Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 22:48, контрольная работа
От правильного планирования и проектирования зданий дошкольных учреждений зависит не только выполнение задач воспитания и обучения детей, но и в значительной мере состояние их здоровья, а также физическое и психическое развитие.
Детские учреждения не должны быть расположены в непосредственной близости от производственных предприятий, выделяющих вредные газы и образующих большое количество пыли; от рынков и мест большого скопления людей, например учреждений общественного питания, больниц, гаражей и др.
От правильного планирования и проектирования зданий дошкольных учреждений зависит не только выполнение задач воспитания и обучения детей, но и в значительной мере состояние их здоровья, а также физическое и психическое развитие.
Детские учреждения не должны быть расположены в непосредственной близости от производственных предприятий, выделяющих вредные газы и образующих большое количество пыли; от рынков и мест большого скопления людей, например учреждений общественного питания, больниц, гаражей и др.
Расстояние от детских учреждений до железной дороги должно быть не менее 500м. детские учреждения не следует располагать около крупных автомобильных магистралей.
Детские дошкольные учреждения в городах, с обязательным учетом местных экологических условий, лучше всего строить внутриквартально, на боковых проездах и проходах, при отсутствии вблизи высоких зданий, с обязательным учетом местных экологических условий. Если же детские учреждения строят на улице с большим движением транспорта, то в таком случае здание следует располагать в глубине участка и создавать по его границе зону зеленых насаждений шириной менее 15м. Кроме того, с целью предупреждения травматизма детей на данной улице ограничивается скорость движения транспорта, а также запрещается обгон автомашин, в связи с чем устанавливаются определенные дорожные знаки.
Если здание дошкольного учреждения в силу необходимости строят по соседству с промышленными предприятиями (фабрика, завод), то особенно важно, чтобы это предприятие было обеспечено сооружениями, предупреждающими загрязнение атмосферного воздуха газами и пылью. Между территориями предприятия и детского учреждения должна быть зона санитарной защиты – полоса зеленых насаждений по возможности не менее 500м.
Дошкольные учреждения подразделяются на два типа: с дневным пребыванием детей в течение 9-12 ч и с круглосуточным пребыванием. Существуют детские учреждения, в которых есть отдельные группы с круглосуточным пребыванием детей (дом ребенка).
Ясли предназначаются для воспитания детей в возрасте до 3 лет. Дети в яслях объединяются в группы от 15 до 20 человек.
В сельской местности кроме яслей, функционирующих в течение всего года, в сезон основных сельскохозяйственных работ организуют сезонные ясли-сады, которые обслуживают детей дошкольного возраста.
К числу детских учреждений относятся также дома ребенка, которые предназначены для воспитания детей-сирот до 3 лет, а также детей, не имеющих необходимых условий воспитания в семье.
В детских садах воспитываются дети от 3 до 7 лет. В соответствии с возрастом детей объединяют в группы по 25 человек.
В ряде местностей (до 500 жителей), где число детей младших возрастов небольшое, в детских яслях-садах с одной группой допускаются подгруппы: на 10 мест – для детей до 3 лет и на 15 мест – от 3 до 7 лет.
В детских яслях-садах, где две группы, в одной из них возможны подгруппы: на 10 мест – для детей до 1,5 лет и на 15 мест – от 1,5 до 3 лет.
Все группы комплектуются по возрастному принципу. В яслях-садах на 50-90 мест допускаются группы детей разного возраста.
В населенных пунктах, где 600-700 жителей, целесообразнее строить дошкольные учреждения на 50 мест; 1000-1500 жителей – 90 мест.
Наиболее распространено строительство яслей-садов, рассчитанных на 140 мест с дневным и на 280 с круглосуточным пребыванием детей.
Поскольку пребывание большого числа детей в одном учреждении представляет постоянную эпидемическую опасность, так как затрудняет изоляцию групп, строительство дошкольных учреждений на 560-660 мест допускается только в идее комплексов с раздельным павильонами для ясельных и дошкольных групп и общим корпусом административно - хозяйственных помещений.
Ясли-сад имеют в своем возрасте группы детей преддошкольного и дошкольного возраста.
Земельный участок предназначается для прогулок детей, а в теплые дни – для проведения всей воспитательной работы.
Размеры, планировка и оборудование участка зависят от типа детского учреждения, контингента детей, их возраста и содержания воспитательной работы. В яслях-садах с количеством мест, не превышающим 95, на одно место выделяется 40 м2, в дошкольных учреждениях, рассчитанных на 140-320 мест, - 35 м2, а в комплексах яслей-садов, рассчитанных на большое количество детей – 560-660 мест, - 30м2. таким образом, с увеличением вместимости дошкольного учреждения уменьшается количество площади, которое приходится на одного ребенка.
Основное гигиеническое требование к участку - чистота почвы, так как почва, загрязненная отбросами, может стать средой для сохранения и развития микроорганизмов – возбудителей инфекционных заболеваний и яиц глистов. Земельный участок должен быть сухим, с глубоким залеганием подпочвенных вод, в противном случае на участке может образоваться сырость, которая легко проникает в здание, особенно при отсутствии надежной влагоизоляции.
При выборе участка следует отдавать предпочтение площадкам, несколько возвышающимися над остальной местностью и имеющим склон для стока дождевой воды и тающего снега.
Земельный участок должен иметь ограждение высотой не более 1,6 м. Не рекомендуются сплошные кирпичные или железобетонные ограждения. По периметру земельного участка располагается полоса деревьев или кустарниковых насаждений шириной 5м.
Зеленые насаждения должны составлять не менее 50% площадки участка. К ним относятся защитные полосы, живая изгородь, газоны, цветники, огород-ягодник и насаждения на групповых и общих площадках участка. Зеленые насаждения играют огромную роль в создании благоприятных условий воздушной среды и микроклимата, как на участке, так и в здании дошкольного учреждения. Они увлажняют воздух, уменьшают интенсивность инсоляции, повышают содержание в воздухе легких ионов, снижают запыленность и загазованность воздуха.
Для озеленения участка рекомендуются насаждения, обеспечивающие наличие зелени в течение всего года. Не допускается посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами и колючками, например таких, как роза дикая, акация, барбарис. Не рекомендуется также деревья, засоряющие участок во время цветения и плодоношения (тополь и др.).
Деревья и кустарники на участке рассаживаются таким образом, чтобы они не препятствовали доступу солнечных лучей и дневного света в помещения: кустарники – не ближе5 м, а деревья – не ближе 10 м от стен здания. Кроме того, на участке деревья не должны затенять более половины групповых и физкультурных площадок.
Каждая возрастная группа имеет отдельную площадку, изолированную от других групп кустарником. Располагают площадки вблизи выхода из помещения группы. Площадь их определяется из расчета 5 м2 на 1 ребенка в первой и второй группах раннего возраста, 7,5 м2 в первой младшей группе, 7,2 м2 – в дошкольных. На каждой площадке необходим теневой навес с дощатым полом площадью 40 м2, закрытый с трех сторон. Открытая сторона навеса обращена на юг или юго-восток. В летнее время для защиты детей от солнца на участке необходимо ставить зонты, тенты, постоянные и переносные навесы. При теневых навесах оборудуют кладовые (встроенные шкафы, стеллажи, полки, скамьи с ящиками под сиденьями) для хранения игрушек и инвентаря. Теневые навесы, пристроенные к зданиям, не должны затемнять групповых комнат.
Групповые площадки для детей ясельного возраста должны иметь травяное покрытие; для детей дошкольного возраста, кроме травяного покрытия, площадку делают с утрамбованным грунтом. На групповых площадках размещается стационарное и переносное оборудование. Каждая групповая площадка должна освещаться (не менее 10 лк) равномерным, рассеянным светом, лампами ДРЛ в светильниках типа СРВ, которые устанавливают на металлических стойках высотой 4 м.
Для проведения занятий по физической культуре на открытом воздухе на территории участка оборудуется общая физкультурная площадка из расчета 150 м2 на 50-70 детей и 250 м2 на 100 и более детей в дошкольном учреждении. На участке комплексов яслей-садов размещаются две площадки общей площадью 400 м2. При каждой групповой площадке устраивают огород-ягодник (15 м2). Все площадки, связанные кольцевой дорожкой (шириной 1-1,5 м) для езды на велосипедах, педальных автомобилях, в вечернее время должны освещаться.
Помещения для животных и птиц размещают вблизи хозяйственной площадки, которая должна быть изолирована от остальных, располагаться со стороны пищеблока в глубине (на границе) участка, иметь твердое покрытие и самостоятельный въезд.
На земельных участках дошкольных учреждений в городах и поселках городского типа нельзя размещать сараи, погреба, овощехранилища и другие хозяйственные постройки. В сельских населенных пунктах при отсутствии теплофикации на хозяйственной площадке строят сарай для хранения топлива и овощехранилище. Мусоросборники ставят только на хозяйственной площадке на расстоянии не менее 25 м от здания на бетонированном или асфальтированном основании.
Для проведения закаливающих процедур и игр с водой в летнее время вблизи физкультурной площадки предусматривается плескательный бассейн площадью 21 м2 и глубиной 0,25 м. Если дошкольное учреждение рассчитано на 200 детей, рекомендуется строительство открытых плавательных бассейнов размером 3х7 м, глубиной не более 0,8 м. Спуском в бассейн служит лесенка с поручнем (высота подъема ступеней – 10 см).
Открытый бассейн располагают ближе к старшим группам. Перед бассейном устанавливают душевые и устройства для мытья ног (ванна глубиной 15 см), а также раздевалки (для мальчиков и девочек) – со скамьями и вешалками для полотенец.
Планируя строительство детского учреждения, надо предусматривать запасные лестницы и входы на случаи быстрой эвакуации или изоляции групп. Даже в здании небольшого дошкольного учреждения, например яслей или детского сада, предназначенного для 25 детей, должно быть не менее двух выходов – основного и запасного. В детских учреждениях, рассчитанных на большее количество детей, допускается устройство общего входа в две группы преддошкольного возраста (при расположении одной из них на втором этаже). Устройство общего входа для групп дошкольного возраста допускается не более чем на три группы.
Здания яслей и детских садов рекомендуется строить в один-два этажа, так как наблюдения показали, что подъем детей и персонала на третий этаж и выше сильно утомляет их, неблагоприятно сказывается на их сердечнососудистой и дыхательной системах. Большая этажность, кроме того, затрудняет в случае необходимости (пожар, землетрясение и др.) быструю эвакуацию детей из здания.
В зданиях дошкольного учреждения, имеющих дошкольных учреждений, имеющих два этажа, второй этаж, как правило, надо отводить для детей старшего возраста. Исключение делают только для ночных групп, которые желательно размещать на первом этаже.
Лестницы должны обеспечивать удобный и неутомительный подъем и спуск и давать возможность одновременно передвигаться по ним большому количеству детей. При проектировании лестниц учитывается средняя длина шага и высота подъема ноги при каждом шаге. Исходя из этого, глубина ступеней лестницы составляет 27-30 см, а высота подъема 12-14 см. Для исключения возможности столкновения поднимающихся и спускающихся по лестнице детей, ширина лестницы должна быть не менее 1,3 м. Каждый марш лестницы при этом включает в себя не менее 10-13 ступеней.
С целью предупреждения несчастных случаев и травм лестницы детских учреждений ограждаются решетками высотой 1,3 м с пролетами между прутьями не более 12 см. Лестницы должны иметь двойные перила, одни из которых – низкие (45 см от пола) предназначаются для детей, а другие, более высокие – для взрослых. Перила окрашиваются в яркие цвета (красный, оранжевый, зеленый, голубой и синий).
3. Состав и назначение помещений групповой ячейки.
Главная часть здания дошкольного учреждения – групповая ячейка, состоящая из основных и вспомогательных помещений, имеющих удобную связь с остальными частями здания.
В комбинированном дошкольном учреждении (ясли-сад) предусмотрено три группы помещений: для детей преддошкольного возраста, дошкольного возраста и административно-хозяйственные. Такая планировка обусловлена особенностями воспитательно-оздоровительных мероприятий, проводимых с детьми разных возрастов. В одноэтажных зданиях в одном крыле размещаются преддошкольные группы, в другом – дошкольные; административно-хозяйственные помещения находятся между ними.
При проектировании дошкольных учреждений с большим числом групп целесообразна блочная или павильонная система, при которой отдельные блоки с групповыми ячейками соединены между собой закрытыми переходами. При этом возможна полная изоляция групп, что препятствует распространению инфекционных заболеваний в случае их возникновения.
В состав групповой ячейки для детей ясельного возраста входят: приемная, игральная, спальня, туалетная и буфетная; для дошкольного возраста – раздевальная, групповая, спальня, туалетная, буфетная.
Спальни для детей младшей ясельной группы должны разделяться на две зоны остекленной раздвижной перегородкой.
Для гимнастических и музыкальных занятий предусматривают залы площадью 75 м2 в яслях-садах вместимостью до 140 мест и 100м2 – от 140 до 190 мест. В учреждениях на 280-330 мест оборудуются два зала площадью 100 и 50 м2 или по 75 м2 каждый. При залах необходимо размещать кладовую для хранения физкультурного инвентаря площадью 6 м2.
Информация о работе Гигиенические принципы прокетирования и строительства доу