Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 21:35, дипломная работа
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что в современных условиях своевременное обращение денежных средств, а также тщательно поставленный учет расчетных операций с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, оказывают значительное влияние на финансовый результат предприятия (прибыль или убыток). При расчетах с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, в зависимости от хозяйственной ситуации, возникает дебиторская и кредиторская задолженность. Дебиторская задолженность является одним из основных источников формирования финансовых потоков платежей. Кредиторская задолженность как долговое обязательство организации всегда содержит суммы потенциальных выплат, нуждающихся в бухгалтерском наблюдении и контроле. От состояния расчетов во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И ЗАДАЧИ ИХ УЧЕТА…………………………………………….6
Теоретические основы расчетов и задачи учета расчетных операций…………………………………………………………………………...6
Нормативно-правовая база расчетных операций………………...14
Актуальные проблемы расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками……………………………………………………21
КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………………………………29
УЧЕТ И АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ, ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ………………..37
Договорная политика организации – важнейший инструмент расчетных взаимоотношений…………………………………………………...37
Состояние учета расчетов с поставщиками и подрядчиками…...51
Состояние учета расчетов с покупателями и заказчиками………66
Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками………………………………………………………………………75
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, УЧЕТА И АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ, ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ………………………………………………………………88
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………....96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...102
3. Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Данным законом установлены единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. Согласно этому закону, все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета на основании первичных документов. Первичный документ составляется в момент совершения хозяйственной операции или непосредственно по ее окончании. Следовательно, показатель дебиторской задолженности должен быть отражен в учете, как правило, после выполнения организацией-кредитором товарной части сделки – после отгрузки продукции. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем и главным бухгалтером предприятия или уполномоченными на то лицами. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не принимаются к исполнению.
4. Федеральный
закон от 30.12.08№ 307-ФЗ «Об
5. Положение
по ведению бухгалтерского
Дебиторская и кредиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации. Списанная дебиторская задолженность относится на счет средств резерва по сомнительным долгам либо на финансовые результаты, а кредиторская задолженность – на финансовые результаты.
При отражении
в учете дебиторской
6. Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. В плане счетов раздел VI «Расчеты» предназначен для обобщения информации обо всех видах расчетов организации с различными юридическими и физическими лицами, а также внутрихозяйственных расчетов. В данном разделе указывается, что учитывается на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Составлена типовая корреспонденция по дебету и кредиту указанных счетов.
7. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. В данных указаниях определен порядок проведения инвентаризации, в том числе и порядок проведения инвентаризации расчетов.
Для проведения инвентаризации расчетов создается инвентаризационная комиссия, состав которой утверждает руководитель. О проведении инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами издается приказ. Инвентаризация расчетов проводится с целью документального подтверждения наличия дебиторской задолженности и обязательств, установления сроков их возникновения и погашения, уточнения оценки. При инвентаризации проверяются правильность осуществления расчетов с другими хозяйствующими субъектами, а также обоснованность сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Перед началом инвентаризации расчетов необходимо оформить акт сверки задолженности между организациями.
Проверке должен быть подвергнут счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по товарам, оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам. При проверке расчетов с покупателями и заказчиками необходимо проверить, не числятся ли в составе полученных авансов суммы, которые следует зачесть в счет уже отгруженной продукции.
Выявленные результаты инвентаризации расчетов отражаются в Акте инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма ИНВ-17).
8. Положение «О безналичных расчетах в Российской Федерации». Утверждено Центробанком РФ от 03.10.2002 № 2-П. В соответствии с этим положением расчеты в безналичном порядке между организациями должны проводиться только через банки и иные кредитные учреждения. Применяются следующие формы безналичных расчетов: платежными поручениями, аккредитивами, чеками, по инкассо.
Таким образом,
нормативные документы
1.3 Актуальные проблемы расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками
В экономической литературе довольно широко обсуждаются вопросы, посвященные учету расчетов, в том числе и по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
По теме расчетных операций в экономической литературе обсуждаются следующие вопросы: как снизить риски при работе с контрагентами; ошибки в расчетах с дебиторами и кредиторами; ошибки при заключении гражданско-правовых договоров; как не допустить появления сомнительных долгов и что делать при их возникновении. Много статей в экономической литературе посвящено учету, управлению и контролю над дебиторской задолженностью.
Так, Брыкина И. и Беклемешева А. [9] в своей статье рассматривают, какие риски могут возникнуть при работе с контрагентами. Нередко возникает необходимость осуществлять предоплату поставщику, которая может доходить до 100% стоимости поставки. При этом у компании осуществляющей предоплату своему поставщику возникает ряд рисков, например налоговый риск.
Достаточно часто налоговые органы, проверяя организацию и находя среди ее поставщиков фирмы-однодневки, отказывают ей в вычетах по НДС. Налоговые органы могут отказать в вычете как на основании того, что контрагент не платит налогов, так и на основании ошибок в оформлении соответствующих документов на поставку товаров. Для минимизации рисков по предъявлению претензий со стороны налоговых органов в отношении поставщиков, которые могут оказаться фирмами-однодневками, автор рекомендует запросить у контрагента копии следующих документов: свидетельства о постановке на налоговый учет; свидетельства о регистрации; документов, подтверждающих полномочия лица, подписывающего договор; паспорта лица, подписывающего договор.
Закупка недорогого товара при отсутствии надлежащим образом оформленного счета-фактуры может обернуться для организации убытками, поскольку невозможно будет взять уплаченный НДС к вычету. В данном случае автор рекомендует не идти на 100% предоплату с незнакомыми организациями и по возможности договариваться о том, чтобы окончательную оплату производить после поставки товара и проверки всех полагающихся документов.
Еще один риск,
который возникает при
Если, как правило, организация работает чаще всего с уже устоявшимся кругом поставщиков, то в отношении покупателей дело обстоит иначе. Организация заинтересована привлекать как можно больше покупателей предлагая им более выгодные условия, чем конкуренты, например отсрочки по оплате. В этом случае организации-продавцу необходимо иметь специализированные программы, помогающие ей оценивать возможность, необходимость и размер отсрочки, которую можно предоставить конкретному покупателю. По мнению автора, решение вопроса о предоставлении отсрочки, ее срока и размера зависит от следующих факторов: финансового состояния покупателя; истории предыдущих взаимоотношений между организацией и покупателем; результатов юридически-хозяйственного анализа покупателя.
Исходя из сказанного выше, становится ясно, что грамотная, четко налаженная организация работы с контрагентами позволит уберечь компанию от возможных финансовых потерь.
Абрамова А.С.[1] в своей статье обращает внимание читателей на возможные ошибки при отражении расчетов с дебиторами и кредиторами. Такие ошибки, по мнению автора можно объединить в следующие группы: отсутствие документального подтверждения и ошибки при оформлении первичных документов; некорректные учетные записи; неверная оценка величины задолженности.
В качестве ошибок
при оформлении договоров, влияющих
на возможность погашения
Следует также скрупулезно проанализировать первичные документы. Для этого необходимо убедиться в полной взаимной увязке формулировок, показателей и цифровых значений в конкретных документах. Их следует проверять как по форме, так и по существу, а также производить арифметический контроль данных первичных документов.
Некорректные
учетные записи. По отдельным видам
задолженности неправомерно проводится
зачет дебиторских и
Кроме того, в данный разряд нарушений попадает отражение долгосрочной задолженности в составе краткосрочной, в связи с чем, нарушается принцип классификации, что приводит к искажению сведений об уровне ликвидности организации.
Неверная оценка величины задолженности. Следует избегать занижения задолженности из-за некорректного отражения в учете НДС с авансов полученных, то есть оформления в учете начисления НДС по авансам, полученным от покупателей, бухгалтерской записью:
Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет «Авансы полученные» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС».
Это приводит к тому, что величина авансов полученных показывается по стр. 620 «Кредиторская задолженность» за минусом начисленного НДС. В данном случае для отражения НДС по авансам необходимо открыть к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «НДС с авансов» с отражением итоговой величины налога в составе прочих оборотных активов.
Устинова Я.И.[30] в своей статье рассматривает наиболее часто встречающиеся ошибки при заключении гражданско-правовых договоров, которые могут повлечь за собой разногласия с налоговыми органами. К таким ошибкам относятся: отсутствие в договорах существенных условий либо неправильное их формулирование; игнорирование в договорах императивных норм гражданского законодательства; наличие в договоре противоречивых положений.
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида. В отсутствие существенных условий договор считается недействительным и правовых последствий не влечет.
Например, договор поставки, в котором отсутствуют существенные условия, позволяющие определить наименование и количество передаваемого товара, что является нарушением п. 3 ст. 455 ГК РФ. В то же время наличие заказов, счетов-фактур и товарных накладных со ссылками на договор снимает проблему признания договора не заключенным.
Расходы по не заключенным
в установленном порядке
Согласно п. 1 ст.422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующим в момент его заключения. Например, условие в договоре купли-продажи о праве продавца отказаться от возврата аванса, полученного от покупателя, противоречит смыслу понятия о предварительной оплате, порядок внесения и возврата которой урегулирован ст. 487 ГК РФ.
Информация о работе Учет и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками