Пищеварительная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 10:10, контрольная работа

Описание работы

Для поддержания обмена веществ и энергии и осуществления жизнедеятельности организма необходимо поступление из внешней среды органических и неорганических веществ. Содержащиеся в пище белки, жиры, углеводы и другие сложные органические вещества не могут быть усвоены организмом человека и животных без предварительной физико-химической обработки в желудочно-кишечном тракте, в результате которой происходит деполимеризация молекул питательных веществ.

Содержание работы

Введение с.3

Пищеварительная система с.3
функции желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) с.4
общие принципы регуляции процессов пищеварения с.5
методы изучения органов пищеварения с.6

Пищеварение в полости рта: с.7
состав и свойства слюны с.7
функции слюны с.7
регуляция слюноотделения с.8

Пищеварение в желудке с.9
Состав желудочного сока и расщепление пищи в желудке с.9
Механизм желудочной секреции с.10
Моторная функция желудка, ее регуляция с.12
Состав и свойства сока поджелудочной железы.
Регуляция секреции поджелудочной железы с.13
Роль печени в пищеварении. Состав желчи, ее
участие в пищеварении с.14
Пищеварение в толстых и тонких кишках с.17
Общие представления о механизмах всасывания
в различных отделах пищеварительного тракта с.19
Физиологические механизмы состояния голода и жажды с.21

Заключение с.24

Список литературы с.25

Файлы: 1 файл

пищеварение.docx

— 64.97 Кб (Скачать файл)

Важнейшей приспособительной  реакцией организма при дегидратации организма является жажда. Жажда  — это субъективное ощущение человека, возникающее при абсолютном или  относительном (к содержанию натрия) дефиците воды в организме и приводящее к поведенческой реакции по приему воды. Таким образом, жажда является одной из основных биологических  мотиваций (т. е. побуждений к деятельности), обеспечивающих поддержание жизнедеятельности  человека. Формирование чувства жажды  связано с возбуждением питьевого  центра, локализованного в структурах гипоталамуса и лимбики.

Возбуждение этого центра обусловлено несколькими причинами. Во-первых, при повышении осмотического  давления крови и внеклеточной жидкости, уровня натрия в них происходит раздражение  центральных и периферических осморецепторов и рефлекторное возбуждение центра. Во-вторых, возбуждение центра и  возникновение жажды имеет место  и при уменьшении объема циркулирующей  крови без сдвига осмотического  давления. В этом случае ее формирование обусловлено двумя механизмами: 1) волюморефлексом от волюморецепторов правого предсердия и полых вен, возникающим в ответ на уменьшение растяжения этих областей низкого давления сниженным объемом крови;2) уменьшенный  объем крови ведет к активации  юкстагломерулярного аппарата почек  и секреции ренина, что увеличивает  в крови уровень ангио-тензина-II. Ангиотензин-II — один из мощных дипсогенных (от греческого dipsa — жажда) факторов, стимулирующий структуры субфорникального органа (СФО) межуточного мозга, который  является частью питьевого центра. В-третьих, возбуждение питьевого  центра и жажду вызывают ней-ропептиды, образуемые в самой мозговой ткани. Так, повышение концентрации натрия в крови при дегидратации влечет образование в мозговой ткани  натрийуретического пептида, подобного  атриопептиду, также относящегося к  дипсогенным факторам. Дипсогенными являются и образуемые в мозговой ткани ангиотензин-II, окситоцин и  вазопрессин.

Питьевой центр может  возбуждаться и после еды. Механизм жажды в этих случаях обусловлен гормональными эффектами.

Выраженное и продолжительное  ограничение приема воды — водное голодание — ведет к выходу жидкости из клеток во внеклеточную среду  и формированию состояния дегидратации клеток, что вызывает тяжелые расстройства, особенно со стороны центральной нервной системы, клетки которой чувствительны к сдвигам водно-солевого гомеостазиса. Как правило, вместе с водой клетки теряют и К+, что вызывает сдвиги мембранного потенциала и еще более усугубляет расстройства деятельности нервной системы и других возбудимых тканей. Избыточные потери воды (при гипервентиляции легких, обильном потоотделении при тяжелой физической работе и высокой температуре среды) также ведут к гипертонической дегидратации, поскольку при этом потери воды намного превышают потерю электролитов (главным образом, натрия). Формирующиеся при этом интегративные механизмы регуляции водно-солевого гомеостазиса аналогичны описанным выше при дефиците приема жидкости.

 Таким образом, основными  физиологическими механизмами, препятствующими  повышению осмотического давления  жидкостей внутренней среды, являются  повышение секреции вазопрессина и жажда. При этом порог реакции увеличения секреции вазопрессина расположен на уровне более низких значений осмотического давления, чем порог жажды; следовательно, в процесс нормализации повышенного осмотического давления вначале вовлекается прирост секреции вазопрессина, а затем уже жажда.

Заключение 

Пищеварение — это совокупность процессов, обеспечивающих механическое измельчение и химическое (главным  образом ферментативное) расщепление  пищевых веществ на компоненты, лишённые видовой специфичности и пригодные  к всасыванию и участию в обмене веществ организма животных и  человека. Поступающая в организм пища всесторонне обрабатывается под  действием различных пищеварительных  ферментов, синтезируемых специализированными  клетками, причём расщепление сложных  пищевых веществ (белков, жиров и  углеводов) на всё более мелкие фрагменты  происходит с присоединением к ним  молекулы воды. Белки расщепляются в конечном итоге на аминокислоты, жиры — на глицерин и жирные кислоты, углеводы — на моносахариды. Эти  относительно простые вещества подвергаются всасыванию, а из них в органах  и тканях вновь синтезируются  сложные органические соединения. Известно 3 основных типа пищеварения: внутриклеточное, дистантное (полостное) и контактное (пристеночное). Всасывание нутриентов является конечной целью процесса пищеварения. Этот процесс осуществляется на всем протяжении ЖКТ.

Список  литературы

 

  1. Агаджанян Н. А., Тель Л. З., Циркин В. И., Чеснокова С. А. Физиология человека (курс лекций) СПб., СОТИС, 1998.
  2. Мамонтов С. Г. Биология (Учеб. пособие) М., Дрофа, 1997.
  3. Нечаев А. П., Траубенберг С.Е., Кочеткова А. А. и др. " Пищевая химия" Под ред. Нечаева. Издание 3-е – СПб.: ГИОРД, 2004. – 640с.
  4. Оке С. Основы нейрофизиологии М., 1969.
  5. Сапин М. П., Сивоглазов В. И. "Анатомия и физиология человека" : Учеб. пособие для студ .сред пед. Учеб. Заведений. –М.: Издательский центр " Академия",1997.- 448с.
  6. Сапин М.Р., "Анатомия и физиология человека" (с возрастными особенностями детского организма) : Учебник для студ. образовательных учреждений 6-е издание. –М.: Издательский центр " Академия",2008.- 384с.
  7. Сидоров Е. П. Общая биология М., 1997.
  8. Фомин Н. А. Физиология человека М., 1992.

 

 

 


Информация о работе Пищеварительная система