Курс лекций по дисциплине "Анатомия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 21:15, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Анатомия".

Файлы: 1 файл

АНАТОМИЯ.docx

— 438.96 Кб (Скачать файл)

                              АНАТОМИЯ. КУРС ЛЕКЦИЙ.

                                Лекция №1. Введение в анатомию.

  Анатомия – наука, которая  изучает происхождение, развитие, форму  и строение человеческого организма, органов и систем органов.

  Задачи анатомии:

- описать строение – сбор  и накопление анатомических фактов.

- объяснить строение – для  объяснения анатомических фактов  имеются два ключа:

1) знание развития (фило- и онтогенез)

2) знание функции.

- управлять строением – имеется  два рычага:

1) физическая культура

2) клиническая медицина

  Структурные уровни организма:

- целостный организм;

- системы органов и аппаратов;

- органы;

- ткани;

- клетки и межклеточное вещество;

- субклеточные структуры;

- молекулярные;

- субмолекулярные структуры.

  Методологические подходы в анатомии (научные основы или подходы):

  • Описательная
  • Топографическая
  • Микроскопическая
  • Систематическая
  • Функциональная
  • Возрастная
  • Сравнительная
  • Пластическая – наружное строение (для художников)

  Основоположник описательной  анатомии – А. Везалий.

  Систематическая анатомия изучает  анатомию по органам и системам.

  Функциональная анатомия позволяет  описать строение исходя из  функций. Основоположник в нашей  стране – П.А. Лесгафт.

  Возрастная анатомия – изучает  строение систем и органов  различных возрастов от момента  зачатия.

  Сравнительная анатомия –  изучает строение органов и  систем, сравнивая человека с  др. позвоночными.

  Топографическая анатомия (хирургическая) – изучает А. с точки зрения  хирурга. Вопросами изучения являются:

  • Голотопия – проекция органов на наружной поверхности тела;
  • Скелетотопия – расположение органов по отношению к костям скелета;
  • Синтопия – взаиморасположение органов.

                 Объектом изучения анатомии является живой человек!!!

  Методы изучения  анатомии:

- осмотр

- пальпация

- перкуссия

- аускультация

- лучевые методы

- эндоскопические методы –  осмотр внутренней поверхности  полых органов при помощи оптических  приборов

- компьютерные методы

- лабораторные методы

- ANATOME – рассекаю – изготовление препаратов

  Место анатомии в ряду медико-биологических дисциплин:

                                                                        Нормальная Анатомия


                   Гистология                             Нормальная Физиология                           Топографическая Анатомия 


Паталогическая Анатомия                  Паталогическая Физиология                        Биохимия                          фармакология


                                                    ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ


                                                Лекция №2. Общая остеология.

  Опорно-двигательный аппарат (ОДА):

  1. активная часть – мышцы;
  2. пассивная часть – скелет:
    • твердый скелет (кости и хрящи);
    • мягкий скелет (соединения между костями)

  ОСТЕОЛОГИЯ – os  -кость, logos – учение:

- общая остеология

- частная остеология.

   Функции костей (скелета):

  1. механические:

- опорная – скелет образует каркас для других органов

- защитная – образует вместилище, где располагаются внутренние органы

- двигательная – кости формируют рычаги, которые движутся под действием мышц

  1. биологические:

- обмен веществ – кости являются  депом многих элементов

- кроветворение – имеется красный  костный мозг (ККМ), единственное  место, где образуются клетки  крови.

- иммунная – клетки иммунной системы образуются в ККМ.

  1. Прочие функции:

- социальная – скелет часто  определяет социальную принадлежность

- конституционная – отражение генетической заложенности. Проявляется на скелете.

  Кость как орган:

Орган – относительно изолированная часть организма, обладающая:

- определенной формой

- локализацией

- специфическим внутренним строением

- определенным источником развития

- предназначенная для выполнения определенной функции

  У взрослого человека до 200 костей, у детей до 270. 36-40 непарные, остальные парные.

  Химический состав кости:

- вода 50% по массе от живого  вещества;

- органические вещества от сухого  остатка 1/3 – белки, жиры. Белок кости – ОССЕИН – комплекс белков коллагеновой природы.

- неорганические вещества 2/3 –  соединения кальция, фосфора, магния.

  В костях присутствуют все  элементы, с которым сталкивался  организм человека, т.к. является депом.

  Физические свойства:

- механические свойства:

  • Анизотропия – механические свойства неодинаковы во всех направлениях: нагрузка на os femoris вдоль оси до 1,5т, в поперечнике груз во много раз меньше раздавит эту кость. А. зависит от внутреннего строения кости.
  • Прочность:

На растяжение соответствует меди

На сжатие чугуну

На изгиб – каждая кость индивидуальна, к примеру череп человека до разрушения можно деформировать до 15%.

  • Эластичность – способность восстанавливаться после деформации, наиболее эластичны плоские кости, к примеру ребра.

- электропроводимость. Пьезоэффект – кости сами могут генерировать электроимпулься.

- звукопроводимость.

  Внутреннее строение костей. Костное вещество:

  На распиле кость состоит  из:

- компактного вещества – на поверхности, образует диафизы. Плотно упаковано, очень прочное и тяжелое, с высокой плотностью.

- губчатое вещество – в объемных участках. Здесь кости образованы трабекулами (балками), между ними образуются ячейки – костно-мозговая полость, она заполнена ККМ. Прочность кости обеспечивается тем, что трабекулы расположены вдоль силовых линий (сжатие, растяжение).

  Классификация костей:

По расположению:

- осевой скелет – кости расположены  вдоль средней линии;

- добавочный скелет – прикрепляется к осевому по бокам.

По строению (5 групп):

  1. Трубчатая кость

- длинная

- короткая

  1. Губчатая
  2. Плоская
  3. Смешанная (неправильная)
  4. Воздухоносная

  Трубчатая кость:

Длинная – состоит из диафиза – имеет форму округлой и трехгранной трубки, полая, содержит желтый костный мозг (ЖКМ) – жировая ткань, образованная в результате разрушения внутренней стенки кости; проксимального и дистального эпифизов – расширенные части кости, где всегда находятся гладкие суставные поверхности, покрытые слоем суставного хряща (для соединения с другими костями). Внутри эпифиза находится губчатое в-во – ККМ; метафиза – переход между Д. и Э., также проксимальный и дистальный. Здесь у детей хрящевая ткань – рост кости в длину.

  Все кости снаружи покрыты надкостницей, кроме хрящевых участков, Н. – это соед.-тканная оболочка, имеющая два слоя:

- наружный фиброзный, образована плотной оформленной соединительной тканью, основу которой составляют коллагеновые волокна. Защищает кость о механических воздействий.

- камбиальный слой, образована  РВСТ, здесь содержатся остеобласты – клетки, образующие кость.  У детей обеспечивает рост кости в толщину, у взрослых физиологическую регенерацию.

  Изнутри кости содержат пластинки  – эндоост, они содержат клетки ОСТЕОКЛАСТЫ, разрушающие кость изнутри.

Короткая – имеет один истинный эпифиз и метафиз, рост кости в длину идет в одном направлении; апофиз – выступ на кости для прикрепления мышц, связок, фасций.

  Губчатая кость – имеет форму неправильного многогранника, внутри заполненного губчатым в-ом. Обычно бля заполнения объема с ограниченным движением.

  Плоская кость – имеются две поверхности и несколько краев;

  Неправильная – сочетает в себе губчатую и плоскую кости (тазовая, позвонок)

  Воздухоносная – также неправильная, внутри имеются полости, сообщающиеся с внешней средой (височная, лобная, верхняя челюсть) – уменьшает вес костей.

  Ткани, образующие кость:

  1. Скелетные ткани

Костная

Хрящевая

  1. Соединительные ткани

Рыхлая соединительная ткань (РВСТ)

Плотная оформленная соед.ткань

  1. Кровь и лимфа
  2. Жировая ткань
  3. Ретикулярная ткань – ККМ
  4. Гладкая мышечная ткань (стенки сосудов)
  5. Нервная ткань

Из множества тканей одна ткань является ведущей!

  Строение костной ткани:

Виды:

- волокнистая костная ткань

- пластинчатая костная ткань (особенность  – микропластинки)

Клетки костной ткани:

  1. Остеобласты – клетки, образующие костную ткань
  2. Остеоциты – клетки костной ткани – отросчатые клетки, контактирующие с соседними, способствуют транспорту питательных веществ
  3. Остеокласты – клетки, разрушающие котную ткань.

Межклеточное вещество пластинчатой костной ткани:

  1. Пучки коллагеновых волокон;
  2. Гликопротеиды и гликозаминогликаны – соединяют отдельные пучки коллагеновых волокон в сеть;
  3. Кристаллы гидроксоаппатитов – обеспечивают прочность и пьезоэффект.

  Пластинчатая костная ткань  образована микропластинками, которые разделены остеоцитами.

Структурно-функциональная единица кости:

  Структурно-функциональной единицей  называется наименьшая единица, которая выполняет функцию органа.  У кости это ОСТЕОН.

Остеон – совокупность тонких костных пластинок цилиндрической формы, концентрически расположенных вокруг узкого канала – канал остеона, или Гаверсов канал, Гаверсова система – здесь проходят сосуды для питания. В каждом остеоне 16-20 пластинок.

   Пластинчатая костная ткань  так же включает в себя:

  1. Вставочные пластинки – заполняют пространство между остеонами
  2. Генеральные пластинки – охватывают кость целиком. Бывают наружные и внутренние генеральные пластинки.
  3. Прободающие, или Фольсмановые каналы – идут поперечно оси остеонов и соединяют их друг с другом и внешней средой.

  Факторы, влияющие на  форму костей:

  1. Суставы
  2. Мышцы, прикрепляющиеся к костям. Если прикрепление небольшое, образуются апофизы, если обширное, образуются ямки.
  3. Сосуды и нервы образуют борозды, каналы, отверстия.
  4. Возраст и профессия.
  5. Половые различия костей.

 

                       Лекция №3. Общая краниология.

  Функции черепа:

  1. Защита и вместилище для ГМ и Органов Чувств (ОЧ)
  2. Формирует начальные отделы пищеварительной и дыхательной систем.

  Эволюция черепа:

- мозговая капсула

- капсула для органов чувств

- висцеральный (лицевой) череп –  связан с появлением челюстного  аппарата.

  Впервые мозговой  череп соединяется с висцеральным у млекопитающих, впервые образуется височно-нижнечелюстной сустав (ВНЧС). Сплошное твердое небо имеется только у приматов.

  По сравнению с  животными, у человека висцеральный  череп занимает передне-нижнее положение и уменьшается в размерах, точнее увеличивается мозговой отдел.

  В образовании  капсул для ОЧ участвуют кости  мозгового и лицевого черепа.

  Таким образом, по функциональному  признаку череп делится на мозговой и лицевой. Граница между ними проходит по линии через надглазничные края – по скуловой кости – скуловой дуге – до наружного слухового прохода. Соотношение между мозговым и лицевым черепом с возрастом меняется: новорожденный 1:1, в 25 лет 2:1.

  По топографическому принципу мозговой череп делится на две части:

- свод черепа

- основание черепа

Граница между ними проходит по линии через: от наружного затылочного выступа – по верхней выйной линии – через основание сосцевидного отростка – по скуловому отростку височной кости – по верхнему краю наружного слухового прохода – по подвисочному гребню – по шву клиновидной и скуловой кости – по скуловому отростку лобной кости – по подглазничному краю – до носолобного шва.

  По развитию кости бывают:

- первичные – формируют свод и лицевой череп

- вторичные – формируют  основание черепа.

  Свод черепа формируют  теменная кость; чешуя лобной, затылочной, височной костей; височная поверхность  больших крыльев клиновидной  кости.

  По своему строению  они плоские. Имеют снаружи надкостницу, она соединяется с костями  с помощью поднадкостничного пространства, при этом надкостница плотно срастается по краям костей вдоль швов. Роль внутренней надкостницы костей свода – образует твердую мозговую оболочку (ТМО). Сама кость состоит из двух пластинок – наружного и внутреннего компактного костного вещества, а между ними губчатое вещество. В ячейках губчатого вещества находится диплоэ – губчатое вещество с венозной системой – диплоические вены. Наружная костная пластинка толще внутренней, а внутренняя тонкая и хрупкая – стекловидная пластинка.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Анатомия"