Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 21:35, дипломная работа
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что в современных условиях своевременное обращение денежных средств, а также тщательно поставленный учет расчетных операций с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, оказывают значительное влияние на финансовый результат предприятия (прибыль или убыток). При расчетах с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, в зависимости от хозяйственной ситуации, возникает дебиторская и кредиторская задолженность. Дебиторская задолженность является одним из основных источников формирования финансовых потоков платежей. Кредиторская задолженность как долговое обязательство организации всегда содержит суммы потенциальных выплат, нуждающихся в бухгалтерском наблюдении и контроле. От состояния расчетов во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И ЗАДАЧИ ИХ УЧЕТА…………………………………………….6
Теоретические основы расчетов и задачи учета расчетных операций…………………………………………………………………………...6
Нормативно-правовая база расчетных операций………………...14
Актуальные проблемы расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками……………………………………………………21
КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………………………………29
УЧЕТ И АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ, ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ………………..37
Договорная политика организации – важнейший инструмент расчетных взаимоотношений…………………………………………………...37
Состояние учета расчетов с поставщиками и подрядчиками…...51
Состояние учета расчетов с покупателями и заказчиками………66
Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками………………………………………………………………………75
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, УЧЕТА И АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ, ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ………………………………………………………………88
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………....96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...102
Проведением независимых проверок занимаются специальные аудиторские организации или индивидуальные аудиторы.
Целью аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками является выражение мнения о достоверности отражения в учете и отчетности показателей дебиторской, кредиторской задолженности, реальности ее погашения, о соответствии применяемой методики учета нормативным документам и правильности организации учета расчетов на предприятии.
В процессе аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками решаются следующие задачи:
- контроль соблюдения
договорной дисциплины и
- оценка внутреннего
контроля над состоянием
- установление
наличия и правильности
- проверка инвентаризационной
работы и отражения в
- использование различных форм расчетов и проверка законности осуществления расчетно-платежных сделок (платежными поручениями, векселями, зачетом взаимных требований);
- контроль организации
аналитического учета расчетов,
своевременности выявления
- сверка данных аналитического и синтетического учета по счетам расчетов;
- сверка оборотов
и сальдо по счетам расчетов
в регистрах синтетического
- анализ состояния
дебиторской и кредиторской
- разработка рекомендаций по упорядочению расчетов, снижению дебиторской и кредиторской задолженности.
Для достижения поставленных задач необходимо получить доказательства, используя различные приемы и источники получения информации.
Для получения
аудиторских доказательств
Источниками информации при аудите расчетов с поставщиками и покупателями являются: договора поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг); принятая в организации учетная политика; счета-фактуры; товарные накладные; акты выполненных работ; акты инвентаризации расчетов; акты сверок расчетов; акты о зачете взаимных требований; расчетно-платежные документы; учетные регистры по счетам учета расчетов с поставщиками и покупателями; Главная книга, бухгалтерский баланс.
Проверку состояния расчетных операций начинают с установления соответствия данных бухгалтерского баланса, Главной книги, регистров синтетического и аналитического учета по счетам 60 и 62. Затем определяют реальность задолженности. Для этого анализируются материалы инвентаризации расчетных операций. В случае отсутствия материалов по инвентаризации или если данные инвентаризации вызывают сомнения, аудитор проводит сплошную или выборочную инвентаризацию расчетов.
После предварительного подтверждения сальдо счетов по учету расчетных операций проверяется достоверность оборотов по счетам расчетов.
Проверка операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками проводится по следующим направлениям:
Аудитор устанавливает, прежде всего, наличие договоров на поставку продукции, и других хозяйственных договоров за оказанные предприятию услуги, выполненные работы. Эти договора должны соответствовать требованиям действующего законодательства.
Устанавливается наличие всех договоров и соглашений по отраженным в бухгалтерском учете в течение отчетного года сделкам. Каждый договор подвергается контролю с точки зрения наличия обязательных реквизитов (номер договора, дата оформления, обязательные реквизиты, подписи и печати сторон). Содержание договора анализируется по таким позициям: условия поставки продукции (работ, услуг), порядок расчетов и переход права собственности, права, ответственность и обязанности сторон по выполнению договорных условий. При проверке договорной дисциплины устанавливаются полнота и своевременность исполнения сторонами обязательств с условиями договора. К заключаемым договорам могут прилагаться спецификации на поставку продукции, которые также необходимо проанализировать.
Далее необходимо получить доказательства того, что расчеты с поставщиками и подрядчиками за полученные материальные ценности (работы, услуги) отражены в полном объеме, в соответствующем периоде, правильно оценены и отражены в учетных регистрах. Для этого сопоставляют данные первичных документов с данными договора, заказа, счета-фактуры, проектно-сметной документацией. При проверке первичных документов обращается внимание на выделение отдельной строкой НДС во всех расчетно-платежных документах.
При проверке оплаты счетов поставщиков и подрядчиков аудитор устанавливает, подтверждены ли операции по погашению задолженности соответствующими платежными документами, их подлинность и правильность оформления.
При проверке операций по выданным авансам необходимо выяснить, открыт ли отдельный субсчет «Расчеты по авансам выданным» к счету 60. Если в проверяемом периоде были получены материальные ценности (работы, услуги), то аудитор должен проверить зачет выданного аванса.
Контролируют корреспонденцию счетов, указанных в учетных регистрах. Кредитовые записи сверяют с дебетовыми записями по счетам 08, 10, 11, 19, 20 и т.д. А дебетовые записи по счету 60 сверяют с кредитовыми записями по счетам учета денежных средств или 62 и 76 при взаимозачетах.
Итоговые обороты
и остатки по счету 60 сверяют с
данными Главной книги и
Аудит расчетов с покупателями и заказчиками проводится аналогично аудиту с поставщиками и подрядчиками. Прежде всего, выясняется наличие и правильность договоров на поставку продукции, гарантийных писем от покупателей. Далее по данным первичных расчетно-платежных документов, документов на реализацию и учетных регистров по счету 62 устанавливается достоверность, законность и реальность задолженности за реализованную продукцию.
При проверке расчетов с использованием безналичных форм оплаты, определяется наличие всех оправдательных документов, а при необходимости проводятся встречные сверки в банке или у покупателя.
Также выясняется правильность применения схем корреспонденции счетов по расчетам с покупателями и заказчиками, соответствия данных аналитического и синтетического учета.
В ходе аудита с поставщиками и покупателями необходимо обратить внимание на задолженность, срок исковой давности по которой истек. В этом случае организация имеет право списать указанную задолженность, соответствующим образом оформив принятое решение (имеется приказ, подобран полный комплект документов о невозможности ее списания).
В завершение проверки аудитор обобщает записи в рабочих документах и дает оценку правильности ведения учета, достоверности учетных и отчетных данных по счетам 60 и 62.
При разработке плана аудиторской проверки аудитор устанавливает приемлемый уровень существенности с целью оценки существенности искажений, которые будут обнаружены. Уровень существенности - допустимое искажение данных бухгалтерской отчетности, которые не оказывают влияние на качество решений, принимаемых пользователями на основе информации этой отчетности. Ошибки, величина которых равна или превышает уровень существенности, будут квалифицироваться как существенные.
При разработке плана аудиторской проверки на предприятии ООО «ОстрогожскАгроКомплекс» для расчета уровня существенности были установлены следующие базовые показатели и доли базовых показателей: прибыль до налогообложения - 5%; выручка от реализации - 2%; валюта баланса - 2%; собственный капитал - 5%; общие затраты - 2%. Уровень существенности определяется как среднее арифметическое значение базовых показателей, принимаемых для расчета существенности, приводимых в таблице.
Таблица 6. Определение уровня существенности
Наименование базового показателя |
Значение базового показателя, тыс. руб. |
Доля базового показателя, % |
Значения, применяемые для нахождения уровня существенности |
Прибыль до налогообложения |
15579 |
5 |
778 |
Выручка от реализации |
79062 |
2 |
1580 |
Валюта баланса |
102431 |
2 |
2048 |
Общие затраты |
64933 |
2 |
1298 |
Собственный капитал |
60732 |
5 |
3036 |
Исчисление уровня существенности сводится к следующему:
Уровень существенности
определяется как среднее арифметическое
из значений базовых показателей, применяемых
для нахождения уровня существенности
(778+1580+2048+1298+3036):5=
Общий уровень существенности составляет 1748 тыс. руб. Данное значение можно округлить согласно ПСАД «Существенность и риск в аудите» в пределах 20%. При решении вопроса, в какую сторону (увеличения или уменьшения) будет осуществлено округление, необходимо принимать во внимание, что существует обратная взаимосвязь между аудиторским риском и существенностью. Округление полученного значения уровня существенности в сторону увеличения снижает аудиторский риск, и наоборот. Произведем округление в меньшую сторону, что составляет 1700 тыс. руб. Следовательно, для ООО «ОстрогожскАгроКомплекс» уровень существенности составит 1700 тыс. руб. и будет использоваться аудитором для оценки выявленных искажений по отдельности и в сумме, а также для выражения профессионального мнения о степени достоверности финансовой отчетности.
На этапе планирования аудиторской проверки расчетов с дебиторами и кредиторами проводят изучение и оценку эффективности системы внутреннего контроля и уровней составляющих аудиторского риска по данному разделу учета. В соответствии с внутренним стандартом аудиторской деятельности оценка осуществлялась путем опроса главного бухгалтера и других сотрудников ООО «ОстрогожскАгроКомплекс», просмотра документов и проведения других процедур с целью установления аудиторского риска.
Путём опроса выяснено, что расчётные операции с дебиторами и кредиторами осуществляются на основе предварительно заключаемых договоров; расчёты без заключения договоров исключены; условия договоров определяются руководителем предприятия; просмотр отдельных договоров поставки, купли-продажи показал, что они оформляются в соответствии с требованиями ГК РФ.
Со слов главного бухгалтера, проверка полноты и своевременности отражения данных первичных и расчётно-платёжных документов в учете осуществляется периодически, выборочно по отдельным операциям; сверка данных аналитического и синтетического учёта производится ежеквартально.
Образцы заполнения
типовых расчётно-платёжных
Можно отметить,
что схемы организации и
Рабочий план счетов и корреспонденции счетов по учёту расчётов с поставщиками и покупателями разработаны, хотя и не содержат всех возможных операций, в плане счетов отсутствуют некоторые используемые счета.
Аналитический учёт расчётов организован по каждому виду расчётов, сведения о расчётах с дебиторами и кредиторами представлены в пояснительной записке к предварительному варианту бухгалтерской отчётности.
На основании выше сказанного, можно сделать вывод о том, что в хозяйстве система учёта расчётов находится в хорошем состоянии, то есть вероятность ошибок не велика и аудитору при проведении проверки потребуется приложить много усилий по тщательному изучению данных учёта и принятию соответствующих мер, чтобы найти существенные нарушения.
Таким образом, можно сделать вывод, что итоговая оценка эффективности систем внутреннего контроля и бухгалтерского учёта расчётов с поставщиками, подрядчиками, покупателями и уровня неотъемлемого риска в ООО «ОстрогожскАгроКомплекс» - средняя.
Информация о работе Учет и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками