Государственное управление здравоохранением в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

В ходе проводимой реформы, современная система здравоохранения переживает значительные организационно-правовые и содержательные преобразования: создана законодательная база для реформы здравоохранения, направленная на децентрализацию государственной системы медицинского обслуживания и управления здравоохранением; реализуется система обязательного медицинского страхования, проводится структурная перестройка отрасли, развивается частный сектор здравоохранения.

Файлы: 1 файл

Гос. управление здравоохранением учебник.doc

— 939.00 Кб (Скачать файл)

 

Представляется целесообразным принятие отдельного федерального закона «Об основах организации и деятельности медицинского учреждения», поскольку в настоящее время многие вопросы управления деятельностью медицинских учреждений, в том числе и вопросы административно-правового статуса, остаются нормативно неурегулированными. Названный закон, в котором следует предусмотреть основные права и обязанности медицинского учреждения; порядок его создания, реорганизации и ликвидации; вопросы управления медицинским учреждением; источники финансирования и обязанности учреждения в отношении закрепленного за ним имущества; виды деятельности и ответственность за неисполнение данного закона, позволит восполнить пробелы в законодательстве, регулирующем отношения, складывающиеся в процессе деятельности медицинских учреждений, а также дополнит положения Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, касающиеся организации охраны здоровья граждан.

 

Нуждается в серьезной  корректировке организационно-правовая форма медицинских учреждений. Необходимость проведения подобной реформы в отрасли здравоохранения обусловлена целым кругом факторов правового, экономического, организационного и другого характера, среди которых: дефицит выделения бюджетных средств (в то время, когда одним из самых важных условий эффективного функционирования учреждений здравоохранения является своевременное, бесперебойное и достаточное бюджетное финансирование); неурегулированность отношений государственных учреждений с собственником (что связано, прежде всего, со спецификой конструкции права оперативного управления, предопределяющего своеобразие содержания имущественных прав учреждения); наличие субсидиарной ответственности собственника по обязательствам учреждения (что во многом лишает учреждение стимулов к рациональному использованию выделяемых средств, имеет своим следствием бюджетные ограничения финансово-хозяйственной деятельности, т. к. любые обязательства учреждения должны быть в конечном итоге покрыты его собственником); отсутствие должного контроля со стороны соответствующих органов за деятельностью учреждений здравоохранения.

 

Чтобы достичь положительного результата и одновременно избежать негативных последствий реформы, на первом этапе целесообразно отработать механизм создания автономных некоммерческих организаций на базе частных стоматологических учреждений, либо создать такие организации в нескольких регионах (пилотные проекты), с последующим изучением и обобщением этого опыта. Кроме того, имеет смысл внимательно изучить опыт работы некоммерческих организаций, уже созданных на базе бюджетных учреждений, а также формы взаимодействия государственных учреждений и частных организаций.

 

Научно обоснованный подход к решению проблем государственного управления здравоохранением в России предполагает как дальнейшее развитие ее теоретических аспектов, так и совершенствование правового регулирования.

 

Примечания 

 

1

 

Манохин В.М. Российское административное право / Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. – М.: Юристъ, 1996. – С. 268–269.

(обратно)

 

2

 

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (в ред. от 29.12.2006. № 258-ФЗ)// Ведомости СНД  и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1318.

(обратно)

 

3

 

Постановление Правительства  РФ от 15.05.2007 № 286 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год» // СЗ РФ. 2007. № 21. Ст. 2509.

(обратно)

 

4

 

См.: Межотраслевые связи  здравоохранения развитых капиталистических  стран. Ч.1. Научный обзор. – М., 1975. – С.8.

(обратно)

 

5

 

См., например, ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О медицинском страховании граждан  в Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О лекарственных  средствах», Закон РФ «О донорстве крови и ее компонентов» и др.

(обратно)

 

6

 

См.: Клименко А.В. Теория государства и права / А.В. Клименко, В.В. Румынина. – М.: Мастерство: Высшая школа, 2000. – С. 28; Братановский С.Н. Теория государства и права / С.Н. Братановский. – М.: Приор-издат. 2003. – С. 25; Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах / А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2002. – С. 56–58.

(обратно)

 

7

 

Конин Н.М. Административное право Российской Федерации / Н.М  Конин, В.В.Журик, М.П. Петров / Под ред. д.ю.н., проф. Н.М. Конина. – М.: Норма, 2005. – С. 306.

(обратно)

 

8

 

См.: Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения / Под ред. Ю.П.Лисицына, Т.1. – М.: Медицина, 1987. – С.10.; Шабайлов В.И. Управление здравоохранением в СССР / В.И. Шабайлов. – М.: Юридическая литература, 1968. – С.12.; Бахрах Д.Н. Административное право России. Ч.3. / Д.Н. Бахрах. [и др.] – Екатеринбург: Диамант, 1997. – С.214.

(обратно)

 

9

 

Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. –  М.: Юристъ, 2004. – С.606.

(обратно)

 

10

 

Шевченко Ю. Л. Врач и  государство, здравоохранение и  нравственность, медицина и право // Экономика здравоохранения. 1999. № 11–12. С. 13–17, 20–25.

(обратно)

 

11

 

Социальный менеджмент: Учебник. / Под ред. Д.В.Валового. –  М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез» Академии труда и социальных отношений, 1999. – С.78.

(обратно)

 

12

 

Лисицын Ю.П. Социальная гигиена (медицина) и / Ю.П.Лисицын. [и  др.] / Под ред. Ю.П.Лисицына. – М.: Приор-издат, 1999. – С. 655.

(обратно)

 

13

 

Там же. С. 321.

(обратно)

 

14

 

Акопян А. С. Здравоохранение  в рыночной России // Общественные науки  и современность. 2004. № 6. С. 56.

(обратно)

 

15

 

Голухов Г.Н. Медико-производственный комплекс: современное состояние  и перспективы развития / Г.Н. Голухов, Н.А. Мешков, Ю.В. Шиленко. / Под ред. В.К.Леонтьева, В.З.Кучеренко. – М.: Алтус, 1998. – С. 21.

(обратно)

 

16

 

Стародубов В.И., Тихомиров  А.В. Разграничение общих и частных  отношений органов управления здравоохранением с учреждениями здравоохранения // Главврач. 2002. № 11. С. 18–23.

(обратно)

 

17

 

Тихомиров А.В. Здравоохранение: правовой аспект // Здравоохранение  в Российской Федерации. 2004. № 2. С. 11–18.

(обратно)

 

18

 

См.: Государственное  управление: основы теории и организации / Под ред. В.А.Козбаненко. – М.: Статут, 2000. – С. 740.

(обратно)

 

19

 

Путило Н.В. Комментарий  к Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан // АО «Консультант Плюс». Консультант  Плюс: Высшая школа, 2006, весна, вып. 5. Диск CD-ROM.

(обратно)

 

20

 

Акопян А.С. Здравоохранение в рыночной России // Общественные науки и современность. 2004. № 6. С. 58–59.

(обратно)

 

21

 

Лисицын Ю.П. Панорама охраны здоровья. Реструктуризация медицинской  помощи и нерешенные вопросы приватизации в здравоохранении / Ю.П. Лисицын, А.С. Акопян. – М.: ЦРЧ МЗ РФ, 1998. – С. 13–14.

(обратно)

 

22

 

См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26 мая 2004 г.; Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г.; Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. // РГ. 2004. 27 мая; 2005. 26 апр.; 2006. 11 мая.

(обратно)

 

23

 

См.: План подготовки первоочередных актов по реализации приоритетных национальных проектов, решения по которым необходимо принять в 2005 году и в I квартале 2006 г., утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2005 г. N 1926-р // СЗ РФ. 2005. № 47. Ст. 4956.

(обратно)

 

24

 

Более подробно суть тактических  задач Министерства изложена в Программе  социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 годы), утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 38-р. // СЗ РФ. 2006 г. № 5. Ст. 589.

(обратно)

 

25

 

Яковлева Т.В. Современные  проблемы законодательного регулирования  в сфере здравоохранения // Управление здравоохранением. 2004. № 3. С. 43–52.

(обратно)

 

26

 

См.: Иванова О. Несогласованность  действий не допустим! // сайт: Московские аптеки фармацевтический вестник. http://www.mosapteki.ru (16 мая 2006 г.)

(обратно)

 

27

 

Давыдов М. Здоровье не купишь. // Деловые люди. 2006. № 1. С. 24–31.

(обратно)

 

28

 

Выдержки из стенографическогоотчетао заседании Государственного совета «О первоочередных мерах по реализации приоритетных национальных проектов»(выступление  Первого заместителя Председателя Правительства Дмитрия Медведева)27 января 2005 г.

(обратно)

 

29

 

Гусева Д. Россияне ничего не знают о социальных реформах и  не верят в их успех // Время новостей. 2005. 11 февраля. С.6; Григорьева Н.С. Гражданин  и общество в контексте реформы  здравоохранения // Управление здравоохранением. 2001. № 4. С. 88; Ольсевич Ю., Мазарчук В. О специфике экономических институтов социальной сферы // Вопросы экономики. 2005. № 5. С. 59.

(обратно)

 

30

 

Григорьева Н.С. Гражданин  и общество в контексте реформы  здравоохранения // Управление здравоохранением. 2001. № 4. С. 88.

(обратно)

 

31

 

Blakemore K. Are Professionals Good for you? Health Policy and Health Professionals // Blakemore K. Social Policy: An Introduction. Philadelphia: Open University Press, 1998.

(обратно)

 

32

 

Хомякова В. В. Хорошо ли, когда управляют врачи? Профессионалы  и политика (по книге К. Блейкмора  «Социальная политика: введение») // Управление здравоохранением. 2001. № 4. С. 98–99.

(обратно)

 

33

 

Пидде А., Кривошеев Г., Киселев А. Проблемы выхода из кризиса российского здравоохранения. // Общество и экономика. 2001. № 1. С.160.

(обратно)

 

34

 

Григорьева Н. С. Гражданин  и общество в контексте реформы  здравоохранения // Государственное  управление. 2001. № 4. С. 82.

(обратно)

 

35

 

Григорьева Н. С. Гражданин и общество в контексте реформы здравоохранения // Государственное управление. 2001. № 4. С. 86–87.

(обратно)

 

36

 

Раскин Д.И. Несостоявшаяся реформа управления здравоохранением // Вопросы истории. 2006. № 4. С. 149–154.

(обратно)

 

37

 

Куделя Е.Д. Управление здравоохранением в Российской Федерации (организационно-правовое исследование). Дисс…. канд. юрид. наук. Кисловодстк. – 2002. С. 104.

(обратно)

 

38

 

Герасименко Н.Ф. Состояние  и перспективы правового регулирования  охраны здоровья населения Российской Федерации. // Здравоохранение. 2003. № 2. С. 5.

(обратно)

 

39

 

Глашев А.А. Медицинское  право: Практическое руководство для  юристов и медиков / А.А. Глашев. –  М.: Волтерс Клувер, 2004. – С. 68.

(обратно)

 

40

 

Драгонец Я. Современная  медицина и право. (Пер. со словац. Л.И. Бадь) / Я. Драгонец, П. Холлендер. – М.: Юридическая литература, 1991. – С. 5.

(обратно)

 

41

 

См. § 215, 216, 218–220 Законов  Хаммурапи // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. проф. З.М. Черниловского. М.: Зерцало, 1973. – 34–53.

(обратно)

 

42

 

Попов В.Л. Правовые основы медицинской деятельности / В.Л. Попов, Попова Н.П. – СПб.: Деан, 1999. – С. 5.

(обратно)

 

43

 

Там же. С. 6.

(обратно)

 

44

 

Герасименко Н.Ф. Состояние  и перспективы правового регулирования охраны здоровья населения Российской Федерации // Здравоохранение в Российской Федерации. 2003. № 2. С. 3.

(обратно)

 

45

 

Постановление ВС РФ от 22.11.1991 № 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости СНД  РСФСР и ВС РСФСР». 1991. № 52. Ст. 1865

(обратно)

 

46

 

Герасименко Н.Ф. Проблемы и перспективы формирования законодательной  базы в области охраны здоровья на федеральном и региональном уровнях // Управление здравоохранением. 2001. № 3. С. 8.

(обратно)

 

47

 

Сергеев Ю.Д., Милушин М.И. Становление и теоретические проблемы российского законодательства о здравоохранении. // Медицинское право. 2005. № 3. С. 5.

(обратно)

 

48

 

Никульникова О. В. Государственное  управление здравоохранением в России / О.В. Никульникова. – Энгельс: Регион, 2001. – С. 74.

(обратно)

 

49

 

Указ Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. N 511 «О классификаторе правовых актов» (с изменениями от 28 июня 2005 г.) // СЗ РФ. 2000. № 12. Ст. 1260.

(обратно)

 

50

 

Ковалевский М.А. Проблемы формирования российского регионального законодательства в сфере здравоохранения // Правоведение. 2003. № 3. С. 75.

(обратно)

 

51

 

Тихомиров Ю.А. Теория закона / Ю.А. Тихомиров. – М.: Наука, 1982. –  С.122.

(обратно)

 

52

 

Найговзина Н.Б. Система  здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовые аспекты / Н.Б. Найговзина, М.А. Ковалевский – М.: Классик-Консалтинг, 1999. – С. 46–54.

(обратно)

 

53

 

Решение Саратовской  городской Думы от 15 декабря 2005 г. № 66-645 (в ред. от 28 июля 2006 г. № 8-57) «О Программе социально-экономического развития города Саратова на 2006–2008 годы» // Саратовская панорама – спецвыпуск. 2005. 29 декабря. С. 4.

(обратно)

 

54

 

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в  ред. от 10 мая 2007 г. № 70-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; 21 мая 2007.

(обратно)

 

55

 

Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 26.06.2007 № 118-ФЗ) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; от 02.07.2007.

(обратно)

 

56

 

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 30.12.2006 г. № 271-ФЗ) // СЗ РФ 2002. № 1 (ч.1). Ст. 3; 2006. № 1 (ч 1). Ст. 34.

(обратно)

 

57

 

Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 20.04.2007. № 54-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 1 (Ч.1). Ст. 1; 2007. № 17. Ст. 1930.

(обратно)

Информация о работе Государственное управление здравоохранением в Российской Федерации