Инфекционные болезни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 12:10, контрольная работа

Описание работы

наиболее часто встречающися детские инфекционные болезни

Файлы: 1 файл

lдетские инфекции.docx

— 252.53 Кб (Скачать файл)

Дети старшего возраста и  взрослые переносят это заболевание  тяжелее, с высокой температурой, резкой головной болью, значительным увеличением  лимфатических узлов.

Опасна эта инфекция только для женщин в первые три месяца беременности, вреднее для ее ребенка. Дело в том, что вирус краснухи способен избирательно поражать эмбриональную  ткань, повреждая формирующиеся  органы плода и вызывая тяжелые  пороки развития.

Беременность, совпавшую  в первые месяцы с краснухой, лучше  прервать. А как быть беременной женщине, если она была в контакте с больным краснухой - например, заболел  ее старший ребенок? В том случае, когда она твердо знает, что в  детстве перенесла краснуху, можно  быть спокойной, эта инфекция дает стойкий  иммунитет и не повторяется.

Но если не болела, надо посоветоваться с акушером - гинекологом женской  консультации. Возможно, и в этой ситуации беременность лучше прервать, так как краснуха может протекать  стерто, незаметно для матери, но угроза для плода при этом сохраняется.

Инфекционный (вирусный) паротит.

У этого заболевания есть и другое, более знакомое название - свинка. Паротитная инфекция менее  заразна, вероятность заболевания  при контакте, не превышает 50%. Заражение  происходит воздушно - капельным путем, главным образом в тех случаях, когда здоровый человек оказывается  в одном помещении с больным. Попадая в организм через слизистую  оболочку носа, рта, глотки, вирус паротитной инфекции поражает преимущественно  центральную нервную систему  и железистые органы - слюнные железы, поджелудочную железу, у мальчиков - яички.

Инкубационный период - от 11 до 21 дня и лишь редко - до 26 дней. Поэтому в детских учреждениях  при выявлении случаев паротитной инфекции устанавливается карантин на 21 день.

Заболевание обычно начинается остро, с повышения температуры  до 38-39 градусов, головной боли. Если в  процесс вовлечены околоушные слюнные  железы, а это бывает чаще всего, ребенок жалуется на то, что ему  больно жевать и глотать. Впереди  уха, вдоль восходящей ветви нижней челюсти, под мочкой и позади ушной  раковины появляется опухоль, обычно сначала  с одной, а через 1-2 дня и с  другой стороны.

У мальчиков подростков при  паротитной инфекции нередко развивается  еще и орхит - воспаление яичка. В  этих случаях не сразу, а к концу  первой недели заболевания снова  повышается снизившаяся было температура, возникают головная боль, боль в  мошонке, иррадирующая в паховую  область, яичко увеличивается в  размерах, мошонка растягивается, отекает, становится болезненной.

Естественно, что у подростка  и юноши это вызывает тревогу. Надо успокоить его, сказать, что  через 5-7 дней все пройдет. Так она  в большинстве случаев и бывает. Однако родителям не следует забывать, что тяжело протекающий орхит, особенно двухсторонний, может привести в  будущем к бесплодию. Консультация педиатра и хирурга обязательна, и если будет назначено профилактическое лечение гормонами, надо аккуратно  провести весть курс. Иногда прибегают  к хирургическому вмешательству.

Типично для паротитной инфекции и воспалении поджелудочной железы, которое дает о себе знать схваткообразной, иногда опоясывающей болью в животе, тошнотой, рвотой, резким снижением  аппетита.

И наконец, нередки при  этом заболевании серозные менингиты. Это осложнение проявляется новым  скачком температуры на 3-6 день болезни, головной болью, рвотой. Ребенок становится вялым, сонливым, иногда у него возникают  галлюцинации, судорожные подергивания, может быть потеря сознания.

Но как ни тяжелы эти  явления, длятся они недолго, и заканчивается  серозный менингит вполне благополучно, не отражаясь на последующем развитии ребенка.

Детей, больных паротитной инфекцией, как правило лечат  дома. По назначению врача можно  давать жаропонижающие и обезболивающие средства, например анальгин, на распухшие  слюнные железы положить на 3-4 часа сухой согревающий компресс. При  орхите, наоборот, кладут на то же срок на воспаленное яичко салфетки, смоченные  холодной водой, сменяя их по мере согревания. Рекомендуется также до тех пор, пока не стихнут воспалительные явления, носить суспензорий (его можно купить в аптеке). Если орхит протекает  тяжело, показано стационарное лечение.

При серозном менингите ребенку  требуется постоянное медицинское  наблюдение, лучше всего в стационаре. В таких случаях диагностической  и лечебной целью нередко делают спинномозговую пункцию. Этой процедуры  не бойтесь. Она не так болезненна, как многим кажется, и для ребенка  просто благотворна, потому что сразу  же облегчает головную боль и улучшает общее состояние.

Для профилактики паротитной инфекции до недавнего времени существовало только одно средство - избегать контакта с больным. Сейчас проводятся профилактическая вакцинация. Прививку делают в 14 месяцев. Особенно важна она для мальчика, ибо орхит, как уже говорилось, может иметь весьма тяжелые последствия.

Скарлатина.

Это заболевание относится  к группе инфекций, вызываемых стрептококками, поэтому заразится можно не только от больного скарлатиной, но в некоторых  случаях и от больных стрептококковой  ангиной или назофарингитом. И  наоборот, люди бывшие в контакте с  больным скарлатиной, могут заболеть ангиной.

Больной становится заразным с момента заболевания. Длительность этого периода зависит от того, как протекает болезнь, если без  осложнений, то уже через 7-10 дней выделение  стрептококка прекращается. Если же развиваются  осложнения, особенно гнойные, то заразный период затягивается. Длительно могут  выделять стрептококк и больные ,у которых имеются воспалительные заболевания носоглотки - тонзиллит, ринофарингит.

Инфекция передается воздушно капельным путем при контакте с больным, но возможно ее передача и через игрушки, книги, общее  полотенце.

Инкубационный период обычно короткий от 2 до 7 дней, но он может сокращаться  до суток, или удлиняться до 12 дней.

Заболевание, как правило, начинается остро, внезапным повышением температуры, рвотой, болью в горле. Через несколько часов, а иногда на другой день появляется сыпь, обычно в виде мелких точек на фоне покрасневшей кожи. Особенно густо располагается  она на щеках, которые становятся ярко-красными, оттеняя бледный, не покрытый сыпью носогубный треугольник. Другие типичные места интенсивной  сыпи - на боках, в низу живота, в паху, подмышечных впадинах, под коленями.

Сыпь держится 3-5 дней, но она может исчезать и намного  раньше. Легкая скарлатина обычно протекает  с кратковременными высыпаниями.

Самый постоянный признак  скарлатины - ангина, весь зев становится ярко-красным. Язык в первые дни покрывается  густым серо-желтым налетом, а со 2-3 го дня начинает очищаться с краев  и с кончика. Становясь тоже ярко-красным, с выраженными сосочками.

Конечно все это наиболее типичные симптомы, вариантов течения  болезни много, и в них разберется врач. Маме надо лишь внимательно последить  за ребенком и подробно рассказывать врачу обо всех изменениях его  состояния.

Бывает что диагноз  скарлатины по ее ранним признакам  установить не удается, и тогда приобретает  значение поздний симптом - шелушение  кожи, которое начинается на 2-3 неделе.

Наиболее частые осложнения скарлатины - отит, лимфаденит, нефрит. Они возможны и в тех случаях, когда скарлатина протекает легко, поэтому независимо от тяжести заболевания  ребенку назначают антибиотики. Опыт показал, что лечение этими  препаратами облегчает течение  заболевания, ускоряет выздоровление  и , что очень важно, предупреждает  осложнения.

Специальной диеты при  скарлатине не требуется, ребенка следует  кормить соответственно возрасту исключив трудноусвояемые, жирные и острые блюда.

В первые 5-6 дней ребенок  должен оставаться в постели, потом, если он себя чувствует хорошо, разрешите  ему вставать, но до одиннадцатого  дня режим остается домашним. Детский  сад, школу (первый-второй классы) можно  посещать не раньше чем через 22 дня  от начала заболевания.

Детские инфекционные болезни Полный справочник

ЧАСТЬ I ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 

ГЛАВА 1. ИНФЕКЦИЯ, ИНФЕКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС, ИНФЕКЦИОННАЯ БОЛЕЗНЬ 

Инфекционные болезни  широко распространены во всем мире, вызываются различными микроорганизмами. «Заразные» болезни известны с древних времен, сведения о них можно найти  в древнейших памятниках письменности: в индийских ведах, работах Древнего Китая и Древнего Египта. Описания некоторых инфекционных болезней, таких  как дизентерия, столбняк, рожа, сибирская  язва, вирусный гепатит и т. д., можно обнаружить в трудах Гиппократа (460–377 гг. до н. э.). В русских летописях инфекции описывались под названием поветрий, повальных моровых болезней, подчеркивая основной признак – массовость, высокую летальность и быструю распространенность среди населения. Описывались опустошительные эпидемии и пандемии инфекционных заболеваний. Известно, что в Средние века бушевала эпидемия чумы («черная смерть»), от которой вымерла треть населения Европы, а во всем мире от чумы в XIV в. погибли более 50 млн. человек. Во время Первой мировой войны была пандемия гриппа («испанка»), которая поразила 500 млн. человек, 20 млн. из них погибли. Длительное время о причине возникновения инфекционных болезней ничего не было известно, считали, что эти заболевания возникают в связи с «миазмами» – ядовитыми испарениями воздуха. Это учение в XVI в. сменилось учением о «контагиях» (Фраксторо). В XVII–XIX вв. были описаны многие детские инфекции, например корь, ветряная оспа, скарлатина и др. Полный расцвет учения об инфекционных болезнях пришелся на XIX в. в период бурного развития микробиологии и появления иммунологии в ХХ в. (Л. Пастер, Р. Кох, И. И. Мечников, Л. Эрлих, Г. Н. Минх, Д. К. Заболотный, Л. А. Зильбер). Успехи и достижения в микробиологии способствовали выделению инфекционных заболеваний в самостоятельную науку и дальнейшему развитию учений об этиологии, патогенезе, симптомах, лечении и профилактике инфекционных болезней. Вклад в разработку инфекций детского возраста внесли труды А. А. Колтыпина, М. Г. Данилевича, Д. Д. Лебедева, М. С. Маслова, С. Д. Носова и других ученых.

Инфекционные болезни  – большая группа заболеваний  человека, возникающих в результате воздействия на организм вирусов, бактерий и простейших. Они развиваются  при взаимодействии двух самостоятельных  биосистем – макроорганизма и  микроорганизма в условиях воздействия  внешней среды, причем каждый из них  имеет свою определенную биологическую  активность.

Инфекция – это взаимодействие макроорганизма с микроорганизмом  в определенных условиях внешней  и социальной среды, в результате чего развиваются патологические, защитные, приспособительные, компенсаторные реакции, которые объединяются в инфекционный процесс. Инфекционный процесс –  это сущность инфекционной болезни  и может проявляться на всех уровнях  организации биосистемы – субмолекулярном, субклеточном, клеточном, тканевом, органном, организменном.

Однако не каждое воздействие  возбудителя на организм вызывает болезнь. Инфекционное заболевание возникает  в том случае, если происходит нарушение  функции организма и появление  клинической картины. Таким образом, инфекционная болезнь – это крайняя  степень развития инфекционного  процесса. Если же при проникновении  возбудителя в организм не происходит формирования клинической картины, то говорят о здоровом носительстве, что может быть у детей с  остаточным специфическим иммунитетом  или у людей с врожденной естественной невосприимчивостью. Существует еще  и реконвалесцентное носительство, возникающее в период выздоровления  от инфекционной болезни. В зависимости  от условий инфицирования, свойств  инфекционного агента, состояния  макроорганизма (восприимчивость, степень  специфической и неспецифической  реактивности) описано несколько  форм взаимодействия микроорганизма с  организмом человека.

Манифестные формы (проявляющиеся  клинически) делятся на острые и  хронические. Также различают типичные, атипичные и молниеносные формы, в основном заканчивающиеся летально. По тяжести делятся на легкую, средней  тяжести и тяжелую формы.

При острой форме клинически проявляющейся инфекции возбудитель  пребывает в организме непродолжительное  время. Для этой формы характерна большая интенсивность выделения  больным возбудителей в окружающую среду, что создает высокую заразительность  больных. Многие инфекционные болезни  проходят в острой форме, например чума, оспа, скарлатина. Другие же и в острой, и в хронической – бруцеллез, гепатит В, дизентерия.

Хроническая форма заболевания  характеризуется более продолжительным  пребыванием возбудителя в организме, частыми обострениями и ремиссиями патологического процесса и в  случае своевременного лечения –  благоприятным исходом и выздоровлением, как и при острой форме.

Повторное заболевание вследствие заражения тем же инфекционным агентом  называют реинфекцией. Если происходит заражение другим инфекционым агентом  до выздоровления от болезни, то говорят  о суперинфекции.

Бактерионосительство –  это процесс, протекающий бессимптомно в острой или хронической форме. Возбудители в организме присутствуют, но манифестации процесса не происходит, и внешне человек остается здоровым. В организме выявляются иммунологические сдвиги, а также функциональные им морфологические нарушения в  органах и тканях, типичные для  данной болезни.

Важное эпидемиологическое значение имеет субклиническая форма  инфекции, так как такие больные  являются резервуаром и источником возбудителей при сохраненной трудоспособности и социальной активности, что осложняет  эпидемическую обстановку. Однако большая  частота субклинических форм некоторых  инфекций (дизентерия, менингококковая  инфекция, грипп и т. д.) способствует образованию массивной иммунной прослойки среди людей, что в определенной степени останавливает распространение этих инфекционных болезней.

Информация о работе Инфекционные болезни