Шпаргалка по "Анатомии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 21:27, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит 50 ответов на вопросы по дисциплине "Анатомия"

Файлы: 1 файл

Билеты Возрастная анатомия, физиология, гигиена (дошфак).docx

— 239.46 Кб (Скачать файл)

Безусловные рефлексы - это врожденные рефлексы, передаваемые по наследству от родителей. Они являются видовыми, относительно постоянными и осуществляются низшими отделами ЦНС — спинным  мозгом, стволом и подкорковыми ядрами головного мозга. Безусловные рефлексы (например, сосательный, глотательный, зрачковый рефлексы, кашель, чихание  и др.) сохраняются у животных, лишенных больших полушарий. В изменчивых условиях окружающей среды сохранение жизнедеятельности организма и  приспособительное поведение осуществляется благодаря образованию условных рефлексов с обязательным участием коры больших полушарий головного  мозга. Они не являются врожденными, а образуются в течение жизни  на базе безусловных рефлексов под  воздействием определенных факторов внешней  среды. Условные рефлексы строго индивидуальны, т. е. у одних особей вида тот или  иной рефлекс может присутствовать, у других — отсутствовать.

Сигнальной системой называют совокупность процессов в нервной системе, которые осуществляют восприятие, анализ информации и ответную реакцию организма. Академик И. П. Павлов разработал учение о первой и второй сигнальных системах.

благодаря первой сигнальной системе  достигается конкретное чувственное  восприятие окружающего мира и познается  состояние самого организма. С развитием  у человека второй сигнальной системы  достигает чрезвычайной сложности  абстрактная аналитическая и  синтетическая деятельность коры, проявляющаяся  в способности делать широкие  обобщения, создавать понятия, открывать  действующие в природе законы. Поэтому поведение человека, контролируемое второй сигнальной системой, состоит  из целенаправленных действий. Две  сигнальные системы тесно взаимодействуют  между собой, так как вторая сигнальная система возникла на базе первой и  функционирует в связи с ней. У человека вторая сигнальная система  преобладает над первой вследствие общественного образа жизни и  развития мышления.

Клинические данные позволяют выстроить  следующую последовательность событий. Заключенная в слове акустическая информация обрабатывается в "классической" слуховой системе и в других "неслуховых" образованиях мозга (подкорковых областях). Поступая в первичную слуховую кору (зону Вернике), обеспечивающую понимание  смысла слова, информация преобразовывается  там для формирования программы  речевого ответа. Для произношения слова необходимо, чтобы "образ", или семантический код, этого  слова поступил в зону Брока. Обе  зоны - Брока и Вернике связаны между собой дугообразным пучком нервных волокон. В зоне Брока возникает детальная программа артикуляции, которая реализуется благодаря активации лицевой зоны области моторной коры, управляющей лицевой мускулатурой.

Однако, если слово поступает через  зрительную систему, то вначале включается первичная зрительная кора. После  этого информация о прочитанном  слове направляется в угловую  извилину, которая связывает зрительную форму данного слова с его  акустическим сигналом в зоне Вернике. Дальнейший путь, приводящий к возникновению  речевой реакции, такой же, как  и при чисто акустическом восприятии.

 

17. Нарушения высшей нервной деятельности дошкольников

 

В нервной системе детей первых лет жизни возникшее возбуждение  легко иррадиирует, приводя к  общему двигательному беспокойству, а длительное или сильное раздражение  приводит к торможению. По мере образования  новых и новых условных связей и усложнения высшей нервной деятельности действие чрезмерных раздражителей  все сильнее сказывается на поведении  ребенка. При слабом типе высшей нервной  деятельности ребенок становится пугливым, обидчивым, часто плачет, дрожит; при  возбудимом типе - недисциплинированным, капризным, вспыльчивым, чрезмерно  подвижным, суетливым. Таких детей  называют нервными. Дети других двух типов (уравновешенного подвижного и уравновешенного  медленного) также могут быть нервными, но у них нервность, как правило, проявляется значительно слабее.

О приобретенной нервности говорят  в тех случаях, когда причины, ее породившие, действовали на ребенка  после его рождения. Такой причиной может быть все, что ослабляет, истощает организм ребенка, особенно его нервную  систему, как, например, родовая травма, неправильное питание, несоблюдение нормального  режима, недостаточный сон, различные  заболевания, в особенности протекающие  хронически, т. е. длительно.

Негативизм.  Каждый ребенок может проявить своеобразное упрямство - делать противоположное тому, что от него требуют. У нервных детей такое негативное, т. е. отрицательное, отношение к внешним воздействиям может часто повторяться и стать характерной чертой поведения. Подобные негативные реакции появляются, когда требуют, чтобы ребенок вымыл руки, пошел гулять или ложился спать. Чем строже настаивать на своем, тем сильнее проявляются негативные реакции. Чтобы ослабить негативизм, следует избегать тона приказания, например сказать: «Если хочешь, съешь» - и больше не настаивать на своем.

Детские страхи. Испугать ребенка может каждое явление окружающей жизни, если оно незнакомо ему и возникло неожиданно. Ребенок пугается, если из-за угла внезапно выскочила собака, или раздался сильный непривычный звук, или впервые он увидел человека в маске. Такой испуг естествен и, как правило, не оставляет никаких дурных последствий. Иное дело — необоснованные и непреодолимые страхи, свойственные многим нервным детям. Они пугаются громких звуков, даже часто повторяющихся, боятся темноты, грозы, сильного ветра, жуков, червяков — словом, поводов для страха может быть много. Постоянные страхи угнетают ребенка, подавляют его активность.

Неврозы. Чрезмерно сильные раздражения могут вызвать более серьезные нарушения нервной деятельности, которые принято называть неврозами. Они проявляются не только в повышенной нервности, но и в нарушении тех или иных функций организма. Так, сильный испуг может привести к появлению судорожных припадков, к заиканию, изменению сердечной деятельности или к другим патологическим явлениям. Все эти явления могут сохраняться длительное время, иногда многие годы и даже всю жизнь.

Профилактика нервности. Лечить нервных детей, особенно страдающих неврозами, должен врач. Создавать же обстановку, предохраняющую от возникновения или усиления уже существующей нервности,— это дело тех, кто окружает и воспитывает ребенка.

Профилактика, т. е. предупреждение, нервности  в основном сводится к устранению всего того, что может нанести  ущерб высшей нервной деятельности ребенка.

 

18. Рефлекторная деятельность мозга

 

Реакции организма, возникающие в  ответ на раздражение и протекающие  при участии нервной системы, называются рефлексами. Они лежат в основе всей деятельности нервной системы.

Всякое изменение, возникающее в любом органе тела, вызывает возбуждение соответствующих окончаний центростремительных нервов, что и влечет за собой рефлекторные реакции органов.

Рефлекс головного мозга - это, по Сеченову, рефлекс заученный, т. е. не врожденный, а приобретаемый в ходе индивидуального  развития и зависящий от условий, в которых он формируется. Выражая  эту же мысль в терминах своего учения о высшей нервной деятельности, И. П. Павлов скажет, что это условный рефлекс, что это временная связь.

Рефлекторная деятельность - это  деятельность, посредством которой  у организма, обладающего нервной  системой, реализуется связь его  с условиями жизни, все переменные отношения его с внешним миром.

Путь, по которому пробегают импульсы, вызывающие ответную реакцию, называется рефлекторной дугой (рис.).


Рис. Общая  схема рефлекторной дуги

1 – рецептор, 2 - центростремительный нерв, 3 - центральная нервная система, 4- центробежный нерв, 5 - орган, дающий ответную реакцию.

 

В каждой рефлекторной дуге различают: воспринимающие нервные окончания, или рецепторы, находящиеся во всех органах тела и очень чувствительные к раздражению; центростремительный путь, по которому импульсы направляются от рецепторов в центральную нервную систему, путь по центральной нервной системе, центробежный путь, по которому идут ответные импульсы к органам тела, орган, дающий ответную реакцию, например мышца, сердце, слюнная железа.

 

 

 

 

 

19.

 

Безусловные рефлексы - это врожденные рефлексы, передаваемые по наследству от родителей. Они являются видовыми, относительно постоянными и осуществляются низшими отделами ЦНС — спинным  мозгом, стволом и подкорковыми ядрами головного мозга. Безусловные рефлексы (например, сосательный, глотательный, зрачковый рефлексы, кашель, чихание  и др.) сохраняются у животных, лишенных больших полушарий.

Значение безусловных рефлексов:

БР связанны с жизненно важными  биологическими потребностями и  осуществляются в пределах стабильного  рефлекторного пути. Они составляют основу механизма уравновешивания  влияний внешней среды на организм.

Безусловные рефлексы являются физиологической  основой:

1. Видовой памяти человека, т.е.  врожденной, передающейся по наследству, постоянной, общей для всего человеческого  вида;

2. Низшей нервной деятельности (ННД).

В изменчивых условиях окружающей среды  сохранение жизнедеятельности организма  и приспособительное поведение  осуществляется благодаря образованию  условных рефлексов с обязательным участием коры больших полушарий  головного мозга. Они не являются врожденными, а образуются в течение  жизни на базе безусловных рефлексов  под воздействием определенных факторов внешней среды. Условные рефлексы строго индивидуальны, т. е. у одних особей вида тот или иной рефлекс может  присутствовать, у других — отсутствовать.

Значение условных рефлексов:

- более совершенное взаимодействие  организма с окружающей средой;

- условные рефлексы уточняют, усложняют,  утончают взаимодействие организма  с окружающей средой;

- лежат в основе поведения,  воспитания, обучения.

ННД с точки зрения безусловных  рефлексов – это безусловнорефлекторная деятельность, обеспечивающая организм объединением его частей в единое функциональное целое. Другое определение  ННД. ННД – это совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих осуществление  безусловных рефлексов и инстинктов.

 

20. Динамический стереотип

 

Динамический стереотип - выработанная строго зафиксированная система  условных и безусловных рефлексов, которые последовательно чередуются. Для формирования динамического  стереотипа необходимо наличие внешнего стереотипа, т. е. определенной последовательности действия условных и безусловных  раздражителей. В ответ на них  в центральной нервной системе  последовательно возникают очаги  возбуждения, которые обеспечивают возникновение динамического стереотипа.

Динамический стереотип - определенная последовательность действий на раздражение  из внешней среды.

Значение:

- за счет динамического стереотипа  облегчается возникновение процессов  возбуждения и торможения в  центральной нервной системе,  т. к. нейроны находятся в  состоянии готовности;

- автоматическое выполнение различных  действий.

В двигательной деятельности человека различают произвольные движения —  сознательно управляемые целенаправленные действиям непроизвольные движения, происходящие без участия сознания и представляющие собой либо безусловные  реакции, либо автоматизированные двигательные навыки. В основе управления произвольными  движениями человека лежат два различных  физиологических механизма: 1) рефлекторное кольцевое регулирование и 2) программное  управление по механизму центральных  команд.

Замкнутая система рефлекторного  кольцевого регулирования характерна для осуществления различных  форм двигательных действий и позных реакций, не требующих быстрого двигательного  акта. Это позволяет нервным центрам  получать информацию о состоянии  мышц и результатах их действий по различным афферентным путям  и вносить поправки в моторные команды по ходу действия.

Программное управление по механизму  центральных команд — это механизм регуляции движений, независимый  от афферентных проприоцептивных влияний. Такое управление используется в  случае выполнения кратковременных  движений (прыжков, бросков, ударов, метаний), когда организм не успевает использовать информацию от проприорецепторов мышц и других рецепторов. Вся программа  должна быть готова еще до начала двигательного  акта. При этом отсутствует замкнутое  кольцо регуляции.

Такие центральные программы создаются  согласно сформированному в мозге (главным образом — в ассоциативной  переднелобной области коры) образу двигательного действия и цели движения. В дальнейшей конкретной разработке моторной программы принимают участие  мозжечок (латеральная область его  коры) и подкорковые базальные  ядра (полосатое тело и бледное  ядро). Информация от них поступает  через таламус в моторную и  премоторную области коры и далее  — к исполнительным центрам спинного мозга и скелетным мышцам.

 

Автоматизированные, сознательно, полусознательно  и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.

Умения — это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким  качеством, например точно и правильно  выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Навыки — это полностью автоматизированные, инстинкто-подобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко  поставленную сознательную цель, то навыком  также можно назвать автоматизированный компонент действия.

Информация о работе Шпаргалка по "Анатомии"