Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 06:04, автореферат
Актуальность решения проблемы рационального размещения и специализации скотоводства возрастает в связи с реализацией приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. В этих документах скотоводство обозначено как приоритетная подотрасль животноводства, имеющая потенциальные преимущества на внутреннем и мировом рынках. Однако изложенные в них мероприятия направлены только на частичное решение проблемы увеличения доли отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании ресурсов; молока и говядины. Требуются научные и практические разработки для достижения поставленных целей с учетом отраслевой специфики ведения скотоводства, его размещения и специализации, прежде всего на региональном уровне, которые будут способствовать обеспечению сравнительно высоких темпов увеличения производства и потребления молока и говядины на основе повышения платежеспособного спроса населения.
На формирование производственной структуры природно-экономических зон существенное и во многом определяющее влияние оказывают почвенно-климатические условия, окружающая природная среда. Разные сочетания элементов этой среды (рельеф местности, климат, почвенно-ботанический покров, гидрогеологические особенности и т.д.) при определённой системе организации сельскохозяйственного производства формируют естественные условия труда, от которых в известной степени зависит его производительность. Природные условия выступают в роли благоприятствующего или затрудняющего развитие сельского хозяйства и отдельных его
отраслей фактора и оказывают, зачастую, решающее влияние на размещение сельскохозяйственного производства. Значительное влияние оказывают природные условия на отрасли, непосредственно связанные с использованием земли как основного средства производства. Таблица 3 - Эффективность производства молока в крупных сельскохозяйственных организациях молочного направления Смоленской области в 2008 г.
Показатели
Поголовье коров в среднем на 1 организацию На 1 среднегодовую корову: удой, ц
расход кормов, ц. корм. ед. затраты труда, ч-час На 1 ц молока: затраты труда, ч-час затраты кормов, ц корм. ед. Себестоимость 1 ц, руб. Рентабельность производства молока, %
Группы по поголовью коров_
до 300 | 300-500 | свыше 500
230 412 ■729
24,8 37,3 45,5
32,6 34,3 38,3
208 205 221
8,4 7,5 • 6,4
1,31 1,25 1,11
1134 1212 " 1056
9,7 11,5 18,4
В условиях перехода
к рыночным отношениям оценка природного
фактора при обосновании
Наибольшая
плотность поголовья крупного рогатого
скота сосредоточена в северо-
Важнейшей экономической характеристикой, определяющей размещение скотоводства по территории области и его специализацию, является соотношение между площадью земель сельскохозяйственного назначения и численностью населения. С севера на юг области возрастает количество пашни на одного жителя сельской местности. Причем наибольшая нагрузка наблюдается в земледельческих районах центральной зоны, где приходится
9,9 га на человека.
В области из-за сокращения
посевных площадей
Таблица 4 - Уровень и факторы производства продукции скотоводства в сельскохозяйственных организациях Смоленской области, 2008 г.
Показатели Зоны
северозападная центральная восточная южная
В расчете на 100 га сельскохозяйст-
венных угодий:
произведено молока, ц 585 415 486 432
получено прироста крупного рогато-
го скота, ц 5,4 11,7 9,3 8,4
среднегодовое поголовье крупного
рогатого скота 23,2 18,7 14,2 19,1
На среднегодовую корову:
удой, ц 25,3 30,2 36,4 21,0
расход кормов, ц корм. ед. 36,9 36,5 41,9 30,2
затраты труда, ч-час 169 165 183 137
всего затрат на молоко, тыс. руб. 21,4 26,7 32,1 22,3
Поголовье коров на 1 организацию,
гол. 280 756 509 432
Расход кормов на 1 условную голову,
ц корм. ед. 36,4 32,3 37,3 33,1
Удельный вес кормов (%) на:
молочное стадо 47,7 42,5. 55,6 43,7
откормочное поголовье 29,5 31,5 39,4 32,0
Удельный вес в выручке от реализа-
ции сельскохозяйственной продукции,
%: 71,6 72,'3 73,9 63,4
молока
прироста крупного рогатого скота 20,6 18,8 18,2 22,4
В перспективе структурные сдвиги в территориально-отраслевой структуре скотоводства во многом будут определяться политикой государства, его способностью и возможностью влиять на эти динамичные процессы. Если в дореформенный период за счет рационального размещения и специализации скотоводства можно было в определенной мере сгладить влияние неблагоприятных природно-экономических условий, то в современных условиях сделать это сложно, а во многих случаях и невозможно, поскольку каждый сельскохозяйственный товаропроизводитель в силу своих организационно-экономических возможностей осуществляет структурный маневр самостоятельно, направляя его в сторону производства прежде всего молока, которое в определенной степени с учетом дотаций и протекционистской по отношению к говядине политикой региональных властей может обеспечить получение прибыли. Эти изменения потребуют существенных перемен в ор-
ганизационно-экономическом механизме, государственном регулировании, которые должны стимулировать специализацию и концентрацию производства молока и говядины в регионах с наилучшими условиями производства. В частности, в качестве мер государственного воздействия на территориально-отраслевую структуру скотоводства необходима разработка и финансирование целевых программ развития производства и расширение закупок в федеральные и региональные продовольственные фонды молока и говядины.
Как показали исследования, в Смоленской области важным фактором размещения и специализации скотоводства является сезонность производства продукции, которая оказывает определяющее влияние на уровень закупочных цен (табл. 5).
Таблица 5 - Индексы сезонности реализации продукции скотоводства в Смоленской области в 2006-2008 гг., %
Молоко Прирост живой массы
Месяцы объем цена объем цена
реализации реализации реализации реализации
Январь 57,8 98,7 77,6 94,5
Февраль 60,3 101,8 82,7 96,6
Март 71,6 102,0 105,2 101,0
Апрель 84,5 102,0 101,3 95,6
Май 125,9 98,3 89,0 93,3
Июнь 165,5 93,8 97,6 95,3
Июль 156,9 91,9 84,0 95,5
Август 146,6 91,9 92,1 98,0
Сентябрь 125,0 94,7 103,1 102,4
Октябрь 93,1 101,9 110,0 108,9
Ноябрь 58,6 108,0 119,8 110,5
Декабрь 66,4 117,1 147,0 108,2
Рассчитанные нами индексы сезонности на основе определения средней цены за 3 года и соотношения её с ценами за месяц позволяет сделать следующие выводы. Индексы сезонности цен на говядину свидетельствуют о том, что закупочные цены, как правило, начинают расти с мая и до конца года. При этом объём реализуемой продукции изменяется за данный период обратно пропорционально в зависимости от вида продукции: размер реализуемого молока уменьшается, а прироста крупного рогатого скота увеличивается. В начале года цены обычно несколько ниже уровня среднегодовой цены. Закупочные цены на говядину начинают расти с сентября, достигая в декабре максимальной отметки. Закупочные цены на молоко начинают расти с августа, что обусловлено наличием кормов, так же достигая в декабре своего максимального значения.
Оценка размещения скотоводства в Смоленской области позволила выделить ряд его особенностей в условиях функционирования многоукладной
экономики: сочетание товарного производства крупных сельскохозяйственных товаропроизводителей и нетоварного производства домашних хозяйств; ориентация сельскохозяйственных товаропроизводителей на производство пользующейся платежеспособным спросом продукции, сокращение и ликвидация низкоэффективных и убыточных производств; сохранение и расширение производства продуктов первой необходимости в домашних хозяйствах; развитие агропромышленной интеграции и сырьевых зон при относительно слабом развитии кооперации; отсутствие эффективных региональных программ по совершенствованию размещения и углублению специализации, увязанных с решением проблем развития сельских территорий. В условиях рыночных отношений важнейшим условием размещения продукции скотоводства является наличие платежеспособного спроса населения на его продукцию.
3. Методика разделения
территории на природно-
Для развития скотоводства и создания условий для ведения расширенного воспроизводства требуется действенная система ценового механизма, основанная на сочетании государственного регулирования и саморегулирования, стимулирования и протекционизма сельскохозяйственных товаропроизводителей. При этом объем финансирования скотоводства, по крайней мере, должен соответствовать сумме изъятых из него средств, что является гарантией для ведения простого воспроизводства. Увеличение объемов производства продукции, приобретение технических средств, расширение материальной базы (расширенное производство) требует дополнительной поддержки, со стороны государства. Его роль в поддержке скотоводства должна заключаться в прямой финансовой поддержке, сельскохозяйственных товаропроизводителей для уменьшения диспаритета цен; создании условий для вертикальной интеграции путем формирования замкнутых комплексов по производству, переработке и реализации продукции, где может обеспечиваться внутрикомплексное перераспределение финансовых ресурсов с целью компенсации неблагоприятных условий производства; .разработке эффективной программы защиты внутреннего рынка.
Решение проблемы
диспаритета цен следует
В государственном регулировании также нуждаются процессы ценообразования продукцию скотоводства. Одной из мер противодействия неоправданному росту розничных цен на молоко и молочные продукты и говядину является законодательное определение основ государственного регулирова-
ния в области розничной торговли, обеспечивающее установление предельного размера посреднических и торговых наценок по видам конечной продукции относительно закупочной цены на нее сельскохозяйственных товаропроизводителей или оптовой цены перерабатывающих предприятий. Это позволит сократить количество посредников на пути движения продукции к потребителю, обеспечить каждому из участников рынка доход в зависимости от участия в процессе производства и реализации продукции скотоводства, стабилизировать ценовую ситуацию на рынке молока и молочной продукции и говядины и тем самым повысить платежеспособный спрос населения.
Чтобы установить
объективность сложившихся
Нормативную рентабельность следует определять единой для всех производителей продукции скотоводства, минимальный уровень которой, как показали расчеты, должен составлять около 18%. В таблице б представлен расчет нормативных цен на молоко и говядину в Смоленской области. Методика расчёта нормативных показателей основана на использовании технологических карт при условии простого и расширенного воспроизводства.
Субсидии на молоко целесообразно предоставлять сельскохозяйственным товаропроизводителям ежемесячно при условии сохранения поголовья коров на уровне 1 января предыдущего года. При восстановлении поголовья коров до уровня 1 января предыдущего года субсидии на молоко сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляются только с месяца, в котором поголовье коров восстановлено. При этом годовой прирост молока от одной среднегодовой коровы должен составлять не менее 300 килограммов. При невыполнении этих условий в следующем году государственная поддержка прекращается.
Таблица 6
- Расчет нормативных цен реализации продукции скотоводства в Смоленской области
Показатели
Фактическая цена реализации 1 ц, руб. Нормативная себестоимость 1 ц, руб. Нормативная рентабельность, % Нормативная цена реализации 1 ц, руб. Расчетный размер дотации на 1 ц, руб. Нормативная рентабельность, % Нормативная цена реализации 1 ц, руб. Расчетный размер дотации на 1 ц, руб. Фактический размер дотации на 1 ц, руб.
Прирост живой массы
995 1015 18
1198 203 35 1370 375 ' 125 .
5706 6500 18 7670 1964 35 8775 3069
В современных условиях в рамках долгосрочной областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области» государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется по программно-целевому методу в основном путем предоставления субсидий на частичную компенсацию произведенных затрат. Так, в 2008 г. на реализацию мероприятий по достижению финансовой устойчивости сельского хозяйства было направлено 46% от всего объема программных средств, что позволило создать условия для привлечения в сельское хозяйство льготных кредитов на сумму 2,6 млрд. руб., в том числе более 1 млрд. руб. инвестиционных кредитов. При этом 70% от всей суммы льготных инвестиционных кредитов было направлено на приобретение современной техники и оборудования, 20% - на развитие малых форм хозяйствования, 10% - на приобретение племенного скота, строительство и модернизацию животноводческих помещений.
Одной из основных задач финансово-кредитного механизма воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве является финансовое оздоровление финансово неустойчивых, убыточных субъектов рынка, поэтому 157 сельскохозяйственных организаций, Смоленской области участвуют в реализации федеральной программы по их финансовому оздоровлению. В связи с этим государством должны быть приняты следующие меры, направленные на повышение финансовой устойчивости скотоводства:
Информация о работе Развитие размещения и специализации скотоводства