Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:10, контрольная работа
Цель: определить теории эволюции.
Для решения поставленной цели определена задача: описать понятие и этапы эволюции.
Введение
1. Понятие, основные этапы эволюции
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга»
2012 – 2013 учебный год
Кафедра ___________________
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Естественнонаучная картина мира»
Выполнила студент(ка)
___________________ факультета
направления подготовки (специальности) ______________
заочной формы обучения
__ курс, _____ группа
Ф.И.О. (полностью)
Проверил преподаватель:
должность, степень,
Ф.И.О.__________________
Петропавловск-Камчатский
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Понятие, основные этапы эволюции…………………………………………….5
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….....
ВВЕДЕНИЕ
Примерно шесть миллионов лет назад возникла жизнь на земле (активная форма существования материи или объективной реальности) (1).
Жизнь это понятие емкое. Возникновение жизни - процесс превращения неживой природы в живую. А живое имеет свойство изменяться, развиваться. Неотъемлемым свойством живого является деятельность, активность. Жизнь перекликается с понятием эволюции. Но вопрос эволюции, в частности теорий эволюции весьма противоречивый. Существуют разные точки зрения на эту проблему.
Так, самая известная Дарвиновская теория: «Человек произошел от обезьяны…», по некоторым источникам ее называют биологической.
Ко времени Дарвина общепризнанной стала космологическая теория Эммануила Канта и так далее. Ныне некоторые авторы выделяют химическую, биохимическую, социальную и другие теории. Но общепризнанными являются: традиционная, классическая, синтетическая. На этих теориях необходимо остановиться подробней.
Основной источник при рассмотрении данной проблемы: Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 317 с.
Актуальность выбранной темы раскрывается в следующем аспекте:
1) неоднозначное отношение к теориям эволюции.
Цель: определить теории эволюции.
Для решения поставленной цели определены следующие задачи:
1)описать понятие и этапы эволюции;
Реферат состоит из введения, одной главы, заключения. Во введении показана идея (цель) реферата. Первая глава посвящена понятию и основным этапам эволюции. В заключении сформулированы основные выводы
ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ
Эволюция (от лат. evolution — развертывание) — одна из форм движения в природе и обществе; непрерывное, постепенное изменение и развитие (2).
Теория это:
- высшая форма организации научного знания, устанавливающая закономерности определенной области реальности;
- это высшая форма познания;
- обладает особым высшим достоинством — возможностью получать знание об объекте, не вступая с ним в непосредственный чувственный контакт.
Термин «эволюция» взят из латинского языка, где он обозначал "развитие". Термин «эволюция» в современном смысле (постепенный, закономерный переход из одного состояния в другое) впервые применил натуралист и философ Ш. Боннэ в 1762 году.
При этом процессе становления эволюционной системы, как правило, выделяют три основных этапа или теории (2).
Первый этап — традиционная (натуралистическая) теория эволюции; наиболее яркий ее представитель — шведский естествоиспытатель К. Линней.
Второй этап — классическая теория биологической эволюции; создатель — английский естествоиспытатель Ч. Дарвин.
Третий этап — синтетическая теория биологической эволюции (универсальной эволюции Вселенной).
Ее содержание явилось результатом синтеза идей Ч. Дарвина и чешского ботаника, основателя генетики Г. Менделя. Теории названы биологическими, так как биология ( «биос» — жизнь и «логия» — наука) - это наука о живых организмах и окружающей среде, в которой они живут. А значит становление жизни.
Традиционная теория существовала с древнейших времен до XIX в. В ее основе лежит идея креационизма (от лат. сrеаtio – сотворение, концепция постоянства видов, рассматривающая многообразие органического мира как результат его творения богом), основанное на вере религиозное учение о чудесном сотворении мира, в том числе и жизни, богом из ничего, из пустоты. Данная теория рассматривает многообразие возникшего мира растений и животных, его классификацию и систематизацию, а не анализ возникновения, развития, изменения, то есть эволюцию. Первые попытки такой систематизации были предприняты древнегреческим философом и ученым Аристотелем. Эта, полезная работа продолжалась и в Средние века.
Но самый значительный
вклад в традиционную биологию внес
К. Линней. Он создал наиболее удачную
систему классификации
Традиционная биология, хотя и имеет определенные слабости, по сравнению с другими направлениями обладает несомненным преимуществом. Она накапливает свой научный материал наиболее надежным способом — путем непосредственного наблюдения живой природы. Поэтому традиционная биология отнюдь – не принадлежит прошлому, она продолжает развиваться в настоящее время и будет развиваться в будущем, то есть она основана на человеческом разуме. Раскрытые данной теорией целостность, единство, взаимосвязь и преемственность организмов в живой природе вплотную подвели ученых к мысли о том, что все многообразие их форм является результатом длительного процесса биологической эволюции.
2.Представление об эволюции живых организмов с момента их возникновения и до наших дней является одним из важнейших обобщений биологической науки. Сущность этой великой теории состоит в признании того, что все формы растений и животных, которые ныне существуют, произошли от появившихся в результате завершения добиологической эволюции простейших организмов путем их постепенных изменений, накапливавшихся в последовательных поколениях.
Элементы этой идеи в неявной
форме содержались в
Теория Дарвина стала
результатом обобщения им огромного
количества разнообразных фактических
данных, которые он собирал, путешествуя
в качестве натуралиста на небольшом корабле
«Бигль», отправившемся в пятилетнее плавание
вокруг света. В процессе плавания Дарвина
поразило огромное разнообразие видов
растений и животных в разных районах
мира. Именно эти наблюдения и заставили
его в конце концов отвергнуть теорию
божественного творения, на которую опиралась
традиционная биология, и
искать иное объяснение собранным фактам.
Сущность своего великого открытия сам автор излагал следующим образом: «Так как особей каждого вида рождается гораздо больше, чем может выжить, и так как, следовательно, часто возникает борьба за существование, то из этого вытекает, что всякое существо, которое в сложных и нередко меняющихся условиях его жизни хотя незначительно варьирует в выгодном для него направлении, будет иметь больше шансов выжить и, таким образом, подвергнется естественному отбору. В силу строгого принципа наследственности отобранная разновидность будет склонна размножаться в своей новой модифицированной форме» [3, с.23].
Это объяснение Дарвиным процесса эволюции можно свести к следующим положениям:
1) Изменчивость (одно из свойств, присущих живым организмам- любой группе животных и растений).
Надо сказать, что источником таких наследуемых изменений являются возникающие на генном уровне мутации, которые в условиях внешней среды лишь закрепляются.
2) Естественный отбор Ч.Дарвина: Число организмов каждого вида, рождающихся на свет, значительно больше того числа, которое может найти себе пропитание, выжить и оставить потомство. Большая часть потомства в каждом поколении гибнет.
3) Конкуренция,
борьба. То есть особей рождается
больше, чем может выжить, существует
конкуренция, борьба за пищу
и место обитания. Она может
носить как явный, так и
4) Положение о выживании, отборе наиболее приспособленных.
Наследственные изменения облегчают организму выживание. Выживающие особи дают начало следующему поколению и таким образом «удачные» изменения передаются потомству. Это положение о выживании, отборе есть ядро теории естественного отбора Дарвина.
Большинство биологов очень скоро признали теорию Дарвина. Эта теория занимала центральное место в биологической науке на протяжении последующих ста лет; с некоторыми поправками, внесенными в нее позднейшими открытиями в области генетики и эволюции, ее принимает и большинство современных биологов.
Однако эти
поправки, связанные, прежде всего с
открытиями в области генетики, оказались
настолько существенными, что их
совокупность составила содержание
особого, нового этапа в развитии
теории биологической эволюции —
этапа синтетической
3. Теория синтетической
эволюции путем естественного
отбора признаков,
Новое в ее содержании состоит главным образом в том, что она под биологической эволюцией стала понимать не только и не столько результат действия естественного отбора, сколько следствие стихийных, ненаправленных мутаций генных структур, которые и создают первооснову, первичное сырье для естественного отбора.
Следует отметить, что некоторые слабости, противоречия в теории Дарвина были замечены уже его современниками.
Становление современной
биологической теории основывается
на современных достижениях
Крупнейшим
достижением на пути утверждения
современной биологической
Именно на основе этого открытия началась работа по расшифровке геномов сначала простейших организмов, а затем и все более сложных, которая привела в 2001 году к расшифровке генома человека. Правда, понадобится еще немало времени, чтобы понять законы функционирования генных структур, особенности механизмов транспортировки и реализации содержащейся в них информации. Становление теории синтетической эволюции, представляющей по своему содержанию синтез дарвинизма и достижений молекулярной биологии, побуждает некоторых исследователей пойти еще дальше, но особых результатов не несет. То есть некоторые антидарвинисты (против теории Дарвина) критикуют его теорию, не приводя обоснованных выводов.
Ведущую роль антидарвинистов по-прежнему исполняют представители концепции креационизма, принадлежащие большей частью к сословию священнослужителей, то есть рассматривающие многообразие органического мира как результат его творения богом. Они считают, что «религия и наука — две неразрывно связанные стороны, или фазы, одного и того же полного акта познания, который только один смог бы охватить прошлое и будущее эволюции» [4,с.161]. Можно сказать, что взаимодействие науки и религии становится возможным при решении возникающих в условиях стремительного развития современной биологии ряда острых этических проблем.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Естественнонаучная картина мира»