Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 15:56, диссертация
Сельское хозяйство во всем мире занято, жизненно необходимыми обеспечением человечества высокоценными продуктами питания. К тому же значение аграрной отрасли как надежного поставщика сырья и энергии постоянно растет. Аграрные и подрядные предприятия для покрытия потребностей в эффективном с точки зрения экологии и экономики ведении хозяйства нуждаются в высокоразвитой сельхозтехнике и квалифицированных ноу-хау.
Введение .........................................................................................3-7
1. Состояние вопроса и задачи исследования..............................8-32
2. Цель и задачи исследования ……..............................................33-47
3. Объект исследования …………..................................................47-51
4. Программа и методика проведения исследования ..................52-58
5. Выводы …………….....................................................................59
6. Использованная литература ………...........................................59-60
При использовании предлагаемой классификации наиболее высокая группа значимости отказа принимается по фактору, имеющему наихудшие показатели.
В последние годы, роль трактористов и комбайнеров в повышении эффективности техники стала особенно важной. За критерий оценки влияния характеристик тракториста на надежность, было принято число значимых отказов, возникших (зарегистрированных) в течение одного полевого сезона (апрель – октябрь) на однотипных тракторах одного – двух смежных лет выпуска, изначально находившихся в примерно равном техническом состоянии. Отношение тракториста к своим обязанностям оценивалось по результатам опроса работников эксплуатации хозяйства.
При подготовке к эксперименту в 9 крупных хозяйствах было отобрано 19 тракторов МТЗ-80/82 выпуска 2002-2003 годов, за каждым из которых постоянно был закреплен один тракторист.
На основании результатов
Рис. 1. Влияние характеристик работы тракториста на безотказность трактора.
Для уточнения перечня основных показателей, характеризующих техническую эксплуатацию и влияющих на надежность машин, а также для оценки их рангов в современных условиях, было отобрано и проранжировано 8 основных факторов характеризующие техническое обслуживание, ремонт, качество используемых горюче-смазочных материалов, хранение машин и характеристика механизатора.
К окончательному
выбору и ранжированию факторов было
привлечено 9 экспертов –
Состояние фактора было оценено не только количественными, но и качественными показателями. Связь между ними во многом характеризуется степенью соблюдения правил эксплуатации (табл. 2).
Таблица 2
Количественная оценка, w |
Качественная оценка |
Степень соблюдения правил эксплуатации | |
средняя |
интервал | ||
0,95 |
1,00 - 0,91 |
Высокий |
Правила эксплуатации практически соблюдаются |
0,80 |
0,90 - 0,71 |
Средний |
Имеются отдельные отклонения от правил эксплуатации, не вызывающие тяжелых отказов |
0,60 |
0,70 - 0,51 |
Низкий |
Нарушений правил эксплуатации много, из-за чего возникают отказы, в том числе тяжелые |
0,35 |
0,50 – 0,20 |
Очень низкий |
Правила эксплуатации нарушаются систематически. Возникает много тяжелых отказов, в том числе требующих капитального ремонта агрегатов. Сокращается срок службы трактора. |
Как показало обследование 46 хозяйств, в Центральном регионе России, установлено, что средний уровень технической эксплуатации тракторов, определенный по экспертной оценке, составляет 0,7 и находится на грани низкого и среднего. Очень низкий уровень отмечен у фактора «Хранение машин», а средний – у факторов «Выполнение операций технического обслуживания» и «Отношение тракториста к труду» (табл.3). Остальные пять факторов имели низкий уровень.
Таблица 3
Оценки состояния факторов технической эксплуатации тракторов
Факторы |
Доля хозяйств с уровнем технической эксплуатации, % |
Оценка фактора | ||||
высоким |
средним |
низким |
очень низким |
количественная |
качест-венная | |
1. Выполнение объема ТО |
15,2 |
41,4 |
33,6 |
10,9 |
0,71 |
средняя |
2. Отклонение сроков ТО |
30,4 |
26,1 |
26,1 |
17,4 |
0,67 |
низкая |
3. Качество ГСМ |
26,1 |
21,7 |
26,1 |
26,1 |
0,67 |
низкая |
4. Оснащение ремонтной базы |
21,7 |
30,4 |
34,9 |
13,0 |
0,70 |
низкая |
5. Исполнители ремонта |
23,9 |
28,3 |
28,3 |
19,5 |
0,69 |
низкая |
6. Качество запчастей |
6,5 |
17,5 |
30,4 |
45,6 |
0,54 |
низкая |
7. Хранение машин |
2,2 |
10,9 |
30,4 |
56,5 |
0,49 |
очень низкая |
8. Отношение тракториста к труду |
19,6 |
39,1 |
34,8 |
6,5 |
0,73 |
средняя |
Между коэффициентом уровня технической эксплуатации и числом значимых отказов тракторов существует корреляционная связь (рис.2). В частности, при изменении уровня эксплуатации с низкого (Кэ=0,65) до среднего (Кэ=0,82) число значимых отказов тракторов Т25А, МТЗ-80/82 и ДТ-75Н сократилось в 1,8 – 2,0 раза.
1 – Т-25А, 2 – МТЗ-80/82, 3 – ДТ-75Н
Рис. 2. Влияние уровня технической эксплуатации на безотказность тракторов
Коэффициент уровня технической эксплуатации
;
ρi – ранг i- фактора;
ωi – коэффициент состояния i- фактора
– коэффициент, соответствующий высокому уровню эксплуатации (для трактора ψ = 0,2, для зерноуборочного комбайна ψ = 0,17)
Эти данные были получены в условиях обычных для работы серийных тракторов и свидетельствуют о реальной возможности почти вдвое повысить их безотказность только за счет улучшения эксплуатации.
Как свидетельствует опыт, механизаторы в наших хозяйствах не уделяют достаточного внимания вопросам подготовки машин к длительному хранению. Наблюдения показали, что основными нарушениями регламента работ по подготовке комбайнов к хранению являются: неудовлетворительная очистка и внешняя мойка зерноуборочной техники от пылевых отложений, загрязненных растительных остатков, которые вместе с влагой приводят к разрушению лакокрасочных покрытий и появлению коррозии на поверхностях деталей; отсутствие надлежащего осмотра и консервации передач с гибкой связью, звездочек, натяжных пружин и пружин предохранительных муфт, цепей, ремней, что, в свою
очередь, может вызвать их разрушение, возникновение остаточных деформаций и пр. Антикоррозийная обработка не соответствует общепринятым нормам и требованиям инструкций, что обусловливает потери эксплуатационной надежности зерноуборочных машин.
Характерной
особенностью эксплуатации МТП является
сезонность использования машин
и постоянное воздействие на них
разрушающих атмосферных
Большинство с.х. машин использует в течение года от 10 до 60 дней, а в остальное время подлежат хранению.
Так, например, норматив сезонной загрузки сельскохозяйственных машин в часах составляет:
- тракторные плуги общего назначения – 240
- лущильники с плоскими дисками – 120
- культиваторы – 170
- сеялки – 90
- зерноуборочные комбайны – 125 и т.д.
Нерабочие периоды по этим с.х. машинам составляют 70…90 % времени года.
Хранение – это комплекс организационных,
экономических и
Мероприятия
по обеспечению правильного
При длительном
хранении изменяются размеры, форма
и качество деталей вследствие коррозии,
структурных превращений и
На с.х. машины во время работы и хранения воздействуют атмосфера, почва, ядохимикаты, органические и минеральные удобрения. Незаконсервированные поверхности рабочих органов плугов, сеялок, культиваторов, лущильников и других с.х. машин в период хранения окисляются и покрываются ржавчиной. При этом потери металла в год составляют до 1,5% (от 1000 кг – 15 кг).
Коррозия — это самопроизвольное и необратимое разрушение металла вследствие физико-химического взаимодействия с окружающей средой. Наиболее часто встречающийся вид коррозии металлических поверхностей узлов и деталей машин — атмосферная коррозия. Главное условие для протекания этого процесса — контакт металла с водой и кислородом.
Скорость коррозии железоуглеродистых сплавов (все марки сталей и чугунов) зависит от многих одновременно или раздельно действующих факторов: температуры и влажности воздуха, наличия в нем агрессивных примесей (промышленных газов, твердых частиц пыли и т. д.), а также количества и продолжительности атмосферных осадков.
При увеличении относительной влажности от 50 до 100% потери массы стали от коррозии за год могут возрасти более чем в 7 раз и достигнуть 800 г с 1 м2, а при повышении температуры с 20 до 25°С в условиях 100%-ной относительной влажности скорость коррозии увеличивается почти в 2 раза.
В результате
коррозии ухудшаются многие ценные свойства
металлов, снижается, а иногда утрачивается
их прочность и пластичность. Из-за
отказа одного узла или детали может
оказаться неработоспособным
Так, например, коррозия режущею аппарата жатки комбайна, топливной аппаратуры, цилиндропоршневой группы двигателя, клапанного или другого механизма может вывести из строя зерноуборочный комбайн в напряженный период уборки. Коррозия тонколистового металла обшивки того же комбайна нарушает герметизацию машины, что ведет к потерям зерна, изменяет геометрические размеры, в результате резко возрастает трение в узлах и сопряжениях машин.
Исследованиями ряда институтов (ГОСНИТИ, ЦНИИМЭСХ) установлено, что износостойкость типичных для сельскохозяйственных машин сопряжений из сталей ст. 45 и ст. 20, чугуна СЧ 18-36 и ст. 20 при коррозии снижается в 1,5…4 раза, усталостная прочность незащищенных тонколистовых сталей ст. 3 и ст. 08 при действии на них коррозионной среды и циклических напряжений растяжения и изгиба снижается на 45…50%. Особенно интенсивно протекает коррозия металлов в животноводческих помещениях, содержащих высокую концентрацию таких коррозионно-активных газов, как сернистый ангидрид, углекислый газ и сероводород.
Старение и другие виды разрушений
Под действием солнечного света (солнечной радиации), кислорода и озона воздуха, а также атмосферных осадков, резких перепадов температуры детали машин, изготовленные из резины, резинотекстиля, полимерных материалов подвергаются процессу разрушения.
Детали из прорезиненной ткани, дерева, текстиля и кожи при повышенной влажности воздуха, перепадах температуры поражаются плесенью и гнилостными микроорганизмами, что ведет к растрескиванию, снижению прочности и в конечном итоге к негодности.
Вредное и даже разрушающее действие оказывают на неработающие машины и их узлы длительные статические нагрузки. Например, крупногабаритные узлы и агрегаты машин (жатки, подборщики, рамы), не установленные в горизонтальное положение на подставки и стоящие на неровных и незакрытых площадках, подвергаются деформациям (изгибам, перекосам), которые особенно усиливаются под действием скопившейся на них снежной массы.
Затянутые пружинные и регулировочные механизмы машин в период длительного хранения теряют свою упругость.
Таким образом правильное хранение машин позволяет снизить разрушающее действие атмосферных осадков и агрессивных сред, увеличивает срок службы машин, снижает затраты на ТО и ремонт, способствует повышению производительности и безотказной работе машин.
Актуальность. Процессы коррозии и старения уносят ежегодно около ^ДО^--имеющегося в нашей стране металлофонда и большой количество резинотехнических изделий. В .сельском хозяйстве страны ущерб от этого оценивается суммой около 890 млн. сумов ежегодно. Во многих областях и регионах страны из-за процессов коррозии и старения снижается сохраняемость машинно-тракторного парка, что значительно сказывается На его готовности. Все это приводит к необходимости проведения дополнительных мероприятий по обеспечению сохраняемости машин и их составных частей." В настоящее время сохраняемость таких составных частей, как втулочно-роликовые цепи, клиновые ремни и ножи режущих аппаратов, может быть обеспечена соблюдением предусмотренных ГОСТ 7751-85 технологий их хранения, в соответствии с которыми они снимаются с машин и хранятся отдельно в складских помещениях. Технологии-хранения указанных составных частей требуют значительных материальных (до 9000 сумов на комбайн) и трудовых (около 14% от общей трудоемкости хранения комбайна) затрат, создают неудобства при межсезонном ремонте и обслуживании техники (в результате чего трудоемкость их хранения возрастает до 20-25%), требуют наличия специальных помещений. В связи с этим разработка ресурсосберегающих способов хранения цепей, ремней и ножей режущих аппаратов сельскохозяйственных машин, предусматривающих их хранение в межсезонный период непосредственно на машинах и позволяющие значительно снизить материальные и трудовые затраты при хранении является актуальной задачей.
Информация о работе Организация хранения зарубежных зерноуборочных комбайнов