Лекции по «Этнология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 20:12, курс лекций

Описание работы

Проблемная область этнологии.
Этнологические сообщества и социальные институты.

Файлы: 1 файл

Этнология, лекции.doc

— 853.50 Кб (Скачать файл)

Среди народов Северного Кавказа (адыгейцев, черкесов, кабардинцев, карачаевцев и балкарцев) ислам насаждался турецкими султанами и крымскими ханами. Из Дагестана мусульманство пришло к чеченцам и ингушам. Особенно укрепилось влияние ислама в Дагестане. Чечне и Ингушетии в период освободительного движения горцев под руководством Шамиля. Большинство мусульман Кавказа принадлежит к суннитам; шииты представлены в Азербайджане. Однако ни христианство, ни ислам не вытеснили древних местных верований (культы деревьев, явлений природы, огня и др.), многие из которых вошли составной частью в христианскую и мусульманскую обрядность.

Богато и разнообразно устное поэтическое творчество народов Кавказа.. Для устного творчества кавказских народов характерно разнообразие сюжетов и жанров. В поэтическом творчестве значительное место занимают эпические сказания. На Северном Кавказе среди осетин, кабардинцев, черкесов, адыгейцев, карачаевцев, балкарцев, а также абхазов бытует нартский эпос, сказания о героях-богатырях нартах.

У грузин известен эпос о герое Амирани, боровшемся с древними богами и прикованном за это к скале; романтический эпос «Этериани», повествующий о трагической любви царевича Абесалома и пастушки Этери. У армян широко распространен средневековый эпос «Сасунские богатыри», или «Давид Сасунский», воспевающий героическую борьбу армянского народа с поработителями.

Лекция 17.    Неславянские народы России. Ч.1.

План:

    1. Неславянские народы северной России.
    2. Неславянские народы Поволжья.

 

1. КАРЕЛЫ - народ Российской Федерации, составляющий, большинство (около 80 тыс. чел. жителей республики Карелия (до распада СССР - Карельская АССР), Общая численность в Российской Федерации- около 125 тыс. чел. Проживают, кроме Карелии, в Тверской, Ленинградской, Мурманской, Архангельской, Московской и других областях. Говорят на карельском языке, который имеет несколько диалектов .(собственно карельский, ливвиковский, людиковский) и относится к финно-угорской  группе уральской языковой семьи.

С точки зрения физической (биологической) антропологии карелы принадлежат к беломоро-балтийской расе, входящей в большую европеоидную расу. Однако в некоторых группах карельского населения прослеживается небольшая монголоидная примесь. Русские летописи называют их предков, которые в IX в. населяли северо-западное побережье Ладожского озера, - «корела». Освоив в XI- XII вв. западную часть теперешней территории.Карелии, корела постепенно продвигались на север и на восток, смешиваясь с лопарями (саами) и вепсами;. С XII в., войдя а состав Русского государства находились под постоянным этнокультурным влиянием русских, что, «однако, не помешало консолидации карельского этноса, произошедшей в середине ХV в.

Традиционный вид хозяйства карелов - трехпольное и подсечное земледелие (рожь, ячмень,овес, горох, редька, репа, а с конца XIX в. -свекла, морковь, картошка, брюква) и животноводство (коровы, лошади, свиньи). Немаловажное значение в традиционном хозяйстве карел имеет рыболовство. Тип жилица-близок к северно - русскому при наличии некоторой специфики, которая проявляется  в архитектурном декоре. В народном костюме также имеют место формы, присущие традиционной  одежде русских Европейского Севера: сарафан, рубаха. Однако в национальном карельском костюме существуют и свои особенности: в Прионежье можно встретить тип древней несшитой юбки (хурстут); среди  северных карел - рубаху с разрезом на спине,мужские шейные платки, вязаные и плетенные пояса и наголенники, а среди южных карел широко распространена архаическая вышивка.                       

В традиционной карельской пище существуют особенности, отличающие их от проживающего рядом русского населения. Эти рыбные похлебки с добавлением мучных продуктов, пироги с крупой и  картофелем (калитки), запеченная в молоке и сметане рыба. Из напитков особенно традиционны для карел квас из репы, чай, чуть подсоленый кофе. Фольклор имеет некоторое сходство с финским: древние песнопения (руны), которые сопровождаются игрой на кантеле (щипковый музыкальный инструмент), сказки с древними героями и сюжетами из древней финской истории, и, наконец, карело-финский эпос «Калевала''.

СААМЫ (самоназвание - саами, саамь, саме, устаревшее название –лопари) - народ, расселенный на Кольском полуострове (кольские-саамы 1615 чел.), Норвегии (30 тыс. чел.), Швеции (17тыс. чел.) и Финляндии (5 тыс. чел.). Прежнее название «лопари» имеет скорее всего финско-скандинавское происхождение, перешедшее затем и к русским. Антропологически саамы весьма своеобразны; их относят к лапоноидному типу (монголоидная примесь) большой европеоидной расы. Саамский язык составляет свою отдельную подгруппу финно-угорской группы уральской языковой семьи. В языке Кольских саамов существует четыре диалекта,а также несколько говоров. Верующие саамы в Скандинавии и Финляндии - лютеране, в России - православные.                      

Саамы— древнее население европейского Крайнего Севера. Их предки занимали более обширную территорию, но в течение нескольких веков оттеснялись на север и ассимилировались русскими, карелами, финнами и скандинавами. Основным занятием саамов долгое время были охота и рыболовство, но с XVII в. они становятся оленеводами, сохраняя этот тип хозяйства в качестве основного до сих пор. Традиционное жилище - переносной конусовидный шалаш, основу  которого составляют жерди. На них покрывается мешковина (летом) или оленьи шкуры (зимой). У Кольских саамов это жилище называется «кувакса» , у скандинавских - «кота», традиционная мужская и женская одежда отличается друг от друга незначительно. Это прямая рубаха; сшитая из  сукна или холста, которую мужчины подпоясывают широким кожаным ремнём. Зимняя одежда у  саамов представляет

собой глухую накидну из олених шкур мехом наружу, которая стягивается  ремешками. Традиционная пища состоит главным образом из оленьего мяса (зимой) и из рыбы (летом).  Фольклор саамов -это прежде всего, мифы, народные сказания и предания. Долгое время у народа саами сохранялись пережитки  шаманизма.

КОМИ - самоназвание двух близких народов. Один из них -собственно коми, называющие себя также коми морт или коми войтыр и которых ранее называли зырянами (образуют коренное население республики Коми, численность - около 300 тыс. чел.); другой - коми-пермяки, оставляющий основу населения Коми-Пермяцкого автономного Округа (95,5 тыс. чел.). Представители первого народа проживают также в Архангельской, Свердловской, Мурманской, Омской, Тюменской областях, Ненецком  и Ханты-Мансийском автономных округах, Представители второго народа населяют, кроме Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермскую область. Собственно коми говорят на коми (- зырянском) языке, имеющим десять диалектов. Коми-пермяки говорят на коми-пермяцком языке, имеющим заметное родство с коми (-зырянским) и удмуртским языками. Все они принадлежат к финно-угорской группе уральской языковой семьи. Верующие коми -православные и староверы.

Древние предки коми населяли бассейн среднего и верхнего течений Камы, часть их во второй половине I-го тыс. н.э. переселилась в бассейн реки Вычегды и смещалась с проживавшими там фино-угорскими народами. В результате этого смешения сформировались два племенных  конгломерата:   вычегодская  пермь,  ставшие-непосредственными предками собственно коми, и великая пермь (предки коми-пермяков).                                            ,

Этническая культура народа коми связана со средой его обитания, а наличие резервной территории позволяло коми сохранять традиционный хозяйственный комплекс почти неизменным. В XII в. начался переход от подсечно-огневого к пашенному земледелию, а к XV в. коми освоили трехпольное земледелие, однако еще в начале XX в. у коми можно было встретить все три типа земледелия; подсечное, переложное и трехпольное. Основными зерновыми культурами до сих пор являются ячмень, рожь, овес, пшеница, лен, конопля. Жилище коми - это срубные дома, состоящие из двух изб - летней (лункерка) и зимней (войкерка). В народной одежде прослеживается большое сходство с традиционным костюмом русских Европейского Севера; Женский костюм состоит из сарафана различных типов (шушун, кунтей,синяк, китайка), рубахи, передника (запон) ,мужской – из рубахи, штанов с широким шагом (гач), пояса и войлочной шляпы. С наступлением холодов надеваются кафтаны, а зимой - шубы. Достаточно самобытной является одежда для охоты. Это наплечная накидка (лузан), вязаные чулки, кожаные туфли (уляди) и также кожаные высокие сапоги (бахилы). Из традиционной кухни выделяются блюда из мяса и рыбы, хотя и продукты растительного происхождения также употребляются в пищу.

Традиционный промысел в основе своей связан с народным искусством: вышивкой, узорчатым ткачеством и вязанием, аппликацией из меха, резьбой по дереву. Фольклор коми состоит из песен, сказок, эпических сказаний о Пере-богатыре, а также из преданий о чуди, которых коми считают своими историческими предками.            

Материальная и духовная культура коми-пермяков близка этнической культуре собственно коми. Их традиционное занятие- пашенное земледелие (зерновые, конопля, лен, горох). Распространено  животноводство (лошади, коровы), пчеловодство, рыболовство. Жилище коми-пермяков - срубные трехраздельные дома, близкие по своему типу к северорусскому (изба-сени-изба). Вплотную к жилому помещению пристраиваются хозяйственные постройки. Традиционная одежда также имеет большое сходство с народным костюмом собственно коми. Женская одежда состоит из сарафана (дубас, рубахи, узорного пояса (покром), передника (запон). Мужская - из штанов (вешьян), рубахи, которая подпоясана узорным поясом. Поверх нижней одежды носится холщовый балахон (шабур), холщовые кафтаны, шуба (пась). Традиционная пища коми-пермяков состоит из ячменного и ржаного хлеба, овощей, рыбы, грибов, ягод. Мясные блюда употребляются редко, преимущественно по праздникам. Прикладное искусство коми-пермяков связано с традиционными промыслами, такими как узорное ткачество, реазьба и роспись по дереву и кости; обработка бересты и рогов. Известен коми-пермяцкий эпос о Лере и Мизе, а также о Пеле и Кудым-Оше, распространены предания о чуди, былички, сказки.        

2. ТАТАРЫ (самоназвание - татар)- один из самых крупных народов России(шестой по численности, более 6,5 млн. чел.), составляющий основное (коренное) население республики Татарстан. Татары проживают также в республике Башкортостан, в Челябинской,Пермской, Свердловской, Оренбургской и Астраханской областях, на юге Сибири и Дальнем Востоке. После распада СССР небольшое количество татар. продолжает оставаться в некоторых странах СНГ- республиках Центральной Азии и Казахстане.

Этноним (название народа) «татары» исторически прослеживается с VI в. н.э. среди конгломерата монгольских племен, кочевавших к юго-востоку от озера Байкал. В период монгольских завоеваний, происходивших в XII- XIVв. так назвались некоторые народы, вошедшие в состав одного из государств, образовавшихся в результате этих завоеваний и получившего название Золотая Орда. В дальнейшем татарское население дифференцировалось, в результате чего сформировалось несколько этно-территориальных групп татарского населения, из которых особенно выделялись такие, как татары Среднего Поволжья и Приуралья (казанские татары, касимовские татары и мишари), татары Нижнего Поволжья или астраханские татары (юртовские татары, кундровские татары и карагаши) и, наконец, татары Сибири (тобольские, барабинские и томские татары). Подобный географический разброс татарского населения повлиял на его антропологическое разнообразие. Татары Среднего Поволжья и Приуралья близки по своей антропологии к представителям большой европеоидной расы. Большая часть астраханских и сибирских татар антропологически приближаются к южносибирскому варианту большой монголоидной расы. Такая неоднородность проявляется и в языках; на которых говорят различные группы татар: поволжские, приуральские и сибирские татары говоря на языке кыпчакской подгруппы, входящей в тюркскую группу алтайской языковой семьи, в то время как язык астраханских татар, имея ногайскую основу, более всего близок к классическому татарскому языку. Верующие татары - мусульмане-сунниты.

Татары преимущественно земледельцы (выращивают рожь, пшеница, овес, горох, ячмень, гречиху, просо, лен, коноплю). Менее развито у них животноводство (разводят мелкий и крупный рогатый скот, лошади, домашняя птица). Среди традиционных ремесел особенно выделяются-обработка кожи и шерсти, изготовление узорной обуви и вышитых головных уборов. Традиционный татарский дом (четырех- или пятистенная изба) делится на мужскую и женскую половины.

В мужской и женской нательной одежде традиционного костюма главным элементом; является туникообразная рубаха и штаны с широким шагом. На рубаху мужчины и женщины надевают приталенный камзол, причем женские камзолы длиннее мужских. Верхняя одежда как мужская, так и женская - бешмет, стеганный на вате. Мужской головной убор – шапка(зимой), тюбетейка, войлочная шляпа (летом). Очень самобытны женские головные уборы: вышитая бархатная шапочка под названием калфак, украшенный снаружи серебряными монетами головной убор (кашпау) и разнообразные покрывала с вышивкой. Из традиционной обуви особо выделяются ичеги, сшитые из мягкой кожи, и туфли, инкрустированные цветной кожей. Традиционная пища состоит в основном из мясо-молочных блюд, а также из блюд растительного происхождения: каша; хлеб из кислого теста, лепешки (кабартма), блины, сдобы из пресного теста (бавырсак, кош, теле). Ритуальное блюдо - мед смешанный с маслом; свадебный напиток - смесь фруктов и растворенного в воде меда (ширбэт). Самым значительным национальным праздником является сабантуй, посвященный весеннему севу (с традиционными состязаниями - борьбой, бегом, конными скачками). Устное народное творчество богато сказками, легендами, песнями, загадками, поговорками. Одним из основных жанров являются байты - эпические или лиро-эпические произведения, рассказывающие об истории татарского народа.

БАШКИРЫ (самоназвание – башкорт) - народ, образующий основное население одной из национальных республик Российской Федерации (РФ) - Башкортостана. За пределами своей этнической территории живут в Челябинской, Курганской, Оренбургской, Пермской и Свердловской областях РФ. Общая численность в России на начало 1990-х годов Около 1,5 млн., в том числе в Башкортостане 864 тыс. чел.

Происхождение башкирского этноса тесно связано со скотоводческими племенами тюркского происхождения, кочевавшими до прихода на территорию Южного Урала в приаральско-сырдарьиноких степях. Однако самыми древними предками башкир были ираноязычные сарматы и различные финно- угорские племена. Именно поэтому антропологический тип башкир неоднороден. Часть их относится к субуральскому типу переходной уральской расы; башкиры, живущие на северо-западе республики, близки к восточно-европейскому типу среднеевропеоидной расы; и, наконец, восточные башкиры имеют много общего с представителями южносибирской расы. Башкирский язык принадлежит к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской языковой семьи, имея несколько диалектов. Среди башкир широкое распространение имеют русский и татарский языки.

Информация о работе Лекции по «Этнология»