Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 21:27, шпаргалка
Работа содержит 50 ответов на вопросы по дисциплине "Анатомия"
В коже заложены 4 вида рецепторов: тактильные, тепла, холода, боли.
Благодаря кожной чувствительности человек получает представление о плотности, упругости тел, их поверхности, форме, температуре.
У младшего школьника осязание развито лучше, чем у взрослых. Этому способствует тонкость кожи и хорошая податливость тренировке. Для кожных рецепторов тактильного чувства младшего школьника присуще свойство адаптации к непрерывному раздражению.
Температурная чувствительность воспринимается рецепторами тепла и холода, заложенными в коже и в слизистой оболочке носа, рта и других отделах пищеварительного тракта. Температурные рецепторы у младшего школьника распределены неравномерно (как и у взрослого). Наибольшее количество в коже живота, меньше – в коже груди и еще меньше в коже конечностей. При этом открытые части тела менее чувствительны к холоду, чем закрытые, что объясняется привыканием и закалкой.
Болевая чувствительность воспринимается
специальными рецепторами кожи и
слизистых оболочек. Они возбуждаются
при воздействии механических, химических,
температурных и электрических
раздражений. Иногда же ощущение боли
возникает при раздражении или
заболевании внутренних органов. В
большинстве случаев это
Рефлекторные реакции в ответ на тактильные раздражения впервые появляются на 8-й неделе внутриутробного развития.
Величина порогов тактильной чувствительной у новорожденных в 7-14 раз выше, чем у взрослых. С возрастом до 18-25 лет происходит уменьшение порога. Очень резкое снижение его происходит сразу после рождения.
Болевые реакции при раздражении кожи возникают еще в период внутриутробного развития и сразу же после рождения ребенка оказываются отчетливо выраженными.
У новорожденного ребенка действие
температурных раздражителей
27.
Основной функцией органов слуха является восприятие колебаний воздушной среды. Органы слуха тесно связаны с органами равновесия. Рецепторные аппараты слуховой и вестибулярной системы расположены во внутреннем ухе.
Слуховые восприятия очень тесно связаны с речью – ребенок, потерявший слух в раннем детстве, утрачивает речевую способность, хотя речевой аппарат у него абсолютно нормален.
Орган слуха. Орган слуха человека состоит из наружного уха, среднего уха и внутреннего уха.
Наружное ухо служит для улавливания звуков, его образуют ушная раковина и наружный слуховой проход. Определение направления звука у человека связано с бинауральным слухом, т. е. со слышанием двумя ушами. Любой боковой звук поступает в одно ухо раньше, чем в другое. Разница во времени (несколько долей миллисекунды) прихода звуковых волн, воспринимаемых левым и правым ухом, дает возможность определить направление звука. При поражении одного уха человек определяет направление звука вращением головы.
Наружное и среднее ухо
Внутреннее ухо находится в каменистой части височной кости и представляет собой костный лабиринт, внутри которого есть перепончатый лабиринт из соединительной ткани, который как бы вставлен в костный лабиринт и повторяет его форму.
В коре больших полушарий находится несколько слуховых центров. Некоторые из них (нижние височные извилины) предназначены для восприятия более простых звуков – тонов и шумов. Другие связаны со сложнейшими звуковыми ощущениями, которые возникают в то время, когда человек говорит сам, слушает речь или музыку.
Для слухового анализатора звук
является адекватным раздражителем. Звуковые
волны возникают как
У новорожденных полость среднего уха заполнена амниотической жидкостью. Это затрудняет колебания слуховых косточек. Со временем жидкость рассасывается, и вместо нее из носоглотки через евстахиеву трубу проникает воздух. Новорожденный ребенок при громких звуках вздрагивает, у него изменяется дыхание, он перестает плакать. Более четким слух у детей становится к концу второго – началу третьего месяца.
Острота слуха определяется наименьшей силой звука, вызывающей звуковое ощущение. Это так называемый порог слышимости. Наибольшая острота слуха достигается к 14–19 годам.
28.
Ребенок рождается видящим, но четкое, ясное видение у него еще не развито. В первые дни после рождения движения глаз у детей не координированы. Так, можно наблюдать, что у ребенка правый и левый глаз двигаются в противоположных направлениях или при неподвижности одного глаза второй свободно двигается. В этот же период наблюдаются некоординированные движения век и глазного яблока. Становление координации зрения происходит ко второму месяцу жизни. Слезные железы у новорожденного развиты нормально, но плачет он без слез – отсутствует защитный слезный рефлекс из-за недоразвития соответствующих нервных центров. Поле зрения у детей значительно уже, чем у взрослых, но с возрастом быстро увеличивается и продолжает расширяться до 20 – 25 лет. Восприятие пространства начинает формироваться с 3-месячного возраста в связи с созреванием сетчатки и коркового отдела зрительного анализатора. Объемное зрение, т.е. восприятие формы предмета, начинает формироваться с 5 месяцев. Это способствует совершенствование координации движения глаз, фиксация взора на предмете, улучшение остроты зрения, взаимодействие зрительного с другими анализаторами (особо важную роль играет тактильная чувствительность).
В интервале между 6 и 9 месяцем ребенок
приобретает способность
Зрительный анализатор состоит из воспринимающей части (сетчатка), проводящих путей, подкорковых центров и высших зрительных центров в затылочных долях коры больших полушарий.
Основная функция – различение яркости, цвета, формы, размеров наблюдаемых объектов, помогает регулировать положение тела и определять расстояние до объекта.
Бинокулярное зрение – это зрение
двумя глазами. Позволяет ощущать
рельефные изображения
Аккомодация – приспособление глаза
получению отчетливого
29.
Вкусовой анализатор представлен рецепторными вкусовыми клетками, которые сосредоточены на вкусовых сосочка языка в виде вкусовых луковиц. Количество вкусовых луковиц на сосочках составляет 2000. В составе вкусовой луковицы 3 вида клеток: вкусовые (рецепторные), опорные и базальные (регенеративные).
Рецепторы обеспечивают восприятие 4
вкусовых качеств: соленого, сладкого,
кислого, горького. Их рецептивные поля
имеют разную площадь и локализацию
на поверхности языка. Разное сочетание
этих вкусовых ощущений позволяет ориентироваться
в широкой гамме вкусов пищи.
Множество вкусовых ощущений обусловлено
раздражением не только вкусовых, но и
тактильных, температурных, обонятельных
рецепторов. Поэтому в норме вкусовые
ощущения получаются при взаимодействии
вкусового и обонятельного
В эмбриогенезе закладка вкусовых почек
у человека происходит на восьмой
неделе развития зародыша, а к шестому
месяцу формирование вкусовой сенсорной
системы завершается. Новорожденный
ребенок сразу имеет
Обонятельный анализатор. Орган обоняния – периферический аппарат обонятельного анализатора, который лежит в верхнем отделе полости носа. Часть слизистой носа, покрывающая верхнюю носовую раковину и верхний отдел носовой перегородки, называется обонятельной областью слизистой носа. Эта область площадью 1-3 см2 отличается желто-коричневым цветом из-за содержания в нем обонятельных Боуменовых желез, выделяющих слизь. Эпителий здесь называется обонятельным и является рецепторным аппаратом обонятельного анализатора. В составе эпителия находится 3 вида клеток: обонятельные (рецепторные), опорные, базальные (регенеративные).
Количество обонятельных клеток в организме человека составляет более 10 млн. Их периферические отростки имеют расширение – пузырек, вооруженный ресничками, - обонятельная булава. Центральные отростки формируют обонятельные нервы, которые в количестве 15-20 проникают в полость мозгового черепа через продырявленную пластинку решетчатой кости к обонятельным луковицам. Рецепторные клетки являются достаточно высокочувствительными: человек ощущает запах при концентрации вещества в 500 млн молекул на 1 м2 воздуха.
У человека обоняние имеет значение в определении состава пищи и вдыхаемого воздуха.
Орган обоняния находится рядом с полостью рта, поэтому иногда неприятные запахи могут вызвать рвотный рефлекс, а приятные – привести к слюноотделению.
В дошкольном и младшем школьном возрасте обоняние более острое, чем у взрослых, но различение запахов еще не совершенно. Оно совершенствуется с возрастом, так как в этом процессе имеет значение тренировка и некоторый жизненный опыт. Частые насморки, хронические и острые воспалительные процессы слизистой оболочки носа, а также ее травмы снижают остроту обоняния.
30.
К опорно-двигательному аппарату относят
кости, соединения костей и мышцы. Основная
функция опорно-двигательного
1) пассивная, включает кости и их соединения,
2) активная, включает мышцы, приводящие кости в движение.
Кости состоят из костной ткани, которая по химическому составу включает органические и неорганические вещества. Неорганические вещества составляют 65—70 % сухой массы кости, органические, представленные оссеином — 30—35 %.
По
форме различают длинные, широкие,
короткие и смешанные кости. Примером
длинных костей являются кости плеча,
предплечья, бедра и голени. В
этих костях среднюю часть называют
диафизом, концы — эпифизами. Кости
мозгового черепа, лопатка - пример
широких костей.
К коротким костям относят кости запястья,
предплюсны. Кость, лежащая в основании
черепа — клиновидная, или основная —
смешанная.
В онтогенезе человека большинство костей скелета последовательно проходит три стадии в своем развитии. Это перепончатая, хрящевая и костная стадии. Минуют хрящевую стадию так называемые покровные кости (кости свода черепа, лица, ключица).
Различают несколько типов соединения костей: непрерывные, соединения с помощью суставов и полусуставов.
Непрерывные
соединения — синартроз — характеризуются
тем, что кости неподвижно (или
почти неподвижно) соединены между
собой с помощью соединительной
ткани, хряща или костной ткани
(швы черепа, соединения крестцовых
позвонков). Сустав — диартроз —
образуется сочленением двух или
большего количества костей. В суставе
поверхности сочленяющихся
В полусуставе хрящевая прокладка между костями имеет полость, а суставная сумка отсутствует (соединение лонных костей).