультимедиа приложение “Enjoy Listening and Playing” для начальной школы [Биболетова и др. 2009]
Данная программа может быть
применена и для
Программа разработана с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников. Упражнения направлены на развитие всех видов речевой деятельности. Особое внимание уделяется аудированию, произносительной стороне речи. Представлены такие виды упражнений, как:
- упражнения на аудирование
(ознакомительное и проверки
- упражнения на формирование
графического и звукового
Информация о работе Развитие творческого мышления путем использования креативных технологий