Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 11:51, курсовая работа
Цель данной работы: изучение характеристики водных извлечений и их применение.
Задачи:
охарактеризовать водные извлечения, их классификацию;
обозначить разницу между отварами и настоями;
рассмотреть технологию водных извлечений;
изучить применение настоев и отваров в народной медицине.
7. Многокомпонентные водные извлечения из ЛРС, требующего разнопланового режима настаивания.
В этом случае извлечения готовят отдельно. Количество извлекателя – воды – при этом должно быть максимально (не менее чем десятикратное количество по отношению к массе ЛРС с учетом Кв/п).
8. Лекарственные формы, содержащие водные извлечения из сырья и твердые лекарственные вещества, растворимые в воде.
Особенности:
9. Технология водных извлечений с использованием экстрактов–концентратов.
Водные извлечения из экстрактов–концентратов готовятся значительно быстрее. Они получаются всегда одинаковые, так как экстракты–концентраты стандартизированы. При изготовлении водных извлечений из экстрактов–концентратов можно пользоваться концентрированными растворами лекарственных веществ. Если врач выписал водное извлечение из сырья, а в аптеке есть экстракт–концентрат данного сырья, то проще и быстрее использовать экстракт–концентрат. Но в данном случае на обороте рецепта нужно указать, что приготовлено из экстракта–концентрата (на латыни пишется экстракт–концентрат и его количество). Это делается для того, чтобы не вводить больного в заблуждение, так как водное извлечение из ЛРС и из экстракта–концентрата разные по цвету.
В аптеке используется два вида экстрактов–концентратов:
Сухие экстракты–концентраты – Extracta sicca standartizata. Они готовятся в заводских условиях и используются в соотношении 1:1 по отношению к ЛРС. Например: экстракт термопсиса, травы горицвета весеннего, корня алтея.
Жидкие экстракты–концентраты – Extracta fluida standartizata. Тоже готовятся в заводских условиях (экстракция слабым раствором этанола 20–40%). Готовят в соотношении 1:2, то есть его необходимо взять в два раза больше, чем ЛРС по рецепту.
Водные извлечения, приготовленные с использованием экстрактов–концентратов, хранят по приказу МЗ РФ №214 по общим правилам.
Особенности приготовлени водных извлечений из сухих экстрактов–концентратов:
Особенности приготовления водных извлечений из жидих экстрактов–концентратов:
10. Слизистые водные извлечения
Срок хранения – 2 суток (приказ МЗ РФ №214). Эти водные извлечения готовят при комнатной температуре:
По консистенции слизи представляют собой густые вязкие жидкости, которые являются гигроскопичными золями. Они несовместимы со спиртами, кислотами, щелочами, таннином и некоторыми другими веществами.
Все слизи являются природными высокомолекулярными соединениями, которые применяются в медицине как набухающие, мягчительные, обволакивающие средчтва в виде микстур и клизм. Некоторые слизи используют в качестве эмульгаторов (слизь крахмала, салепа). В рецептуре аптек две слизи – слизь корня алтея и слизь семян льна. Их готовят экстемпорально.
Слизи обязательно оформляются дополнительной этикеткой "хранить в прохладном месте", так как быстро подвергаются микробной порче и этикеткой "перед употреблением взбалтывать", так как система полидисперсна [4].
3. ПРИМЕНЕНИЕ НАСТОЕВ И ОТВАРОВ В НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЕ
3.1 Лечение настоями
Лечение настоями – один из самых давних способов лечения, применяемый в народной медицине.
Настои представляют собой водные извлечения из тех частей растений, которые довольно легко отдают действующие целебные компоненты (цветки, стебли, листья, плоды).
Применение настоев для лечения болезней и укрепления здоровья началось в глубокой древности. Еще на самых ранних стадиях развития человечества, добывая продукты питания, человек знакомился с дикорастущими цветами, травами, ягодами и корнями. На данном этапе своего развития люди имели лишь эмпирическое представление об окружающем их мире, связывая его только с растительным миром. Понемногу люди накапливали знания о свойствах тех или иных растений, употребляя их сначала только в пищу, а позднее и для лечения болезней.
Целебные настои – ровесники рода человеческого. Из поколения в поколение передавались рецепты, накапливался опыт, улучшались практика и технология их изготовления и составы, уточнялось время сбора трав, цветов, листьев, плодов и кореньев.
Первые документальные упоминания рецептов настоев можно отыскать на глиняных табличках цивилизаций Междуречья (у шумеров и др.), египетских папирусах, у арабских, греческих и римских авторов. Примечательно то, что большинство этих рецептов не утратили своего значения и в наши дни. Так, к примеру, римским легионерам в трудных походах и перед боем давали настой чеснока. По мнению римлян, он усиливал выносливость воинов, их ярость и отвагу во время боя, способствовал быстрому заживлению полученных ран. Но ведь и с нынешней точки зрения, настой чеснока за счет содержания в нем большого количества витаминов, микроэлементов, фитонцидов, не только повышает трудоспособность человека, улучшает самочувствие, но и укрепляет иммунную систему и защитные функции организма.
Очень широко лечение настоями применялось в древней Палестине, Египте, Византии, Греции, Риме, в Индии и Китае. Почти без изменений дошли до нас из глубокой древности рецепты грудных, желудочных, желчегонных, мочегонных, потогонных и других настоев.
Много любопытных сведений по лечебному употреблению настоев приведено древними мыслителями и врачами: Гиппократом, Диоскоридом, Плинием, Галеном, Ибн Синой (Авиценна), Парацельсом и др. Так, к примеру, Гиппократ рекомендовал настой мяты для активизации умственной деятельности и смягчения простудных явлений.
Авиценна использовал настои шиповника, приготовленные из ягод и листьев этого растения, а также более сложные «комплексные» рецепты, включающие шиповник в качестве общеукрепляющего средства и применяемые для лечения всяческих форм кожных заболеваний.
Парацельс изготавливал настои из плодов аниса, фенхеля, тмина, корней солодки, листьев крапивы и травы зверобоя. Он лечил ими болезни желудочно–кишечного тракта и почек. Парацельс рекомендовал настои как для внутреннего, так и для наружного употребления – в виде примочек, компрессов и т. п.
Лечение настоями было известно и у предков славян. Интересно, что в отличие от других народов славяне реже использовали травянистые виды растений, предпочитая лесные деревья – березу, вербу, сосну, ель, можжевельник, ясень, клен, липу, кизил, боярышник и другие. Настой из березовых почек использовался при болезнях почек и мочевого пузыря. Из сосновых почек применялся в качестве дезинфицирующего средства, из сосновой хвои славяне готовили витаминный настой. Настой из можжевельника принимали для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения. Зная о том, что цветы липы обладают противовоспалительным и смягчающим действием, наши предки пользовались настоем из них для полосканий рта и зева. В виде припарок и примочек настой липы применялся при ожогах, язвах, груднице, болях в суставах.
Живший в конце XI – первой половине XII века митрополит Илларион, известный как автор «Слова о Законе и Благодати» и позднее почитаемый русским народом как святой, был, помимо того, широко известным народным целителем. Он лечил болезни разнообразными травами и настоями из них. В находившемся в его ведении монастыре под наблюдением греков монахи обучались искусству лечения. Кроме того, ими использовался богатый опыт язычества.
Жрецы–язычники умели предсказывать будущее, лечили болезни, насылали и снимали порчу. Зная силу и действие многих полезных и вредных трав, они умеючи ими пользовались. Собственно эти знания и перенимали монахи у язычников.
В Европу сведения о врачевании настоями стали проникать, начиная с XII века. В эпоху крестовых походов рыцари разоряли завоеванные земли. В первую очередь их внимание привлекали монастыри, в которых находились богатые библиотеки. И так книги арабских и византийских целителей попали в страны Европы и использовались монахами для изучения лечебных свойств растений.
Безусловно, и в Европе были люди, знавшие о целебных свойствах различных трав и хранившие рецепты приготовления из них настоев. Тем не менее христианская церковь жестоко их преследовала, обвиняя в ереси, колдовстве.
Ведуньи и ведуны на Руси, шаманы в Сибири и в Африке, знахари в Европе и на Востоке были, обычно, людьми, тонко чувствовшими и понимавшими природу. По всей вероятности, многие из них обладали парапсихологическими способностями, позволявшими на интуитивном уровне понять природу заболевания и найти способ его лечения. Вероятно, поэтому при использовании настоев или других средств практиковались так называемые нашептывания, заговоры, камлания и т. д. как способ вхождения в биопсихологический контакт с больным.
Многовековые традиции сбора трав, цветов, листьев и плодов для изготовления настоев обрастали большим количеством обрядов, различного рода табу. Так, к примеру, считалось, что на чудодейственную силу той или иной травы, используемой в настое, можно рассчитывать только если она сорвана в «тайное время» – на ранней заре, когда пропели первые петухи, или, когда она собрана в скрытом от глаз прохожих месте. Прочие растения также требовалось рвать в строго определенное время года, когда они обладают своими целительными свойствами в наибольшей степени (например, на Ивана Купалу, в день Святой Богородицы). На сегодняшний день наукой в самом деле доказано, что такие факторы, как освещение солнцем, суточные циклы, качество почвы, имеют исключительное значение для обмена веществ в растениях и самым непосредственным образом влияют на их лечебные качества.
Есть сведения, что старые знахари обладали разными секретами приготовления настоев или, как их еще называли, «целебных снадобей». В своей практике они использовали как горячий, так и холодный способы изготовления.
Горячий способ заключался в следующем: подготовленное исходное сырье высыпалось в посуду, заливалось кипятком и настаивалось на водяной бане. Настои готовили из расчета 1 часть сырья на 10 частей воды. Из некоторых растений для внутреннего употребления готовились менее концентрированные снадобья, в которых соотношение травы и жидкости составляло не 1:10, а 1:20 или 1:30 и т. д.
Некоторые настои делались и без водяной бани. В данном случае измельченные частицы растений заливались кипятком и ставились в горячую печь. При этом нужно было следить за тем, чтобы настой не кипел. Подобный способ приготовления настоя практически не отличается от заварки обычного чая.
Кое–какие снадобья народные целители готовили холодным способом. Они заливали заранее приготовленную смесь необходимым количеством кипяченой воды комнатной температуры, накрывали крышкой и настаивали (от нескольких часов до нескольких суток).
Настои применяли и в качестве косметического средства. Знамениты легенды о чудодейственных рецептах настоев Клеопатры, поддерживавших ее красоту и молодость. Царица каждый день протирала лицо настоем лепестков роз, а для волос использовала настой листьев мяты и цветов ромашки. Ухаживая за кожей тела, она изготовливала настои различных цветов, которые также добавляла в воду для ванны.
Информация о работе Характеристики водных извлечений и их применение