Шпаргалка по "Анатомии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 21:27, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит 50 ответов на вопросы по дисциплине "Анатомия"

Файлы: 1 файл

Билеты Возрастная анатомия, физиология, гигиена (дошфак).docx

— 239.46 Кб (Скачать файл)

1. Дайте определение понятиям  анатомия, физиология, определите предмет  изучения, раскройте значение этих  наук для подготовки воспитателей  детей дошкольного возраста

 

Анатомия изучает строение тела и отдельных его органов.

Физиология изучает жизненные процессы, протекающие в организме, иными словами, работу, или функции, как отдельных органов, так и всего организма в целом. На основе достижений физиологии были разрешены многие вопросы, связанные с правильной организацией питания и общим оздоровлением условий жизни.

Дошкольная гигиена - наука об охране и укреплении здоровья детей первых лет жизни (от рождения до 7 лет). Опираясь на возрастную анатомию и возрастную физиологию, она изучает влияние на детей различных условий среды, выявляет и старается смягчить или полностью устранить все, что вредит здоровью ребенка, подбирает такие естественные и искусственные условия, которые благоприятствуют его росту и развитию, укрепляют его здоровье.

Анатомические и физиологические сведения об организме  ребенка дошкольного возраста тесно увязаны с гигиеническими.

Воспитатель дошкольного учреждения не только воспитывает детей, но и  охраняет их здоровье. Он должен принимать  активное участие во всех мероприятиях, которые направлены на оздоровление детских коллективов и создание нормальных условий как окружающей среды, так и всего учебно-воспитательного процесса. Он должен прививать детям гигиенические навыки и повышать санитарною культуру в их домашнем быту.

Пройдет много лет, прежде чем беспомощный  младенец станет взрослым человеком. В  течение всего этого времени  ребенок растет, развивается. Изменяются строение и работа его органов, а  также потребности организма, его  реакции на условия внешней среды. Для создания наилучших условий  роста и развития ребенка, для  правильного его воспитания и  обучения надо знать особенности  его организма; понимать, что полезно  для него, что вредно и какие  меры следует принимать для укрепления здоровья и поддержания нормального  развития. Вот почему в план подготовки работников дошкольных учреждений включена возрастная анатомия, возрастная физиология и дошкольная гигиена.

 

2. Организм как целостная биологическая  система

 

Организм человека - единое целое. Человек с его сложным  анатомическим  строением, физиологическими и психическими особенностями представляет собой  высший этап эволюции органического  мира. Характерным для всякого  организма является определенная организация  его структур.

Для каждого организма характерна определенная организация ею структур. Выделяют шесть уровней организации  человеческого организма:

1) молекулярный;

2) клеточный: 

3) тканевой;

4) органный;

5) системный. 

6) организменный. 

Молекулярный уровень организации. Любая живая система, как бы сложно она ни была организована, проявляется  на уровне функционирования биологических  макромолекул (биополимеров): нуклеиновых  кислот, белков, жиров (липидов), полисахаридов, витаминов, ферментов и других органических веществ. Молекулы белка, в свою очередь, расщепляются в организме на молекулы мономеры - аминокислоты, жиры - на молекулы глицерина и жирных кислот, углеводы - на молекулы глюкозы и т.д. С молекулярного  уровня начинаются важнейшие процессы жизнедеятельности организма.

Клеточный уровень организации. Клетка - элементарная структурная, функциональная и генетическая единица многоклеточного  организма. Клетки сложного организма специализированы. Каждая клетка имеет клеточную мембрану, цитоплазму и ядро. Мембрана ограничивает внутреннюю среду клетки, защищает ее от повреждений. регулирует обмен веществ между клеткой и средой, обеспечивает взаимосвязь с другими клетками. Цитоплазма - внутренняя полужидкая среда клетки, к которой находятся органоиды клетки, в том числе и ядро, которое выполняет функции хранения и передачи наследственной информации, регуляции синтеза белка; деление ядра лежит в основе размножения клеток

Тканевой уровень организации. Ткани - это группы клеток и межклеточного  вещества, объединенные общим строением, функцией и происхождением. Различают  четыре основные группы тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная.

Эпителиальная (пограничная) ткань  находится на поверхностях, граничащих с внешней средой, и выстилает  изнутри стенки полых органов, кровеносных  сосудов, входит в состав желез организма. Эпителий обладает высокой способностью к восстановлению (регенерации), служит материалом для волос, ногтей, эмали  зубок.

Соединительные ткани (ткани внутренней среды) выполняют питательную, транспортную и защитную (кровь, лимфа), а также  опорную (сухожилия, хрящи, костная ткань) функции. Разновидностью соединительной ткани является жировая.

Мышечная ткань делится натри  вида:

- поперечно-полосатую (скелетные  мышцы, мышцы языка, глотки, гортани);

- гладкую (образует стенки внутренних  органов);

- сердечную (как и скелетная  она имеет поперечно-полосатое  строение, но подобно гладкой  мускулатуре сокращается непроизвольно).

Нервная ткань, состоящая из нервных  клеток (нейронов), участвует в проведении нервного импульса от различных органов  и тканей в центральную нервную  систему и обратно.

Органный уровень организации. Различные ткани, соединяясь между  собой, образуют органы: сердце, почки, легкие, головной мозг, спинной мозг, мышца, мочевой пузырь, матка, грудная  железа, желудок, глаз, ухо и т.д. Орган  занимает постоянное положение, имеет  определенное строение, форму и функции  Органы, сходные по своему строению, функции и развитию, объединяются в системы органов 

 

Системный уровень организации. Совокупность органов, участвующих в выполнении какого-либо сложного акта деятельности, образующих анатомические и функциональные объединения - системы органов. Различают  девять основных систем организма.

1. Система органов движения или  опорно-двигательный аппарат объединяет  все кости (скелет), их соединения (суставы, связки) и скелетные   мышцы. 

2. Пищеварительная система объединяет  органы, выполняющие функции приема  пищи, ее механической и химической  переработки, всасывания питательных  веществ в кровь и лимфу  и выведения непереваренных частей  пищи.

3. Дыхательная система осуществляет  потребление организмом кислорода  и выделение углекислого газа. т.е. функцию газообмена между  организмом и внешней средой.

4. Мочевыделительная система выполняет  функцию выделения из организма  конечных продуктов обмена и  функцию поддержания постоянства  внутренней среды организма (гомеостаза). в частности водно-солевого баланса. 

5. Половая система объединяет  органы размножения и выполняет  функцию продления рода человеческого. 

6. Эндокринная система состоит  из желез внутренней секреции, к которым относятся гипофиз,  эпифиз, вилочковая железа, щитовидная, поджелудочная, паращитовидная. половые  железы, надпочечники.

7. Сердечнососудистая система (ССС)  обеспечивает непрерывное движение  крови в организме (кровообращение), благодаря чему осуществляются  транспортные функции крови: доставка  тканям кислорода, питательных  веществ и гормонов и удаление  из тканей веществ, образующихся  в результате процессов обмена.

8. Система органов чувств объединяет  органы зрения, слуха, обоняния, «куса  и осязания. Они воспринимаю информацию  внешней среды, играют важную  роль в обмене информацией  между организмом и средой.

9. Нервная система играет ведущую  роль в объединении организма  в единое целое, регулирует  деятельность всех внутренних  органов и систем органов. Она  осуществляет связь организма  с окружающей внешней средой  на основе условных и безусловных  рефлексов, обеспечивая приспособление  к изменяющимся условиям жизни,  а также осуществляет психическую  деятельность человека, возникающую  на основе физиологических процессов  ощущения, восприятия и мышления.

Таким образом, организм человека функционирует  как единое целое и представляет собой саморегулирующуюся систему. Взаимосвязанная, согласованная работа всех органов и физиологических  систем обеспечивается гуморальной  и нервной регуляцией.

Для осуществления постоянной регуляции  физиологические процессов используются два механизма: гуморальный и  нервный.

Модель нервно-гуморального управления строится по принципу двухслойной нейронной  сети. Роль формальных нейронов первого  слоя в нашей модели играют рецепторы. Второй слой состоит из одного формального  нейрона - сердечного центра. Его входными сигналами являются выходные сигналы  рецепторов. По единственному аксону формального нейрона второго  слоя передается выходная величина нервно-гуморального фактора.

Нервная, а точнее нервно-гуморальная  система управления организмом человека является наиболее мобильной и откликается  на воздействие внешней среды  в течение долей секунды. Нервная  система представляет собой сеть из живых волокон, взаимосвязанных  друг с другом и с клетками других типов, например, сенсорными рецепторами (рецепторами органов обоняния, осязания, зрения и др.), мышечными, секреторными клетками и т. д. Между всеми этими  клетками нет непосредственной связи, поскольку они всегда разделены  маленькими пространственными промежутками, которые называются синаптическими щелями. Клетки, как нервные, так  и другие, сообщаются друг с другом путем передачи сигнала от одной  клетки к другой. Если по самой клетке сигнал передается за счет разницы  концентраций ионов натрия и калия, то передача сигнала между клетками происходит путем выброса в синаптическую  щель органического вещества, которое  вступает в связь с рецепторами  принимающей клетки, находящейся  на другой стороне синаптической  щели. Для того чтобы выбросить  вещество в синаптическую щель, нервная  клетка образует везикулу (оболочку из гликопротеинов), содержащую 2000-4000 молекул  органического вещества (например, ацетилхолин, адреналин, норадреналин, дофамин, серотонин, гамма-аминомасляная  кислота, глицин и глутамат и др.). В качестве рецепторов на то или  иное органическое вещество в принимающей  сигнал клетке также используется гликопротеиновый комплекс.

Гуморальная регуляция осуществляется с помощью химических веществ, которые  поступают из различных органов  и тканей тела в кровь и разносятся ею по всему организму. Гуморальная  регуляция является древней формой взаимодействия клеток и органов.

Нервная регуляция физиологических  процессов заключается во взаимодействии органов тела с помощью нервной  системы. Нервная и гуморальная  регуляции функций организма  взаимно связаны, образуют единый механизм нервно-гуморальной регуляции функций  организма.

 

 

3. Основные органоиды  клетки

 

Органоиды, или органеллы — в цитологии постоянные специализированные структуры в клетках живых организмов. Каждый органоид осуществляет определённые функции, жизненно необходимые для клетки. Термин «Органоиды» объясняется сопоставлением этих компонентов клетки с органами многоклеточного организма. Органоиды противопоставляют временным включениям клетки, которые появляются и исчезают в процессе обмена веществ.

Иногда органоидами считают  только постоянные структуры клетки, расположенные в её цитоплазме. Во многом набор органоидов, перечисляемый в учебных руководствах, определяется традицией.

Органелла

Основная функция

Структура

Особенности строения

Хлоропласт (Пластиды)

фотосинтез

двухмембранная

имеют собственную ДНК; предполагают что хлоропласты возникли из цианобактерий в результате симбиогенеза

Эндоплазматический ретикулум

трансляция и свёртывание новых  белков (гранулярный эндоплазматический ретикулум), синтез липидов (агранулярный эндоплазматический ретикулум)

одномембранная

на поверхности гранулярного эндоплазматического  ретикулума находится большое количество рибосом, свёрнут как мешок; агранулярный эндоплазматический ретикулум свёрнут  в трубочки

Аппарат Гольджи

сортировка и преобразование белков

одномембранная

асимметричен — цистерны, располагающиеся  ближе к ядру клетки (цис-Гольджи) содержат наименее зрелые белки, а от транс-Гольджи отпочковываются пузырьки, содержащие полностью зрелые белки

Митохондрия

производство энергии

двухмембранная

имеют свою собственную митохондриальную ДНК; предполагают, что митохондрии возникли в результате симбиогенеза

Вакуоль

запас, поддержание гомеостаза, в клетках растений — поддержание формы клетки (тургор)

одномембранная

 

Ядро

Хранение ДНК, транскрипция РНК

двухмембранная

содержит основную часть генома

Рибосомы

синтез белка на основе матричных РНК при помощи транспортных РНК

РНК/белок

 

Везикулы

запасают или транспортируют питательные  вещества

одномембранная

 

Лизосомы

мелкие лабильные образования, содержащие ферменты, в частности гидролазы, принимающие участие в процессах переваривания фагоцитированной пищи и автолиза (саморастворение органелл)

одномембранная

 

Центриоли (клеточный центр)

Центр организации цитоскелета. Необходим для процесса клеточного деления (равномерно распределяет хромосомы)

немембранная

 

Меланосома

хранение пигмента

одномембранная

 

Миофибриллы

сокращение мышечных волокон

сложно организованный пучок белковых нитей

 

Информация о работе Шпаргалка по "Анатомии"