Детская стоматология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 14:25, реферат

Описание работы

Детская стоматология не сразу стала самостоятельной специальностью. Она развивалась в процессе накопления знаний по медицине и стоматологии в целом. В работах многих врачей мира можно найти данные о развитии и заболеваниях зубочелюстной системы у детей, а также рекомендации по уходу за детьми.
Детская стоматология - специальность сложная и многокомпонентная. Она включает детскую терапевтическую стоматологию, все виды хирургии челюстно-лицевой области (ЧЛО), сложную хирургию новорожденных и грудных детей, ортодонтию и детское протезирование. Посвящающий себя этому делу должен знать все ее разделы и понимать их органическую взаимосвязь с учетом морфофункциональных особенностей быстро развивающегося и растущего детского организма.

Содержание работы

1.Введение…………………………………………………………………………………………
2. Детская стоматология………………………………………………………………
3. В странах древнего мира (Вавилония, Ассирия, Египет)…………
4. Зубоврачевание как самостоятельная область медицины……
5. Основателем детского зубоврачевания в России…………………….
6. Первая бесплатная помощь детям школьного возраста в зубоврачебной амбулатории……………………………………………………………………………………
7. Развитие и возрастные особенности ребенка…………

Файлы: 1 файл

реферат стоматолог.docx

— 39.43 Кб (Скачать файл)

При пороках развития языка и щитовидной железы могут возникать  различные   пороки   развития:

1) если в корне языка задержалась  основная масса железистого эпителия, ошибочное ее удаление приведет  к развитию микседемы;

2) остатки эмбрионального железистого  эпителия могут служить источником  развития аденомы корня языка; 3) если между корнем языка и  щитовидной железой сохраняется  тяж эпителиальных клеток (ductus tyre-gl-ssus), то из него могут развиться  врожденные срединные кисты и  свищи шеи, кисты корня языка.

Слюнные железы являются производными многослойного плоского эпителия. Раньше происходит закладка околоушной железы (на 4-й неделе), затем поднижнечелюстной (на 6-й неделе) и подъязычной (на 8-9-й неделе). Мелкие слюнные железы становятся заметными в слизистой оболочке значительно позже.

Развитие челюстей начинается на ранних этапах формирования лица. Одной из первых костей лицевого черепа, подвергающихся окостенению, является верхняя челюсть. К концу 2-го месяца развития, когда завершается срастание верхнечелюстных и лобного отростков, образующих средний отдел лица, в их толще возникают 6 ядер оссификации; затем происходит окостенение сначала небных отростков и боковых отделов верхней челюсти, а несколько позднее - ее центрального участка – носового гребня (резцовая кость), который в дальнейшем срастается с верхнечелюстными костями.

Верхняя челюсть образуется из соединительной ткани, минуя стадию хряща. Однако имеются сообщения, что к моменту рождения и в первые месяцы жизни ребенка в костной части челюсти остаются участки хрящевой ткани. Очевидно, этим и можно объяснить образование из остатков эмбрионального хряща хрящевых опухолей в верхней челюсти.

Развитие нижней челюсти начинается с образования костной ткани из нескольких точек окостенения, расположенных в клетчатке, прилежащей .к меккелеву хрящу. Постепенно формируется покровная кость, окружающая этот хрящ; сам же хрящ редуцируется, уступая место развивающемуся телу нижней челюсти. Задние отделы челюсти, ее ветви, образуются независимо от меккелева хряща из соответствующих точек окостенения. Окостенение двух половин нижней челюсти заканчивается их сращением, т.е. превращением в непарную кость к концу 1-го года жизни ребенка.

Альвеолярный отросток челюсти развивается из мезенхимы, окружающей зачаток зуба. Закладка альвеолярной части тела нижней челюсти происходит на 3-м месяце внутриутробного развития, а альвеолярного отростка верхней челюсти - на 4-м. Срастание альвеолярной части с телом нижней челюсти наблюдается к 1-му месяцу грудного периода, а с телом верхней челюсти - к 3-му месяцу. С окончанием прорезывания зубов заканчивается формирование альвеолярного отростка, а с окончанием образования корней - формирование его основания. В толще формирующихся челюстей развиваются зачатки зубов. С развитием и прорезыванием зубов тесно связаны рост и формирование челюстей.

Развитие зубов. В развитии зубов различают три стадии, или три периода, которые нередко отграничены друг от друга. Самый ранний период - закладка и образование зубных зачатков. Затем происходит дифференцировка зубных зачатков (второй период). Самый длительный, третий период - период гистогенеза зубных тканей.

 

На 6-7-й неделе у эмбриона вдоль верхнего и нижнего краев первичной ротовой щели появляется утолщение многослойного плоского эпителия. Этот эпителий, врастая в подлежащую мезенхиму, образует зубную пластинку, которая растет в глубину и принимает вертикальное положение. По ее краю появляются колбовидные разрастания эпителия, которые приобретают вид колпачков, называемых эмалевыми органами. В каждой челюсти возникает по 10 таких разрастаний соответственно числу будущих молочных зубов.

На 10-й неделе эмбриональной жизни в каждый эмалевый орган начинает врастать мезенхима, благодаря чему он становится похожим на колокол или чашу. Мезенхима, вросшая в углубление эмалевых органов, дает начало зубным сосочкам, очертания которых соответствуют форме будущей коронки молочного зуба. В процессе роста эмалевый орган постепенно обособляется от зубной пластинки и к концу 3-го месяца соединяется с ней только при помощи тонкого эпителиального тяжа - шейки эмалевого органа. Одновременно с этим в окружности последнего возникает уплотнение мезенхимы, которое охватывает развивающийся зачаток зуба, образуя зубной мешочек, или фолликул. У основания зубного зачатка ткань зубного мешочка сливается с мезенхимой зубного сосочка. На остальном своем протяжении зубной мешочек тесно прилегает к наружной поверхности эмалевого органа, переходя затем на его шейку. Эта часть зубного мешочка, охватывающая шейку эмалевого органа и переходящая в волокнистую соединительную ткань (lamina pr-pria) слизистой оболочки полости    рта,    получила    название (tis). На этом заканчивается первая стадия развития зуба - образование и обособление зубных зачатков. В это время каждый из них состоит из эмалевого органа, зубного сосочка и зубного мешочка, который наподобие капсулы охватывает зачаток зуба.

Дифференцировка зубных зачатков   

В этот период происходят важные изменения как в самих зачатках, так и в окружающих их тканях. В первоначально однородном эмалевом органе эпителиальные клетки разделяются на слои. Клетки эмалевого органа, прилегающие к поверхности зубного сосочка, образуют слой внутренних эмалевых клеток. Эти клетки высокой цилиндрической формы дают начало адамантобластам, или энамелобластам, участвующим в образовании эмали. Почти одновременно начинается пппиегг значительно увеличивается, глубже впячивается в эмалевый орган; в него проникают кровеносные сосуды и капилляры. На поверхности зубного сосочка из клеток мезенхимы образуется несколько рядов тесно расположенныхклеток с темной базофильной протоплазмой, которые называются одонтобластами, или дентинообразующими клетками.

К концу 3-го месяца шейки эмалевых органов прорастают мезенхимой и постепенно рассасываются. Благодаря этому зубные зачатки в значительной степени утрачивают связь с зубной пластинкой и обособляются. Зубная пластинка также теряет связь с эпителием полости рта и прорастает мезенхимой.

Гистогенез зубных тканей. Период дифференцировки зубных зачатков к концу 4-го месяца эмбриональной жизни сменяется периодом гистогенеза, в течение которого возникают важнейшие зубные ткани - дентин и эмаль, а также пульпа зуба. Образование цемента происходит позднее - к 4-5-му месяцу постэмбриональной жизни, когда идет развитие корней, и вслед за этим начинается прорезывание молочных зубов. Таким образом, в течение эмбриональной жизни происходят закладка и развитие лишь коронок молочных зубов.

Развитие дентина. При развитии коронки молочного зуба раньше всего (к концу 4-го месяца эмбриональной жизни) появляется дентин. В образовании дентина активное участие принимают одонтобласты.

По мере развития основного вещества дентина одонтобласты оставляют в нем свои тонкие про-топлазматические отростки - волокна Томса, располагающиеся в полости дентинных канальцев. С утолщением слоя дентина растут и удлиняются отростки одонтобластов, которые очень рано начинают ветвиться. Сами одонтобласты в состав образованного ими основного вещества дентина не входят, остаются в наружных отделах зубного сосочка, а у взрослого человека в наружных отделах пульпы. Это составляет характерную особенность развития и строения дентина, который в течение всего своего существования является бесклеточной тканью. Одонтобласты играют важную роль и в обызвествлении дентина. При помощи своих прото-плазматических отростков они содействуют доставке минеральных солей из крови в основное вещество развивающегося дентина.

Развитие эмали (амелогенез). Вскоре после начала отложения дентина на верхушке зубного сосочка начинается образование эмали, которая возникает благодаря деятельности энамелобластов.

Образование дентина во всех случаях предшествует началу амелоге-неза. Эта последовательность образования зубных тканей в процессе развития зуба указывает на тесные взаимоотношения между эпителиальной и соединительнотканной частями зубного зачатка. Если пролиферация и обособление внутренних эмалевых клеток дают толчок к дифференцировке слоя одонтобла-стов на поверхности зубного сосочка, то отложение на вершине сосочка тонкого слоя дентина является необходимым условием для начала образования эмали.

Образование эмали, как и развитие дентина, начинается в области будущего режущего края коронки передних зубов или в области жевательных бугорков задних зубов. Эти участки являются своеобразными "центрами роста" развивающихся зачатков зубов, откуда формообразовательные процессы распространяются на боковые поверхности коронки.

В период развития эмали каждый энамелобласт в результате сложных изменений превращается в эмалевую призму - структурный элемент эмали.   Молодая   эмаль   (эмалевая матрица) еще не прорезавшихся зубов по своей структуре аналогична зрелой эмали. И та, и другая состоят из эмалевых призм, склеенных межпризматическим веществом. Однако молодая эмаль существенно отличается от зрелой большим содержанием органических веществ и воды и меньшим количеством минеральных солей.

Развитие корня и цемента зуба. Развитие корня зуба происходит незадолго до прорезывания, т.е. уже в постэмбриональном периоде. К этому времени коронки молочных зубов в основном сформированы. Поверх слоя эмали, одевающего коронку зуба, располагаются остатки эмалевого органа. На большем своем протяжении клетки эмалевого органа уже утратили присущую им дифференцировку и превратились в эпителиальный пласт, состоящий из нескольких рядов плоских эпителиальных клеток. Это так называемый редуцированный эмалевый эпителий, который плотно прилегает к эмали и отделяет ее от окружающей соединительной ткани. Редуцированный эмалевый эпителий сохраняется на поверхности коронки зуба вплоть до его прорезывания и предотвращает резорбцию эмали со стороны соединительной ткани или отложение на ее поверхности цемента.

Развитие пульпы молочных зубов. Пульпа развивается из мезенхимы зубного сосочка. Процесс этот начинается с верхушки зубного сосочка, где раньше всего появляются первые одонтобласты, и идет по направлению к его основанию. Одновременно с образованием одонтоб-ластов по периферии зубного сосочка происходит дифференциров-ка мезенхимных элементов и в его Центральных отделах. Постепенно мезенхима центральных отделов зубного сосочка преобразуется в рыхлую соединительную ткань, богатую клетками типа фибробластов и гистиоцитов, а также кровеносными сосудами. По мере развития зубного зачатка процесс дифференцировки мезенхимы зубного сосочка и превращения ее в ткань пульпы все более приближается к его основанию. Дифференцировка тканевых элементов сосочка происходит в связи с его васкуляризацией. Еще до появления первых одонтоб-ластов в базальную часть сосочка врастает кровеносный сосуд, который затем идет, не давая ответвлений, к верхушке сосочка. Здесь он образует первые ветви, идущие к слою одонтобластов. Почти одновременно с этим происходит врастание нервов в зубной сосочек. Первые очень тонкие волокна проникают в зубной сосочек еще в конце 9-10-й недели зародышевой жизни. К началу образования дентина в верхушку зубного сосочка врастает большое количество тонких нервных волокон, концевые разветвления которых проникают и в слой одонтобластов.

Образование коронок начинается в конце 5-го месяца эмбрионального развития сначала у медиальных резцов, а затем и у дистально расположенных зубных зачатков. На 7-м месяце твердые ткани зуба в форме черепочков имеются и у моляров.

Прорезывание зуба начинается в той стадии его развития, когда закончено образование коронки и сформирована часть корня. Закладка постоянных зубов начинается на 5-м месяце внутриутробного развития в форме утолщений на свободном крае зубной пластинки, продолжающей расти в глубину после закладки молочных зубов. Эти закладки располагаются с язычной стороны от зачатка каждого молочного зуба. Кроме того, зубная пластинка продолжает расти кзади. Позади зачатка последнего молочного зуба из нее развивается зачаток первого постоянного моляра. После образования зачатка зубная пластинка  рассасывается.   Сначала  зачатки 10 передних постоянных зубов лежат в общих ячейках с зачатками соответствующих молочных, но затем образуется костная перегородка, разделяющая оба зачатка.

В развитии зубов условно можно выделить несколько периодов. Длямолочных зубов:

1) внутриутробное   и   внутричелюстное   развитие;

2) прорезывание;

3) рост и формирование корней;

4) резорбция корней.

Для постоянных зубов:

1) внутриутробное и внутричелюстное  формирование;

2) прорезывание;3) рост корней и  формирование периодонта.

ФГАО ВПО «Северо- Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»

Медицинский институт

Кафедра ТХОС и СДВ

 

 

 

 

 

Реферат: История детской стоматологии.

 

 

 

 

Выполнила: студентка 5 курса ПФ 502-2

Антонова Л.Л.

Проверила: ст. преподаватель кафедры

ТХОС и СДВ Колтовская Г.А.

 

 

 

 

 

                                                          

 

 

                                                              Якутск 2013г.

Использованная литература:

1. Семенов М.Г., Мартьянов И.Н. Травматические вывихи  зубов у детей. Учебное пособие. - СПб.: Изд. дом СПбМАПО, 2009, - 48с.

2. Семенов М.Г., Васильев А.В. Переломы нижней  челюсти у детей. Учебное пособие. - СПб.: Изд. дом СПбМАПО, 2000, -28с.

3. Козлов В.А., Васильев А.В., Семенов М.Г. Лечение  переломов мыщелкового отростка  нижней челюсти. Учебное пособие. – СПб.: Изд. дом СПбМАПО, 2000, -32с.

4. Краткий курс  лекций по хирургической стоматологии  и челюстно-лицевой хирургии / Г.П. Рузин. – Киев.: «Книга плюс», 2006. – 232с.

Информация о работе Детская стоматология