Лекции по «Этнология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 20:12, курс лекций

Описание работы

Проблемная область этнологии.
Этнологические сообщества и социальные институты.

Файлы: 1 файл

Этнология, лекции.doc

— 853.50 Кб (Скачать файл)

На протяжении многих веков этническая (материальная и духовная) культура русских, особенно ее обрядовая сфера находилась под сильным влиянием православной церкви. Старые языческие культы, однако, приобретали новую окраску, долгое время сохраняясь на периферии русского быта. Православная же церковь, постоянно приспосабливаясь к дохристианским народным верованиям, на протяжении веков вела борьбу с различными религиозными отклонениями (ересями). Борьба достигла высшей точки в середине XVII в. при патриархе Никоне, реформы которого привели к церковному расколу. Против никоновского обновления церкви выступило немало русских людей, которые, будучи ревнителями старины, были названы старообрядцами или староверами. В это движение были вовлечены представители различных социальных слоев, но более всего староверами были крестьяне, в сознании которых 'новые порядки связывались с еще большим их закрепощением. В быту представители этого религиозного направления в русской православной церкви да сих пор сохраняют архаические черты этнической культуры русских, чего нельзя сказать о представителях «новой веры».             

Однако, более всего процесс исчезновения многих черт народной культуры коснулся городского населения; процент которого у русских в настоящее время достигает  более 70%. У городского населения этничность выражается лишь через такие ее признаки, как язык и этническое самосознание. Что касается современного сельского населения, то у него определение черты русской народной (этнической) культуры, о которой речь шла выше, сохраняются и даже развиваются в соответствии новыми условиями. Большинство русских представители православной конфессии.

2. БЕЛОРУСЫ - народ, представители которого составляют основное население ныне независимого государства Беларусь (80 % от, всего населения страны или около 7,5 млн; чел.). До распада СССР оно входило в его состав в качестве Белорусской советской социалистической республики. До сих пор белорусы проживают на территориях бывших союзных республик СССР, численность которых составляет около 800 тыс. чел; Внутренняя миграция в самой республике направлена, в основном, из сельской местности в города, особенно в столицу страны Минск. Верующие белорусы – преимущественно православные; 25 % -приверженцев католической церкви (эта часть белорусского населения проживает, в основном, в западных районах Белоруссии и в большей или меньшей степени ощутила на себе аккультурацйю со стороны польского католицизма).     

Эмиграция белорусов за приделы их этнической территории по сравнению с русскими и украинцами, была менее многочисленной. Небольшие этнические группы лиц белорусского населения зафиксированы, в основном, в странах Зарубежной Европы, где совокупно их насчитывается 165 тыс. чел. В странах же Нового Света белорусская диаспора весьма незначительна: Аргентине - 5 тыс. чел., Канаде 6 тыс.чел., США - 20 тыс. чел.                                     

Происхождение белорусов тесно связано с этнической истоками древнерусского этноса. Уже в составе Киевской Руси наблюдался процесс консолидации населения трех северо-западных княжеств - Полоцкаго, Туровского и Смоленского. Впоследствии после распада Киевской Руси именно на территории этих княжеств в XIV в. развернулся процесс сложения белорусского народа, большая часть которого вошла в состав Великого княжества Литовского. Консолидация белорусского этноса заметно усилилась в конце XVI в. в борьбе против польско-литовского засилья; в это время по Люблинской Унии 1569 г. белорусские земли входили в состав польско-литовского государственного объединения под названием Речь Посполита. В XVIII в. в результате усиления на международной арене Российской империи этническая территория белорусов становится ее частью, включая и период существования до 1991 г. Союза Советских Социалистических Республик.

   До сих пор в белорусском  этносе сохранились такие этно-региональные  группы как полещуки, которые  в свою очередь делятся на  пинчуков и брещуков, и литвинов. Те и другие, являясь представителями белорусского этноса, имеют некоторые особенности в материальной и духовной культуре, а также в быте. Но если говорить о белорусском этносе вцелом; то его представители - исконные земледельцы, традиционно выращивающие такие сельскохозяйственные культуры, как: рожь, пшеницу, ячмень, овес, лен, коноплю. Кроме земледелия, белорусы занимаются огородничеством, пчеловодством и садоводством. Самыми .распространенными традиционными ремеслами были, а во многих деревнях и до сих пор сохраняются такие промыслы, как кузнечное, столярное, гончарное, бондарское. Традиционное жилище - бревенчатый сруб с двускатной и четырехскатное крышей. Его планировка. - это чаще всего двухкамерное строение,состоящее из хаты и сеней. Реже встречается тип трехкамерного строения, в которое обычно входят хата, сени и камора. В традиционном крестьянском костюме преобладает белый цвет. Женский традиционный костюм состоял из рубахи, поверх которой надевалась понева, юбки, сшитой из шерсти в разноцветную клетку, передника, красочно вышитого или сплетенного пояса; и обязательной безрукавки. По женским головным уборам можно было понять; замужем женщина или нет. Незамужние носили венок с налобников или орнаментированную повязку из ткани; замужние надевали чепец (каптур), под которым скрывались волосы, и намитку, имевшую большое сходство с русским повойником. Мужской национальный костюм -это, прежде всего, полотняная рубаха до колен с прямым разрезом на груди, подвязанная платком из цветной шерсти, безрукавка из цветного сукна, холщевые штаны, а также головные уборы: валяная шапка (магерка), меховая шапка (для зимы) и соломенная шляпа с широкими полями (для лета). Национальная кухня богата блюдами из муки, овощей и картофеля, зато очень бедна мясными продуктами, которые употребляли лишь по праздникам (печисты, жаркое, верещака, мачанка). Многие продукты заготавливались впрок. Из напитков наиболее распространенными были хлебный, ягодный и медовый квасы. Традиционные праздники, тесно связаные с народным календарем, часто приурочивались к религиозным праздникам; святкам (каляды), Пасхе (вяликдзень), Троице (сёмуха). Белорусский фольклор богат легендами, преданиями, сказками, былинами, но особенно народными песнями. Хорошо известны хороводные белорусские танцы каравод и танок, а также просто танцы -белорусская полька, Лявониха и Юрачка.                        . '

3. УКРАИНЦЫ (ранее употреблялось, название малороссы)-восточнославянский, народ, который так же, как русские и белорусы, является ветвью древнерусского этноса. В настоящее время украинцы составляют большинство населения (около 75 % от всего населения страны или около 40 млн. чел.) независимого государства Украина, территория которого до распада СССР (1991 г.) была одной из его частей - Украинской Советской Социалистической Республикой. Около 6 млн. украинцев проживает на территориях бывших советских республик. В дальнем зарубежье украинские диаспоры, насчитывающие около 2 млн. человек, находятся, главным образом, в США, Канаде, Аргентине.

Этногенез украинцев - это одно из проявлений этнической истории древнерусского народа. В качестве самостоятельной этнической единицы украинцы сформировались к XVI в. в районах Поднепровья (Киевщина), Полтавщины и Черниговщины. Процесс консолидации украинцев шел параллельно с их борьбой с польско-литовскими и венгерскими феодалами, а также с турецкими завоевателями, которая в XVII в. закончилась воссоединением левобережной Украины с Россией ( Переяславская рада), на правах ее автономной части. В конце XVIII в. в состав Российской империи вошли и земли правобережной Украины, что способствовало окончательному сложению украинского этноса, основная территория которого долгое время была частью российского государства, включая и период существования до 1991 г. Советского Союза. В целом украинский этнос достаточно однороден, кроме его западной территории, где до сих пор сохраняют свои культурно-бытовые особенности такие этнографические группы украинцев как лемки, бойки (верховинцы) и гуцулы.   

Этническая культура украинцев имеет определенное сходство,с этническими культурами родственных с ними народами, каковыми являются русские и белорусы, что говорит об их генетической общности. Однако несмотря на это историческое обстоятельство, своеобразие материальной и духовной культуры украинцев очевидно, проявилось в их традиционном жилище, пище, народном костюме, но особенно в фольклоре, языке и более всего - в этническом самосознании. Многие черты бытовой культуры украинцев сохранились до конца XIX - начала, ХХ вв. Традиционное сельское жилище украинцев - это двухраздельное или трехраздельное строение. Первое состояло из хаты и холодных сеней, в трехраздельном доме сени соединяли две хаты. В заднем углу хаты - духовая печь. В противоположном углу помещается «покут» (передний угол), где находились иконы и обеденный стол. Вдоль фасадной и боковой стен укрепляются лавки, а ближе к двери - кухня. Женская одежда включала в себя рубаху с длинными рукавами, юбки (спидница) и безрукавки (карсетка); дополнение к женскому украинскому костюму -браслеты, серги, кольца, ожерелья из драгоценных камней, подвески из монет (монисто, дукачи). В женском головном уборе украинок преобладали разнообразные и разноцветные платки. Мужской костюм - полотняные и ситцевые сорочки с разрезом ворота посередине груди, которые имеют орнаментальную вышивку, широкие шаровары, имеющие широкую «мотню». Национальная кухня основана на многоотраслевом сельском хозяйстве, в котором заметное место у украинцев занимает зерновое земледелие, Поэтому основу питания украинцев составляют хлебные блюда (коровай, лежень, шишки, крачун, калач, хрести, жаворонки). Кушанья из теста также имеют широкое распространение. Это, прежде всего, галушки, вареники, лапша (локшина), затирка. Как и у многих восточнославянских народов, важное место в рационе украинцев занимают разнообразные каши. Хорошо известен и типично украинский борщ, состоящий из свеклы, капусты, лука и других овощей, заправленный салом или растительным маслом. В духовной культуре украинцев важное место занимают календарные праздники и обряды, многие из которых приурочены к христианским (православным) праздникам.

 

Лекция 16.  Народы Кавказа.

 

План:

    1. Особенности этнической истории.
    2. Хозяйство и материальная  культура.
    3. Особенности духовной культуры.

1. Кавказ представляет собой своеобразную историко-этнографическую область, характеризующуюся сложным этническим составом населения. Наряду с крупными народами, насчитывающими миллионы человек, такими, как азербайджанцы, грузины и армяне, на Кавказе, особенно в Дагестане, живут народы, численность которых не превышает нескольких тысяч.

По антропологическим данным коренное население Кавказа принадлежит к большой европеоидной расе, к ее южной средиземноморской ветви. На Кавказе тредставлены три малые европеоидные расы: кавказско-балканская, переднеазиатская и индо-памирская. К кавказско-балканской расе относится кавкасионский антропологический тип, который распространен среди населения центральных предгорий Главного Кавказского хребта (восточные кабардинцы и черкесы, горные грузины, балкарцы, карачаевцы, ингуши, чеченцы, осетины), а также Западного и Центрального Дагестана. Этот антропологический тип сложился в результате консервации антропологических особенностей древнейшего местного европеоидного населения.

В кавказско-балканскую расу включается также понтийский тип, носителями которого являются абхазско-адыгейские народы и западные грузины. Этот тип сформировался также в глубокой древности в процессе грацилизации массивного протоморфного кавкасионского типа в условиях высокогорной изоляции.

Переднеазиатская раса представлена арменоидным типом, происхождение которого связано с территорией Турции и Ирана и соседних районов Армении. К этому типу принадлежат армяне и восточные грузины. В индо-памирскую расу входит каспийский антропологический тип, возникший в пределах Афганистана и Северной Индии. К каспийскому типу относятся азербайджанцы, и в виде примеси к кавкасионскому этот тип прослеживается среди кумыков и народов Южного Дагестана (лезгины и даргинцы-кайтаги). Из всех народов Кавказа только ногайцы наряду с европеоидными обладают и монголоидными признаками.

Значительная часть коренного населения Кавказа говорит на языках кавказской языковой семьи, насчитывающей около 40 языков, распадающихся на три группы: абхазско-адыгскую, картвельскую и нахско-дагестанскую.

К языкам абхазско-адыгской группы принадлежат абхазский, абазинский, адыгейский, кабардино-черкесский и убыхский. Абхазы (апсуа) живут в Абхазии, частично в Аджарии, а также в Турции и Сирии. К абхазам по языку и происхождению близки абазины (абаза), проживающие в Карачаево-Черкессии и других районах Ставропольского края. Часть их живет в Турции. Адыгейцы, кабардинцы и черкесы называют себя адыгэ. Адыгейцы населяют Адыгею и другие районы Краснодарского края. Кроме того, они живут в Турции, Сирии, Иордании и других странах Ближнего Востока и Балкан. Кабардинцы и черкесы проживают в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии. Имеются они в странах Ближнего Востока.. Убыхи в прошлом жили вдоль Черноморского побережья, к северу от Хосты. В настоящее время небольшое число их проживает в Сирии и Турции.

К картвельским языкам относится грузинский язык и три языка западных грузин — мегрельский, лазский (или чанский) и сванский. В нахско-дагестанскую группу языков входят нахские и дагестанские. К нахским принадлежат близкородственные чеченский, ингушский. Чеченцы (нахчо) живут в Чечне, ингуши (галга) в Ингушетии, часть чеченцев проживает также в Грузии (кисты) и Дагестане (аккинцы).

Дагестанскую группу составляют: а) аваро-андоцезские языки ; б) лакско-даргинские языки; в) лезгинские языки .Из всех перечисленных языков только грузинский имел свою древнюю письменность, основанную на арамейской графике. Народы Кавказа говорят также на языках индоевропейской, алтайской и афразийской языковых семей. Индоевропейская семья представлена иранской группой, а также армянским и греческим языками. Ираноязычными являются осетины, таты, талыши и курды. Особняком в индоевропейской семье стоит язык армян. Часть кавказских греков (ромеи) говорит на новогреческом языке.

После присоединения Кавказа к России там стали селиться русские и другие народы из Европейской России. Алтайская семья языков на Кавказе представлена своей тюркской группой. Тюркоязычными являются азербайджанцы, туркмены (трухмены), кумыки, ногайцы, карачаевцы, балкарцы и греки-урумы.

Ассирийцы говорят на языке семитской группы афразийской языковой семьи. Живут преимущественно в Армении и других местах Закавказья.

Кавказ был освоен человеком с древнейших времен. Там обнаружены археологические культуры нижнего и среднего палеолита.  Основываясь на материалах лингвистики и антропологии, можно сделать вывод, что потомками древнейшего «автохтонного» населения Кавказа являются народы, говорящие на языках кавказской языковой семьи. В ходе своего дальнейшего этнического развития они вступали в этнокультурные контакты с другими этносами и в зависимости от конкретных исторических условий смешивались с ними, инкорпорируя их в свою этническую .среду, или сами подвергались ассимиляции.

В I тысячелетии до н.э. и в первых веках н.э. степные пространства к северу от Кавказского хребта были заняты последовательно сменявшими друг друга ираноязычными кочевыми племенами: киммерийцами, скифами, сарматами и аланами. В середине IV в. на Северный Кавказ вторглись тюркоязычные кочевники - гунны. В конце IV в. здесь сложилась крупная конфедерация тюркских племен во главе.

В VI-VII вв. часть кочевников перешла к полуоседлости и оседлости ва равнинах и в предгорьях, занимаясь земледелием и пастушеским скотоводством. В этот период происходили процессы этнополитической консолидации среда кавказоязычного населения: среди восточных и западных адыгов.

Информация о работе Лекции по «Этнология»