Профилактика утомления и переутомления школьников в процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 21:47, реферат

Описание работы

Залогом нормального функционального состояния учащихся в процессе учебной деятельности, возможности поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предотвращать преждевременное утомление правильная ор рганизация урока, уровень его гигиенической направленности Задача школы не только дать ребенку необходимое образование, но и сохранить в процессе обучения ее здоровьея.
В распорядке дня учащегося утомительны статические нагрузки преобладают над динамическими, которые естественны для младших школьников, поскольку развитие двигательных центров, особенно активен в 3-6 лет, у них продовжует ться Выполнение домашнего задания тоже требует длительного вынужденного сохранения статической рабочей позы

Файлы: 1 файл

Залогом нормального функционального состояния учащихся в процессе учебной деятельности.docx

— 19.71 Кб (Скачать файл)

Профилактика утомления и переутомления школьников в процессе обучения

Залогом нормального функционального состояния учащихся в процессе учебной деятельности, возможности поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предотвращать преждевременное утомление правильная ор рганизация урока, уровень его гигиенической направленности Задача школы не только дать ребенку необходимое образование, но и сохранить в процессе обучения ее здоровьея.

В распорядке дня учащегося утомительны статические нагрузки преобладают над динамическими, которые естественны для младших школьников, поскольку развитие двигательных центров, особенно активен в 3-6 лет, у них продовжует ться Выполнение домашнего задания тоже требует длительного вынужденного сохранения статической рабочей позы Следствием этого является длительное и значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и нервов в системе, что приводит к нарушению их функцииій.

Объективной реакцией на деятельность является утомление

Усталость (утомление) - закономерный процесс временного снижения работоспособности, возникает вследствие длительной, интенсивной работы

Ученые используют также термин \"усталость\" Утомление и усталость являются объективными явлениями, а усталость - субъективным

Утомленность - субъективное психическое явление, которое сопровождается ощущением слабости и нежеланием работать

Довольно часто усталость развивается вследствие отсутствия привычки к систематическому труду Чтобы преодолеть усталость необходимо отдыхать, иначе развивается переутомление

Переутомление - нарушение нормального физиологического функционирования организма, что можетсвидетельствовать о определенное заболевание

Это промежуточный между здоровьем и болезнью состояние организма, требующее немедленного педагогического и медицинского вмешательства

Биологическое значение усталости заключается в том, что она приводит к возникновению торможения в нервных клетках, обеспечивая таким образом защиту всего организма, прежде всего центральной нервной системы, в от перенапряжения и разрушения Проблему усталости решают в три этапа: выявляют ее причины и механизмы развития; диагностируют усталость и оценивают работоспособность разрабатывают методы профилактики втоми.

По различным видам мышечной деятельности основными причинами развития утомления является совокупность нарушений в основных функциональных системах организма:

а) нервно-мышечном аппарате в связи с изменением обмена веществ и снижением проводимости синапсов;

б) ЦНС вследствие снижения возбудимости нервных центров через сильную и продолжительное действие рецепторных импульсов;

г) эндокринной системе в связи с избыточным поступлением в кровь гормонов гипофиза и надпочечников в эмоционального напряжения или наоборот, вследствие ослабления функций этой системы при длительной вы иснажливий работе;

г) системах кровообращения и дыхания за счет ослабления сократительной способности сердечной мышцы и дыхательных мышц, замедляет кислородное снабжение организма и окисление продуктов обмена

Значение каждой причины усталости изменяется в зависимости от характера, интенсивности и продолжительности трудовой деятельности Например, усталость быстро развивается при монотонной, статической и сенсорно обедненной деятельностиі.

Среди факторов учебной среды всего на работоспособность учащихся уплывает микроклимат помещения, особенно температура, влажность и скорость движения воздуха, уровень шума, характер освещения Ро азвитие утомления зависит от состояния здоровья учащихся, психологических показателей - уровня тревожности, волевых качеств, внимания тощо.

Проявления (признаки) усталости бывают:

1) ощущение слабосилия (человек чувствует ухудшение работоспособности даже если производительность труда не снижается, оно выражается как переживание особой, обременительной напряжения и неуверенности; человеку кажется, что она не может продолжать работу должным образом)

2) расстройство внимания, что является одной из наиболее  чувствительных к усталости психологических  характеристик;

3) расстройства моторной  сферы (замедление или беспорядочная  торопливость движений, расстройство  их ритма, ослабление точности  и координации движений);

4) ухудшение памяти и  мышления (особенно при усталости  в процессе умственной деятельности);

5) ослабление воли (уменьшение  решительности, выдержки, самоконтроля);

6) сонливость (проявление  охранительного торможения)

В учебном процессе важнейшими являются внешние признаки усталости (табл. 21)

Таблица 21

Внешние признаки утомления при умственной деятельности

Признаки

Усталость незначительная

Усталость значительная

Усталость острая

Внимание

Редкие отвлечения

Внимание непрочное, частые

отвлечения

Внимание: ослаблено, реакции на новые раздражители (новые словесные указания) отсутствуют

Вне

Вне

непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища

Частая смена позы, повороты головы в разные стороны

поддержания головы руками

Стремление положить голову на стол, выпрямиться, откинувшись на спинку стула

Движения

Точные

Неуверенные, медленные

Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка)

Интерес

Живой интерес

отношение

вопросов

Слабый интерес, отсутствие вопросов

Полное отсутствие интереса, апатия


Причинами усталости у школьников могут быть: недосыпание, чувство голода, неполное восстановление сил после перенесенной болезни, первые симптомы болезни и т.д. Различают субъективные критерии выяснения усталости (в чувство утомления, которое определяется путем опроса учащихся в течение учебного процесса) и объективные (эффективность учебного процесса, состояние функциональных систем организма школьников (опорно-двигательно й, кровеносной, дыхательной, сенсорной, высшей нервной деятельности и т.д.), которые определяют с помощью специальных методов исследования).

Для предотвращения снижения работоспособности учащихся на уроке используют такие способы профилактики утомления:

- оптимизация условий  проведения урока путем обеспечения  благоприятного микроклимата, освещенности, рациональных рабочих поз, чередование  деятельности и отдыха;

- преимущественное использование  первой сигнальной системы, а  также метода переключения анализаторов, особенно в начале изучения  новой темы;

- проведение физкультурных  пауз (в начальных классах - на  каждом уроке, в старших - на четвертом  и пятом уроках);

- соответствие учебных  и наглядных средств и методов  их использования эргономическим  требованиям;

- учет возрастных возможностей  учащихся при определении степени  сложности определенных элементов  учебной нагрузки;

- сокращение продолжительности  урока в первом классе до 35 мин;

- формирование положительной  мотивации и благоприятного эмоционального  климата в классе

Русский физиолог М Введенский (1852-1922) отмечал, что быстрое утомление от работы связано прежде всего с нерациональной ее организацией Как утверждал ученый, физиологической основой производительной й умственного труда есть такие гигиенические требования: постепенное вхождение в работу, ее ритмичность, соблюдение последовательности и систематичности в трудовой деятельности, правильное чередование труда и отдыха, дневной тренировки, способствует формированию умений и навыков применять гигиенические требованияги.

Самыми средствами профилактики утомления у школьников является учет возрастных возможностей учащихся при определении уровня сложности учебного материала, оптимизация микроклимата учебной среды, очередь ування рабочих поз, деятельности и отдыха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по анатомии и возрастной физиологии

студентки заочной формы обучения 1-го курса 112 группы

Института дополнительного профессионального образования

По направлению «Психолого-педагогическое образование»

Габибовой Марины Натиг-кызы

 

                                     

 

 

                                                

 

                                     Проверил: Ларионов О.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2014

 


Информация о работе Профилактика утомления и переутомления школьников в процессе обучения